В 2005 году в Республике Алтай налоговые поступления от предприятий, оказывающих туристские услуги, составили 29 млн. рублей. На территории республики существует 131 турбаза и зарегистрировано 159 турпредприятий, в том числе 46 предпринимателей без образования юридического лица. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сообщил 16 мая на прошедшем в Горно-Алтайске совещании органов госвласти с руководителями турпредприятий председатель комитета природных ресурсов, охраны окружающей среды и туризма Василий Манышев.

По его словам, под рекреационную деятельность на Алтае выделено 192 участка общей площадью 20 060 га, в том числе 104 лесных участка. 19 участков на протяжении длительного периода не используются.

За последние несколько лет в ряде районов интенсивно увеличивалось количество турбаз. Например, в Чемальском, Майминском и Турачакском районах - в 3-6 раз. Однако есть районы, в которых количество турбаз не превышает 5-7. В первую очередь это отдаленные, южные районы республики. По оценкам экспертов, в туристическом бизнесе занято до 6 тыс. жителей республики (общая численность населения - около 210 тыс. человек), в том числе круглогодично - 2 тыс.

Говоря о проблемах отрасли, Василий Манышев отметил, что есть основания считать, что многие турпредприятия укрывают доходы с целью сократить налоговую нагрузку. Существует проблема нейтрализации антропогенного воздействия туристов на природу Алтая. При этом 6 природных парков, созданных на территории Республики Алтай, практически не занимаются туристической деятельность, хотя уставы им позволяют организовывать научно-познавательные туры. В то же время территории парков нередко посещают группы туристов, купивших путевки у сторонних фирм. "Для решения вопросов антропогенной нагрузки нужно, чтобы туризмом в парках занимались именно парки, - сказал Манышев. - Мы же не можем квотировать восхождения на Белуху".

Выступивший на совещании президент Ассоциации туроператоров Алтая, депутат Госсобрания Сергей Зяблицкий заявил, что местные турпредприятия поставлены в заведомо невыгодные условия по сравнению с фирмами, зарегистрированными на территории других регионов, но привозящих сюда своих туристов. "Местным контрольным органам просто проще проверять нас, и поэтому весь административный пресс ложиться на нас, - сказал он. - Ежегодно нас перед открытием сезона проверяет комиссия из представителей 16 контрольных органов, а всего деятельность туристических предприятий контролирует на территории региона 27 контрольных и надзорных органа". В это же время, по словам Зяблицкого, иногородним предпринимателям, которые зарегистрированы в других регионах и поэтому практически не подвергающимся здесь проверкам, значительно проще работать. "Мы осваиваем лишь 30% маршрутов, остальные 70% приходятся на долю бизнесменов из других регионов. Так вот с них тоже нужно спрашивать и за качество услуг, и за безопасность, и за налоги, - уверен Зяблицкий. - В настоящее же время нет никакого протекционизма со стороны властей в отношении предпринимателей, которые зарегистрированы в республики и всегда на виду". Развитие местного туристического бизнеса, считает Сергей Зяблицкий, находится в критическом положении. "Мы напоминаем раскрашенную телегу, которая скатилась в овраг", - сказал он.

"Достижения на ниве туризма у нас есть не благодаря целенаправленной работе, а исключительно благодаря природе, которая привлекает гостей, - сказал глава Усть-Коксинского района Сергей Гречушников. - А работу в нынешних условиях вести очень сложно: в соответствии с печально известным 131-м законом у муниципалитетов абсолютно нет полномочий в сфере туризма и рекреации. В результате местные власти оказались исключенными из процесса развития туризма. Сложно стало работать и нашим туроператорам - теперь для решения всех вопросов им приходится ездить в столицу республики".

"В южных районах республики наиболее эффективно было бы развивать охотничий туризм, - уверен руководитель фирмы "Уч-Сюмер" Константин Сайланкин. - Правда, бытует мнение, что туристы выбьют всю живность, по этому поводу нет единодушия у общественности". В качестве контраргумента противникам развития охотничьего туризма Сайланкин привел данные об использовании охотничьих квот в 2005 году. Если на марала была выделена квота на 268 голов, то лицензии приобрели всего на 41, из 180 квот на козерога было реализовано 18 и из 900 на косулю - 319.