Обзор СМИ Тульской области за 11-12 мая 2006 года

Власть и политика

В "Тульских известиях" (№99-100 от 12.05.06) председатель Тульской областной Думы Олег Татаринов в материале под заголовком "Закон суров, но он закон" комментирует ряд решений, принятых на 31-м заседании Думы и вызвавших неоднозначную реакцию как во властных структурах, так и среди граждан: "Дебаты, в частности, возникли вокруг законопроекта, вносящего коррективы в областной Закон "О здравоохранении". Он подготовлен в связи с изменениями федерального законодательства. Споры вызвала норма, которая определяет порядок утверждения программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи. Согласно действующей редакции закона, эта программа должна разрабатываться администрацией области и утверждаться областной Думой. Комитет Думы по социальному законодательству и охране здоровья населения согласился с мнением администрации, что программа государственных гарантий будет и разрабатываться, и утверждаться исполнительной властью. Заключение прокуратуры области на законопроект содержало категоричный вывод: программа госгарантий должна утверждаться законом области. Аналогия проведена с областными целевыми программами социально-экономического развития региона, которые по Уставу Тульской области утверждаются законодательным органом. В этой ситуации депутаты вынуждены были следовать требованиям закона. Широкий общественный резонанс вызвало принятие законопроекта, который вносит изменение в статью 19 Закона "О муниципальной службе в Тульской области". В прежней редакции закона предусматривались основания для отказа в приеме граждан на муниципальную службу в случае близкого родства или свойства с муниципальными служащими, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного служащего другому. А в Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", который содержит обширный перечень других ограничений, связанных с муниципальной службой, запрета на совместную работу родственников не имеется. Обязанность Думы как органа государственной власти - исполнять действующее законодательство. Одновременно областная Дума готовит в порядке законодательной инициативы предложение в Государственную Думу. Цель - внести изменения в федеральные законы, предложив установить ограничения при приеме родственников на муниципальную службу".

Председатель облдумы на страницах "Тульских известий" заявляет, что "непонятна реакция некоторых представителей областной администрации по поводу принятия во исполнение федерального законодательства двух областных законов, о которых говорилось выше, и дальнейшее муссирование этих вопросов может привести к ненужной конфронтации между двумя ветвями власти".

"Первоочередные задачи муниципальной власти" - так озаглавлено интервью начальника управления обладминистрации по вопросам МСУ Юрия Костева, опубликованное в том же номере "Тульских известий". В качестве основной проблемы муниципальной реформы он назвал нехватку квалифицированных кадров. Но для их подготовки организована учеба, на эти цели выделены средства из областного бюджета. На базе ведущих тульских вузов предполагается обучить около 700 муниципальных служащих. В числе ближайших задач Юрий Костев назвал разграничение полномочий между муниципальными районами, с одной стороны, и городскими и сельскими поселениями, с другой. Кроме того, у поселений в 2007 году вместо смет появятся собственные бюджеты, над которыми также необходимо работать.

Ирина Парамонова в "Тульском молодом коммунаре" (№60 от 11.05.06) под заголовком "Мировая проблема регионального масштаба" пишет, что "из-за сокращения штатов в администрации Тульской области оказалась парализованной работа нескольких мировых судов". В частности, в Кимовске уже больше месяца мировой судья не может рассмотреть ни одного уголовного и гражданского дела. Как пишет журналистка, благое дело - уменьшение численности областных чиновников - привело к неожиданному результату. По уголовно-процессуальному и гражданско-процессуальному кодексам, ни один судья не может выйти в процесс без секретаря, не может он работать и без помощника судьи. Секретари и помощники мировых судей относятся к категории областных служащих, в отличие от мировых судей, которые получают жалованье из федерального бюджета. После начавшегося в "белом доме" сокращения губернатор, выполняя требования Трудового кодекса, подписал распоряжение, запрещающее до окончания процесса сокращения численности аппарата областной администрации принимать кого-либо на работу. Закон предписывает: все вакансии сначала предлагаются людям, попавшим под сокращение. По-хорошему, начальнику службы по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Тульской области нужно было сразу, как только вышло распоряжение губернатора и появились списки сокращаемых сотрудников обладминистрации, проверить, может ли кто-либо из них стать секретарем или помощником мирового судьи. Для этого нужно иметь высшее юридическое образование, говорит начальник Управления судебного департамента при Верховном суде РФ по Тульской области Виктор Беспалов: "После чего написать письмо губернатору с просьбой не распространять распоряжение о запрете приема на работу на мировые суды области. К сожалению, этого не произошло, что привело к серьезным последствиям... Ситуация с размещением и материально-техническим обеспечением судебных участков мировых судей области рассматривалась на Совете судей Тульской области. Орган судейского сообщества региона считает, что серьезные проблемы в организации работы мировых судей - результат "ненадлежащего исполнения законов Российской Федерации и Тульской области "О мировых судьях" администрацией Тульской области, главами муниципальных образований, а также службой по обеспечению деятельности мировых судей".

Совет судей еще в 2005 году просил законодательную и исполнительную власти области передать Управлению судебного департамента при Верховном суде РФ по Тульской области полномочия по организационному обеспечению и мировых судов (сейчас судебный департамент отвечает за условия труда лишь судов федеральных). Но администрация, как говорится в решении Совета судей, "не усмотрела в этом целесообразности, и до настоящего времени не принято действенных мер к укреплению материальной базы мировой юстиции Тульской области".

Экономика

Олег Барсуков в новом еженедельнике "Аргументы i время" (№1 от 11.05.06) под заголовком "Недорезанные лучше доятся" отмечает, что "надои в расчете на одну корову в области с начала года выросли на 12,5%". Однако, как пишет журналист, число этих самых коров уменьшилось на 12,6 тысячи голов (на 19,7%). В итоге валовое производство молока снизилось на 3 тысячи тонн (на 9,3%). Спор вокруг темы надоев возник на одном из заседаний Совета глав регионов Центрального федерального округа. Туляки в своих отчетах упирали на рост производительности коров, руководство Минсельхоза - на снижение "валовки". Нечто подобное происходит и в сфере производства мяса. С одной стороны, многие хозяйства стали сдавать его больше, с другой - там дорезают последнюю скотину, поскольку держать ее становится совсем невыгодно (за год фуражное зерно подорожало в 2,0-2,5 раза, выросли тарифы на свет и газ, а закупочные цены почти не изменились). Если тенденция сохранится еще пару-тройку лет, через несколько лет область перестанет производить говядину вообще, "осваивая" только курятину, отечает журналист. Молочные и мясные изделия уже заметно подорожали. И среди них преобладают далеко не тульские продукты. Или же сделанные в области, но из привозного сырья. За первые три месяца 2006 года жители области купили продуктов питания на общую сумму в 5,757 млрд рублей. Это всего на 1% больше, чем было год назад. А основные потребительские цены выросли на 11,3%. С учетом показателей роста цен получается, что туляки стали потреблять меньше прежнего. В том числе хлеба, свежих овощей и фруктов, молока, колбасы и мяса. Особенно те, кто живет ниже официального уровня бедности. А это 340 тысяч человек - каждый пятый житель региона, отмечает Олег Барсуков.

"Долги долгам рознь" - пишет Александр Савенков в "Тульском молодом коммунаре" (№60 от 11.05.06): "По общему объему не выданной вовремя зарплаты Тульская область занимает сегодня восьмое место в России. Это, конечно, не третье, как было полгода назад, но полный список - 87 областей, краев, республик. И здесь, чем ниже место, тем лучше. Впереди туляков - Алтайский край, Новосибирская область, Москва, Камчатская и Омская области, Красноярский и Приморский край. Тульские 193,1 млн рублей - это вдвое меньше, чем у печальных лидеров, алтайцев, и почти в полтора раза ниже показателя столицы. Однако не следует забывать, что Москва в десятки раз превосходит Тульскую область не только по числу жителей, но и по экономической мощи. Да и другие регионы-лидеры экономической слабостью не отличаются. Так что девять тысяч рублей, которые мечтают получить на руки каждый из двадцати тысяч "долговых" жителей Тульской области - не так и мало, отмечает журналист. Проанализировав более детально ситуацию по наиболее проблемным в этом смысле отраслям, автор статьи рассуждает: "Сумеем ли мы уйти от долгового показателя в 180-200 миллионов рублей, вокруг которого топчемся вот уже почти полгода, сказать сложно. Во всяком случае, явных признаков улучшения ситуации в данном вопросе не видно. И Тула по-прежнему фигурирует в десятке наиболее неблагополучных регионов страны...".

На ту же тему под заголовком "Как дожить до получки" пишет журналист еженедельника "Аргументы i время" (№1 от 11.05.06) Владимир Шестаков: "В центре России наш регион уступает только столице, задолжавшей 272 миллиона рублей. Однако за март тульский долговой показатель уменьшился на 20%, в то время как у многих других регионов, входящих в Центральный федеральный округ, он вырос. У нас совсем нет долгов по зарплате со стороны областного бюджета. Но зато по линии местных бюджетов задолженность сохраняется. Сегодня казна региона свои обязательства исполняет исправно. А вот владельцы многих предприятий делать это не хотят (или не могут). Долговые костры тлеют на ясногорском машзаводе, узловском "Кране", "Туласпирте", на алексинском химкомбинате, в каждом третьем сельхозпредприятии, почти во всех жилищно-коммунальных "конторах". Регулярно заседает областная комиссия во главе с вице-губернатором Алексеем Кораблевым, вызываемые "на ковер" директора и владельцы предприятий рвут на груди рубахи, обещая исправиться, но... Пока 25 тысяч жителей Тульской области, работающие на сотне предприятий и фирм, получают заработную плату с задержкой. В среднем - на полтора месяца. Пустяк для кого-то. Только не для тех, кто вынужден в который раз занимать "до получки".

Общество

Светлана Аверьянова в "Новотульском металлурге" (№76 от 12.05.06) под заголовком "Неделя в кирзовых сапогах" пишет о том, как активисты одного из молодежных движений в течение семи дней жили в 173-й отдельной разведывательной роте Тульской гвардейской 106-й дивизии ВДВ: "Молодые ребята - будущие призывники - в течение 5 дней находились в воинской части (включая ночевки), наравне с военнослужащими срочной службы шагали строем, знакомились с правилами воинской вежливости, разучивали требования Устава ВС РФ, стреляли из всех видов стрелкового оружия. Посчастливилось солдатам-добровольцам и стать членами экипажа боевой машины десанта. Надо сказать, отбирали ребят для армейской стажировки по желанию, 8 щекинцев и двое туляков - в таком составе их направили в 173-ю роту. Сейчас им служить хочется. Неудивительно: пока они пробыли в части всего 5 дней, да и программу им запланировали интересную: разнообразили солдатский досуг чем только могли. Утратят ли участники военно-патриотической акции энтузиазм или сохранят боевой настрой, когда подойдет время реальной службы (скорее всего, не в Туле и уж тем более - не в лучшей роте), покажет время".

"Сгорая, падала ракета. Где-то" - под таким заголовком Ирина Парамонова в "Тульском молодом коммунаре" (№60 от 11.05.06) пишет о том, как тульские власти оконфузились с фейерверком на День Победы: "Последний и самый зрелищный аккорд праздника помешала лицезреть не только ненастная погода. Главная причина - неудачно выбранная площадка. В этот раз салютный расчет со своими пушками располагался на автодроме РОСТО на ул. Рязанской, и не мудрено, что в центре города было слышно, но не видно. Чтобы хоть как-то реабилитироваться перед горожанами, в 23.00 городские власти прямо на площади Ленина устроили импровизированный фейерверк в исполнении пиротехников. В среду, 10 мая, подводя итоги праздника, глава г. Тулы Владимир Могильников попросил архитектора и начальника управления МЧС подобрать такое место для производства салюта, чтобы его было видно из любой точки города".

Деятельность силовых структур, происшествия, криминал

"Смерть в камере: продолжение следует?" - этот вопрос вынесен в заголовок материала Татьяны Дягилевой в еженедельнике "Аргументы i время" (№1 от 11.05.06): "Прокуратура Тульской области закончила расследование уголовного дела, обвинив начальника Тульского следственного изолятора в халатности, повлекшей смерть человека. Дело руководителя самого старого в области СИЗО напрямую связано со скандальной историей о сотруднике Тульского управления наркоконтроля Алексее Кузьмине. 30 марта 2005 года этот офицер, находясь в щекинском клубе "Вулкан", застрелил из табельного оружия человека. Коллеги оперативника, проведя служебную проверку, пришли к выводу, что он использовал оружие в целях самообороны. Но областная прокуратура через три месяца после инцидента предъявила Кузьмину обвинение в умышленном убийстве. Как следовало из показаний свидетелей и видеозаписи, сделанной в момент преступления видеокамерой клуба, оперативнику никто не угрожал. Причиной ссоры, а затем и убийства, стала чашка кофе, которая из-за неловкости посетителя клуба оказалась на коленях опера. В кармане убитого действительно лежал пистолет "Оса", но его нашли уже при досмотре трупа. Арест офицера наркоконтроля, да еще по столь серьезному обвинению, вызвал немало толков. Когда областная прокуратура готовила дело для отправки в суд, случилось непоправимое. Утром 31 августа Алексей Кузьмин погиб в камере Тульского следственного изолятора. Подследственный, поднимаясь на верхний ярус нар, схватился рукой за решетку окна, после чего вскрикнул, упал на пол и через некоторое время умер. Как установили судебные медики, причиной смерти стало поражение электротоком высокого напряжения. В камере работал бытовой вентилятор, оставленный кем-то из сидельцев еще в 90-е годы, часть оголенного провода попала на металлическую поверхность нар, на которые встал Кузьмин. Взявшись рукой за оконную решетку, он замкнул цепь... Защитники Кузьмина тут же выдвинули версию убийства подследственного и настояли, чтобы и уголовное дело по событиям в клубе "Вулкан", и расследование обстоятельств смерти Кузьмина взяла на контроль Генеральная прокуратура России. Генеральная прокуратура полностью согласилась с выводами следователей по особо важным делам прокуратуры области и признала обоснованность предъявленного Кузьмину обвинения в убийстве в клубе "Вулкан". Не нашла подтверждения и версия об убийстве оперативника в камере. Кузьмин сидел вместе с другими сотрудниками правоохранительных органов (в этой же камере, например, ждал приговора суда бывший главный налоговый инспектор области Валерий Реш), и ни у кого из них не было причин лишать его жизни. Все произошло по нелепой случайности, за которую теперь придется отвечать начальнику следственного изолятора. Его обвиняют в халатности - непринятии мер по обеспечению безопасности людей, содержащихся в СИЗО".