Заместитель председателя постоянной комиссии по морскому и речному туризму Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, вице-президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Андрей Березкин прокомментировал ИА REGNUM возможные перспективы развития Санкт-Петербурга как центра круизного туризма. Морской круизный туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мире: по прогнозам экспертов, количество круизных пассажиров в 1995 году составило 6 млн, в 1997 году - 8,3 млн, в 2004 - 13,7 млн, к 2010 году их количество может превысить 17 млн человек. По словам Березкина, популярность такого туризма вызвана тем, что для пребывания в городах захода круизного лайнера не требуется виза, в том числе и в Санкт-Петербурге - при условии участия в групповых экскурсионных программах и стоянки судна в порту не более 72 часов.

Санкт-Петербург по привлекательности занимает одно из первых мест среди других портовых городов Северной Европы и принимает наибольшее количество круизных судов и пассажиров. По прогнозам специалистов, в течение пяти лет в регионе Балтийского моря, в частности в Санкт-Петербурге, ожидаемый прирост круизных пассажиров составит 20%. По статистике, в 2003 году в Санкт-Петербург заходили 275 круизных лайнеров, в 2004 - 303 судна, в 2005 году - 364. На начало 2006 года уже поступило более 300 заявок океанских круизных лайнеров на заход в Санкт-Петербург. Предположительно, количество круизных туристов в 2006 году будет на 10-15% больше, чем в 2005 году.

Круизный туризм приносит доход в бюджет города как от оборота фирм, обслуживающих иностранные суда и круизных туристов, так и от портовых сборов, включая оплату стоянки судна в порту, закупок топлива, продовольствия иностранными компаниями и т.п. Таким образом, ежегодно поступления от обслуживания круизных туристов в Санкт-Петербурге в среднем, по официальным данным, составляют около 250 млн долларов США. Другим важным преимуществом морского круизного туризма для города является тот факт, что в условиях дефицита гостиничных мест в период высокого туристского сезона круизным туристам гостиничное размещение не требуется, так как они живут на борту судов, отметил Березкин.

Развитию круизного туризма в Санкт-Петербурге мешают неразвитая портовая инфраструктура и недостаточное соответствие единым стандартам приема и обслуживания круизных судов и пассажиров, которые успешно разрабатываются и реализуются в других крупнейших портовых городах Балтийского моря, считает специалист. Успешному развитию морского круизного туризма в Санкт-Петербурге и привлечению в город дополнительного числа туристов могут послужить ряд перспективных инвестиционных и инновационных проектов, отметил Березкин. Одним из крупнейших проектов, направленных на развитие морского круизного туризма в Санкт-Петербурге, является "Морской фасад", предусматривающий создание нового современного пассажирского терминала на северо-западе Васильевского острова в районе гостиницы "Прибалтийская". Планируется, что функционирование нового пассажирского терминала с семью причалами для приема крупных лайнеров будет круглогодичным. В зимнее время он будет принимать грузопассажирские паромы. Таким образом, по прогнозам специалистов, пропускная способность терминала с выходом на полную мощность в 2011 году составит до 1,2 млн пассажиров в год. В проекте будут учтены необходимые международные стандарты и требования приема и обслуживания круизных судов и пассажиров в Санкт-Петербурге, наличие общественно-деловых, коммерческих, торговых, жилых и других объектов недвижимости, в том числе бизнес-центр, гостиница и т.д. По расчетам, пассажирский терминал сможет принимать в сезонный период около 12 тысяч туристов в день, что принесет в бюджет Санкт-Петербурга не менее 56 млн долларов ежегодно, в федеральный бюджет - порядка 69 млн долларов.

Кроме того, с целью повышения качества приема круизных судов и обслуживания круизных туристов Санкт-Петербург с сентября 2004 года участвует в международном проекте "Балтийские круизы" ("Baltic Cruise Project"), деятельность которого направлена на разработку единых стандартов приема и обслуживания круизных судов и пассажиров в портовых городах Балтийского моря, а также эффективной программы совместного продвижения и маркетинга Балтийского региона в целом в условиях сложившейся жесткой конкуренции между круизными регионами мира. Проект выполняется в рамках программы INTERREG IIIB Европейского Союза, рассчитан на три года и завершится в августе 2007 года. В нем участвуют 16 портовых приморских городов Норвегии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Швеции, Финляндии, Германии, Дании и России, развивающие морской круизный въездной туризм.