Преступления, совершаемые на почве экстремизма и ксенофобии, не сходят на убыль, "напротив, их число в регионах растет, открываются новые грани". Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, заявил глава комитета Государственной думы РФ по безопасности Владимир Васильев, открывая круглый стол "Проблемы законодательного противодействия проявлениям экстремизма и ксенофобии в России".

Васильев сообщил, что в 2002 году в связи с этими преступлениями к уголовной ответственности были привлечены 8 человек, в 2004 году - 11, в 2005 - 214. Статистика преступлений, совершаемых по статье "Вандализм", также демонстрирует резкий рост: в 2003 г. - 96 привлеченных, в 2004-м - 162, в 2005-м - 289.

По словам главы комитета, "диспозиция статьи 213 Уголовного кодекса, по которой за последние годы привлечены 6308 человек, не предусматривает указания, сколько преступлений совершено на почве национальной, религиозной розни". "То есть мы не имеем мониторинга по этим преступлениям", - добавил он. В стране растет кавказо- и китаефобия, отметил Васильев. Он привел данные опроса "Левада-центра" конца 2005 г., согласно которым 55% россиян высказались за ограничение для проживания выходцев с Кавказа в России, 46% - выходцев из Китая. Парламентарий подчеркнул, что одна из причин этого явления - массовые нерегулируемые миграционные процессы. Он предостерег коллег от либерального подхода к этому вопросу и сказал, что "власть должна нести ответственность за то, что происходит, и регулировать эти процессы. Мы подошли к пониманию, что нужна контролируемая миграция".

В рекомендациях участников круглого стола отмечаются такие предложения как:

дополнить статьи 7 и 9 закона "О противодействии экстремистской деятельности" нормами, запрещающими создание под каким-либо другим наименованием партий, объединений, деятельность которых была запрещена ранее в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

дополнить статьи 8, 11, 13 закона понятиями "интернет", "интернет-сайт";

определить в базовых федеральных законах полномочия и задачи правоохранительных органов в противодействии экстремистской деятельности;

рассмотреть целесообразность возврата к прежней норме уголовного законодательства, увеличив максимальное наказание за преступления, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной ненавистей, предусмотренное ч.1 ст. 282 УК РФ с 2 до 4 лет лишения свободы;

сформулировать и законодательно закрепить через внесение поправки в УК квалификационный признак, позволяющий определить, совершено ли хулиганское действие на почве национальной, расовой или религиозной нетерпимости.