В Барнауле обсудили проблемы реализации в Алтайском крае федерального закона №127 "О несостоятельности (банкротстве)". В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Алтайского крайсовета (АКСНД), представители администрации Алтайского края и Барнаула, налоговики, руководители ряда алтайских промышленных предприятий, арбитражные судьи и управляющие. Организатором мероприятия выступил комитет Алтайского краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности.

Оживленная дискуссия выявила немало нареканий к действующей с 2002 года редакции федерального закона о банкротстве как со стороны властных структур, так и со стороны арбитражных управляющих и промышленников. В 2005 году в арбитражный суд Алтайского края поступило 642 заявления о признании предприятий банкротами. Это на 390 больше, чем в 2004 году. Кроме того, в прошлом году на 92 предприятиях-должниках была введена процедура наблюдения, на трех - внешнее управление, в отношении 131 организации открыто конкурсное производство, завершено конкурсное производство в отношении 480 организаций. В большинстве случаев инициатором заявления о несостоятельности предприятия выступает уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба России. По словам руководителя Управления ФНС РФ по Алтайскому краю Алексея Легостаева, банкротство может стать действенным способом оздоровления предприятия, однако на практике в большинстве случаев эта процедура заканчивается ликвидацией. Примеры восстановления платежеспособности предприятий единичны. Между тем, как считает руководитель краевого УФНС, претензии к арбитражным управляющим в данной ситуации необоснованны, поскольку управляющий получает предприятие на финальной стадии кризиса, когда вывести его из этого состояния практически невозможно. Для финансового оздоровления необходимо проводить досудебную санацию или вводить внешнее управление, избегая конкурсного производства, означающего ликвидацию юридического лица. К сожалению, в Алтайском крае такие меры вывода предприятия из кризиса применяются крайне редко.

Кроме того, в ходе "круглого стола" обсуждалась проблема информационного вакуума, возникающего вокруг банкротящихся предприятий: большинству граждан недоступны координаты арбитражных управляющих, объявления о несостоятельности организаций, назначенных торгах и т.д. Разрозненно этими сведениями располагают различные ведомства, но единой информационной базы не существует.

Как отметил председатель Комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности Юрий Шамков, в крае необходимо добавить прозрачности процессу банкротства. Также следует вести системный мониторинг предприятий, выявляя потенциальных банкротов, наращивающих долги перед бюджетом.

По итогам "круглого стола" был решено разработать механизмы создания в крае центра (межведомственной комиссии) по координации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере антикризисного управления. Предполагается, что эта структура будет осуществлять сбор и концентрацию информации по данной проблематике, вести реестр предприятий, находящихся на разных стадиях банкротства, а также потенциальных банкротов для принятия мер по восстановлению платежеспособности и поиска потенциальных инвесторов.