"Местное самоуправление выгодно вообще-то только гражданам".

(Время новостей.18.05.06)

Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Красноярском крае полностью вступил в силу 1 января 2006 года. Своя модель местного самоуправления в крае существовала и до принятия закона - в частности, для соответствия новому законодательству понадобилось создать всего пять новых муниципальных образований. О том, какие проблемы возникли у красноярских властей при стыковке своего местного самоуправления с новым федеральным законом, корреспондент "Времени новостей" Дарья Гусева расспросила председателя постоянной комиссии законодательного собрания Красноярского края по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексея Клешко.

- Алексей Михайлович, как вы думаете, зачем федеральный центр растянул полное введение закона о местном самоуправлении на три года?

- Честно говоря, я бы так не делал. Закон был принят в 2003 году, и если к 2006-му регионы к нему не подготовились, то откуда взять гарантии, что к 2009 году подготовятся? Многие регионы против МСУ, и откладывание применения закона - результат регионального лоббизма. Также местное самоуправление не особо выгодно федеральным ведомствам. Получилась смычка региональных и ведомственных интересов структур, которым комфортно работать в предыдущей модели. Местное самоуправление выгодно вообще-то только гражданам.

Федеральный центр проявил политическую волю, когда инициировал закон, но иногда приходится делать шаг назад в силу политического давления.

Проблема в другом. Главное, в чем были наши претензии к 131-му закону, что он, называясь "об общих принципах организации МСУ", является абсолютно не федералистским, а унитарным. И регионы лишены значительного объема возможностей правового регулирования в вопросах местного самоуправления.

Видимо, федеральный законодатель исходил из того, что, дескать, в регионах не очень умные люди, они не защищают МСУ. Но, например, в Красноярском крае двухуровневая модель была введена не 131-м законом, а гораздо раньше. Полномочия между поселениями и районами мы распределили краевыми законами в 1998-1999 годах. Смешанную модель мы создали тоже раньше - в 1996 году я уже избирался депутатом городского совета по партийному списку.

Посыл федеральных властей, что регионы отсталые и не позволяют реализовать все новаторские идеи, в том числе в организации местного самоуправления, сам по себе ущербный. Для большинства регионов федеральный закон 131 безусловно прогрессивный. Но для нас он оказался проблемным - там нет механизмов его более тонкой настройки под конкретные потребности территорий.

- В некоторых регионах практикуется совмещение должностей главы исполнительной власти (администрации муниципального образования) и главы представительного органа. В Красноярске такая схема применяется?

- Мы следим за тем, чтобы таким образом должности никто не совмещал.

Я полностью на стороне федерального законодателя в том смысле, что недопустимо совмещение должностей главы администрации муниципального образования и главы представительного органа. Мы четко стараемся это разводить. У нас есть одна проблемная территория - Большемуртинский район, где по уставу глава муниципального образования одновременно является председателем совета депутатов. Он недавно избран и всячески тормозит попытки проведения конкурса с назначением сити-менеджера. Мы уже подключили прокуратуру, ему было выдано предписание провести конкурс, конкурс провели, но сразу же стали оспаривать его результаты в суде. Тем не менее мы поставим точку в этом вопросе. Тут нельзя ломать через колено, нужно призывать к порядку законными способами.

- Центризбирком создал модельный закон, рекомендующий регионам сделать местное самоуправление партийным. Насколько, по-вашему, это оправданно?

- Наш край в этом смысле очень непоказательный. У нас практически во всех крупных муниципальных образованиях, городских округах представительные органы МСУ формировались по смешанной системе, и у всех с 1996 года практиковались выборы по партийным спискам. Для нас это не новость. Красноярский городской совет формируется по смешанной системе, половина депутатов избирается по партийным спискам. И так во всех крупных городах края.

- Но насколько оправданно спускать партийную систему, например, на уровень села? Там же нет партий, местное самоуправление не занимается политическими вопросами.

- Во-первых, я считаю, что в селе партии все равно должны быть. Что такое партия? Это политическая организация, которая представляет интересы определенных слоев населения. Разве в селе нет населения, которое социально расслоено? Почему вы тогда отказываете сельской местности в праве применять партийную модель? Конечно, решения, которые принимаются на уровне местного самоуправления, не очень связаны с политикой. Но вместе с тем люди, разделяющие разную идеологию, могут предлагать разные решения одних проблем. И если партия занимается согласованием интересов нескольких социальных групп, то оказывает позитивное воздействие на местное самоуправление.

- А у вас в крае есть база, чтобы сделать МСУ партийным на низовом уровне?

- Сегодня местное самоуправление невозможно сделать полностью партийным.

Думаю, что должен быть постепенный план партизации у федерального центра, согласованный с регионами. - У каждого региона может быть свой путь в решении этого вопроса?

- Я считаю неправильным отдавать это на откуп регионам. Потому что тогда партии в разных регионах окажутся в разных условиях. Это неправильно: если партии общенациональные, должна быть единая модель их существования. Да, нужно максимально ускорять процесс партизации политического пространства. Конечно, необходимо, чтобы в органах местного самоуправления участвовали партии, блоки и избирательные объединения. Но вряд ли это нужно делать посредством сворачивания всех иных форм. Например, почему бы на выборах в Государственную думу не сохранить мажоритарные округа, но при этом дать право выдвигать по ним кандидатов только партиям? Это позволило бы человеку, с одной стороны, быть партийным, а с другой - быть привязанным к конкретному избирательному округу. Такая модель существует в некоторых развитых демократиях. Я считаю, что сама по себе Россия настолько велика, что нужно давать возможность регионам делать больше настроек в сфере местного самоуправления и его организации.

- По-вашему, "настраивать" законы должны регионы? Федеральный законодатель должен только устанавливать рамки?

- Я приведу пример. У нас до 1 января 2006 года существовал краевой закон о статусе депутатов представительного органа местного самоуправления.

В этом акте, в частности, было прописано, что на все запросы депутатов местного самоуправления должностные лица должны давать ответ в течение десяти дней. И закон в принципе работал. 131-й закон в одной из статей указал некоторый набор статусных элементов для депутатов МСУ, которые более подробно регионы сами регулировать не могут. Могут только то, что им прямо поручено федеральным законом. Мы были вынуждены свой закон отменить, и теперь некоторые чиновники говорят депутатам, что вообще отвечать не будут на запросы, потому что в новом законе этого нет. Согласитесь, из Москвы это не отрегулируешь.

- Вы считаете, что у федерального центра нет определенной политики развития регионов в этом направлении?

- У федерального центра есть определенная политика. Просто еще есть слабое понимание того, что такое Россия. У нас в крае есть территории, которые по размеру - целые европейские государства, а проживает там 20 тыс. населения. Нынешние проблемы связаны с тем, что предпринимаются постоянные попытки вовсе отменить 131-й закон, чтобы свернуть местное самоуправление. Ведь в целом ряде регионов его раньше не было. Но общенациональный интерес состоит в том, что пусть мы зажмемся на некоторое время, зато хоть какие правовые модели в осуществлении МСУ выстроим. Хотя наш край от этого закона скорее страдает.

- Насколько безболезненно прошло в крае межевание и разделение имущества между муниципальными образованиями?

- Межевание давно закончено. К сожалению, до сих пор нет постановления правительства по разграничению имущества между муниципальными образованиями. Мы уже несколько обращений написали и в правительство, и в Госдуму. Я думаю, теперь этим должна заниматься комиссия при президенте по реформированию местного самоуправления. Накопится определенный объем проблемных вопросов, и, видимо, тогда их начнут решать.

"Надо постепенно поднатужиться".

("Сегодняшняя газета", 18.05.06, Людмила Винская)

ДЕСЯТЬ лет назад уже поступал приказ "дарагим расиянкам" поднатужиться. Об этом напомнил вчера "Московский комсомолец" - в Красноярске" (N20, "Послание в постель", Ольга Иванова), приводя слова первого президента России Бориса Ельцина: "Рожаете вы плохо. Я понимаю, сейчас трудно рожать, но все-таки надо постепенно поднатужиться".

Оттолкнувшись от этих слов, автор "МК" переходит к "прянику" президента нынешнего: родите второго - получите четверть миллиона, пусть не в руки, но все-таки... Нет чтобы восхититься, так газета начинает сеять зерна сомнения: мол, если кому и на руку эта идея, так только партиям и политическим деятелям. Не в том смысле, что они детей начнут рожать, чтобы оправдать доверие Путина. Замысел-де хорош в качестве так называемой опорной политической идеи. Правильно. Сейчас ведь никого не купишь лозунгом типа "Всю землю - крестьянам". Что они с ней делать-то будут?! Продадут, да и всё. Но "МК" пошел дальше, припомнив, что говорил на пресс-конференции в Красноярске директор аналитического центра "Эксперт" Андрей Шмаров: "Ни в одной стране мира программы, основанные на денежной стимуляции рождаемости, не сработали. В каждой европейской семье как было в среднем "полтора ребенка", так и осталось. Желание общества размножаться не зависит от его благополучия". Тужься - не тужься...

Об этом же вчера заявил и "Конкурент" (N19), правда, словами Эдуарда Лимонова: "Нельзя при помощи денег заставить или как-то склонить женщин к рождаемости". Хотя... К рождаемости, может, рублем и не склонишь. Но если отвлечь головы россиянок от дум, как дотянуть до зарплаты да где денег на коляску взять, то, пожалуй, камень можно сдвинуть с мертвой точки. Россиянки - это вам не европейки. У нас ментальность другая. Мы - другие! Ну какая немка ответит на вопрос, что такое счастье, так, как ответила "АиФу" Людмила Важенина из села Кулига Тюменской области (стр. 9, N1333)? "Это когда пирогами пахнет!"

Например, на Таймыре и в Эвенкии уровень рождаемости выше смертности, что проще объяснить длительностью полярных ночей. Может, поднатужиться да как-нибудь "уговорить" природу устроить по всей России сплошную ночь хотя бы до 2008 года. И забеременеть всем, кто только может. И успеть за это время сделать хотя бы два круга: родить и снова зачать. Надо поддержать президента. Не на чиновников же с депутатами ему надеяться?!

Тот же "МК" задал кое-кому вопрос: "Что вы лично собираетесь делать для улучшения демографической ситуации в стране?" Главная красноярская модельерша Н. Агаханова сразу в отказ пошла: "Я не готова к решительным действиям". Но потом, видимо, подумала, что ответила слишком легковесно, и добавила: "Я выпадаю из общей концепции". О!

Губернатор Александр Хлопонин прикрылся замами: "Это мои заместители все выполняют на "отлично". А я участвую в обязательствах, взятых перед краем". Не подкопаешься. И действительно - губернаторский зам Андрей Гнездилов пообещал: "Я сделаю все, от меня зависящее. Я детей очень люблю, поэтому буду стараться". Вот это государственный подход. А то, понимаешь, у одного возраст не тот, у другого уже дети есть... Ну и что? Вопреки всему - поднатужимся!

Вон и столичные "Аргументы и факты" (N1333) вчера вышли с ассоциативным плакатом на первой странице. На нем Родина-мать призывает: "Рожать!" Хотя, конечно, дело это затратное, а отдачи от него никакой. Может быть, даже нулевой эффект. Родит пятерых, а они все по тюрьмам да по ссылкам пойдут.

Депутат Заксобрания края Игорь Захаров заявил "Красноярскому комсомольцу" (N20), что обещанные президентом 250 тыщ на рост рождаемости не повлияют: "Не надо забывать, что деньги только тогда деньги, когда они в кармане. А пока что мы увидели декларацию о намерениях". Адвокат Александр Глисков еще более скептично взглянул в будущее: "Нуждающиеся в получении денег будут рожать не ради того, чтобы вырастить и воспитать желанного ребенка, а ради того, чтобы получить деньги, проесть их и пропить. Рожать будут люмпены. А через несколько лет их дети окажутся в детдомах, в лучшем случае". Вот закавыка, дарагие расияне. Кто скажет точно - тужиться или погодить?

"Аэрофлот" начал полёты в Красноярск".

("Красноярский рабочий", 18.05.06, Оксана Проценко)

"Монополия прорвана, компания "Аэрофлот" выходит на важный, динамично развивающийся стратегический рынок Красноярского края", - такими словами начал свою пресс-конференцию в краевом центре генеральный директор компании "Аэрофлот - российские авиалинии" Валерий Окулов.

Красноярск станет 28-м пунктом в РФ, куда будут выполняться регулярные рейсы "Аэрофлота". С 11 мая эта авиакомпания начала выполнять регулярные полёты по маршруту Москва - Красноярск - Москва, на котором долгое время единственным перевозчиком была авиакомпания "Красэйр". Регулярный рейс SU-779/780 "Аэрофлот" будет выполнять три раза в неделю, по понедельникам, пятницам и воскресеньям, на самолётах Ту-154М (в перспективе их планируют заменить Airbus А-320, А-321).

Однако, по мнению Валерия Окулова, на сегодняшний момент не удалось реализовать всё, что было задумано в отношении полётов из Красноярска. "Мы выстраиваем свою политику на долгосрочную перспективу и намерены увеличить частоту полётов, - заявил он. - Кроме того, пытаемся составить такое расписание, которое даст возможность обеспечить удобные стыковки с рейсами на Европу, Америку, страны СНГ. Строительство нового собственного терминала "Аэрофлота" Шереметьево-3 позволит нам соединить внутренние и международные рейсы в одном терминале, сделать удобные короткие стыковки, существенно повысить качество обслуживания пассажиров и конкурентоспособность "Аэрофлота" в целом". Таким образом, с открытием нового рейса у жителей края появится возможность путешествовать из Красноярска по всему миру, куда выполняют полёты "Аэрофлот" и авиакомпании альянса Sky Team, членом которого является "Аэрофлот". Теперь пассажиры получат доступ к широкой сети альянса - 728 пунктов 149 стран и возможность пользоваться программами премирования часто летающих пассажиров авиакомпаний - членов альянса Sky Team. В "Аэрофлоте" обещают, что цены на билеты у них будут более привлекательными, чем у местной "Красэйр".

Кроме того, уже ведутся разговоры о возможном переводе из Новосибирска в Красноярск транзитных посадок грузовых лайнеров "Аэрофлота". По словам руководителей компании, связано это с тем, что Красноярск более предпочтителен с точки зрения географического положения.

"Мы увидели поддержку как со стороны администрации края, так и со стороны Законодательного Собрания в принципиальных вопросах, связанных с разделением бизнеса аэропорта с бизнесом авиаперевозок. Видны разумные намерения создать в крае конкурентную среду на рынке авиаперевозок", - заявил Валерий Окулов.

Известно, что в самое ближайшее время откроется представительство авиакомпании в Красноярске по адресу: пр. Мира, 37. Однако в полёт "Аэрофлот" приглашает красноярцев уже сегодня.