В Майкопе 21 мая прошел Чрезвычайный съезд адыгского народа Адыгеи, который, как об этом сообщало ИА REGNUM, готовился оргкомитетом общественных движений Адыгэ Хасэ и Черкесский конгресс с 5 апреля 2006 года. Единственный вопрос, который был внесен в его повестку - сохранение статуса Республики Адыгея, и организаторы съезда, в частности, председатель исполкома Адыгэ Хасэ Асхад Чирг и ведущий съезда - член общественной палаты России Исхак Машбаш просили делегатов не отклоняться от этой темы.

Просьба эта не была случайной, передает корреспондент ИА REGNUM. Практически на всех последних заседаниях оргкомитета съезда, на которых не запрещалось присутствие не членов этого органа, предлагалось включение в повестку дня съезда обсуждение деятельности Хазрета Совмена на посту президента Адыгеи. В свое время оргкомитет выслушал доводы в пользу включения данного вопроса в повестку дня. Они формулировались в основном "ходоками" отставного, а также части действующего чиновничества или предпринимательства от номенклатуры. И претензии их, говоря открыто, сводились к одной универсальной формуле: Совмен не дал денег; Совмен - дал деньги, но не позволил украсть их; Совмен дал деньги, их удалось украсть, но он упрекнул в том, что деньги украдены, и больше не дает. Поэтому оргкомитет принял решение не выносить данного вопроса на обсуждение, но предложить съезду поддержать президента.

Критика в адрес руководителя республики все-таки прозвучала, но основным ее пунктом было следующее - почему в такой день как 21 мая - день памяти и скорби адыгов, во время проведения такого значимого мероприятия как Чрезвычайный съезд адыгского народа президент не с собственным народом? Что касается главных пунктов требований съезда, то они были сформулированы в содокладе, который зачитал председатель Черкесского конгресса Мурат Берзегов: вопрос о статусе республики не выносится на референдум, в противном случае коренной народ отказывается от участия во всеобщем голосовании. Это и легло в основу принятой резолюции. Ее, согласно принятому решению, направят в органы власти Республики Адыгея, Российской Федерации, в Совет Европы и ООН. Как отметил в заключение ведущий заседания, съезд завершил лишь определенный этап работы, мандаты делегатов съезда остаются действующими.