"Цитата недели".

(Ведомости 29.10.02. Б.Столяров)

Цитата недели:

"Тогда я оставляю за собой право точно так же в рамках закона выстраивать по отношению к ним ["Русалу"] такие же "законные" позиции". Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

Интервью с Хлопониным, которое "Ведомости" публикуют сегодня, могло бы называться "Что я буду делать с "Русалом".

Из текста следует, что у Олега Дерипаски, который поддерживал на губернаторских выборах Александра Усса, могут возникнуть неприятности. Вероятно, нас ждет увлекательная корпоративная война федерального масштаба между "Русалом" и "Интерросом" с использованием всего боевого арсенала.

Хлопонин считает, что тех 2 млрд руб. налогов, которые Красноярский алюминиевый завод ежегодно платит на территории края, недостаточно. Но трансфертные цены, которыми пользуется "Русал", уводя обороты и прибыль в другие регионы и страны, формально законны. Поэтому карта административного наезда на алюминщиков у бывшего топ-менеджера "Норникеля" Хлопонина получилась хрестоматийная - как будто из учебника по корпоративным войнам.

1) "Если мы не договоримся [об увеличении налогов КрАЗа], я соберу недостающую сумму другими инструментами", - говорит Хлопонин, имея в виду повышение энерготарифов и налога на землю.

2) В правовой оценке, по мнению нового губернатора, нуждается схема поставки глинозема из Ачинска на КрАЗ. В его изложении она выглядит так: "Вместо прямой схемы поставки ачинский глинозем за копейки покупает предприятие, находящееся в офшоре, а потом поставляет сюда на переработку уже по другой цене". Можно не сомневаться, что местные правоохранительные органы в состоянии найти подходящую под эту схему статью. Тем более что, по убеждению самих алюминщиков, курирующий сибирских силовиков полпред Леонид Драчевский Хлопонину симпатизирует.

3) Хлопонин грозит развернуть федеральную антитоллинговую кампанию. Отмена толлинговых льгот ничего не принесет его краю (НДС и пошлина - это федеральные платежи), однако это неплохая разменная монета в переговорах с Дерипаской.

4) Хлопонин сделает все возможное, чтобы не позволить КрАЗу получать электроэнергию с принадлежащей алюминщикам Красноярской ГЭС напрямую, т. е. по 7 коп. за кВт ч. Хотя на Таймыре его позиция прямо противоположна - он двумя руками за вертикальную интеграцию между Норильским комбинатом и "Таймырэнерго" как монопольным поставщиком.

Зная характер темпераментного предпринимателя Олега Дерипаски, можно предположить, что он не станет скрупулезно подсчитывать суммы потенциальных издержек затяжной войны с "Интерросом" и убытков от возможного поражения. Поэтому мы с высокой вероятностью станем зрителями корриды российского масштаба. В том, что Дерипаска при желании найдет, на какой площадке ответить Хлопонину с Потаниным за Красноярск, нет никакого сомнения. Например, полтора года назад глава НЛМК Владимир Лисин едва не сорвал "Норникелю" реструктуризацию компании в ответ на просьбу Потанина выплатить адекватные дивиденды на свой блокпакет НЛМК.

Да и вообще бойцовские качества - не главное достоинство "Интерроса", чего нельзя сказать о "Русале" или "Альфе", многому научившей Потанина в войне за "СИДАНКО".

"Имейте совесть, платите налоги здесь".

(Ведомости. 29.10.02. Б.Столяров)

Выборы губернатора Красноярского края стали не только самыми дорогими региональными выборами за российскую историю, о чем говорят политтехнологи. В ситуацию пришлось вмешиваться лично президенту Владимиру Путину, который в ответ на отмену результатов выборов со стороны краевого избиркома назначил Хлопонина и. о. губернатора. И главное - победа олигарха в социологически репрезентативном регионе, немыслимая в России еще несколько лет назад. Хотя Хлопонин заявляет, что мстить своим противникам не собирается, в первом своем интервью в статусе губернатора он рассказал "Ведомостям" о многих неприятностях, которые теперь ждут "Русал" в Красноярском крае.

- Три месяца назад вы рассказывали, как на встрече с [главой "Базового элемента" Олегом] Дерипаской договорились максимально корректно вести кампанию. Вы считаете, договоренность была соблюдена?

- Формально - да.

- То есть?

- Я не могу предъявить претензии Дерипаске по поводу выборов, ведь Александр Викторович Усс открещивался от взаимосвязи. Я вообще считаю, что Усс был достаточно сильным конкурентом и самая большая его ошибка заключалась как раз в негативе. Если бы он из своей кампании вычеркнул негатив, начиная от роликов, клипов и заканчивая его выступлениями, его результат был бы гораздо выше. Первое, с чего он начинал каждое выступление: вот эти олигархи, которые вас ограбили...

- Многие политологи сделали из красноярских выборов вывод, что идиома "эти олигархи" и спекуляции на нелюбви к московскому капиталу уже не действуют.

- К сожалению, я не могу так сказать. Люди по-прежнему реагируют на это. Хотя в основе [выборов] уже не лежала идиологема олигархическая, а больше спекулировали на антитезе "свой - чужой". Но и она, получается, оказалась не слишком сильной.

- Эксперты оценили вашу кампанию в $40-50 млн. Это правда?

- Вопрос в том, как оценивать. Как можно оценить, скажем, интеллектуальную составляющую? Но могу сказать, что это была не дешевая избирательная кампания. Дороже, чем на Таймыре.

- Председатель наблюдательного совета "Базового элемента" Константин Ремчуков заявлял, что президентский указ о вашем назначении и. о. губернатора был подписан при помощи сибирского полпреда Леонида Драчевского. Это так?

- Я думаю, что это неправильная конфигурация. Сперва возникла ситуация, которая не поддается никакой правовой логике и из которой нужно было найти выход. В Красноярском крае, который больше полугода находится без власти, в бюджетном кризисе и при падающем уровне жизни, оставлять территорию еще на полгода в такой же ситуации - это означало вводить в той или иной форме президентское правление. Были разные точки зрения, в том числе не вмешивать в этот процесс президента и решить вопрос на уровне избирательной комиссии. Но самый оптимальный и быстрый способ - это действительно указ президента. Собственно, решение о подписании указа президент принял самостоятельно. Об этом он мне сказал, когда мы с ним встречались один на один.

- Путина не тревожило, что вы представитель конкретного холдинга?

- Вот если вы пошли бы на выборы, то сделали бы это как представитель вашего издательского холдинга? Я неоднократно слышал о том, что на выборах боролись "Русал" против "Норникеля". А ведь помимо этого еще участвовали "ЮКОС", МДМ, Пугачев, а помимо этого еще боролся малый и средний бизнес, а также партии и движения, просто люди. Поэтому я бы сказал, что я выдвиженец большой группы общественных интересов - "Норникеля", политических партий и движений, предприятий малого и среднего бизнеса, большей части населения, которое, собственно, и одержало победу.

- Так или иначе многие ждут сейчас больших неприятностей для "Русала" на территории края.

- А почему, интересно знать?

- Ну потому что вы не доспорили.

- Это несвязанные вещи, никоим образом. Более того, я больше уважаю людей, которые занимают принципиальную позицию и не мечутся в зависимости от конъюнктуры. Я ценю людей по их поступкам, поэтому я не собираюсь воевать с "Русалом", с КрАЗом. Я собираюсь изложить некоторые правила игры, которые должны быть действительны для всех на соответствующей территории с действующей на ней Конституцией и налоговым законодательством. Если ты работаешь на территории Красноярского края, если ты эксплуатируешь природные ресурсы края, то налоги должны платиться на его территории, а не выводиться по различного рода схемам в офшорные зоны или в другие регионы.

- Но используемые "Русалом" трансфертные цены не запрещены законом.

- Безусловно. Но тогда я оставляю за собой право точно так же в рамках закона выстраивать по отношению к ним такие же "законные" позиции. Например, через налог на землю, через регулирование энергетических тарифов, через другие вещи.

- То есть изъять "справедливую" сумму налога другими инструментами?

- Либо изъять эту сумму другими инструментами в рамках закона, либо по-другому устанавливать тарифы на электроэнергию, либо выходить с законодательной инициативой на федеральный уровень и менять те законы, которые сегодня существуют и действуют, отменять толлинг, другими словами.

- С толлингом-то у вас какая проблема? Это льготы по таможенной пошлине и по НДС - это федеральные, а не региональные платежи.

- Речь идет сперва не о внешнем толлинге - у России объективно не хватает сырья, чтобы производить такое количество алюминия. Но когда у нас есть Ачинский глиноземный комбинат, работающий на территории Красноярского края, а на КрАЗ глинозем поступает через офшорную зону по специальной цене, то для меня это вопрос. То есть вместо прямой схемы поставки Ачинский глиноземный комбинат за копейки покупает предприятие, находящееся в офшоре, а потом поставляет сюда на переработку уже по другой цене; и в результате что происходит? Все налоги исчезают.

- И что вы собираетесь делать?

- Я не вижу разницы на сегодняшний день: почему для того же алюминиевого комплекса выгодно платить налоги где-то в Урюпинске или в Москве, а не у нас? Поэтому я говорю: коллеги, если для вас с точки зрения выгоды это одно и то же, извольте платить налоги здесь.

- Переговоры такого содержания уже проходят?

- По отдельным отраслям проходят. По "Норникелю" это проще всего, потому что он как платил, так и платит на территории края, там исключительно вопрос о понимании объемов на два-три года вперед в зависимости от рыночной конъюнктуры. С угольщиками из МДМ договорились. Здесь принято достаточно квалифицированное решение, они обороты переводят на территорию Красноярского края. Следующий - "Евразхолдинг ", который работает на территории Красноярского края, добывает черную руду и поставляет ее на переработку в Кемеровскую область. Продажная цена руды ниже себестоимости, налоги, соответственно, меньше, и основная часть налогов остается на территории Кемеровской области. Вот это и есть процессы выстраивания правил игры, взаимоотношений с крупным бизнесом. Есть вопросы к "ЮКОСу", "Альфа-групп".

- А почему вы считаете, что им все равно, где платить налоги? Ведь известно, что структуры "ЮКОСа", МДМ, "Русала" зарегистрированы в Мордовии, Калмыкии, на Чукотке, где выдаются льготы по налогу на прибыль.

- Кто вам такое сказал?

- Это данные МНС.

- Нас это не касается. Есть, например, принадлежащая МДМ московская компания "Росуглесбыт", которая мне же потом перепродает красноярский уголь по цене гораздо выше, и прибыль вся оседает в Москве. Поэтому я говорю: вам же все равно, где платить налоги, имейте совесть, платите их здесь.

- Насколько вы рассчитываете увеличить бюджет следующего года, проведя серию таких переговоров?

- Я не могу дать такой конкретной оценки. Но примерно 5-6 млрд руб. - это дополнительные налоги, которые могут поступить на территорию.

- У вас есть в голове примерная сумма, которая должна оставаться от КрАЗа в бюджете края "по справедливости"?

- Почему вы меня все время заставляете работать по понятиям? Почему все время пытаетесь увести в систему двойного стандарта? "Примерная сумма" - это как? Для этого существует Налоговый кодекс, налоговое законодательство.

- Подождите, мы ведь договорились, что трансфертные цены законны, и в этом смысле региональные предприятия могут платить в бюджет сколько угодно.

- Нет, сколько угодно не могут. Либо мы договариваемся, либо я вижу свою задачу в том, чтобы отменить эти трансфертные цены на федеральном уровне.

- Край начнет финансировать социалку Норильска или это будет делать "Норникель" из своей прибыли?

- Вы, вероятно, имеете в виду ЖКХ. Его социальная сфера будет финансироваться за счет населения на 100% - к этому ведут все федеральные реформы. А Норильский комбинат, если хочет, будет выплачивать через различные инструменты материальную помощь населению, своим работникам.

- Как вы относитесь к намерению "Русала" подключить КрАЗ к Красноярской ГЭС напрямую, минуя "Красэнерго", за счет чего алюминщики получат энергию по 7 коп. /кВт?

- Мной готовится пакетное соглашение с крупными промышленными группами, в котором будет четко прописано, какие тарифы они должны платить за электроэнергетику. Мне непонятно, почему в Красноярском крае все население платит 54 коп., промышленные предприятия платят 38 коп., а КрАЗ - 18 коп.

- Алюминщики замечают, что через год вы не сможете влиять на их энерготарифы в связи с реформой энергетики.

- А у нас что, региональные энергетические комиссии ликвидируются?

- Нет, но они будут устанавливать только сетевой тариф - цену доставки.

- Ну вот мы и посмотрим, какой сетевой тариф им установить.

- Я чувствую, не видать алюминщикам тарифа 7 коп.

- Я считаю, что это беспредел. Моя задача не "замочить" "Красуголь", КрАЗ и т. д. Просто нам придется пакетировать вопросы их прибыли и социальной ответственности. Иначе мне трудно будет объяснить людям, почему они платят за электроэнергию больше, чем завод.

- Верно ли я понимаю, что никакого объединения Красноярского края с Эвенкией и Таймыром, за которое выступал Лебедь, теперь не будет?

- Почему именно они должны объединиться, а не Ямало-Ненецкий, ХМАО, Бурятия, еще кто-то? Я, как губернатор, заявляю, что сейчас любое заявление об объединении - это политиканство чистой воды. Если сегодня их взять и объединить, то от этого потеряют все. Потому что при объединении произойдет усреднение нормативов Минфина по всей территории с точки зрения социальных программ, стандартов и нормы жизни населения. То есть к 3-миллионному Красноярскому краю добавится 46 000 населения Таймыра, а дальше количество людей поделится на бюджет, в результате северный коэффициент сильно снизится, а значит, Красноярскому краю придется изыскивать дополнительные источники средств в бюджете для того, чтобы финансировать северные социальные программы.

- То есть объединения не будет?

- Почему вы делаете такой неправильный вывод? Я просто показываю, что сейчас объединение приводит к всеобщим потерям. Нам надо создать союз трех губернаторов, разработать единые программы в области природопользования, социально-экономического развития, промышленности, которые должны изменить эти социальные стандарты для большой территории. После этого можно будет говорить о том, что при объединении никто ничего не потеряет.

- Зачем вам политическая карьера?

- Я имею опыт работы в управлении. Считаю, что на сегодняшний день могу принести больше пользы на этом участке. Предлагаю обществу нанять меня в качестве профессионального менеджера, который может управлять территорией. Который может из дотационной тяжелой территории сделать донора. Я не заинтересован в том, чтобы набивать себе карманы, - с карманами уже все в порядке.

БИОГРАФИЯ

Родился 6 марта 1965 г. в г. Коломбо (Цейлон) в семье переводчика МИДа.

С 1983 по 1985 г. служил в армии.

В 1989 г. окончил факультет международной экономики Московского финансового института.

С 1989 по 1992 г. работал во Внешторгбанке СССР, где занимался проблемой государственных кредитов.

С 1992 г. - заместитель председателя правления ЗАО "АКБ "Международная финансовая компания".

С 1994 г. - председатель правления, а с 1996 г. - президент банка МФК.

С мая 1996 г. - и. о. председателя правления ОАО "Российское акционерное общество по производству цветных и драгоценных металлов "Норильский никель".

С июня 1996 г. - член совета директоров РАО "Норильский никель". С 28 июня 1996 г. - генеральный директор и председатель правления "Норникеля".

28 января 2001 г. избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

В октябре 2002 г. утвержден в должности губернатора Красноярского края.

"Крупнейший золотопромышленник России".

("Красноярский рабочий", 29.10.02)

"Норильский никель", вобрав в себя золотодобывающую компанию "Полюс", становится крупнейшим производителем золота в России.

Все 100 процентов акций крупнейшей золотодобывающей компании России ОАО "Полюс" проданы "Норильскому никелю". Разговоры о предполагаемой сделке ходили давно, но постоянно сторонами опровергались. И вот свершилось. До этого контрольный пакет принадлежал президенту Республики Адыгея Хазрету Совмену и он не хотел его продавать, но совет директоров "Полюса" одобрил сделку.

"Золото Совмена".

("Комок", 29.10.02, Геннадий Васильев)

ГМК "Норильский никель" купил сто процентов акций золотодобывающей компании "Полюс", принадлежавшей Хазрету Совмену, нынешнему главе Адыгеи. Впервые информация об этом появилась месяца два назад. От нее отбивались сам Совмен и тогда еще кандидат в красноярские губернаторы Хлопонин. Это нормально. Вообще, чем старательнее опровергается любая информация, тем большая доля правды в ней. Очевидно, все это время просто уточнялись условия и обязательства.

Интерес "Норильского никеля" к "Полюсу" - давний и логика его действий вполне укладывается в стратегию диверсификации, которую проводит Потанин. Купив империю Совмена, "Норникель" сильно укрепил свои позиции на мировом рынке цветных металлов. Доля рынка, заполученного Потаниным, по данным экспертов, превышает 15%. В прошлом году "Полюс" выдал 16 тонн золота, получив за его реализацию 13$ млн. американских долларов. Если нынче удастся запустить вторую линию, объем увеличится до 25 тонн.

Жителям края, в общем, все равно, кому принадлежит один из крупнейших налогоплательщиков. Хотя есть примечание. Если компанию "Полюс" перерегистрировать, то она станет меньше платить в краевую казну. Пока о таких планах не говорится, да и необходимости нет. Но все-таки. Пуганая ворона куста боится. А мы уж столько пуганы.

"Диалог о важном".

("Вечерний Красноярск", 29.10.02)

Представители администрации Красноярского края и руководства Сибирской угольной энергетической компании "Байкал-уголь" провели ряд встреч, на которых затрагивался самый широкий спектр вопросов, касающихся столь важной для нашего региона проблематики, как функционирование предприятий угольной отрасли. Губернатор края Александр Хлопонин, его первый заместитель Лев Кузнецов и президент СУЭК Олег Мисевра обменялись мнениями о перспективах развития угледобывающих предприятий региона, формировании устойчивого платежеспособного спроса на их продукцию, по финансовым и социальным вопросам. Губернатор Александр Хлопонин потребовал от СУЭК "Байкал-уголь" соблюдения всех социальных обязательств и гарантий в отношении членов трудовых коллективов угледобывающих предприятий Красноярского края. Олег Мисевра документально подтвердил, что предприятия, занимающиеся добычей, переработкой и реализацией угля в крае, сохранят красноярскую регистрацию.

Олег Мисевра с пониманием отнесся к предложению предоставить сотрудникам новой администрации края время для получения экспертного заключения о законности передачи в доверительное управление пакета акций ОАО "Красноярская угольная компания", находящегося в краевой собственности. Эта работа, по договоренности сторон, должна быть закончена до 15 ноября 2002 года. В этих обстоятельствах СУЭК "Байкал-уголь" взяла на себя обязательство обеспечить перенос сроков проведения собрания акционеров ОАО "Красноярская угольная компания", которое планировалось на 31 октября и в повестке дня которого значился вопрос о ликвидации этой компании. Кроме того, О. Мисевра пообещал А.Хлопонину, что совет директоров КУК приостановит с 24 октября 2002 года осуществление любых сделок, связанных с отчуждением активов самой компании, а также ОАО "Разрез "Бородинский", ОАО "Разрез "Березовский-1" и ОАО "Разрез "Назаровский".

Важнейшим решением, принятым на встречах руководителей администрации края и руководства СУЭК "Байкал-уголь", стала договоренность о совместной работе по ключевым проблемам, связанным с работой угольной отрасли в регионе.

"Валерий Сергиенко: "Консолидация с властью или оппозиция - время покажет".

("Вечерний Красноярск", 29.10.02, беседовал Владимир Рубе)

Основной проблемой России всегда была проблема власти ("дураки и дороги" - это ведь о власти: за дороги отвечала власть, а под "дураком" имелся в виду, естественно, не деревенский дурачок, а тупой чиновник). Причин тому много, но главная ~ историческое наследие отсутствия отношений гражданского общества, которое бы влияло на власть. Создание гражданских институтов - процесс длительный. Кроме прочего он требует воли самих гражданских организаций, ответственности интеллектуальных элит за все, что происходит в стране. Нынешняя же ситуация другая - политическое общество (то есть государство) в минимальной степени пересекается с гражданским обществом. И потому реальная власть в России принадлежит узкой олигархии, состоящей из бюрократов, промышленников, банкиров и т.п. Эта олигархия не может консолидировать даже собственные ряды, и уж, конечно, не способна предложить формулу общенационального развития. А в это время население живет парадоксальными мифами - хочется "доброго царя", которого с самозабвением поддерживают на выборах при абсолютном неверии во власть. В нашем крае ситуация усугубляется многолетним раздраем. Распад экономических элит, неконсолидированность общества даже по вопросам общих интересов, традиция неэффективной власти последних лет, очковтирательство и тяжелый моральный климат. Но в то же время в крае есть люди - грамотные и ответственные, есть гражданские и профессиональные организации. И что немаловажно - у нынешней краевой власти, в отличие от предыдущей, есть понимание, что без учета интересов различных групп, без диалога между властью и гражданами, без привлечения как можно более широкого круга поддержки (в реальности сейчас каждый "штык" на счету) наш край, который сейчас банкрот, вытащить просто невозможно. И если на самом деле удастся создать широкую коалицию, то политику власти можно сделать эффективной. Для этого вовсе не надо петь власти дифирамбы, наоборот, надо создать механизмы контроля за ней. Но без общественной дискуссии, без диалога между властью и обществом ситуацию в крае не изменить. Завтра будет создан "Гражданский форум края". Возможно, это станет первым шагом к созданию партнерских отношений между гражданами и властью края.

Итак, завтра, 30 октября, в зале Красноярского ДК железнодорожников состоится учредительное собрание союза общественных организаций края под названием "Гражданский форум Красноярского края". В нем примут участие представители профсоюзов, краевого и Красноярского городского советов ветеранов, союзов товаропроизводителей и молодежных организаций, женских организаций, различных ассоциаций: строителей, учителей, медиков и т.д., организаций бывших военнослужащих, депутаты всех уровней. Всего примерно 400 человек. Будут приглашены, естественно, и представители исполнительной власти.

На вопросы "ВК" отвечает один из инициаторов создания гражданского форума депутат Законодательного собрания края, президент краевого Союза товаропроизводителей, предпринимателей Валерий СЕРГИЕНКО.

- Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, что это такое - гражданский форум Красноярья?

- В ходе выборов губернатора надо было поднять интерес населения к выборам. Ведь явка на них год от года падает - теряется доверие общества к власти. Союз товаропроизводителей инициировал "круглый стол" общественных организаций края. На наше приглашение откликнулись представители 27 неполитических организаций, и мы коллективно обсудили и предложили кандидатам в губернаторы подписать общественный договор, в котором будут зафиксированы их предвыборные обещания. Пускай люди видят, что это не пустые слова.

Не растекаясь мыслью по древу, мы взяли только один сегмент деятельности будущей власти: как она повлияет на уровень жизни населения. Во-первых, это касается каждого человека. А во-вторых, тут все можно проследить и подсчитать. В России отслеживаются 23 показателя уровня жизни. Есть государственная статотчетность, из которой видно, как растет зарплата, увеличивается ли продолжительность жизни, там же приведены данные по образованию, жилью и т.д. Вот и установим общественный контроль за тем, как будет и будет ли меняться наша жизнь.

Ну а если губернатор не выполнил обещания, тогда что? До сих пор ему это спокойно сходило с рук. Мы же предложили в договор пункт об ответственности. Он предусматривает меры вплоть до добровольной отставки губернатора. Но тут возникает вопрос: только ли исполнительная власть за все и вся ответственна? А сами граждане и общественные организации - они кто? Очередь у раздаточного окошка или участники создания достойной жизни? Думаю, вполне резонно наш договор предусматривает обоюдную ответственность. Общественные организации, требуя с губернатора, вообще с исполнительной власти работы, должны и сами в этой работе участвовать. Принять определенные обязательства и выполнять их, неся соответствующую ответственность.

Со стороны А. Хлопонина далее в договоре записано: с целью придания юридической силы этому соглашению губернатор инициирует принятие пакета соответствующих законов Красноярского края. А что касается обязательств общественности, их определит гражданский форум.

Пока мы собираем форум с одной целью:

установить контакты между многочисленными общественными организациями края, у которых порой задачи едва ли не диаметрально противоположные. И все же объединить всех способно (и должно!) отношение к уровню жизни населения. Ни одно формирование не ратует за снижение зарплаты и пенсий, за падение продолжительности жизни. Вот давайте и выступим вместе за реальное улучшение нашей жизни. Ради этого создается гражданский форум.

Возможно, спросите: это что, прогубернаторская партия или антигубернаторский фронт? Пока не знаю. Намерения у организаторов:

- консолидировать общество. Не раздирать его, не выстраивать непримиримую оппозицию еще только начинающей работать команде нового губернатора, а по возможности объединить усилия общественности и вместе с новой командой краевой администрации добиться положительных сдвигов в уровне жизни для каждого жителя нашего края. Время покажет, во что это выльется: в консолидацию с властью или в противостояние. Но создается форум, повторю, однозначно для консолидации всех дееспособных сил общества и власти.

- Есть проблемы федерального масштаба, которые краевая власть просто не может самостоятельно решить. Второй вопрос

- какой ценой решать посильные проблемы? В крае больше, чем в других регионах, социальных программ. Можно, конечно, за пять лет губернаторства продать всю краевую собственность и пустить выручку на социальные программы и на зарплату. Обязательства губернатор| выполнит, но к чему это приведет край в ближайшем будущем? И, наконец, от власти зависит уровень жизни не только бюджетников, но и большей части населения - небюджетников. Как будут защищены интересы последних?

- Безусловно, не все зависит от региональной власти. Поэтому в договоре записано: ежегодно в ходе переговоров губернатора и представителей общественности будут согласовываться рубежи, которых можно достичь. Предвижу возражение: у нас, мол, есть трехстороннее соглашение. Но оно не охватывает всех сторон жизни и защищает интересы только трудящихся. А нетрудящаяся часть - более трети населения: пенсионеры, дети? Их интересы будет отстаивать форум.

Многие годы мы не решаем на федеральном уровне ряда острых проблем. Краевая власть должна, на мой взгляд, инициировать их решение. А общественность поддержит ее. Тревожат еще и проблемы такого плана. В поселке Дубинине Шарыповского района возник пожар. Сгорело несколько старых домов. 236 семей остались без жилья. Чей это вопрос? Мэра? Вроде нет. Губернатора? Тоже нет. Есть федеральная программа сноса ветхого жилья и замены его. Она по возможности выполняется. Но погорельцы ничего не хотят знать и слышать. Дай квартиры - и все тут. Хватают за лацканы чиновников и депутатов. Из мэра душу вытрясли. Рядовому человеку плевать, где чья компетенция. Ему важно добиться решения своего вопроса, особенно столь жгучего. Глубоко сочувствую пострадавшим, но не хочу потакать популизму. Сейчас, когда государство отказалось от патерналистской политики в области социального строительства, на общественные организации ложится обязанность развивать общественную самодеятельность, воспитывать в людях ответственность каждого за себя. Согласитесь, это требует времени. В одночасье человека не переделать. Тем не менее в договор внесена ответственность общественных организаций наряду с ответственностью власти.

Нынешняя власть, конечно же, отвечает за положение дел в небюджетной сфере экономики. Она создает условия для расцвета или, наоборот, увядания частного бизнеса. Если система налогов, таможенные правила, лицензирование, административные процедуры не будут стимулировать развитие производства, то, извините, даже добросовестный предприниматель и патриотичный олигарх немногого достигнут. В США, к примеру, создана чрезвычайно мощная система регулирования тарифов так называемых естественных монополий. Там глава энергетической компании просто так не поднимет цену киловатта электроэнергии даже на 1 цент!

Роль государственных органов несомненно высока и в нашей экономике переходного периода. Взаимодействие общественности с властью укрепит эту роль, поможет установить баланс интересов, так необходимый обществу. Именно поэтому Союз товаропроизводителей выступает инициатором такого сотрудничества.

- Помимо бюджетников, небюджетников есть еще несколько малочисленных групп, которые определяют всю экономическую ситуацию в крае.

- Целиком согласен. Покойный А. Лебедь не признавал, что олигархи наряду с ним, а может даже в первую очередь, хозяева края. Хлопонин тоже публично этого нигде не подчеркивал. Люби их не люби, однако нельзя игнорировать решающего значения присутствия олигархов в экономике края. Поэтому и власть, и общественность должны научиться договариваться с ними. А также выработать правила экономического поведения, одинаковые и для мелкого предпринимателя-палаточника, и для олигарха. За это, между прочим, выступает и Хлопонин. На инаугурации он заявил, что для всех будут созданы равные условия ведения бизнеса. Вот и поможем ему в этом, чтобы губернатору было на кого опереться. И чем больше людей подставят ему плечо, тем прочнее будет успех.

- Каков механизм действия договора?

Хлопонин предложил создать общественный наблюдательный совет, который отслеживал бы ход реализации договора. На гражданском форуме мы сформируем часть этого совета - от общественных организаций. Губернатор дополнит его представителями администрации. Приглашаю, в том числе, и от имени губернатора, к участию в наблюдательном совета представителей СМИ. Правда, вы, журналисты, и так постоянно следите и даете оценки происходящему. А вот политические партии не приглашаем. У них цель - борьба за власть. Для нас же важнее экономическая активность, занятость людей, уровень жизни. Об этих вещах надо договариваться поэтапно. А население должно знать, чего ему ждать к концу планируемого периода по зарплате, по доходам различных категорий граждан, в образовании, медицинском обслуживании и тому подобное. Если выполнили намеченное не полностью, пойдем объяснять людям - и губернатор, и общественный наблюдательный совет, - почему произошел сбой.

- Крупная ошибка Лебедя была в том, что он очень разбрасывался людьми. Кроме губернатора и общественных организаций есть депутаты Законодательного собрания, Госдумы. Если мобилизовать всех...

- Непременно пригласим участвовать в форуме депутатов всех уровней и представителей муниципальных образований. В такой стране, как наша, где традиции гражданского общества давно забыты, решать что-то без представителей власти - донкихотство. Поэтому участие властей предержащих тоже будет обязательным. Надеюсь, никому не придет в голову говорить о гражданском форуме как о почве для создания теневой власти. Никаких предпосылок к этому нет.

Участники "круглого стола" общественных организаций составили костяк оргкомитета, созывающего форум. Хотим превратить форум в союз общественных организаций края. В крае свыше двух тысяч общественных организаций. Разве сможет губернатор хотя бы познакомиться с каждой, не говоря уж о том, чтобы общаться! Иное дело форум. Пусть он положит хотя бы кирпич в фундамент гражданского общества в крае - будет уже хорошо.

Так что предстоит выбирать: или будем наблюдать, как власть что-то пытается делать, и дожидаться повода для ее критики, или сами начнем работать вместе с этой властью в интересах народа.

P.S. Из договора о социальной ответственности, подписанного А.Г.Хлопониным и В.И.Сергиенко: "Разработать проект нормативно-правового акта об ответственности, вплоть до отставки должностных лиц администрации Красноярского края, Законодательного собрания Красноярского края, включая губернатора края и председателя Законодательного собрания края, за состояние социально-экономического положения, в том числе за уровень жизни населения Красноярского края".