"КоммерсантЪ" пишет, что 17 мая на ежегодной конференции РАО ЕЭС Анатолий Чубайс заявил, что на данный момент "появились условия" для достройки Чебоксарской ГЭС (Новочебоксарск, Чувашия) и поднятия уровня Чебоксарского водохранилища. Главный энергетик подчеркнул, что РАО готово инвестировать в этот проект, но считает, что в финансировании должно участвовать и государство.

В случае поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище до 68 м, по расчетам энергетиков, должны решиться проблема сквозного судоходства по всей акватории Волги и проблема энергодефицита поволжского региона. Объем инвестиций в проект, включающий работы по берегоукреплению затопленных в результате подъема уровня воды территорий, оценивается в 50 млрд рублей.

Проект энергетиков не единственный, но до конца второго квартала 2006 года федеральное правительство должно определиться с вариантом решения проблемы обмеления Волги. Главным конкурентом чебоксарскому проекту считается проект строительства низконапорного гидроузла на Волге в Городецком районе Нижегородской области. Вопрос о возведении плотины поднимался неоднократно с 2002 года. По расчетам разработчиков, плотина, как и достройка Чебоксарской ГЭС, также должна решить проблему энергодефицитности региона: внутри этого сложного гидросооружения предполагалось разместить низконапорную турбину для выработки электроэнергии. Общая стоимость строительства плотины оценивалась в 32 млрд рублей, и областные власти неоднократно замечали, что без федеральной поддержки сооружение плотины не осилят.

Лоббируя проект на федеральном уровне, начать создание гидроузла нижегородское правительство планировало сначала в конце 2004 года, потом в начале 2005-го, но до сих пор реализация находится на стадии технико-экономического обоснования.

На данный момент, несмотря на заявления главного энергетика страны, очевидно, что отказываться от проекта нижегородские областные власти не намерены и уже нашли частного инвестора, готового инвестировать в сооружение плотины - немецкая компания Solido Project готова вложить в строительство плотины 70% необходимых средств, то есть около 22,4 млрд рублей. Оставшиеся 30% министр транспорта РФ Игорь Левитин обещал компенсировать из федерального бюджета.

Пока сотрудничество областного правительства с немецкими инвесторами находится на стадии подписания протокола о намерениях. Представители Solido Project уже побывали в районе Большого Козино на месте предполагаемого строительства, обсудили "некоторые моменты технико-экономического обоснования проекта и результаты госэкспертизы" и даже заверили нижегородских партнеров в том, что имеют опыт работы в заболоченной местности.

Какой именно вариант решения проблемы обмеления Волги предпочтут федеральные власти, решит правительство РФ. По словам Чубайса, в ближайшее время в Минэкразвития РФ пройдет очередное совещание по проблеме.