Георгий Крючков - общественный деятель, в прошлом партийный работник, 1998-2006 гг. член украинского парламента, председатель Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны.

ИА REGNUM: Г-н Крючков, сегодня мы наблюдаем за резким повышением актуальности внешнеполитической тематики на Украине, что начинает оказывать непосредственное влияние на события и процессы во внутренней политике страны. Не считаете ли Вы подобное состояние несколько неестественным для такой ключевой страны, каковой является Украина, способная, опираясь на свои ресурсы и геополитические возможности, стать самостоятельным фактором, корректирующим политику ведущих игроков мировой геополитической игры?

Вопрос крайне неоднозначный, поскольку следует различать два среза данной проблематики. Если рассматривать процессы в первом срезе, то народ Украины в основной своей массе обеспокоен данными проблемами, пожалуй, меньше всего. Перед народом стоит, если хотите, проблема выживания. Украина оказалась среди тех стран, которые пережили серьезный экономический кризис, она опускалась очень долго - до самой низкой точки экономического развития. Страна невероятно отстала в социальной сфере и, конечно, все последствия такого падения испытывает на себе народ. Если говорить языком сухой статистики, то, скажем, к началу 2005 года ВВП Украины составило 57% от аналогичного показателя 1989 года. Для сравнения, Казахстан и Белоруссия обеспечили, соответственно, 103% и 111% ВВП по сравнению со своими показателями того же периода. И по остальным параметрам Украина достаточно отстала, и данный факт невозможно не учитывать.

На втором разрезе имеем стойкое общественное предубеждение против НАТО и, откровенно говоря, против сближения с Западом. Согласно последним данным социологического опроса, Украину хотели бы видеть в НАТО 19,2% опрошенных, а 55% респондентов к данной перспективе отнеслись негативно. В едином экономическом пространстве (ЕЭП) с Россией, Белоруссией и Казахстаном Украину видят 56,8%, не приемлют данную перспективу 17,8% респондентов. С этим также придется считаться.

Нам говорят, что это результат советской пропаганды, что это, мол, рецидив и общество имеет неверное представление о Северо-Атлантическом блоке. Между тем, к нашему удивлению, последние опросы свидетельствуют об уменьшении числа приверженцев интеграции Украины даже с Европейским Союзом. Это вообще нелогично, поскольку под интеграцией с ЕС мы понимаем повышение уровня экономического развития и функционирования демократических институтов, достижение социальных параметров и т.д., против этого же никто не собирается возражать. Но, тем не менее, число сторонников данного курса уменьшилось и по этой позиции. Люди справедливо говорят, ты сначала достигни того уровня, чтобы тебя приняли в ЕС, а лишь потом заявляй об этом.

Что касается внешнего фактора, то, после развала Союза, создалась эйфория скорого построения капиталистической системы, что сразу и сняло бы все противоречия. На самом деле ничего подобного не произошло - противоречия были, есть и остаются. Сегодня мы стали свидетелями резкого обострения отношений между Россией и США. Заявление Чейни в Вильнюсе стало, по сути, следующим шагом в направлении дальнейшей эскалации отношений. В Штатах открыто говорят, что отношения с Россией приходят на уровень времен "холодной войны". Именно в этой обстановке Украина оказывается в центре соприкосновения интересов России и США. Острота данного противостояния не проявлялась, пока Россия пребывала в хаосе, в который была ввергнута Ельцином и его командой. Однако Россия возрождается - она делает заявку на статус великой державы, обладающей ядерным оружием. Россия фиксирует положительную динамику экономического роста и успехи в решении социальных задач. Москва начала вести линию, направленную на восстановление влияния на постсоветском пространстве и, конечно, Украина в этом плане представляет для российской стороны огромный интерес. Украина охватывает юго-западное подбрюшье России, и иметь влияние на эту страну чрезвычайно важно - как для российской стороны, так и для стран, противостоящих ей. До последнего времени украинская внешняя политика называлась многовекторной, и, по моему мнению, иной она просто не могла быть. Наша страна имеет национальные интересы и на востоке и на западе. Украина, если она уважает себя и претендует на роль перспективного государства, то должна реализовывать свои интересы по всем направлениям. Именно это и не отвечает интересам США, которые обзавелись здесь сильным лобби и, в результате так называемой оранжевой революции, привели к власти людей, всецело ориентированных на запад. Характерно, что на выборах 2004 года Ющенко ни словом не обмолвился о перспективе вступления Украины в НАТО или же ЕС - он оглашал крайне расплывчатые приоритеты, а сама тема евроатлантической интеграции была тщательно завуалирована. И когда нам говорят, что избрание Ющенко автоматически означало поддержку народом курса на вступление в НАТО, то это наглый обман.

Я проанализировал предвыборные программы всех 45 партий и блоков, которые баллотировались в Верховную Раду. Единственный блок, который заявил о том, что Украина должна войти в состав НАТО - это блок Костенко-Плюща, который получил менее 500 тысяч голосов. Все другие партии и блоки, в том числе "Наша Украина", БЮТ и Партии Регионов - либо обошли данный вопрос, либо выступили против этого направления. То есть, мы не можем сказать, что выборы зафиксировали поддержку народом Украины курса на вступление в НАТО - на это у нас нет абсолютно никаких оснований. Между тем, идет острейшая борьба - наши МИД и Минобороны занимают крайне агрессивную позицию, направленную на втягивание Украины в НАТО. Я понимаю, что без поддержки президента они такую позицию не занимали бы.

Именно вопросы внешней политики стали предметом большого торга между основными игроками политического поля страны - "Нашей Украиной", БЮТ, Регионами и, путающимися у них под ногами "социалистами". В области внутренней политики особых расхождений между ними нет - как говорил наш нынешний спикер - "корыто осталось то же, только свиньи поменялись". Сказать какие из этих сил лучше, какие хуже - никто не рискнет. В этом плане их подходы к приватизации и переделу собственности практически одинаковые. Во внешней же политике - одни ведут к нагнетанию вражды с Россией в ущерб интересам Украины, а другие выступают за вхождение в единое экономическое пространство, самые теплые отношения с российской стороной, Белоруссией, Казахстаном и другими бывшими советскими республиками без ущерба процессу интеграции с Европой.

Сегодня идет острая борьба и, конечно, данная тема заняла ведущее место на информационном поле, вытеснив другие гораздо более важные для народа темы. Нагнетание страстей просто уводит внимание народа от тех вопросов, которые его в реальности интересуют. И, наблюдая за тем цирком, который у нас происходит, люди думают, что они участвует в реальной политике, им интересно, кто же станет премьером, кто же войдет в коалицию и т.д. Они думают, что это имеет для них какое то реальное значение...

Между тем, на 25% подорожал газ, выросли тарифы на электроэнергию, заявлено о повышении цен на железнодорожные перевозки, в том чиле и пассажирские. Цены растут, и мы понимаем, что это только начало, но общественной реакции - такой, какая она могла быть при нормальном положении дел - нет. Значит, отвлечь внимание людей от таких вопросов все же удалось. Ведь бьют по самому живому, а люди молчат.

ИА REGNUM: Вы упомянули о перспективе членства Украины в НАТО, видимо, мотивируемом со стороны политиков как шаг к обеспечению национальной безопасности страны. Любопытно сравнить данную ситуацию с той, которая сложилась сегодня на Южном Кавказе. Из трех стран региона лишь Армения состоит в оборонном блоке - в Организации Договора о Коллективной Безопасности. Грузия приняла курс на интеграцию с НАТО, а Азербайджан пока выжидает. Такая ситуация грозит появлением в регионе новых разделительных линий. Не думаете ли вы, что, вступив в НАТО, Украина встанет перед такой же проблемой, отгородившись от своих ближайших соседей - России и Белоруссии - разделительной линией. С другой стороны, чем для Украины непривлекателен статус внеблокового государства?

Да, мы видим, как сегодня обхаживают и Азербайджан и Грузию. Если Азербайджан занимает пока двойственную позицию, то Грузия встала на проамериканский путь, и сегодня трудно сказать, кто кого тащит - Ющенко Саакашвили, или же наоборот.

Что для Украины...

Поскольку реальный политический курс сегодня определяют те силы, которые стоят на проамериканских позициях, то, конечно, все усилия направлены на вовлечение страны в НАТО без учета воли народа. В свою очередь запад, поднаторевший на использовании двойных стандартов, охотно закроет глаза на общественное мнение и продолжит втягивать в свои объятия правительство Украины. Хотя, президент Ющенко неоднократно заявлял, что вопрос будет обязательно выставлен на референдум, МИД в своих разработках склоняется к выводу, что в настоящее время такой референдум проводить нельзя. Референдум проводить не спешат, поскольку понимают, что сегодня данную идею народ не поддержит.

Чем мотивируется необходимость вступления Украины в НАТО? Нам говорят, что мы уменьшим расходы на оборону, и нас будет охранять натовский зонтик. На деле же мы видим, что стремление в НАТО уже приносит нам проблемы - не будь той линии, не было бы Тузлы, не было бы газового конфликта и т.д. Глава МИД Тарасюк, обосновывая необходимость вступления в НАТО, говорит, что нам до сих пор приходилось выстраивать оборону по всему периметру границ Украины, а, вступив в НАТО, делать этого не придется. А против кого мы будем выстраивать оборону? Если не против Запада - то против России?! Возникает реальная опасность превращения России и Украины если не во враждебные, то, во всяком случае, в недружественные государства. А если Россия будет вынуждена относиться к Украине как к недруженственной стране, к чему приведет политика нынешней украинской власти, то ничего хорошего от российской стороны ожидать не стоит. С другой стороны, вхождение в НАТО приведет к разрушению оборонно-промышленного комплекса нашей страны. После развала Союза он у нас уже сократился на 70%, но пока остаются танковая и бронетанковая, авиационная и судостроительная отрасли. Некогда сильная отрасль электроники рушится, поскольку она была завязана на кооперации с Россией и другими постсоветскими республиками. Россия говорит - вступайте в НАТО, это ваше дело, но мы пойдем на пересмотр сотрудничества в наиболее чувистительных сегментах оборонно-промышленного комплекса. Не считаться с этим просто невозможно.

Поэтому, непредвзятый анализ свидетельствует о том, что в сложившейся ситуации для Украины статус нейтрального государства является единственно приемлемым, позволяющим поддерживать дружественные отношения и с западом и с востоком. Это абсолютно не закрывает нам сотрудничества с тем же НАТО, наоборот - это грозный блок и в борьбе с угрозами планетарного масштаба (терроризмом, распространением ОМП, наркотрафиком, организованной преступностью и т.д.) сотрудничать с блоком можно и нужно, но, не взваливая на себя обязательств посылать своих людей в горячие точки мира.

Между тем, запад хорошо знаком с состоянием нашей армии. Когда министр обороны заявляет о том, что в военном отношении к 2008 году Украина готова вступить в НАТО, у меня возникает вопрос - с чем мы идем туда? За годы существования украинская армия финансировалась из бюджета на уровне 50% - 60% от своей необходимой минимальной потребности - этого хватает только на то, чтобы поддерживать ее в более или менее полуголодном состоянии. За эти году украинская армия не получила не одного нового вида или новой системы вооружений, а то, что досталось нам с советских времен на 70% - 80% вышло из строя. Что касается техники, которой оснащена украинская армия, то к началу 2005 года свыше 60% вооружения и боевой техники находилось в эксплуатации более 15 лет, в том числе 55% бронетанковой техники, 65% самолетов, 77% боевых кораблей и судов обеспечения - свыше 20 лет. При этом 55% боевых самолетов и зенитных ракетных комплексов воздушных сил, 97% боевых кораблей ВМС, 84% ракетно-артиллерийского вооружения требовали ремонта. Деградация военно-технического потенциала приобрела такие масштабы и темпы, что возникла реальная угроза переступить черту, за которой ВС Украины могут утратить свою боеготовность. Для сравнения, армии НАТО вооружены оружием и техникой 5, 6, 7 поколений.

Не идет ни в какое сравнение с натовскими параметрами и уровень социального обеспечения наших военнослужащих. Военнослужащие срочной службы в украинской армии получают в месяц примерно $10, в то время как в Бундесвере ФРГ солдат-срочник сразу после призыва получает 222 евро, а на девятом месяце 270 евро. Контрактникам в польской армии выплачивается в среднем $800, а в украинской армии они еще до недавнего времени получали всего $80, сейчас менее $200.

То есть, нашу нищую и голодную армию министр обороны считает готовой к вступлению в Альянс. Почему? Втянув в себя Украину, НАТО получит три вещи:

территорию и большое стратегическое преимущество - наши танки станут танками НАТО и окажутся на расстоянии одного перехода до Воронежа;

нашу действительно пока мощную военно-транспортную авиацию, для обслуживания задач Альянса;

наших ребят в качестве "пушечного мяса" для отправки в такие точки как Ирак, Афганистан и т.д.

В миротворческой деятельности нас вытеснили из Ливана. Израиль и Сирия просили чтобы мы послали наших миротворцев на Голландские высоты - там спокойно и климат прекрасный, но туда нас пустили, а вот в Африку - пожалуйста. Вот в Киеве заявили о готовности послать людей в Афганистан, но мы же понимаем, что бывшие советские республики не должны туда влезать ни при каких обстоятельствах - это просто недопустимо с моральной точки зрения. Один из наших министров был в Азербайджане и там заявил о готовности послать наших ребят в Нагорный Карабаха. Причем, сделал он это, не спрашивая у сторон конфликта - а хотят ли того они сами. Ну, а поскольку мы готовы посылать своих парней куда угодно, конечно, запад это приветствует, стараясь в полной мере воспользоваться такой податливостью.

Резюмируя сказанное, еще раз повторяю, что в такой ситуации Украина может занять позицию внеблокового государства с закрепленными со стороны ООН, ОБСЕ и других международных организаций гарантиями безопасности.

ИА REGNUM: А что даст Украине реализация внеблокового статуса?

Во-первых, отказ от участия в каких бы то ни было военных и военно-политических блоках и межгосударственных конфликтах, поддержке воюющих государств, - что не исключает возможности участия в межгосударственных миротворческих мероприятиях по мандату СБ ООН и антитеррористических операциях. Во-вторых, выведение Украины из сферы геостратегического противостояния Запада, прежде всего США, с одной стороны, и России - с другой, укрепление гарантий ее безопасности, невмешательства в ее внутренние дела, территориальной целостности, нерушимости государственных границ. В третьих - уникальную возможность сосредоточения ресурсов государства и усилий всех ее институтов на решении неотложных задач, связанных с подъемом экономики, жизненного уровня народа, укреплением демократических начал общественной и государственной жизни. В четвертых, поддержание равноправного, взаимовыгодного сотрудничества со всеми членами международного сообщества.

Понятно, что втягивание Украины в НАТО несовместимо с внеблоковым статусом. И поэтому идея реализации этого статуса встречает все большее сопротивление со стороны приверженцев Альянса на Украине и за ее пределами.

Конечно, в случае избрания нейтрального статуса, расходы на оборону возрастут. Но не потому, что Украина не вступит в НАТО, а потому что бездарной политикой украинских властей ВС доведены до такого состояния, что серьезные финансовые вливания придется делать в любом случае, дабы сохранить боеготовность армии и поддерживать на должном уровне систему управления.

ИА REGNUM: Как Вы отнеслись к недавнему заявлению высших должностных лиц Украины о возможности выхода из СНГ? Это ли следующий шаг украинской стороны на пути дальнейшего "цивилизованного развода" постсоветских государств?

Сразу отмечу, что СНГ создавалось не для цивилизованного развода, а для трансформации бывшего союзного государства в такой организм, который бы обеспечил совместное проживание независимых государств на общей территории бывшего СССР, а также позволил бы сохранить все то ценное, которое было нажито этими странами за годы сосуществования.

Во-вторых, развод производился нецивилизованно и помимо Содружества. Посмотрите, как делили Черноморский флот, как до сих пор идет тяжба за помещения для наших дипломатических представительств на западе, за зарубежные активы. Со своей стороны Украина подложила мину под СНГ с первых же дней его появления. Она подписала документы в беловежской пуще, а затем уже в Киеве во время ратификации, туда были внесены такие оговорки, которые от самого соглашения ничего не оставили. За годы существования в рамках СНГ был подписано большое количество соглашений, которые в большинстве случаев не реализовались ввиду того, что на том этапе центробежные тенденции явно преобладали. Но, тем не менее, Украина торпедировала СНГ Украина с первых же дней создания Содружества.

Конечно, в нынешнем виде СНГ мало кого устраивает. Но ведь дело не в том... Что мешает вдохнуть жизнь в организацию и работать? Во время саммита в Казани президента договорились о новом этапе сотрудничества в рамках СНГ - украинский президент подписал документов числе прочих, но на второй день министр иностранных дел выступил с совершенно иным заявлением. Такая неискренность, конечно же, шокирует.

Современная же постановка вопроса о выходе из СНГ - это просто солидарность с действиями грузинского президента. У Грузии отношения с Россией обострены до предела - эскалация доведена до крайности, и в ход пошли санкции экономического характера. Тут еще Чейни подержал, а наши тут как тут. Разве мы можем сказать, что ОБСЕ оправдало надежды, связанные с ее созданием и миссией. Это трудно сегодня сказать даже об ООН. Но ведь никто не ставит вопрос о выходе из этих организаций - речь идет лишь о их реформировании.