Международные правозащитные организации "Международная Амнистия", "Хьюман Райтс Вотч", Международная Хельсинкская Федерация прав человека, и российские правозащитные НПО: Центр "Демос", Центр развития демократии и прав человека, Комитет "Гражданское содействие", Правозащитный центр "Мемориал", Московская Хельсинкская группа, Союз солдатских матерей России выступили с обращением к Совету Европы и Российской Федерации в связи с принятием Россией на себя полномочий председателя Комитета министров Совета Европы.

"Мы, российские и международные правозащитные организации, твердо убеждены, что данное событие сопряжено с особыми обязанностями и даёт новые возможности. Страна, выполняющая роль председателя этой межправительственной организации, провозгласившей уважение к правам человека, а также верховенства права и демократии и осуществляющей мониторинг соблюдения прав человека в странах-членах, должна продемонстрировать образец сотрудничества со всеми органами Совета Европы и уважения к его целям", - говорится в обращении.

Правозащитники отмечают, что Россия достигла существенного прогресса по ряду ключевых обязательств, взятых ею при вступлении в Совет Европы. В частности, ею подписана и ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и ряд других конвенций Совета Европы, осуществлена передача пенитенциарной системы под юрисдикцию Министерства юстиции, введены новые Уголовный, Гражданский и Процессуальный кодексы, установлен мораторий на смертную казнь.

"Тем не менее, мы обеспокоены тем, что Российская Федерация не выполнила ряд других обязательств, взятых ею при вступлении в Совет Европы, и не осуществляла последовательно сотрудничество с органами Совета Европы. Мы также озабочены тем, что за последние годы в России резко ослабла приверженность правительства делу соблюдения прав человека и основных свобод, в особенности, в сфере политических свобод, - говорится в заявлении. - Мы надеемся, что за время своего председательства в Совете Европы Россия предпримет существенные шаги, направленные на улучшение ситуации в области соблюдения и защиты прав человека в своей стране, а также будет содействовать аналогичным действиям в странах-членах Совета Европы. Мы полагаем, что посредством принятия мер, подобных нижеизложенным, Россия сможет продемонстрировать свою действительную приверженность целям Совета Европы, стремление к соблюдению прав человека, верховенство права и демократии".

Среди мер, предлагаемых России, на первом месте стоит "чеченская" проблематика. Правозащитники призывают российское государство положить конец произвольным задержаниям, пыткам, жестокому обращению, насильственным "исчезновениям" и внесудебным казням на Северном Кавказе и предпринять существенные шаги, направленные на пресечение безнаказанности на Северном Кавказе.

Кроме того, в обращении содержится призыв к российским властям покончить с жестокими злоупотреблениями в российских Вооруженных Силах, представить четкий и последовательный план действий, направленный на пресечение жестокой практики "дедовщины" в вооруженных силах, а также пересмотреть Закон о неправительственных организациях, который по мнению правозащитников, содержит положения, резко усиливающие контроль государства за деятельностью НПО, что может привести к еще более существенному политически мотивированному вмешательству в их работу.

Еще одна важная тема, на которую обращают внимание авторы обращения - реформа прокуратуры. Обязательство реформировать прокуратуру в соответствии со стандартами Совета Европы было взято на себя Россией при вступлении в Совет Европы, однако эта реформа до сих пор не произведена. Как отмечают правозащитники, прокуратура, как правило, не проводит незамедлительного, тщательного, беспристрастного и эффективного расследования по фактам заявлений о нарушениях прав человека. "Мы полагаем, что российское правительство должно незамедлительно всесторонне и тщательно пересмотреть деятельности прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами, обеспечив гражданам доступ к средствам эффективной правовой защиты, а также привлечение к ответственности виновных в нарушении прав человека", - говорится в докладе.

. Правозащитники также указывают на необходимость обеспечить полное сотрудничество России с Комитетом по предупреждению пыток (КПП) во исполнение взятых ею на себя обязательств. Речь идет о предоставлении Комитету доступа к местам содержания лиц, лишенных свободы; придании гласности планов, направленных на принятие реальных и очевидных мер по выполнению рекомендаций КПП, и разрешении на публикацию всех докладов КПП по итогам его визитов в Россию (в настоящее время Россия - единственная страна в Совете Европы не давшая такого разрешения,).

Авторы обращения призывают российский парламент безотлагательно ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), напоминая, что при вступлении в Совет Европы в 1996 г. Россия обязалась в течение одного года подписать и в течении трех лет ратифицировать его. Протокол № 6 к ЕКПЧ, предусматривает полную отмену смертной казни в мирное время.

Наконец, последняя рекомендация касается ратификации Европейской социальной хартии. При вступлении в Совет Европы Россия обязалась "изучить, с целью последующей ратификации, Европейскую социальную хартию". Россия подписала Хартию 14 сентября 2000 г.