Почему Кочарян не поехал в Париж? Нагорный Карабах за неделю

Баку, 20 мая 2006, 15:46 — REGNUM  

Обзор СМИ за 12-18 мая 2006 года.

Военный вестник. Режиму прекращения огня 12 лет. Переговорный процесс. Почему Кочарян не поехал в Париж? Кто решит карабахский вопрос? Позиции, мнения. Степанакерт.

Военный вестник

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", 7 мая на приграничной полосе между селом Хачик Армении и Нахичеванью в результате взрыва мины был тяжело ранен житель села Акоп Микаелян. Пострадавший доставлен в Ехегнадзорскую городскую больницу, где ему ампутировали ногу.

Газета "Реальный Азербайджан" сообщает, что армянская сторона 10 мая с 23:25 до 23:30 с позиций, расположенных на высотах в Физулинском районе, и 11 мая с 01:50 до 03:45 с позиций вблизи села Джераберт Тертерского района обстреляла из автоматов и пулеметов расположенные напротив позиции азербайджанских войск. Жертв нет.

По сообщению бакинского агентства Day.Az, 17 мая армянская сторона нарушила режим прекращения огня. С 06:40 до 07:10 армянские воинские подразделения с позиций, расположенных в селе Талыш Тертерского района, обстреляли из стрелкового оружия позиции азербайджанских войск, расположенные в селе Тапгарагоюнлу Геранбойского района. В результате погиб солдат срочной службы Эгдар Рафик оглу Гаджигаибов.

По состоянию на май 2006 года, в списках Госкомиссии Азербайджана по делам пленных, заложников и без вести пропавших значатся 4600 без вести пропавших лиц. Общее число зарегистрированных Госкомиссией за последние 18 лет пропавших в ходе нагорно-карабахского конфликта лиц - 6583 человека. Из них 1381 по различным каналам были вызволены из плена. Судьба 407 остается по-прежнему неясной. Подтверждены факты наличия в плену и нахождения в других странах 5 человек. 190 человек погибли и их тела были возвращены. ("525-я газета").

"Заявления Азербайджана о возможности решения карабахского конфликта силой являются бессмысленными: Вооруженные силы Армении и Вооруженные силы Нагорного Карабаха способны противостоять военному натиску и в состоянии защитить Армению и Нагорный Карабах. А одержать военную победу благодаря блицкригу Азербайджану в ближайшие годы не позволит его военный бюджет". Об этом в интервью агентству "Кавказский узел" заявил член политического совета партии "Национальное возрождение", бывший министр обороны Армении, генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян. Ваграшак Арутюнян отметил, что увеличение военного бюджета не тема для однозначной оценки. А именно: есть много факторов, относящихся к тому, насколько увеличение военного бюджета Азербайджана может повлиять на боеспособность азербайджанской армии. Экс-министр обороны отметил, что при анализе этого вопроса следует учесть, что в состав Вооруженных сил Азербайджана входит также и Военно-морской флот. А этот вид войск требует на свое содержание значительных расходов из военного бюджета. Между тем, по словам Арутюняна, совершенно очевидно, что азербайджанский флот не представляет угрозы для Армении и Нагорного Карабаха. Другим важным фактором в вопросе воздействия увеличения военного бюджета на боеспособность Вооруженных сил Азербайджана являются международные обязательства. В частности, наличие Договора об ограничении обычных вооружений в Европе, предусматривающего ограничения по основным видам вооружений, без превышения которых, по мнению экс-министра обороны, Азербайджан не может достичь военного превосходства над Арменией.

Режиму прекращения огня 12 лет

Подписанный Арменией и Азербайджаном Бишкекский протокол о перемирии вступил в силу в 12 мая 1994 г., напоминает азербайджанское агентство АПА. Весна 1991 года была тяжелым периодом в азербайджано-армянской войне. Летом-осенью 1993 года Азербайджан понес тяжелые потери, несмотря на проведение в январе 1994 года ряда успешных военных операций, в целом зимняя кампания не дала ожидаемых результатов. В тот период Россия, как единственный сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ), весной 1994 года стала подталкивать стороны к перемирию, и в результате протокол о перемирии был подписан. Документ подписали с азербайджанской стороны председатель парламента Азербайджана и руководитель азербайджанской общины Нагорного Карабаха, председатель Межпарламентской ассамблеи СНГ Владимир Шумейко, руководитель cекретариата Совета Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, полномочный представитель президента Российской Федерации, руководитель посреднической миссии России Владимир Казимиров, спикеры парламентов Киргизии и Армении и глава армянской общины Нагорного Карабаха (председатель Верховного Совета Нагорного Карабаха Карен Бабурян. - прим. ИА REGNUM). Как сообщает бакинское информагентство АПА, по данным неофициальных источников, за 12 лет в результате нарушения армянской стороной режима прекращения огня азербайджанская сторона потеряла около 5 тысяч военнослужащих. Международная кризисная группа и другие международные организации не считают конфликт замороженным.

При взгляде на минувшие 12 лет необходимо подчеркнуть, что Азербайджан не отступил от своей принципиальной позиции в урегулировании конфликта, тогда как Армении не удалось закрепить достигнутый на войне результат в правовом аспекте, пишет бакинская "525-я газета". "Спустя 4 месяца после заключения перемирия Азербайджан подписал грандиозный "Контракт века" - свой крупнейший экономический проект, ставший фундаментом пройденного с того времени пути развития. Сегодня государственный бюджет Азербайджана (в том числе и военный) вчетверо превосходит бюджет Армении, а в следующем году разница еще более возрастет. Все это факторы, работающие в пользу справедливого урегулирования проблемы, и ныне большинство международных аналитиков признают, что время в данном вопросе работает на Азербайджан", - пишет бакинское издание. Наряду с этим, газета отмечает, что "20% территории Азербайджана остается под оккупацией, и попытки изменить это положение посредством переговоров ни к чему не привели". Официально огонь на фронте прекращен, пишет "525", но мира все нет. "12 лет - довольно большой срок для истории войны, и ситуация "ни войны, ни мира" содержит в себе негативные и весьма опасные моменты". Привыкнув к такому положению, мы исподволь привыкаем к утрате Карабаха, пишет газета и задается вопросом: "А может, уже привыкли?"

Лос-анджелесская газета "Жаманак" считает, что и в Армении, и в Азербайджане есть силы, "тем более во властном лагере", которые перспективу стабильного развития своей страны, стремления своих граждан, ставят ниже своих личных интересов, направленных на сохранение действующего режима. В частности, пишет газета, в Армении именно этими силами был провален в 1998 году политический проект достижения достойного мира. Газета особо отмечает значение подписанного 12 мая 1994 года соглашения о прекращении огня: "Это самое большое достижение народов Армении и Азербайджана". Газета считает, что в сегодняшней повестке дня общественности Армении должно стоять стремление к такому способу урегулирования, который даст гарантии развития и независимости Армении и безопасности народа Нагорного Карабаха. "В противном случае повторится история 1920 года, когда дашнаки, после заключения Севрского договора, на руинах Первой республики пили за здоровье "Великой Армении"".

Перемирие предоставило возможность более серьезно заниматься вопросами, волнующими карабахское общество. Об этом, сообщает агентство "Новости-Армения", заявил председатель Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха Ашот Гулян в ходе прошедшего 12 мая в Степанакерте круглого стола "12 лет мира". "Перемирие продолжается 12 лет, а это означает, что мы уже 12 лет имеем возможность в условиях относительного мира решать важные вопросы, направлять процессы, которые сегодня имеют непосредственное влияние на имидж нашей страны. Это касается и внутриполитической, и общественной жизни, и развития экономической системы, и социального положения нашего народа", - отметил глава парламента. При этом он подчеркнул, что отправной точкой для НК является референдум 10 декабря 1991 года, в ходе которого "подавляющее большинство народа сказало "да" независимой Нагорно-Карабахской Республике". "Все подходы системы власти НКР в основном вытекают из этого", - пояснил председатель Национального Собрания НК.

На вопросы электронной газеты "Karabakh Open" ответил руководитель карабахских добровольцев "Еркрапа", один из основоположников Карабахского движения Аркадий Карапетян.

"Как вы оцениваете значение 12 мая, когда было заключено соглашение о перемирии?

12 мая - это одна из наших ошибок. Почему? Потому что мы должны были продолжить. Все очень просто - нас обманули. И сейчас, по всей видимости, хотят обмануть. Мы чего-то обсуждаем, говорим умные вещи, но на самом деле ничего не меняется. Есть то, что мы имеем в реальности - социальное расслоение, отсутствие идеологии. И после этого мы говорим еще о признании. Что должно признавать мировое сообщество? Какие финансы, какие территории, какие идеи? Разве мы говорим об этом конкретно?

А о какой идее мы должны говорить?

О той, которая нас подняла в 1988 году. Когда мы поняли, что мы армяне и что сохранение национальной идентичности - это наше право самозащиты. И об этом мы должны говорить не в самом Карабахе, а среди европейцев. Чтобы дать понять, чего же мы хотим. А то не совсем понятно. Сейчас идет борьба за человека, за личность, за того, кто будет жить на данной территории. Территория - это люди, которые на ней живут. Можешь ты организовать на этой земле жизнь так, чтобы люди хотели здесь жить, земля твоя, не можешь - нет. А то мы свели нашу борьбу к восстанию рабов, и люди ходят взад-вперед, пока их не перебьют. А ведь сначала была идея свободы. Теперь свободу получили - и что? Оправдываемся тем, что народ не готов?

Как вы прокомментируете заявление Манвела Григоряна (заместитель министра обороны Армении, председатель Союза добровольцев "Еркрапа". - прим. ИА REGNUM) на съезде "Еркрапа" в Ереване о том, что мы не отдадим ни пяди земли?

Честно говоря, я не очень верю армянским еркрапа, по крайней мере, руководству. Потому что иногда кажется, что они несколько отошли от тех идей, которые у нас были в 1988-92 годах. Среди них тоже огромное расслоение - есть люди, которые не имеют и 100 драмов, и есть состоятельные люди, которые свое богатство оправдывают тем, что "народ не готов". Это неоднородная масса. А заявления можно делать всякие.

А как карабахские еркрапа относятся к проблеме территорий и как вообще вы живете?

Мы находимся в очень сложной ситуации. Но мы есть, хотя некоторым кажется, что нас нет официально. Это наша страна. Если человек считает себя хозяином своего дома, он что-нибудь сделает, чтобы его защитить. Мы сделаем все, что сможем. Но мы должны ощущать поддержку народа. А как я могу относиться к проблеме собственного дома? Найдите мне человека, который отдаст построенный им дом. Мы считаем Карабах своей родиной, а не зоной безопасности. Нельзя просто разбрасываться словами - зона безопасности, оккупированные земли. Термин "оккупированные" вообще вошел в оборот с легкой руки Осканяна (министр иностранных дел Армении. - прим. ИА REGNUM). И зоной безопасности эти земли называют те, кто готов их вернуть. Но разве кто-то из них может дать гарантии, что на нас снова не нападут?" ("Karabakh Open").

Переговорный процесс

18-19 мая в Страсбурге состоится встреча глав МИД Армении и Азербайджана с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, сообщало ИА PanARMENIAN.Net накануне. По словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, у сопредседателей есть новые идеи по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "После обсуждений на встрече станет ясно, есть ли необходимость в переговорах президентов. Есть некоторые новые, действительно интересные идеи, над которыми мы работаем, анализируем их, некоторые же мы принять не можем", - отметил он. В свою очередь бывший и.о. президента Азербайджана Ягуб Мамедов считает, что встреча и достижение конкретного практического мирного соглашения еще до наступления лета между главами Армении и Азербайджана Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым зависит от того, какое решение примут прежде всего министры иностранных дел.

Нынешний момент является очень ответственным и решающим в процессе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Об этом в интервью бакинскому агентству АПА заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. По его мнению, созрел очень удобный момент для достижения договоренности: "Нельзя упускать такой ответственный и решающий момент. Лучшего момента наверняка не будет". Мерзляков не назвал сути новых предложений, представленных сторонам конфликта сопредседателями Минской группы, но отметил большое количество этих идей и добавил, что они относятся к некоторым деталям, обсуждаемым в рамках "пражского процесса". Российский сопредседатель отметил, что до встречи 18-19 мая в Страсбурге министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна в рамках мероприятий Совета Европы сопредседатели не планируют посещения стран региона. Он также не назвал конкретной даты следующей встречи президентов Азербайджана и Армении: "Сперва мы организуем встречу министров иностранных дел, в ходе которой они обсудят эту проблему, а затем, если понадобится, эти вопросы будут обсуждены на встрече президентов".

Сопредседатели МГ ОБСЕ ожидают в Страсбурге реакции Баку и Еревана на представленные в ходе недавнего визита в регион французского посредника Бернара Фасье предложения. Об этом, пишет газета "Айоц Ашхар", сообщил сопредседатель МГ ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. По его словам, в ходе визита Фасье от имени посредников МГ руководству Азербайджана и Армении были представлены "некоторые новые предложения", а также более подробная детализация предыдущих обсуждений. "Думаю, это был очень важный визит после нашей встречи в Москве по окончательному согласованию предложений", - сказал Мерзляков. Как отметил дипломат, каждая из сторон внимательно изучит представленные идеи, и предстоит работа по их согласованию. Мерзляков сказал, что пока не готов комментировать возможность очередной встречи президентов Армении и Азербайджана. По его словам, сопредседатели работают над этим.

Азербайджанский политолог Эльдар Исмаилов считает, что после поездки в США Ильхама Алиева подготовлен какой-то компромиссный вариант разрешения конфликта: "Конечно, он, наверное, не совсем приемлем для нас. Но я думаю, встреча Алиева с Кочаряном прояснит ситуацию. Вообще такое ощущение, что (как выражался Горбачев) "процесс пошел". Поэтому я думаю, этот процесс позволит выйти в какой-то мере из политического кризиса в карабахской проблеме и что разговоры по поводу того, что армянская сторона должна очистить оккупированные территории и вдоль них будут размещены международные миротворческие войска, в общем-то не лишены оснований. Но я думаю, что сопредседатели поступают верно, не разглашая все варианты сегодня, потому что это может остановить процесс".

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ приедут в Ереван, вероятно, 25-26 мая. Министр иностранных дел РА Вардан Осканян сообщил, что сопредседатели уже представили свои предложения сторонам. Глава МИД выразил надежду, что если встреча в Страсбурге министров иностранных дел Армении и Азербайджана "пройдет нормально и визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ даст положительные результаты, то президенты двух стран смогут встретиться". По словам Осканяна, в отношении любого документа невозможна однозначная позиция. "Любое предложение имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые в результате переговоров должны быть сглажены. Если будет возможно, попробуем сблизить точки зрения", - заметил министр. ("А1 плюс").

Встречей министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Страсбурге будут возобновлены переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта, которые были прерваны после встречи президентов двух стран в Рамбуйе, пишет газета "Айкакан жаманак". От этих переговоров, пишет газета, зависит как визит 25-26 мая сопредседателей МГ ОБСЕ в регион, так и ожидаемая в июне встреча Кочарян-Алиев. "АЖ" отмечает также, что вновь слышатся утверждения о том, что "стороны конфликта более чем близки к подписанию соглашения" и что ближайшие несколько месяцев считаются "окном возможности урегулирования проблемы" - об этом на днях заявил заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Мэтью Брайза. Причем он не забыл сказать, что оба президента должны проявить политическое мужество для преодоления последних разногласий и подписания соглашения. Кстати, отмечает газета, по некоторым сведениям, Азербайджан уже обратился к Агентству по вопросам беженцев ООН с просьбой разработать соответствующие программы для организации возвращения беженцев и переселенных лиц после подписания договора.

Почему Кочарян не поехал в Париж?

Президент Армении Роберт Кочарян не примет участия в сессии Парламентской ассамблеи НАТО, которая состоится с 26 по 30 мая в Париже. "Президент получил приглашение от председателя ПА НАТО Пьера Лелюша. Однако, к сожалению, не сможет принять участие в заседании из-за очень напряженного графика. В эти дни ожидается визит в Ереван сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а 28 мая - торжества по поводу Дня Республики", - сообщил радиостанции "Свобода" пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян. Как сообщает агентство "А1 плюс", аналитики предполагали, что в Париже может состояться встреча Кочарян-Алиев. По разным сведениям, Ильхам Алиев приглашение приехать в Париж принял.

Как сообщает "Арминфо", пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян подчеркнул, что не считает, что отказ президента Роберта Кочаряна от участия в работе сессии ПА НАТО может стать поводом для давления международного сообщества на армянскую сторону в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Армения не заинтересована в продолжении переговоров, пишет бакинская "525-я газета", комментируя отказ президента Армении Роберта Кочаряна принять участие в сессии ПА НАТО. Газета напоминает, что председатель ПА НАТО Пьер Лелюш в недавнем интервью радио "Свобода" заявил, что пригласил президентов Азербайджана и Армении в Париж, намереваясь встретиться с ними в рамках сессии ассамблеи и обсудить вопросы региональной безопасности и урегулирования карабахской проблемы. По его словам, ПА НАТО, непосредственно не занимаясь этой проблемой, готова приложить усилия для ее разрешения. После этого заявления в некоторых кругах сложилось впечатление, что в конце мая в Париже состоится очередная встреча президентов Азербайджана и Армении. Сопредседатели МГ также выразили намерение провести новую встречу президентов. Однако отказ президента Армении от этой встречи коренным образом изменил ситуацию. Газета считает, что отказ Кочаряна от поездки в Париж можно на полном основании расценивать как уклонение от продолжения конструктивных переговоров по карабахской проблеме.

Газета "Аравот", комментируя отказ Роберта Кочаряна от приглашения в Париж, пишет: "Можно сказать, что первое и наиболее существенное усилие ПА НАТО - организация встречи президентов Армении и Азербайджана в рамках предстоящей сессии в Париже - провалилось с "легкой руки" Кочаряна". В этом контексте, отмечает газета, интересным становится тот факт, что президент Азербайджана, в отличие от Кочаряна, данное приглашение принял: "И это в том случае, когда визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в той же мере относится и к нему, а сроки проведения сессии ПА НАТО в точности совпадают с аналогичными армянским празднествами в Азербайджане". То есть, считает газета, "бьет в глаза "карабахский" подтекст этого отказа".

Руководитель управления по внешним связям аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов заявил, что договоренности о встрече президентов Азербайджана и Армении в рамках сессии ПА НАТО никогда не было. Как сообщает бакинское агентство "Тренд", разговоры о встрече Алиев-Кочарян в Париже Мамедов считает "фантазиями журналистов".

Кто решит карабахский вопрос?

"Вопрос статуса Нагорного Карабаха будет решаться не в России и не в Армении - главная матрица этого конфликта в Косово", - заявил директор ассоциации "Евразийская научно-политическая сеть", политолог Виталий Меркушев. Как сообщает ИА REGNUM, Меркушев участвовал в международной конференции "Институциональные трансформации и сравнение институционального дизайна на постсоветском пространстве" в Ереване. По его словам, если Сербия признает независимость Косово - это будет очень опасным прецедентом и для мировой, и для европейской политики прежде всего, но это даст шанс и надежду непризнанным, а фактически независимым государствам, таким как Приднестровье, Южная Осетия, Нагорный Карабах. "То есть тогда Азербайджан должен признать независимость Нагорного Карабаха, а этого не будет никогда", - отметил он.

"Карабахская проблема относится к разряду долгоиграющих, и она будет решаться десятилетиями", - заявил заведующий отделом СНГ сайта "Новая политика", доктор исторических наук Александр Крылов. Как сообщает ИА REGNUM, в эти дни он находится в Степанакерте вместе с генеральным директором российского фонда "Стратегическая культура" Владимиром Максименко и экспертом Андреем Арешевым. По словам Крылова, быстрое решение проблемы возможно лишь в случае военного покорения Нагорного Карабаха. "Сейчас международная обстановка складывается таким образом, что этот вариант практически невозможен. Поэтому, думаю, всем надо реально осознать, что карабахская проблема будет решаться десятилетиями, и только при следующем поколении политических лидеров, только при жизни следующих поколений людей в Азербайджане, Армении и Нагорном Карабахе эта проблема сможет разрешиться", - отметил российский эксперт.

2006 год более благоприятен для подвижек в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта, заявил сопредседатель МГ ОБСЕ с российской стороны по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в 1992-1996 годах посол Владимир Казимиров. По его словам, этот год не отягощен предвыборными политическими кампаниями, которые ждут обе стороны в будущем году. "Но это вовсе не значит, что возможен резкий прорыв. Надо просто максимально использовать возможности этого года для того, чтобы создать хотя бы предпосылки к подписанию мирного договора, который может быть будет достигнут к 2009-2010 годам", - сказал Казимиров. Дипломат отметил, что давление в настоящее время оказывается на обе стороны. "Их буквально вынуждают придти к какому-либо соглашению. Но то, что это дело будущего, я не сомневаюсь. Я бы назвал подписание мирного договора даже в 2010 году вынужденным, принудительным миром", - подчеркнул он. (PanARMENIAN.Net).

Государства Южного Кавказа не в состоянии самостоятельно решить вопрос мира и стабильности в регионе. Как сообщает газета "Лрагир", такое мнение высказал 17 мая в Ереване российский политолог Андраник Мигранян. Он объясняет это тем, что у стран этого региона нет достаточного опыта субъекта международного права, "и именно по этой причине стабильность и безопасность региона всегда обеспечивалась со стороны внешних силовых центров, со стороны сверхдержав". По мнению политолога, именно поэтому сегодня нет мира на Кавказе, и проблема требует вмешательства сверхдержав. "Если Россия и США придут к согласию в вопросе независимости Косово, то после этого они признают и независимость Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха". По его мнению, это позволит решить небольшие конфликты Южного Кавказа и сосредоточиться на решении вопросов на уровне цивилизаций, таких, как вопрос Ирана.

По словам директора Института исследований Центральной Азии и Кавказа университета Джона Хопкинса США Сванте Корнела, на данном этапе урегулирования карабахской проблемы вопрос статуса Нагорного Карабаха не будет определен, пишет бакинское агентство "Тренд". Согласно агентству, вопрос этот будет рассматриваться после возвращения "оккупированных" территорий Азербайджана. По мнению аналитика, в процессе урегулирования конфликта Армения утратила поддержку США и Франции: "На этот момент Азербайджан намного важнее для США, сегодня все протекающие в регионе процессы обходят Ереван, тогда как Баку находится в их центре". Судя по информациям в международных СМИ, мировая общественность требует сегодня от Армении без предусловий вернуть "оккупированные" территории Азербайджана и лишь потом поднимать вопрос статуса Карабаха. По утверждениям армянских СМИ, возвращения Лачина и Кельбаджара на данный момент от Армении не требуют.

На вопросы газете "Республика Армения" ответил советник президента Нагорного Карабаха по внешнеполитическим вопросам Арман Меликян (интервью публикуется с сокращениями).

"Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в процессе карабахского урегулирования в контексте последних событий? Я имею в виду целый ряд событий: 1) заявление министра иностранных дел РА о том, что официальный Ереван может согласиться на обсуждение вопросов, касающихся последствий конфликта, в случае признания Баку права народа Нагорного Карабаха на самоопределение; 2) визит президента Азербайджана в США, после которого бакинские политологи заговорили о возможной новой инициативе со стороны Вашингтона и поддержке им азербайджанской стороны в контексте иранской проблематики.

Давайте начнем не с ситуации в переговорном процессе, а с оценки конфликта как такового. Последние полтора-два года конфликт стал оцениваться по-новому. Появились подходы, которые дают возможность говорить, что международное сообщество сегодня с большим пониманием воспринимает право Карабаха строить независимое государство. Раньше это практически никак не выражалось. Сегодня есть определенные намеки или полунамеки. Но для того, чтобы подобные сдвиги произошли, пришлось реально вводить в обращение какие-то новые элементы уже во внешней политике НКР. Были темы, которые практически оставались вне повестки обсуждений в течение всех этих лет, в том числе проблематика беженцев-армян из Азербайджана. 500 тысяч человек покинули Азербайджан вследствие преследований, репрессий, депортации. Многие погибли. Другие по сей день не имеют какого-либо реального правового статуса. Они потеряли все свое имущество, потеряли родных и близких. Азербайджан никогда не говорил об этих людях и не собирается о них говорить. Как только мы в Карабахе подняли эту проблему, в Азербайджане всполошились. Это реальная проблема, связанная с реальными людьми. Сегодня территории, которые находятся под юрисдикцией НКР, могут стать тем ресурсом, посредством которого мы сможем частично компенсировать их потери, если Азербайджан откажется.

Как это воспринимают посредники?

Они на это пока стараются не реагировать, ссылаясь на то, что сегодня переговоры ведутся между президентами Армении и Азербайджана, что этот вопрос до сих пор не поднимался. Они предпочитают обходить этот вопрос, поскольку, по-видимому, считают, что если будет поднят вопрос беженцев-армян, это может осложнить принятие каких-то решений в плоскости переговоров Кочарян-Алиев. Это страусиная политика. Вопрос существует. Насколько мне известно, наши соотечественники из Азербайджана уже активизируются, организуются. Я уверен, что не сегодня-завтра этот вопрос станет очень актуальным. От него никто не сможет отмахнуться ни в Азербайджане, ни в Армении, ни в Карабахе, ни в Европе.

Активность посредников в этом году наводит на мысль, что они хотят уже сейчас добиться какого-то прорыва в процессе урегулирования. Как может развиваться процесс?

Я думаю, что посредники будут фиксировать позиции сторон. Они внесли некое предложение, которое склоняет стороны искать путь к компромиссу посредством взаимных уступок. Армения свою позицию высказала (глава МИД РА Вардан Осканян заявил о готовности Еревана обсуждать вопросы территорий и др. в случае признания Баку права народа НК на самоопределение. - прим. ИА REGNUM), Азербайджан высказал свою (пресс-секретарь МИД Азербайджана Таир Тагизаде в ответ заявил, что самоопределение "вполне возможно и в составе государства". По его словам, "это и есть тот статус самой высокой автономии, о котором мы говорим". - прим. ИА REGNUM). Мы же исключаем какую-либо возможность нахождения в составе Азербайджана. В то же время очень остро ставится сегодня проблематика беженцев-армян из Азербайджана. Они - забытая сторона конфликта. Этот вопрос необходимо решать. Посредникам об этом уже говорилось. Так что они должны будут подумать на эту тему всерьез. Но пока Карабах не участвует непосредственно в переговорах, стороны вольны обсуждать ту повестку, которую они сами определили.

В эти дни отмечается 12-я годовщина установления перемирия в зоне конфликта. На недавних слушаниях в НС НКР по карабахской проблеме глава МИД НКР выступил с предложением подписания всеми сторонами конфликта документа о закреплении режима прекращения огня. Это официальное предложение?

Этот вопрос поставлен перед всеми сторонами. В Армении, судя по тому, что говорилось в прессе, не сочли целесообразным присоединиться. Азербайджан вовсе промолчал. Ситуация же следующая: все говорят об учащении инцидентов на линии соприкосновения вооруженных сил сторон. Обязанность того же г-на Каспшика (личный представитель действующего председателя ОБСЕ. - прим. ИА REGNUM) и его команды заключается в том, чтобы расследовать эти инциденты и таким образом предотвращать возможные повторения. Паритет, который они пытаются соблюдать, неуместен, вредит делу и порождает новые инциденты. Ни разу они не сказали, с чьей стороны прозвучали выстрелы - с азербайджанской или с карабахской. Ни разу. Это означает, что устраивает такая ситуация и ее можно использовать в политических целях. Переговоры в Рамбуйе ни к чему не привели. И теперь, видимо, в большей степени ответственность будет возложена на сами стороны. В любом случае Армения не может нести ответственность за Карабах. Армения может в каких-то аспектах доносить до международной общественности голос Карабаха. Но подменять собой Карабах Армения не может". ("Республика Армения").

Позиции, мнения

Нагорный Карабах принадлежит народу Карабаха. Об этом заявил журналистам генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо в Армении на открытии предприятия по утилизации меланжа. По словам генсека ОБСЕ, в ближайшем будущем возможно урегулирование конфликта. "Я надеюсь, что народ Нагорного Карабаха получит возможность высказать свою волю на референдуме уже в ближайшее время ", - подчеркнул де Бришамбо. (PanARMENIAN.Net).

Комментируя заявление Марка Перрена де Бришамбо, карабахский политолог Давид Бабаян сказал: "В последнее время многие аналитики и посредники все чаще говорят о том, что одним из компонентов урегулирования карабахского конфликта должен стать референдум. На первый взгляд кажется, что подобное понимание может открыть реальные возможности для урегулирования. На самом деле это означает целый ряд новых проблем. Причины не технические, потому что с точки зрения технической референдум провести можно. Дело в политико-психологическом факторе. В НКР референдум о независимости был проведен в декабре 1991 года, при этом народ, который высказался за независимость, ценой своей крови защитил свою волю и будущее. Были большие потери - как среди гражданского населения, так и среди военнослужащих. А для республики, население которой так или иначе прошло через войну, проведение нового референдума фактически будет означать нелегитимность первого и оскорбление памяти людей, отдавших свои жизни за независимость. Во-вторых, говоря о референдуме, многие не раскрывают все карты: ведь по заявлениям азербайджанских официальных лиц референдум должен быть проведен через 15-20 лет с участием азербайджанцев, которые должны, якобы, вернуться в Карабах. В данном контексте ставится под угрозу и возвращение этих людей: они ведь должны вернуться в государство, будущее которого непонятно. А для армян получается, что не стоило идти на жертвы", - сказал Бабаян. Самое опасное, считает политолог, состоит в том, что, по замыслу, до проведения референдума Карабах должен быть частью Азербайджана. "Это полнейший абсурд. Получается, что мы возвращаемся на круги своя. Если мы станем частью Азербайджана, о каком референдуме может идти речь? Создается впечатление, что проазербайджанские силы пытаются завуалировать свои намерения, прикрываясь таким психологически чувствительным понятием, как референдум. И если в Нагорном Карабахе референдум воспринимается как подтверждение статуса, то в Азербайджане - как возвращение Карабаха в состав Азербайджан. Поэтому сама идея неприемлема". ("Karabakh Open").

"Азербайджан однажды уже попытался военным путем решить проблему в свою пользу, но потерпел неудачу. Сейчас они вновь пытаются угрозой возобновления войны заставить армянскую сторону пойти на уступки, но сами ничего не хотят уступать. Не получится", - сказал в беседе с корреспондентом "Аравот" председатель партии "Национальное возрождение" Альберт Базеян. "Навязанная нам война доказала, что решить проблему военным путем невозможно. Да, мы защитили свою землю, мы победили в войне, но нельзя сказать, что наши народы, армяне и азербайджанцы, счастливы. Это подсказывает, что вопрос должен быть решен в политическом поле. Наша общая задача - не допустить войны. Однако мы должны быть к ней готовы. Наша подготовленность исключит возможность возобновления войны", - в свою очередь заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. Министр обороны РА Серж Саркисян сказал: "Убежден, что установление мира или разрешение проблемы должно быть основано на компромиссах. Но компромиссы должны быть взаимными". Было также отмечено, что в качестве компромисса, как и 18 лет назад, от Азербайджана ждут признания права народа Карабаха жить независимо. Заместитель министра обороны РА, председатель Союза ополченцев "Еркрапа" Манвел Григорян высказал противоположное мнение: "Я исключаю возможность возвращения земель. Если такие попытки будут предприняты, я готов не допустить возвращения земель".

Степанакерт

11 мая президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял находившегося по случаю майских празднеств в Степанакерте преподавателя Королевского технологического института Швеции, профессора Арамаиса Мирзаханяна. Как сообщает ИА "Де-Факто", в ходе встречи Мирзаханян поделился с Аркадием Гукасяном своими впечатлениями о произошедших в Карабахе переменах, а также рассказал о своих встречах с карабахскими преподавателями и студентами. Собеседники отметили важность укрепления и углубления научно-культурных связей между Карабахом и армянской зарубежной диаспорой.

13 мая президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял прибывшие накануне в Степанакерт для проведения внеочередного совместного заседания делегации совета Центрального банка РА (ЦБ) и Союза банков Армении (СБ), возглавляемые председателем ЦБ Тиграном Саркисяном и председателем СБ Степаном Гишяном. Беседа, в которой участвовали также премьер-министр НК Анушаван Даниелян, министр финансов и экономики республики Спартак Тевосян и председатель правления "Арцахбанка" Камо Нерсисян, в основном была посвящена тактике развития системы кредитования в НК и перспективам расширения сотрудничества в данной сфере с армянскими и иностранными коллегами. (Информационный портал МИД НК).

Как сообщает информационный портал "Кавказский узел", Союз банков Армении заявил о намерении построить в Шуши (Нагорный Карабах) оздоровительный комплекс. В Степанакерте прошло совместное заседание правления Центробанка Армении, членов Союза банков Армении и правления "Арцахбанка". Были обсуждены проблемы, связанные с развитием кредитной политики и перспективами расширения сотрудничества с иностранными инвесторами.

Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха выступило с заявлением в связи с 18-й годовщиной трагических событий в Шуши. В заявлении, размещенном на сайте МИД НК, в частности, говорится: "В эти дни 18 лет назад в Шуши произошли трагические события, сыгравшие немаловажную роль в дальнейшей эскалации и разрастании азербайджано-карабахского конфликта: 16-17 мая 1988 года руководство Азербайджанской ССР посредством своих эмиссаров и местных азербайджанских властей Шушинского района Нагорного Карабаха приступило к депортации армянского населения города Шуши. Эти действия, ставшие возможными вследствие безнаказанности организованных в феврале того же года армянских погромов в г. Сумгаите, имели целью искоренение армянского элемента в Нагорном Карабахе. Отсутствие, в первую очередь со стороны руководства СССР, адекватной оценки этих действий, являющихся согласно международно-правовым нормам актом этнической чистки, позволило властям Азербайджанской ССР осуществить в 1988-91 гг. погромы и депортацию армянского населения республики (Ханларский, Куткашенский, Варташенский, Шамхорский районы, Мингечаур и др. - ноябрь-декабрь 1988 г., Кировабад - ноябрь 1989 г., Баку - январь 1990 г., операция "Кольцо" - апрель-июнь 1991 г.), что фактически создало предпосылки для последующей полномасштабной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики. Министерство иностранных дел НКР обращает внимание международного сообщества на тот факт, что воинственная риторика и нагнетание атмосферы ксенофобии в азербайджанском обществе являются продолжением политики, проводимой азербайджанскими властями, и призывает дать должную оценку этим событиям и признать международно-правовую ответственность Азербайджанской Республики за массовое нарушение основополагающих прав армянского населения бывшей Азербайджанской ССР и развязывание агрессивной войны против Нагорно-Карабахской Республики, что будет иметь огромное значение для укрепления безопасности и мира в регионе и позволит приблизить окончательное разрешение азербайджано-карабахского конфликта". (Информационный портал МИД НК).

С целью повышения уровня обучения, дисциплины и физической подготовки воспитанников Степанакертского военно-спортивного колледжа имени героя Героя Арцаха, кавалера ордена "Золотой Орел" генерал-лейтенанта Х. Иваняна, приказом министра обороны НК учреждены стипендии имени Х. Иваняна, Ю. Погосяна и А. Гуляна, которые присуждаются наиболее отличившимся в учебе и дисциплине воспитанникам. По словам начальника колледжа полковника Леонида Аванесяна, подобный метод поощрения уже оказал позитивное воздействие на учебный процесс, о чем свидетельствует постепенный рост числа удостаивающихся от четверти к четверти именной стипендии воспитанников. ("Karabakh Open").

В селе Ехцаог Шушинского района Нагорного Карабаха открылась церковь. На церемонии освящения присутствовали представители властей, церкви и общественности. Среди гостей - сотрудник отдела внешних сношений Русской православной церкви отец Алексий. По сведениям интернет-газеты "Karabakh Open", скоро в Степанакерте может быть построена русская церковь. Ехцаог - село в Бердадзорском подрайоне, в 35 км к юго-западу от райцентра Шуши. Жители села в 1991-м в рамках операции "Кольцо" были депортированы, само село было частично разрушено.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.