Стратегия развития Липецкой области до 2020 г. рассмотрена в Минрегионе РФ

Липецк, 16 мая 2006, 21:47 — REGNUM  В Министерстве регионального развития РФ в Москве 16 мая состоялось рассмотрение Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 г., как сообщает корреспондент ИА REGNUM, стратегия была представлена заместителем главы областной администрации Татьяной Глуховкиной.

К 2020 году, согласно стратегии, планируется увеличение валового регионального продукта в 3 раза, объема промышленного производства - в 3,5 раза, объема сельскохозяйственного производства - в 2 раза, инвестиций в основной капитал - в 3 раза, внешнеторгового оборота области - в 2,7 раза, экспорта - в 1,8 раза, импорта - в 7 раз (преимущественно за счет импорта современного промышленного и сельскохозяйственного оборудования). Ввод общей жилой площади к 2020 г. планируется довести до 1,5 млн квадратных метров в год, среднедушевые доходы - до 21 тыс. рублей в месяц, среднемесячную заработную плату - до 28 тыс. рублей.

В своем докладе Татьяна Глуховкина сделала упор на описание точек роста, намеченных в стратегии социально-экономического развития региона. Прежде всего это особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа "Казинка", которая создается в Грязевском районе. Объем привлеченных инвестиций по данной ОЭЗ составит 21,5 млрд рублей, количество создаваемых рабочих мест - 13 тыс., увеличение поступлений в бюдежеты всех уровней в результате реализации этого проекта составит 15 млрд. рублей в год. Как подчеркнула Татьяна Глуховкина, в данной ОЭЗ планируется размещение только экологически чистых производств - сельскохозяйственного машиностроения, производства сублимированных продуктов питания, электротехнической продукции, обработка шелкового сырья и производство изделий из шелка и др. Развитие ОЭЗ "Казинка" даст дополнительный импульс развития целому ряду городов и территориторий области.

Также в стратегии предусмотрено дальнейшее развитие уже существующей зоны по производству бытовой техники - холодильников, стиральных машин и др., представляющая собой кластерную зону, включающую 7 предприятий и сопутствующие виды деятельности в Липецке, Ельце, Лебедянском и Грязинском районах.

Как пояснила Татьяна Глуховкина, областным законодательством введено понятие "особой экономической зоны регионального уровня". Стратегией предусматривается создание ряда подобных зон, в том числе зоны в Тербунском районе, где планируется создание крупного производства солода, а также керамического кирпича и строительных металлоконструкций, а также крупнейшего агрохолдинга по производству и переработке сахарной свеклы. По расчетам авторов стратегии, реализация этого проекта позволит дать дополнительно 6,5% к общероссийскому производству сахара и увеличить долю Липецкой области в производстве сахара в целом по России с 7 до 14%. Данный проект, сообщила Татьяна Глуховкина, область планирует представить на конкурс с целью получения финансирования из федерального Инвестиционного фонда.

Кроме того, согласно стратегии, планируется создание на территории области особой экономической зоны регионального уровня, ориентированной на производство свинины (что в перспективе даст прирост в 7,5% общероссийского производства), а также мясное и молочное скотоводство.

Предполагается и создание особой экономической зоный туристско-рекреационного типа, включающей ряд существующих в регионе особо охраняемых природных территорий, памятники истории и культуры, а также природные курорты.

Таким образом практически вся территория области оказывает покрытой особой экономическими зонами различной специализации, которые пересекаются друг с другом.

Стратегия предусматривает также дальнейшее развитие существующего инновационного модуля "Меккано - Липецк", созданного на основе гранта программы TASIS, и создание еще одного - на базе Липецкого государственного технического университета и Елецкого государственного университета.

Коснувшись вопроса о трудовых ресурсах области Татьяна Глуховкина отметила, что при достаточно высокой безработице, достигающей 14,5%, и уровне заболеваемости населения, превышающем среднероссийский, в регионе продолжается сокращение населения. Наряду с мерами по стимулированию рождаемости, отметила она, в области принимаются меры по привлечению мигрантов из числа соотечественников, так как область нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. В 2005 г. миграционный прирост населения региона составил 1 человека на 1 тыс. коренного населения.

Липецкая область является регионом-донором, отметила Татьяна Глуховкина, однако изменения федерального законодательства поставили ее в сложное положение: потери консолидированного бюджета области составили 5,3 млрд рублей, расходы увеличились на 2,5 млрд рублей, дефицит консолидированного бюджета в 2005 составил 2,7 млрд рублей и сохранился в том же размере в 2006 году. В 2005 году в результате снижения доходной части бюджета снизилась бюджетная обеспеченность на душу населения. Ряд расходных полномочий федерального уровня финансируется, а значит и исполняется не в полном объеме, подчеркнула Татьяна Глуховкина.

"Липецкая область претендует на то, чтобы стать одним из регионов-локомотивов роста нового экономического каркаса страны, - заявила она, - но без адекватной поддержки федерального уровня это становится проблематичным".

Участники совещания, как передает корреспондент ИА REGNUM, отметили серьезность и содержательность представленной стратегии. В то же время в ходе обсудения представленного документа был высказан ряд замечаний. В частности, научный руководитель Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин, обратил внимание на необходимость учета таких долгосрочных факторов как предстоящее вступление России в ВТО, что, по мнению специалистов, нанесет серьезный удар по сахарной промышленности страны. Вызвало его сомнение и обилие направлений развития, по которым планируется работать в соответствии состратегией. "Объем целей, которые ставит перед собой админисрация, запределен", - констатировал он. В частности, по мнению Владимира Княгинина, неоправданным является создание особой туристско-рекреационной зоны при незначительных объемах туризма. Создание многочисленных региональных ОЭЗ с налоговыми льготами на фоне нехватки средств для создания инфраструктуры федеральной ОЭЗ "Казинка" представляется неоправданным распылением средств, заметил он.

По мнению директора Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона Юрия Перелыгина, к слабым сторонам стратегии относится непроработанность межрегиональных связей и отсутствие прогноза изменения системы расселения в связи с продолжающимся сокращением численности населения, что неизбежно повлияет на требования, предъявляемые к транспортной схеме области и др. Больше внимания он призвал уделить городам как ресурсам развития и, в частности, рассмотреть возможность выделения еще одного крупного городского центра альтернативного Липецку.

Татьяна Глуховкина, со своей стороны в ходе дискуссии подчеркнула важность присутствия в составе стратегии вопросов развития туризма и культуры как необходимого условия конструктивного диалога между администрацией области и обществом. По ее словам, стратегия представляет собой еще не завершенный документ и будет вынесена на обсуждение областной общественности.

Как отметил, подводя итоги заседания заместитель министра регионального развития России Владимир Дедюхин, представленная Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года открывает для области хорошие перспективы. "Безусловно, Липецкая область это регион, от которого общество ждет очень многого", - подчеркнул он. "Сегодня ситуация в области не такая уж благополучная, - отметил Владимир Дедюхин, - но хорошо, когда общество ставит передсобой амбициозные цели".

По итогам совещания рекомендовано доработать стратегию с учетом прозвучавших замечаний. Как сообщил заместитель министра, планируется, что во второй половине текущего года Липецкая область будет представлена на заседании Правительства РФ.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.