Экспедиция Поклон кораблям Великой Победы - дайверыПодводная поисковая экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы" смогла идентифицировать найденный на дне моря вблизи мыса Лукулл самолёт времён Великой Отечественной войны. Как сообщили ИА REGNUM в компании "Рамблер", дайверы Российской подводной федерации - участники этой экспедиции, ещё в ноябре прошлого года сумели обнаружить доселе неизвестный историкам подводный объект - советский самолёт, который лежал на дне моря недалеко от города-героя Севастополя вблизи мыса Лукулл. В течение поздней осени 2005 года и весны 2006-го на обнаруженный самолёт пять раз ныряли дайверы разведывательно-водолазной команды города Севастополя под руководством подполковника российского Черноморского флота Игоря Егменова, но собранные сведения были весьма противоречивыми, не удавалось назвать даже марку боевой машины.

Как рассказал Егменов, "при падении самолёт развалился на несколько частей, которые разнесло на приличное расстояние друг от друга. Чётко выдавалось из глубокого донного ила только одно крыло, с которого, собственно и начались поиски, а второе крыло, части кабины и элементы хвостовой оперения машины долго вообще не удавалось обнаружить. Ситуация осложнилась тем, что вблизи это места у берега моря лежит ещё один самолёт, также сильно разрушенный, и в начале поисков части двух самолётов принимались за обломки одного. Всё разъяснилось только в ходе нынешней экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы", в которую удалось привлечь очень опытных ныряльщиков из 10 городов России и Украины. И только общими усилиями удалось дать ответы на главный вопрос - что за самолёт лежит возле мыса Лукулл?" Выяснилось, что, во-первых, обломки разбросанные на расстоянии двухсот метров друг от друга принадлежат двум разным самолётам, и во-вторых, тот самолёт, что был найден в ноябрьской экспедиции 2005 года, это знаменитый пикирующий бомбардировщик Пе-2. Эта машина хорошо известна даже людям далёким от истории авиации по великолепному фильму "Хроника пикирующего бомбардировщика" режиссёра Наума Бирмана с Олегом Далем в главной роли.

Как отметил на встрече с журналистами руководитель экспедиции, "нашим дайверам удалось практически наощупь выяснить границы найденного крыла с двигателем самолёта. Оказалось, что зарытый глубоко в донный ил обломок боевой машины заканчивается элементами, которые далее крепились к корпусу, в котором располагались кабина пилота, штурмана и стрелка-радиста. Первоначально же мы принимали двигатель за единственный для одномоторных типов истребителей. Итак, это Пе-2 или двухмоторная типовая машина этой конструкции". Удача улыбнулась известному дайв-мастеру Российской подводной федерации из Екатеринбурга Игорю Кириллову, он смог идентифицировать характерный воздухозаборник с масляным радиатором под двигателем погибшего самолёта, а также поднять на поверхность табличку от гидроцилиндра шасси. Отдавая дань памяти погибшему экипажу, участники команды аквалангистов установили на дне моря, на самолёт, памятный венок.

Теперь участникам экспедиции "Поклон корабля Великой Победы" предстоит не менее сложная работа по поиску номерных деталей конструкции, чтобы ответить на главный вопрос - кто пилотировал самолёт, на какое боевое задание отправился он в те страшные дни Великой Отечественной войны. Эта подводная работа запланирована на летнюю поисковую сессию, а сейчас, по графику экспедиционной деятельности, команда дайверов готовится к очень серьёзным погружениям на советскую подводную лодку времён Великой Отечественной войны типа "Малютка", которая лежит в пяти милях к западу от входа в Севастопольскую бухту.