К зиме 2007 года в Кемеровской области панируют ввести в эксплуатацию первую очередь горнолыжного туристического комплекса "Танай" в Промышленновском районе в предгорьях Салаирского кряжа недалеко от одноименного озера - Танай. Как сообщили ИА REGNUM в областной администрации, на его строительство в 2006 году инвестор - ЗАО "Холдинговая компания "Сибирский деловой союз" - планирует направить 245 млн. рублей. В результате в Кузбассе появится новый спортивно-развлекательный комплекс с четырьмя горнолыжными трассами, современными подъемниками, также будут построены гостиница, ресторан, автостоянка, пункты проката инвентаря.

Однако специалисты отмечают, что сроки экологической экспертизы по зимнему центру спорта недопустимо затянулись. Об этом корреспондент ИА REGNUM побеседовал с главным специалистом отдела охраны защиты леса Агентства лесного хозяйства по Кемеровской области Татьяной Ярцевой, которая была внештатным экспертом, признавшим проведенную экологическую экспертизу неудовлетворительной и недоработанной.

ИА REGNUM: С момента, как принято решение о создании горнолыжного комплекса "Танай", прошел год, но реализация проекта затягивается. Почему?

Материалы, обосновывающие место размещения объекта, находились на государственной экологической экспертизе в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области. Вынужденно продлялись сроки экспертизы, поскольку у специалистов возникла масса вопросов к исполнителю материалов по оценке воздействия намечаемого строительства на окружающую среду (далее ОВОС) - некоммерческой организации "Экология Сибири", директор которой - Анна Атапина.

На заседании экспертной комиссии пятеро из семи экспертов высказались о необходимости доработки по важным экологическим аспектам намечаемой деятельности. Например, предполагается выкорчевывать большое количество пней - а это значительные объемы отходов, но куда их девать, исполнитель не предусмотрел. Многие моменты противоречат земельному, лесному законодательству, немало вопросов по отходам, водопользованию, атмосфере, животному миру (ИА REGNUM уже сообщало, что часть строящегося горнолыжно-туристического комплекса "Танай" попадает на территорию Салаирского государственного заказника, где издавна проходят пути миграции лосей из Алтая в Кемеровскую область).

Нужное для области дело тормозится, потому что на экспертизу не представлены полные и достоверные сведения. И потому специалисты затрудняются с тем, как отвечать на ключевой вопрос: допустимо ли воздействие намечаемого строительства горнолыжного комплекса "Танай" на природу? В начале февраля вопросы и замечания экспертов были отданы Атапиной для доработки и исправления ОВОС, но ответы по существу так и не поступили. Спустя почти два месяца на заседании экспертной комиссии, в конце марта они были снова заданы нерадивому исполнителю.

ИА REGNUM: Когда и каким образом проводится экологическая экспертиза будущего строительства?

Прежде чем строить какой-либо объект, необходимо подготовить материалы по оценке воздействия намечаемого строительства на окружающую среду, то есть оценить, можно ли вообще начинать строительство в выбранном месте и как это отразиться на экологическом состоянии.

После согласования этих материалов, предоставляется проект, в котором поясняется, как собственники предполагают действовать с отходами, выбросами и прочими продуктами загрязнения окружающей среды. Чаще всего, если ОВОС не вызывает серьезных претензий экспертной комиссии, то проект получает одобрение и можно приступать к строительству.

ИА REGNUM: Неужели проведение оценки воздействия намечаемого строительства на окружающую среду не было учтено в проекте "Таная"?

В постановлении коллегии администрации области есть как раз и такой пункт: "Управлению Росприроднадзора по Кемеровской области оказать содействие заказчику в проведении государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации комплекса с оценкой воздействия на окружающую среду".

Получается, что неудачный выбор исполнителя ОВОС повлек за собой недопустимое затягивание сроков экспертизы. Чем руководствовалось руководство "Сибирского делового союза", когда заказывало ее проведение некоммерческой организации "Экология Сибири", непонятно. Ведь это не зарекомендовавший себя в Кузбассе уважаемый проектный институт. Деятельность АНО "Экология Сибири" даже не лицензирована. Человеку постороннему непонятен такой выбор исполнителя. Но есть предположение, что на него повлиял тот факт, что за экспертизу в Управлении Росприроднадзора отвечает родственница Анны Атапиной - заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области Ирина Атапина, которая непосредственно курирует проект по "Танаю". Остается открытым вопрос: насколько это законно?

Пока, видимо полагаясь на родственные связи, афилированная структура работает "спустя рукава". Иначе как объяснить, на мой взгляд, незаконные индивидуальные собеседования, которые проводит Ирина Атапина с экспертами, где они вынуждены растолковывать непонятливой дочурке, как она должна сделать свою работу. Прекрасная идея загублена бездарным исполнением?

Но, несмотря на ряд недоработок, причем очень существенных, безграмотная экспертиза получила положительную оценку заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области Ирины Атапиной.

ИА REGNUM: Кто несет потери в сложившейся ситуации?

Печально, но заложником в данной ситуации является заказчик - "Сибирский деловой союз". Оплатив исполнителю немалые средства, он продолжает нести всю полноту ответственности за провал этого дела. Ведь если эксперты отклонят ОВОС из-за обнаруженных существенных недоработок, то заказчику придется оплачивать повторное прохождение экологической экспертизы. А это новые расходы. И новое затягивание сроков реализации проекта.

В том случае, если у афилированной структуры - фирмы "Экология Сибири" - окажутся сильные связи, и ОВОС, несмотря на недоработки, будет принят, то заложниками ситуации станет опять же сам заказчик, и значительная часть жителей села Журавлева, проживающих на берегах озера Танай. Потому что в ходе реализации "одобренного экологической экспертизой проекта", всплывут все эти недоработки. Непродуманные решения по водоснабжению, очистке хозяйственно-бытовых стоков и отходов горнолыжного комплекса в итоге повлекут за собой экологические проблемы для озера Танай. А если сбудутся обещания властей по поводу ужесточения наказания за экологические правонарушения и платы за природопользование, то в дальнейшем хозяин комплекса будет нести бремя затрат на ликвидацию недоработок, либо оплачивать многочисленные штрафы из-за, неверных решений, в свое время продавленных.

При всех плюсах, что несет для области реализация проекта, связанного со строительством в Промышленновском районе горнолыжного комплекса "Танай" надо помнить о тех минусах, которые возможны в результате его некомпетентного и непрофессионального исполнения. Тем более, что сейчас планируется к реализации другой масштабный и многообещающий проект по строительству горнолыжного комплекса на горе Зеленая в Шерегеше. Здесь важно не допустить подобных ошибок и привлечь к его разработке действительно квалифицированных, зарекомендовавших себя, имеющих серьезную деловую репутацию специалистов.

ИА REGNUM: Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

Как эксперт, рассматривающий раздел "Охрана лесных и земельных ресурсов" считаю, что следовало к этой работе привлечь квалифицированных специалистов из проектных институтов. А мелкие фирмочки, вроде вышеупомянутой "Экологии Сибири" должны заниматься проектированием малозначительных объектов, типа разных пристроек к магазинам. Ведь при формальном и непрофессиональном подходе к исполнению масштабных и важных проектов дискредитируется сама идея охраны природы. Экспертиза в этом случае превращается в проплаченную формальность, а само Управление Росприроднадзора - в контору по оказанию платных экологических услуг.

Мы, безусловно, только "за", чтобы там был построен горнолыжный комплекс. Проект направлен на создание благоприятных условий для развития спортивно-туристского потенциала области и реализуется в рамках соглашения о партнерстве между администрацией Кемеровской области и "Сибирским деловым союзом". Но экспертизой должны заниматься специалисты. Если бы ОВОС провели бы грамотно, вопросов ни у кого не возникло бы. Но экспертиза сделана бездарно, протиснута под административным нажимом. Вот в чем беда.

Мнение Татьяны Ярцевевой подтвердили и другие специалисты: внештатный эксперт Елена Фатеева, начальник отдела экологической экспертизы Управления Росприроднадзора по Кемеровской области Наталья Кижаева, руководитель кузбасского Росприроднадзора Сергей Малахов. Малахов, в частности, отметил, что "разработку материалов по экологическому обоснованию намечаемой деятельности лучше доверять все же проектным институтам или таким признанным экологическим общественным организациям как "ИнЭкА" (Новокузнецк)". Он считает, что деятельность по разработке ОВОС должна быть лицензирована, и раньше требования закона на этот счет были строже.

К тому же, по словам экспертов, для качественной работы требуются не только специалисты, необходимо дорогостоящие программное обеспечение, исходный материал, который позволит сравнить, что было ранее на данной территории, и дать достоверный прогноз, что произойдет в результате намечаемой деятельности. В неделю Управление Росприроднадзора рассматривает до 10 материалов по экологическому обоснованию намечаемой деятельности, из них около 20% дорабатываются по замечаниям экспертов в процессе экспертизы, что приводит к затягиванию сроков рассмотрения на 3-4 месяца.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 12 мая коллегия администрации Кемеровской области одобрила проект возведения крупнейшего в регионе центра зимнего отдыха. Он расположится в Промышленновском районе, неподалеку от села Ваганово, на отрогах Салаирского кряжа. Специалисты уже говорят о больших перспективах нового спортивного объекта, где будут отдыхать не только кузбассовцы, но и жители Новосибирской, Томской областей. В конце 2006 года планируется ввести первую очередь комплекса. Полностью строительство завершится через 5-6 лет.