Итак, 22 мая в Киеве стартовал двухдневный саммит стран-участниц ГУАМ (Украина, Грузия, Азербайджан и Молдавия). По сути, президенты четырех стран собрались в украинской столице, чтобы реанимировать данную организацию, которая после выхода Узбекистана, а также смен правящих элит в Грузии и на Украине переживала не лучший период в плане функциональности.

Каким же будет новый - посткиевский ГУАМ? Очевидно, что помимо новой вывески - отныне блок будет называться "Организация за демократию и развитие - ГУАМ" - он обретет новые, актуализированные задачи. В их число, в первую очередь, войдет консолидация действий в энергетической и транзитной политике. Выбор не случаен и мотивирован теми акцентами, которые расставила Россия за последний период.

Официальный старт новому проекту дал в Вильнюсе Дик Чейни, прямо упрекнув Россию в том, что она использует свои национальные ресурсы и опять-таки нагло желает реализовывать их по рыночным ценам. Фактически, представитель Вашингтона кинул перчатку самой идее суверенитета России и поставил под сомнение ее неотъемлемое право распоряжаться своим же достоянием, не нарушая при этом общепринятые торговые нормативы. Но суть не в этом...

Задача стран ГУАМ ясна - заключается она в том, чтобы, и в дальнейшем укрепляя прочность политического заслона по географически четко очерченной дуге (Прибалтика - Украина - Молдавия - Грузия), принять также функции максимально неудобного транзитного коридора для российских энергоносителей, сужать КПД российской энергетической политики в Европе до допустимого минимума. Организации также приписано инициировать и всячески поощрять возможности диверсификации нефтегазовых потоков, что представляется на данном этапе задачей невыполнимой в силу целого ряда объективных причин. Президент Молдавии Воронин прямо заявляет: "региональное объединение ГУАМ имеет будущее лишь в том случае, если сумеет решить проблему транспортировки нефти и газа, альтернативной российской". Однако основная надежда организации (после выхода Узбекистана) - Азербайджан практически наметил все возможные пути экспорта нефти и газа из Каспийского региона, да и покупатели этого сырья давно уже с нетерпением ждут, когда же заработает Баку-Джейхан, сильно тормозящий на турецком участке. Иранская перспектива также сильно размыта, поскольку ей не дают самореализоваться те же патроны ГУАМ - США. При таком раскладе диверсификация поставок газа просто исключена, во всяком случае, в среднесрочной перспективе.

Чем же реально может заняться ГУАМ в сфере реальной экономической интеграции? Об этом говорилось и писалось много. Для того, чтобы придумать реальный экономический интерес во взаимоотношениях Украины с Грузией, который мог бы затмить ожидающиеся дивиденды от полномасштабного участия украинской стороны в ЕЭП совместно с Россией, Казахстаном и Белоруссией, необходимо применить незаурядную проницательность и даже фантазию. Но даже в этом случае успех не гарантирован. Скажем более - участие в ЕЭП в известной степени освобождало бы Киев от труда искать черную кошку в темной комнате - пытаться диверсифицировать поставки газа, находясь в соседстве со страной, обладающей первыми в мире запасами этого топлива. То же самое касается и Грузии, которая могла бы развивать экономические отношения с Азербайджаном и Украиной (с Молдавией в этом плане могла, кстати, и не развивать - потери минимальные) в двустороннем формате, или же в рамках СНГ, где, что бы ни говорили, определенные механизмы созданы были. Однако страны "Организации за демократию и развитие - ГУАМ" выбирают тернистый путь (или им его навязывают?). Нелогичность данной политики усугубляется тем, что даже если сбросить со счетов антироссийскую сущность ГУАМ, менее всего руководители этих стран заботятся о нуждах собственного населения, которое, кстати, уже платит за газ и электроэнергию по новым тарифам. Разве украинцы, грузины и молдаване озабочены вопросом диверсификации - думается, российский газ они потребляют не с меньшим комфортом, чем потребляли бы тот же иранский.

Суть энергетической политики ГУАМ будет состоять в создании сдержек и противовесов, препятствующих России свободно распоряжаться своими ресурсами, свободно их экспортировать и получать за это своевременную и в полном объеме оплату. Не исключен также диктат стран-транзитеров по тарифам, который в долгосрочной перспективе сыграет и роль сдерживающего фактора при определении новых цен для европейского потребителя.

Второй основополагающей функцией ГУАМ, ради чего там, собственно, и присутствует Азербайджан, будет претензия на выработку политики урегулирования конфликтов, возможно даже с созданием некоего подобия совместного миротворческого формата. Что же касается СНГ, то страны-члены ГУАМ выходить из этой организации не будут еще долго по той простой причине, что это лишит их возможности голосовать дружным хором по актуальным вопросам, рассматриваемым нередко в рамках СНГ. Причем вопросы эти на поверку нередко оказываются более близки грузинской, молдавской, украинской и азербайджанской действительности, чем стремление заменить российский газ за $110 иранским за $230.