Ваан Ованнисян - зампредседателя Национального Собрания Армении, член Бюро АРФ "Дашнакцутюн".

ИА REGNUM: Г-н Ованнисян, "Оринац Еркир" заявила, что выходит из состава правящей коалиции (коалицию партий власти составляли Республиканская партия, партия "ОЕ" и АРФД - ред.), в свою очередь лидер этой партии Артур Багдасарян объявил об уходе с поста председателя Национального Собрания. При создавшихся реалиях можно ли утверждать, что в Армении кризис власти?

Кризиса власти нет. Есть некоторый кризис понимания, что такое власть. Вообще сам вопрос нуждается в небольшом анализе, в понимании со стороны наших граждан. На самом деле, процесс понятен: "ОЕ" потеряла половину или более половины своих членов, перестав, тем самым, быть второй по численности фракцией в парламенте, и перестав быть настолько серьезной властной опорой, чтобы иметь своего спикера. Спикер это осознал, полагаю его решение закономерно и правильно.

Что касается распада фракции... Тут существует множество версий и не исключено, что они имеют право на существование все вместе, параллельно. Первая муссируемая версия, что катализатором процесса могли стать известные высказывания спикера по нашим внешнеполитическим приоритетам, а также противоречия во фракции, возникшие в связи с такими вопросами, как утверждение отчета по приватизации и т. д. Депутаты, которые вышли из "ОЕ", во-первых, представляют крупный или средний бизнес, достаточно серьезно связанный с Россией. Нельзя было не учитывать этого. Во-вторых, все они, также как и члены многих других фракций, напрямую связаны с процессом приватизации. И поэтому политизирование этого вопроса, естественно, должно было вызвать какой-то разброд в рядах фракции.

Есть, конечно, и другие версии. В частности, муссируется версия о том, что партийное руководство, для пополнения партийной кассы, обложило своих бизнес-соратников слишком тяжелой "данью", и это тоже вызывало определенное недовольство, но я не хочу рассматривать эти спекулятивные теории, хотя сегодня они достаточно активно циркулируются в околополитической среде...

На самом деле, если посмотреть на вопрос глубинно, произошедшее есть доказательство того, что политическая сила должна правильно рассчитывать свои возможности, идти к власти любой ценой - неоправданно. Поскольку, когда вы для завоевания большинства в парламенте привлекаете в свою фракцию людей, которые идеологически вам не принадлежат, то рано или поздно сталкиваетесь с подобной ситуацией. Это, кстати, важно осознавать и новосозданным партиям, а также тем, кто планирует за них голосовать, кто рвется в их ряды, выстраиваясь в длинную очередь за перспективными благами: материальными или... В основном, конечно, материальными, потому что духовные ценности подобными структурами, как правило, не предлагаются.

Когда вы выстраиваете свое политическое здание, тем более стремясь занять второй пост в государстве или взять ответственность за деятельность правительства, то это предполагает серьезный фундамент. Если же у вас нет фундамента, вы строите здание на песке. А песок, как и многие депутаты, имеет интересную особенность. Он иногда утекает. Так образуются дюны в пустынях. Песок, ведь, не камень, его вполне может отнести даже легким ветерком. Политическая партия должна строить свой поход во власть на серьезных ценностях и на твердом фундаменте. Поспешность в этом плане всегда опасна, потому что вдруг вы оказываетесь в пустоте...

Повторюсь: главный урок в том, что поспешность, неадекватная оценка собственных сил и возможностей, собственного потенциала, зачастую приводит если не к краху, то к серьезным потерям.

ИА REGNUM: "ОЕ" утверждает о принципиальных разногласиях с партнерами по коалиции. Какие разногласия были, к примеру, с АРФД?

С нами я особых разногласий не наблюдал. Во всяком случае, разговор о разногласиях сегодня не совсем аргументирован. Возможно "ОЕ" планирует его аргументировать, но серьезной аргументации я пока не видел. Понимаете, разногласия были ведь с самого начала. Но мы сошлись в документе, который называется "Меморандум о совместной деятельности" - о создании коалиции. В нем был ряд пунктов, но главным была реформа и развитие страны, улучшение социального, морального, экономического климата, укрепление национальной безопасности. И осевым, в этом плане, было изменение Конституции. Когда же это произошло, нужна была новая решимость продолжить реформы в других областях, доводить новые положения в Конституции до конкретных изменений в законах, имплементации законов, а все это предполагает каждодневную работу, которую трудно вместить в популистские рамки. Эта труднорекламируемая работа. Такая работа затруднена для тех политических сил, для которых элемент политического шоу достаточно весом.

Тут зачастую опять проявляется поспешность, когда политическая сила нацелена на сенсационное представление собственной деятельности - она иногда совершает ошибки. К примеру, тот же комплементаризм нашей внешней политики, это, ведь, не красивое слово, придуманное чиновниками МИД. Это менталитет нашего народа. Политика комплементарности не придумана, не искусственна, она базируется на реальной ситуации, на реальном восприятии мира нашим социумом. И когда политический деятель предлагает резкий отход от принципов комлементаризма, он сталкивается с очень серьезными проблемами, поскольку обоснованности подобного резкого сенсационного перехода само общество не видит, более того, не видит этого его партия, его фракция. Потому, полагаю, мы не должны рассматривать распыление фракции "ОЕ" как результат чисто "механического воздействия": это также результат раздумий многих депутатов, по пути ли им с политической силой, способной на резкие шарахания. Все-таки, наше общество, наш народ в своем большинстве предпочитает стабильность, взрывные элементы в политических декларациях отпугивают и отталкивают.

ИА REGNUM: О "механическом воздействии"... "ОЕ" сегодня говорит о давлении. Обсуждался ли этот вопрос на заседаниях коалиции, АРФД на них давила?

Думаю, коллеги из "ОЕ" должны признать, что отношения с "Дашнакцутюн" всегда были в рамках корректности, хотя мы были многим недовольны. Популистская методика нам совершенно чужда, естественно, среди многих из нас это вызывало неприятие, но мы всегда оставались в рамках корректности. Никакого давления, по крайней мере с нашей стороны, никогда не было. Если было какое-то другое давление, дело "ОЕ" - обнародовать такие сведения или нет. Но, повторю, даже если такое "механическое воздействие" было, оно одно не могло привести к такому дроблению внутри фракции и партийных рядов. Такие явления всегда сопровождаются идеологическим переосмыслением своего места в партии, места этой партии в нашем обществе в целом.

Я приветствую свободу выражения своих мыслей. Перефразируя Вольтера, я могу не соглашаться с "ОЕ", но сделаю все, чтобы ее право на собственное мнение было сохранено. Другой вопрос, что иметь собственное мнение означает и ответственность за это мнение. Если твое мнение не совпадает с курсом, который привел тебя во власть, значит, либо ты должен отказаться от своего мнения, либо от власти. "ОЕ" предпочло второе, и это можно считать нормальным политическим процессом.

Хочу также отметить, что во всем этом Армения набирает политический опыт. В любом случае, коалиция состоялась, проработала несколько лет, достигла определенных успехов. Да, возможно, не в том объеме, в котором это было возможно, но бюджет удвоился, страна укрепилась, люди, хоть и не все, и не настолько, насколько бы хотелось, но стали жить лучше, то есть определенные положительные подвижки есть, и отрицать, что "ОЕ" не принимала во всем этом участие, было бы нечестно. Но, с другой стороны, также нечестно утверждать, что ты лучше, чем остальные члены коалиции, и будь на то твоя воля, все было бы гораздо лучше. Это, ведь, тоже не совсем корректно...

С другой стороны, само то, что в Армении состоялась подобная коалиция и худо-бедно проработала несколько лет - хороший опыт для будущих политических альянсов. Форма ухода одного из членов альянса, не скандальная, а цивильная - тоже неплохой опыт для политического истеблишмента страны.

ИА REGNUM: В Национальном Собрании освобождается место спикера, "ОЕ" также отзывает своих членов с постов в исполнительной власти. Какую позицию занимает АРФД по замещению вакантных должностей?

Я не являюсь представителем "Дашнакцутюн" в коалиции, поэтому не принимаю участия в этих переговорах, но, полагаю, оставшиеся коалиционные силы распределят между собой ответственность за освобождаемые в парламенте и правительстве посты.

ИА REGNUM: Распределят между собой?

Поскольку вопрос больше идет об ответственности, полагаю, в основном между собой, но не исключены также более широкие подходы, возможно, наметится участие других политических сил.

ИА REGNUM: Стоит ли сегодня вопрос пересмотра коалиционного Меморандума или подписания нового?

Этот вопрос не обсуждался. Полагаю, идеологического и смыслового пересмотра текста не намечается. Технические изменения по распределению прав и обязательств, они, вероятно, будут иметь место. Дело в том, что коалиция ведь не распалась. Есть два варианта: один, когда коалиция распадается и создается новая. Второй - когда один из членов уходит из коалиции, но коалиция продолжает действовать. У нас все произошло по второму сценарию. Коалиция, как таковая, осталась. Она, конечно, может, проявляя необходимую гибкость для обеспечения большинства голосов в парламенте, привлекать и другие силы, но пересмотр формата коалиции после ухода одной из ее составляющих на сегодняшний день не обсуждается.

ИА REGNUM: АРФД планирует оставаться в коалиции до парламентских выборов 2007 года?

По крайней мере, до конца года пересмотр формата коалиции не имеет смысла. На сегодня внутрикоалиционных столкновений или кардинальных перемен подходов не наблюдается.