Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта переживает серьезный кризис. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил заведующий отделом проблем международных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук Сергей Маркедонов.

По его словам, во-первых, сам формат саммита, то есть встречи лидеров государств, не является эффективным. "На сегодняшний день президенты Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев не готовят свои общества к серьезным компромиссам. Настрой общественности этих стран более радикален, нежели самих президентов. Поэтому президенты вынуждены отрабатывать подобную модель патриотического поведения. Этот саммит превращается в некий пиар-проект, нежели в реальный разговор о компромиссах", - заявил аналитик. Во-вторых, по словам Маркедонова, налицо интернационализированный процесс урегулирования. "Минская группа ОБСЕ предлагает вещи, далекие от реальности, далекие от политической ситуации, которая складывается в регионе. И Минская группа, и международные посредники демонстрируют оптимизм, говоря, что 2006 год станет переломным в процессе урегулирования карабахского конфликта. Я так не думаю, на сегодняшний день, каких-либо предпосылок к этому нет", - заявил он.

Касаясь будущего статуса Нагорного Карабаха, Маркедонов отметил, что, с одной стороны, признание Карабаха как самостоятельного субъекта международного права и его признание международным сообществом станет прецедентом этнического самоопределения. "В этом случае могут быть востребованы многие прецеденты, к примеру, в Индии - этот прецедент может быть использован в Шри-Ланке и т.д. и по всему миру, что может нарушить хрупкий баланс, который сложился после Второй мировой войны", - отметил аналитик. С другой стороны, по его словам, нельзя игнорировать тот факт, что "Карабах стал достаточно состоятельным государством - на мой взгляд, самым состоятельным из всех непризнанных государств на постсоветском пространстве, это касается и достаточно сильной бюрократической системы, наличия демократических процедур". "Так что, это очень сложный вопрос. С одной стороны, признание независимости открывает прецедент самоопределения, для каких-то сепаратистских движений по всему миру, с другой стороны, есть некая состоятельность государственных институтов", - отметил Маркедонов.

Говоря о воинственных заявлениях официального Баку, о намерении решить вопрос силовым методом, российский политолог отметил, что в случае подобного развития событий Азербайджан начнет войну в значительно худших условиях, чем в 1991 году. "У азербайджанцев сегодня нет Шуши, нет Кельбаджара и Лачина, которые отрезали Карабах от Армении и превращали его в анклав", - отметил он. "Сейчас есть 7 районов, которые Азербайджан называет оккупированными, Армения их называет поясом безопасности, - это семь укрепленных районов, и прорвать этот пояс будет не так легко. Есть также комплекс победителя у армян и комплекс проигравшей стороны у азербайджанцев", - отметил Маркедонов. "Алиев-старший очень долго готовил мировое общество к восприятию Азербайджана как проигравшей стороны, подвергшейся агрессивному давлению. Это концепция геноцида азербайджанцев, концепция страны, подвергшейся агрессии. Начало военных действий со стороны Азербайджана в одночасье разрушит этот имидж, которым Азербайджан очень дорожит на Западе", - подчеркнул Сергей Маркедонов, добавив, что попытка реванша Азербайджана будет очень негативно воспринята и со стороны Европы, и США.