Сейм Латвии сегодня, 11 мая, утвердил запрос депутатов оппозиции министру МВД Дзинтару Яунджейкарсу (Первая партия) "О действиях руководства МВД в связи с задержанием работников полиции Бюром по борьбе с коррупцией и ее предотвращению". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, данный вопрос вызвал бурную и продолжительную дискуссию. В ее ходе помимо коррупции в рядах МВД резкой критике подверглись действия Государственной полиции, предотвратившей 16 марта текущего года, в так называемый День латышского легионера Waffen SS, несанкционированное шествие на центру Риги сторонников легионеров и возложение цветов у памятника Свободы. Запрос подготовили депутаты партии Новое время, которая в начале апреля покинула правительство. В результате у правящей коалиции осталось 45 депутатов Сейма из 100, что сказалось и на сегодняшнем положительном голосовании по запросу, который парламентская комиссия по запросам отклонила.

По словам председателя комиссии по запросам Августа Бригманиса (Союз "зеленых" и крестьян), "в настоящий момент государству необходима стабильность, министр МВД и активные действия в плане борьбы с преступностью и наведению порядка". На что Анита Калниня (партия Новое время) заметила: "Когда сменился министр МВД, от нового главы ведомства мы как раз и ждали активных действий. А что мы увидели? Допустимо ли, что человек, пойманный на коррупции, занимает должность и даже идет на повышение? (...) На комиссии по борьбе с коррупцией рассматривался вопрос о торговле нелегальным алкоголем и преступностью в этой связи. Парламентский секретарь МВД заявил, что не имеет смысла в данный момент вести об этом речь, если в МВД ни у кого нет политической воли это решать, Если сегодня полицейский один день работает, чтобы заработать себе на пропитание, борясь с кем-то, кто коррумпирован, а три дня работает на того, с кем он борется". Тему продолжил другой представитель Нового времени Артис Кампарс: "Только после запроса депутатов Сейма, 6 апреля, полицейский Нейманис ушел с должности по собственному желанию. То же самое сделал 7 апреля полицейский Полежаев. То есть, для того, чтобы этих двоих, пойманных за руку в коррупции, убрать из полиции, потребовался запрос депутатов Сейма. (...) К сожалению двое других - Шабанов и Нежинцев - по-прежнему работают в структурах полиции: они просто переведены в другие места и министр и его структуры не в силах рассмотреть возможность, как их оттуда убрать. (...) То, что в данный момент двое полицейских, обвиняемых в прямой даче и получении взятки, работают в структурах полиции, не может быть удовлетворительным фактом".

В свою очередь Петерис Табунс (объединение "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии") напомнил о том, как нельзя было возложить цветы в Риге у памятника Свободы на 16 марта, так как монумент окружили полицейской изгородью: "Легионеры сказали, что они не пойдут (на шествие, - ИА REGNUM). Остальные же латыши, которые хотят чествовать легионеров, фактически репрессированы. Мы что, вообще забудем о 16 марта, вычеркнем эту дату из календаря? (...) Разве я или любой другой латыш не вправе подойти к памятнику Свободы только потому, что вы не в состоянии справится с врагами Латвии, не в состоянии поставить их на место? Это означает, что у вас отсутствует не только профессионализм, но и твердая воля". Напомним, изгородь вокруг памятника появилась под предлогом предотвращения провокаций и кровопролития. Между тем, Ингуна Рибена (Новое время), вспомнила, как во время Атмоды (Пробуждения) свободно возлагали цветы к памятнику Свободы: "Прошло 15 лет и на 16 марта в День памяти латышских легионеров памятник огромным диаметром окутывает железная изгородь с надписью: "Полиция". (...) И это все для поддержания порядка и предотвращения конфронтации между мелкими экстремистски настроенными группами?"

Выступление самого министра внутренних дел многим депутатам, как продемонстрировала дальнейшая дискуссия, показалось неубедительным. Дзинтар Яунджейкарс говорил о плачевном состоянии системы МВД, отсутствии средств, низких зарплатах и пр. Например: "Полиции необходимо 3 000 автомобилей, из которых в настоящее время имеется только 1 300, в том числе 40% в неисправном состоянии". Правда, министр пообещал, что в сентябре текущего года весь недостающий автотранспорт будет получен. По поводу 16 марта он пояснил: "Имевшаяся в распоряжении Государственной полиции, Полиции безопасности и других структур безопасности информация свидетельствовала о желании радикальных группировок устроить перед телекамерами Российского телевидения и других стран широкие провокации и даже кровавые столкновения непосредственно у главного символа Латвии - памятника Свободы. Структурам безопасности удалось это успешно предотвратить. Не хочу даже обсуждать, что произошло бы, если провокации удались. Были бы пострадавшие или даже погибшие, в очередной раз удалось бы очернить на международном уровне Латвийское государство, а я наверняка уже не был министром, чего часть из вас и желает". По словам министра, он сам не хотел устанавливать изгородь вокруг памятника Свободы, но это было единственной возможностью, предотвратить провокации и столкновения: "Я сам сын легионера, поэтому для меня такое решение было трудным вдвойне. Мой отец вместе с внуками чествовал своих боевых товарищей 16 марта на братском кладбище в Лестене, посетив по дороге и могилу брата в Балдоне, который погиб в рядах Красной армии. Я благодарен ветеранам, легионерам и тем, кто собирался в этом году на 9 мая, и не поддался на провокации, а вместе со своими коллегами почтил память павших товарищей".

Несколько шире на проблему 16 марта и роль Яунджейкарса предложил взглянуть независимый депутат, бывший "народник" Александр Кирштейнс: "Действительно, ли главный виновник господин Яунджекарс и руководимое им министерство, а также действия полицейских? Виновата ли полиция, что в какой-то мере в стране провоцируются беспорядки или действия полиции являются причиной этих беспорядков? (...) В моем понимании первым сигналом, который чрезвычайно унизил национальных воинов, было сообщение 16 марта министра иностранных дел от Народной партии Артиса Пабрикса, когда он осудил Холокост. Этим он всему миру дал сигнал, что у легионеров и национальных воинов есть какая-то связь с расстрелами евреев. Это та лживая тенденция, которая в Латвии уже продолжается несколько лет и я не заметил, чтобы господин Яунджейкарс в этом был бы в какой-то мере виновен". Своеобразный итог данной теме подвел выступивший повторно Петерис Табунс: "Яунджейкарс говорит, что хочет поднять престиж полиции. Если престиж полиции может поднять то, что не разрешили тетушкам и дядечкам прикрепить цветы у окутавшей памятник Свободы изгороди, если это поднятие престижа, то тогда я извиняюсь. (...) Он вновь напоминает о провокациях. Они действительно могут быть, но для того и существует полиция, чтобы их предотвращать. Ужасное кровопролитие могло бы быть?! Ну, врезал бы кто-то кому-то. (...) Да, не только господин Яунджейкарс виноват во всех этих делах особенно в связи с 16 марта. Несчастье в том, что президента страны, премьер-министра, министров, в первую очередь министра иностранных дел охватила эпидемия страха, постигшая нас за 50 лет оккупации и до сих пор не вытравленная. Против латыша можно осуществлять любые репрессии - это ничего. Его можно оскорблять, как только желаешь. Но упаси Боже, если 16 марта какой-нибудь русский получил бы по морде, извиняюсь, за то, что он у памятника Свободы устроил бы беспорядки!" В итоге "за" запрос проголосовало 50 депутатов, 46 были "против" и один воздержался. Теперь его передадут премьер-министру и министру внутренних дел: ответ должен поступить в течение недели.