Манвел Саркисян - эксперт аналитического центра "Кавказ"

ИА REGNUM: Г-н Саркисян, партия "Оринац Еркир" вышла из состава коалиции власти, глава этой политической силы - спикер парламента Артур Багдасарян подал в отставку. Как Вы думаете, кто займет вакантное место партии "ОЕ" в коалиции и как будут распределены руководящие должности в законодательном органе страны?

Полагаю, что судьба расклада сил в нынешнем парламенте, а также, взаимоотношения в коалиции, мало кого привлекают. Парламент перестал играть роль ключевого фактора в происходящих внутриполитических процессах. Центр тяжести политических трансформаций, потенциально способных определить будущую политическую палитру в Армении, вышел за рамки парламента. Поскольку, большинство голосов в парламенте сконцентрировано в рамках неполитизированной и послушной бизнес-среды, формальный расклад фракций совершенно непринципиален. Сейчас за должности в Национальном Собрании Армении могут бороться лишь политически недалекие люди.

ИА REGNUM: Многие склонны утверждать, что парламенту Армении роспуск не грозит, новые выборы пройдут в намеченный срок, поскольку президент Роберт Кочарян стремится собрать в парламенте подвластные ему политические силы, при поддержке которых он в 2008 году займет кресло премьера. Разделяете ли Вы это мнение?

На состав нового парламента Армении сегодня молятся все, и правильно делают. Все политические задачи могут решиться только через выборы в новый парламент. Нормы новой Конституции, все же, объективно, диктуют правила игры для всех заинтересованных сил. Соответственно, и судьба нынешнего парламента зависит от того, насколько президент Кочарян уверен в своих планах, если они, конечно, у него есть. Со стороны заметно, что никто в Армении пока не готов и не уверен в себе. А сейчас вот, появилась и новая ситуация: возможна реанимация оппозиции в непредсказуемых формах и с непредсказуемым воздействием на трансформации политической системы.

Рисковать никто не будет хотя бы по той причине, что в условиях неопределенности нынешний парламент играет стабилизирующую роль: он как бы стоит на пути углубления политического кризиса хотя бы в качестве баласта. Другое дело, если на пути к формированию нового парламента, этот баласт окажется выпущенным из рук президента. Тогда от него откажутся мгновенно с целью ускорения политических процессов и предотвращения неблагоприятных для властей сюжетов внутриполитического развития.

ИА REGNUM: Возможно ли, что данный процесс инициирован руководством самой партии "Оринац Еркир"? В частности, есть мнение, что Артур Багдасарян, таким образом, заручится поддержкой большего числа избирателей, нежели, если бы он пошел на парламентские выборы 2007 года в качестве коалиционной партии...

Несмотря на кажущийся "молниеносный" характер происходящих с партией "Оринац Еркир" процессов и решения о выходе партии из состава властной коалиции, вплоть до отставки лидера этой партии Артура Багдасаряна с поста спикера Национального Собрания, происшедшие политические перемены в Армении нельзя оценить как неожиданные. Симптомы подобного развития событий наблюдались на протяжении уже последних шести месяцев, а корни такого развития уходят к периоду проведения в Армении конституционного референдума 27 ноября 2005 года. Психологическая атмосфера, возникшая в обществе и политической системе Армении в итоге прошедшего референдума содержала в себе потенциальные угрозы неминуемых трансформаций в политической системе страны. Отстраненность общества от активного участия в референдуме, возникшее в нем недоверие к провозглашенным итогам голосования и к самой политической элите, не могли не отразиться на действиях провластных сил.

Действия Артура Багдасаряна воспринялись во властной структуре не только как посягательство на принципы коалиционной политики, но и как заявка на политическое лидерство на фоне предстоящих в 2007 году парламентских выборов. Время показало, что подобные действия Артура Багдасаряна и соответствующие их оценки со стороны ключевых фигур власти, содержали в себе потенциальную энергию подрыва политического статуса-кво.

По сути дела, действия Артура Багдасаряна во все наблюдаемое нами время не содержали ничего особенного. В любой другой ситуации, в условиях сильной централизованности власти в Армении, они могли бы быть игнорированы и властью и обществом. Но только не сейчас, в преддверии смены власти. Открытый демарш "Оринац Еркир" в период утверждения итогов приватизации 2001- 2003 годов в Армении, а также, публичные выкладки Артура Багдасаряна по проблемам внешней политики, стали несовместимыми с традиционными манерами нынешней власти и довели нервозность армянского эстеблишмента до предела.

Обратная волна усилий заработала с такой же интенсивностью, что не оставила лидеру "Оринац Еркир" иного выхода, как открыто заявить о своих противоречиях с президентом и коалицией и уйти в оппозицию. Сохранилась бы коалиция и остался бы Артур Багдасарян у руля Национального Собрания, через несколько дней, возможно, все бы потеряли интерес к происшедшим трансформациям в парламенте: количество депутатов и расклад сил в нынешнем парламенте, как я уже сказал, в Армении уже никого не интересует. Но произошло обратное. И в политической системе Армении поневоле возникла совершенно иная ситуация. Этим и вызван нынешний ажиотаж.

ИА REGNUM: Некоторые оппозиционные силы уже заявили о своей готовности к сотрудничеству с "Оринац Еркир". Как Вы думаете, есть ли у Артура Багдасаряна шансы стать реальным лидером реально объединившейся оппозиции, пройти в парламент и стать в дальнейшем единственным кандидатом от оппозиции на президентских выборах?

Вряд ли проявляющая вот уже полгода пассивность оппозиционная среда однозначно возрадовалась новому оппозиционному фактору. Стало быть, гонка за лидерство в оппозиции должна стартовать немедленно.

Стартовая ситуация для наращивания своего оппозиционного потенциала у Артура Багдасаряна вполне благоприятная. Благоприятным обстоятельством можно признать и естественный отсев ненадежных кадров из его партии. Если Багдасарян проявит необходимые навыки, реорганизует свою команду, то новый облик армянской оппозиции сформируется объективно, а какой-то консенсус в оппозиции всегда найдется.

Однако, политическая ситуация в Армении давно прошла тот предел, когда одними лишь усилиями политически дееспособной оппозиции можно добиться большинства в парламенте, тем более, выиграть президентские выборы. Что-либо в стране может измениться лишь в результате объективных трансформаций по всему телу политической системы. То есть, изменения должны произойти и во власти. При том, изменения объективные, которых никто, может быть, и не желает. Без этого, мы можем стать лишь свидетелями долгого противостояния двух полюсов и оттесненного от такого противостояния общества.

Возможно ли это в сегодняшней Армении? - вот в чем вопрос. Многие считают, что невозможно. В стране сложилась самодостаточная договорная властная структура, обладающая потенциалом к самовоспроизводству и мягким внутренним трансформациям. Формы взаимоотношений членов властного лагеря и принципы деятельности этого лагеря вполне фиксированы. Влияние общества на указанную структуру доведено до минимума. Здесь мало что меняется в результате внутренних кадровых потоков. Видимо, это имеют ввиду высшие должностные лица, когда произошедшие ныне изменения в коалиции оценивают как непринципиальные. Во многом, они правы.

Однако, на мой взгляд, одно важное обстоятельство не учитывается. Политическая система Армении находится в беспрецедентной для нашей страны ситуации. Впервые Армении предстоит избрать нового президента в связи с приближающимся сроком конца полномочий нынешнего президента Роберта Кочаряна. На третий срок Кочарян выставляться не может. Прежний президент Левон Тер-Петросян в 1998 году ушел по обстоятельствам и в полном соответствии с понятиями того времени, и в стране тогда не было проблемы политической судьбы действующего президента. Сейчас она есть. Президент Кочарян не выразился по своим будущим политическим планам, не говорит о третьем сроке, но и не проявил готовности уйти из политики. Более того, он проявляет большую активность во всех заметных внутриполитических процессах.

На фоне такой ситуации степень неопределенности в среде членов властного лагеря крайне высока. Каждая политическая сила и влиятельные политические фигуры уже несколько месяцев проявляют собственные инициативы с целью усиления своих внутривластных позиций. Страх перед возникшим в политической жизни Армении еще в 1998 году феноменом политического "бегства крыс" заразил всех. Психологический настрой - "шарахнуться" от опасности и "переметнуться в никуда" - устойчиво укоренился в политической элите Армении.

Уже к сегодняшнему дню, это привело к тому, что фактор бизнесменов-депутатов вышел на центральное место во внутренней политике страны. Появился новый феномен стабилизации, и одновременно, несдерживаемой дестабилизации политических процессов. Возможности политических сил и влиятельных фигур во власти резко снизились: куда в той или иной ситуации повернет бизнес-корпус, никто не может предсказать. Точнее - повернет туда, где "гиря тяжела", а вот трудно предсказать, где она может стать тяжелой. Тем более, если общество Армении снова станет проявлять свои симпатии и антипатии.

Похоже, ненадежность такой конструкции политической системы понимают и во власти. Если нет, то тогда трудно понять заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна о том, что Армения переходит на второй этап демократизации страны, и что это очень трудный этап, поскольку он подразумевает реформы, которые непосредственно коснутся политической элиты. Возможно, это словесная дань требованиям западных партнеров. А возможно, и свидетельство того, что политический статус-кво в Армении сохранить уже невозможно.

Вероятность того, что в процессе разрешения вставшей перед Арменией политической задачи и формирования новой власти, потребуются совместные усилия президента Кочаряна и новых провластных и оппозиционных сил, кажется вполне логичной. Это выглядит непривычным с точки зрения армянских политических традиций, но ведь, непривычна и сама возникшая задача.