"Комсомольская правда" пишет о первом показе "Кода да Винчи" в нижегородском кинотеатре "Октябрь". 18 мая на первый сеанс кинокартины были проданы почти все билеты.

Перед началом премьеры на крыльце кинотеатра четыре милиционера, сотрудник батальона специально назначения в бронежилете и молодой человек в штатском тщательно досматривали сумки входящих в здание кинотеатра, а некоторые посетители подвергались обыску.

Несмотря на это, задолго до начала сеанса в фойе кинотеатра собралась толпа. По словам одной из зрительниц, она не была в кинотеатре около 30 лет, "но история любви Иисуса и Марии Магдалины, описанная в этой книге, стала для нее настоящим откровением": "Я всегда подозревала, что как католическая, так и православная церкви говорят не всю правду своим прихожанам. Мне некоторые места в книге показались непонятными, поэтому и решила посмотреть фильм".

По окончании сеанса мнение первых нижегородских зрителей "Кода да Винчи" было единодушным - "фильм явно не шедевр мирового кинематографа, но посмотреть можно".

"КоммерсантЪ" пишет, что 18 мая в Торгово-промышленной палате (ТПП) Нижегородской области состоялась конференция, посвященная проблемам нарушения авторских прав местными предпринимателями.

В начале мая Волго-Вятский филиал Российского авторского общества (РАО) заявил о готовности начать масштабную кампанию по сбору авторских взносов за публичное воспроизведение музыкальных композиций заведениями общепита, торгово-развлекательными центрами, кинотеатрами. До конца года филиал РАО рассчитывает увеличить сбор платежей на 20%, то есть почти до 22 млн. рублей, и не исключает судебных разбирательств со злостными нарушителями авторских прав.

Открывая конференцию, директор филиала РАО Максим Королев рассказал о проблемах соблюдения авторских прав и задачах деятельности своей организации и пояснил участникам конференции, что любое публичное использование авторских мелодий - в ресторанах, кафе, дискотеках, кинотеатрах и даже прослушивание музыки водителями маршрутных такси - подлежит оплате. Чтобы сократить процент неплательщиков авторского вознаграждения, Волго-Вятский филиал РАО "активизирует информационно-разъяснительную работу" с предприятиями региона. При этом директор филиала РАО призвал предпринимателей заключать с филиалом РАО индивидуальные договоры, которые будут закреплять за компаниями право публично использовать музыкальные произведения за определенное ежемесячное вознаграждение их авторам.

Представители бизнес-сообщества отнеслись к предложению РАО критически. По их мнению авторы музыкальных композиций должны получать деньги за использование их творчества в коммерческих целях, поскольку "это нормальная европейская практика": "Мы готовы платить за соблюдение закона и собственное спокойствие, но до сих пор непонятно, кому и сколько?! В настоящее время деятельность организаций, представляющих интересы авторов, больше напоминает поведение детей лейтенанта Шмидта из известного литературного произведения".

В свою очередь не представившаяся женщина-предприниматель упрекнула РАО в стремлении монополизировать сбор авторского вознаграждения: "РАО позиционирует себя как единственную в стране легитимную организацию, уполномоченную собирать деньги в пользу авторов. Отсутствие реальной конкуренции в этой сфере дает обществу возможность по своему усмотрению устанавливать ставки сборов с предпринимателей". Отвечая на эти замечания, Королев пояснил, что деятельность РАО "от начала до конца регламентирована российским законодательством", а полномочия распоряжаться своими авторскими правами организации делегируют сами авторы музыкальных произведений нам, "поскольку осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно".