Москва планирует переворот в Тбилиси? Грузия за неделю

Гагра, 8 мая 2006, 14:50 — REGNUM  

Политика - Власть - Оппозиция - Российские базы - Закон и право - Экономика

Политика

Нынешняя власть Грузии победит, если вовремя "спихнет" все беды на "других"

Вопрос - планирует ли Москва очередной государственный переворот в Грузии, день ото дня становится все более актуальным, пишет 2 мая газета "Хвалиндели дге". "Действия официальных лиц России, подстрекательство со стороны Кремля лидеров сепаратистских властей к определенным заявлениям, финансируемые на российские деньги акции "Анти-Сороса" и усиленная антигрузинская истерия в российской медиа, как будто говорят в пользу этой версии, - пишет газета. - И все-таки маловероятно, чтобы на данном этапе Кремль планировал устройство в Грузии госпереворота. У него иная цель - создать в Грузии нестабильную ситуацию, чтобы Грузия, как государство, потеряла бы привлекательность не только для Запада, но и окончательно для абхазских и осетинских сограждан". В начале 90-х годов при активном вмешательстве России Тбилиси уже пережил госпереворот. Тогда независимое грузинское государство осталось один на один с северным соседом. Запад тогда предпочел вмешательству молчание. О возможных перманентных переворотах стали говорить сразу же после "революции роз", причем в основном те люди, кто хорошо знал стиль спецслужб России в устройстве "народно-демократических" революций, и имел более или менее полное представление - что произошло в Грузии в начале 90-х годов, пишет издание. Как видно, эти слухи известны были и революционной власти, которая сначала же пыталась утвердиться путем революционного террора. Именно страх "контрреволюции" был одной из основных причин того, что за два с половиной года власть нажила столько врагов, начиная от больших чиновников и кончая мелкими предпринимателями. Хотя, на первом этапе власть все же смогла предотвратить угрозу переворота. Сейчас Саакашвили считает (во всяком случае старается убедить грузинское общество), что самый большой враг Грузии и ее власти - на севере, и кризис экономического, политического и социального характера, созданный в стране, -заслуга "великого северного брата". "То, что российскую военно-политическую элиту убивает ностальгия по великодержавному, имперскому статусу, и она как оскорбление воспринимает потерю влияния на Грузию, - не новость и не секрет, - считает "Хвалиндели дге". - К этому добавилось то, что новая власть повторила ошибку предыдущей: укрепив позиции, Саакашвили "кинул" Россию. Для Грузии и Запада это не было неожиданностью. Саакашвили всегла считался политиком западной ориентации. Это "оказалось" сюрпризом только для России, которой в его президентстве хоть и слишком малая доля, но все-таки, принадлежит. На ноябрьскую бархатную революции пошли и деньги русских олигархов, и за то, чтобы Кремль держался в стороне, революционная тройка, а, точнее, финансисты революции дали определенные гарантии (говорят, Москве обещали, что если она будет в стороне, не произойдет экспорт бархатных революций в остальные постсоветские страны). Но соглашение было нарушено, и правящую военно-политическую элиту России это огорчило больше всего. Что президент Саакашвили не шутил, Россия убедилась, когда на последнем Стамбульском саммите НАТО Североатлантический альянс категорически потребовал выполнения решения Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года и вывода с территории Грузии военных баз. После этого, усилиями великого северного соседа ситуация сначала обострилась в Цхинвали и переросла в вооруженный конфликт, а затем крайне осложнилась и в Абхазии". "А далее дело дошло до экономического эмбарго, - продолжает газета. - Поскольку там знают, что потеря влияния на Грузию для них равносильна окончательной потере Кавказского региона. А желание владеть Кавказом у русских пока не прошло, и долго еще не пройдет. Но маловероятно, что для сохранения влияния на Грузию они попытаются еще раз устроить здесь госпереворот и привести угодную им власть. Все-таки XXI век, и такие незамаскированные и насильственные методы для России, которую Запад и без того считает ненадежным партнером, слишком проигрышны. К тому же, в отличие от 90-х годов, сегодня не существует бесконтрольных вооруженных групп, позиции нынешней власти сравнительно прочные, кроме того, ввиду энергетических проектов по нашей территории Запад очень заинтересован в мире и стабильности здесь. Да и у Кремля сегодня меньше сил для устройства "бархатных" переворотов, хотя бы потому, что в и без того слабой политической оппозиции пророссийское направление выглядит самым жалким". "Факт и то, что Россия, по возможности, старается утвердиться в сегодняшней мировой политической реальности и сохранить сферы влияния не поддержкой угодных ей политических режимов, а осуществлением концепции "империи либеральной экономики" Чубайса. И пока это у нее неплохо получается", пишет издание. По мнению политического эксперта, руководителя неправительственной организации "Грузия в НАТО" Шалва Пичхадзе, сегодня Грузия не является страной, которая представляет серьезную угрозу для России, к тому же для госпереворота нужны большие финансовые ресурсы, да и не стоит создавать такой имидж в глазах других стран. В отличие от 90-х годов, у России нет в Грузии опоры, если не считать Гиоргадзе, который очень слаб, хотя у него и есть здесь сторонники. Но, это единственно возможно в том случае, если в Грузии ситуация станет столь неуправляемой, что начнется беспредел и обществу будет все равно, кто придет к власти. По-другому, конституционно, путем выборов приход к власти в Грузии пророссийских сил исключен, говорит Пичхадзе. Кроме того, у России не выйдет организация еще одного переворота, во-первых, потому что у оппозиции нет оружия, а иначе власть не свергнуть. Все должно произойти путем выборов. А если власть сумеет перенести недовольство населения на Россию, мол, все беды оттуда, то не только избежит бунта, но и победит на выборах, считает Пичхадзе. ("Хвалиндели дге")

Чем грозит Грузии выход из СНГ?

В ответ на введение эмбарго на грузинского вино Грузия заявляет о намерении рассмотреть вопрос выхода из СНГ, пишет 3 мая газета "Резонанси". Оппозиция положительно встречает заявление о возможном выходе из СНГ, и допускает в виде исключения свое присутствие на заседании по данному вопросу. Заявление о выходе из СНГ сначала сделал в телеэфире "Имеди" министр обороны Ираклий Окруашвили. Эту информацию подтвердил и госминистр Каха Бендукидзе. По его словам, главная суть СНГ - свободная торговля между его членами и безвизовый режим. Россия односторонне нарушила оба принципа. Также Бендукидзе заявил, что правительство Грузии работает над проектами двусторонних соглашений со странами СНГ. Такие соглашения уже оформлены с семью странами СНГ, а с остальными четырьмя будут оформлены в ближайшем будущем, заявил Бендукидзе. Как заявил премьер-министр Зураб Ногаидели, правительство уже обсуждает вопрос выхода из СНГ. Председатель парламента Нино Бурджанадзе заявляет, что власть должна принять такое решение, которое будет выгодным для государства и народа. По ее словам, надо определить, какие позитивные результаты дает нашей стране пребывание в этой организации. Для Грузии пребывание в составе СНГ было оправдано свободной торговлей, безвизовым режимом и использованием трибуны СНГ. Сегодня почти все эти позитивы сведены к нулю, отметила Бурджанадзе. Оппозиция в случае рассмотрения в парламенте данного вопроса готова вернуться на заседания, т.е. на время прекратить бойкот. Как заявила представитель "Правой оппозиции" Пикрия Чихрадзе, власть отмечала важность пребывания Грузии в СНГ с точки зрения экономической, то есть рынка, сегодня же мы оказались перед реальностью, когда этот рынок для нас фактически закрыт. По мнению Чихрадзе, в этой ситуации будет адекватно, если "мы сбросим с плеч этот бессмысленный груз - СНГ". "Что принесет Грузии выход из СНГ и насколько агрессивной будет Россия в этом случае в отношении Грузии?" - задает вопрос газета. Политолог Рамаз Сакварелидзе не исключает, что в этом случае Россия еще больше усилит давление на Грузию. Сегодня для большего давления России мешает СНГ, поскольку решения принимают представители стран-членов организации, а не только Россия. Кроме того, не исключено, что в случае выхода из СНГ Россия окрестит Грузию своим врагом и станет еще агрессивнее, считает политолог. По мнению Сакварелидзе, если у нас подготовлены механизмы защиты для такого развития событий, то, конечно, никакого смысла в СНГ нет. Но ясно, что выходом из СНГ для Грузии вмиг не наступит рай, считает политолог. Не исключено, что Россия вообще прервет все экономические отношения с Грузией. Также не исключено, что Россия признает независимость Абхазии и Осетии. Не исключено, что потребует возвращения в Грузию миллиона грузинских граждан. И не только сама реально осуществит агрессивные меры, но и потребует их проведения в отношении Грузии от стран - своих партнеров, в том числе Ирана, считает Сакварелидзе. ("Резонанси")

"новая Америка"

"Одним из официальных приоритетов политики Евросоюза станет Кавказ, в частности, урегулирование конфликтов в регионе, - пишет 4 мая газета "24 саати". - А это означает прямое "столкновение" с интересами России. Что движет Евросоюзом и что противопоставит Россия планам Европы?" В января 2007 года страной-председателем Евросоюза станет Германия. По информации немецкого издания "Die Welt", Германия рассмотрит в Евросоюзе два главных приоритета - проблемы энергетической безопасности и внешнеполитическое наступление в направлении Кавказа. Издание уверяет, что канцлер Ангела Меркель планирует "сблизить Кавказ с Европой" и уже в этом месяце намерена объявить это главным приоритетом внешней политики. А эксперт Института международной политики и безопасности Германии Роланд Гетц считает, что регионы Кавказа и Центральной Азии - одна из главных тем председательства Германии в Евросоюзе. По его словам, Кавказ называют особенным регионом, который долгое время не находился в центре внимания европейцев. Что интересует европейцев на Кавказе? По мнению Роланда Гетца, с точки зрения ресурсов Кавказ особого стратегического значения не имеет. Для американцев Кавказ представляет "мост" для масштабных геополитических комбинаций, а заинтересованность Европы иная. По мнению эксперта Института военного и политического анализа России Сергея Маркедонова, Европа рассматривает Кавказ своеобразным "политическим пациентом", которому поставлен диагноз - "этническая конфликтность". Он считает, что приоритет европейских политиков - урегулирование конфликтов и распространение европейских ценностей. Этот план резко противоречит интересам России в регионе. По мнению Роланда Гетца, проблема в представлении России, будто она может независимо урегулировать ситуацию на Северном Кавказе, а страны Европы предлагают ей совместные мероприятия в этом направлении. Так что, европейцы ставят под сомнение "эксклюзивную" роль России не только на Южном, но и на Северном Кавказе. Как отмечает Маркедонов, принять такой подход для России означает признать собственное политическое, государственное и правящее бессилие. По его мнению, реакция на планы европейцев должна быть спокойной, надо прекратить истерику. В интервью газете "24 саати" Маркедонов заявил, что Россия должна "объяснить европейцам политическую реальность", что у России на Кавказе сильные позиции. Например, сильное влияние политики России в Армении, довольно значительное в Азербайджане, а также в конфликтных регионах Грузии. Надо объяснить европейцам, что у российской политики на Кавказе есть успехи, и нет необходимости открывать "новую Америку". Под успехами он в основном подразумевает "завершение вооруженной фазы" конфликтов Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Правда, конфликты по-прежнему существуют, но, по мнению российского эксперта, их урегулирование зависит не только от России. "Для окончательного урегулирования всех конфликтов в мире нужно время", - заявляет Маркедонов. По его мнению, Россия обязательно должна включиться в связанные с конфликтами процессы под эгидой Европы. Согласно проекту, разработан трехсторонний формат - Грузия, Евросоюз и Южная Осетия. "Почему Россия не должна принимать участие в рассмотрении закона, который касается судьбы ее граждан?" - спрашивает Маркедонов. Комментируя заявление президента Грузии о возможном выходе страны из СНГ, Маркедонов заявляет, что единого мнения по этому вопросу во власти Грузии не существует. Он считает, что это принесет вред не России, а самой Грузии, и не думает, что такое решение будет принято. Что касается кампании экономических санкций против Грузии, Маркедонов считает, что от запрета грузинских вин пострадала сама Россия, ее граждане, занятые этим бизнесом. По словам Маркедонова, он не считает это правильным решением - действовать против Саакашвили надо по-другому. Экономические санкции и, как собираются, возможное ограничение денежных перечислений, лишь усилит Саакашвили, даст ему новый повод обвинять Россию в социальных и экономических проблемах, считает Маркедонов. Он предлагает власти России более совершенный рецепт: использовать существующее в Грузии недовольство властью Саакашвили, работать с представителями оппозиции, финансировать грантовые программы. Короче, действовать такими методами, чтобы не ущемлять достоинство граждан Грузии, считает Маркедонов, по мнению которого, необходимо квалифицированное оппонирование власти Саакашвили. По словам Маркедонова, в начале 90-х годов Россия была самой демократической страной в СНГ, и именно этот фактор сегодня необходим в отношениях с европейцами, "надо им показать, что у нас демократия, с определенным учетом нашей специфики и мы можем учить демократии других". Хотя для этого необходима и определенная модернизация самой России, отметил он. Однако, сомнительно, что с учетом сегодняшней политики России и ее международной репутации, европейцы, подобно 90-м годам прошлого века, поверят в российскую демократию. Как видно, и "успехи" российской политики в "урегулировании" конфликтов Южного Кавказа не кажутся европейцам успешными. В любом случае, роль Европы в урегулировании конфликтов в Грузии в ближайшем будущем значительно возрастет, а Россия всячески попытается этому помешать, заключает газета "24 саати".

В режиме "бойкота" оппозиции иногда перерыв - госбюджет-2006

Комитетские заседания парламента - единственное мероприятие, на которое не распространяется "режим" бойкота, пишет 4 мая газета "24 саати". Без партийной конфронтации прошло вчерашнее объединенное заседание комитетов евроинтеграции и обороны и безопасности, на котором рассматривалось внесение изменений в госбюджет 2006 года. Из оппозиционного лагеря в слушаниях участвовал только республиканец Ивлианэ Хаиндрава, который сделал легкое порицание министру финансов Лексо Алексишвили, что законопроект несовершенен. Хаиндрава был недоволен и тем, что возросший почти на 200 миллионов лари бюджет "обошел стороной" Госдепартамент охраны госграниц. Тот же вопрос поставил представитель парламентского большинства член комитета по обороне и безопасности Леван Дучидзе. Он не скрыл возмущения тем, что при росте финансирования МВД на более 20 миллионов лари, ничего не нашлось для Департамента охраны госграниц, который является составной частью этой структуры. Дучидзе потребовал от министра финансов выделить определенные средства департаменту. Как заявил Дучидзе, погранично-пропускные пункты в тяжелом положении, особенно на северной границе, а для их нормального устройства вполне достаточно 300-400 тысяч лари. Эти претензии министр финансов считает неоправданными. Как он заявил, предусмотренные бюджетом 2006 года для департамента ассигнации вполне достаточны для нормального функционирования этого ведомства. Хотя Алексишвили не отвечает решительным отказом на требование члена властной фракции и обещает Дучидзе, что правительство постарается учесть его предложение. Вчера от министра финансов требовали деньги и в комитете по внешним связям, в заключение которого внесена такая формулировка: для содействия интеграции Грузии в евроатлантическое пространство, в частности в связи с активизацией переговоров по присоединению к НАТО, целесообразно создать государственный фонд вступления в НАТО. Его финансовое обеспечение, в размере 350-400 тысяч лари, должно быть осуществлено из дополнительно привлеченных ассигнований государственных доходов. Эту инициативу комитета по внешним связям поддерживают и комитеты евроинтеграции и обороны и безопасности. В условиях 180-миллионного резерва правительство, очевидно, не обидит парламент из-за таких "мелочей". Тем более что у исполнительной власти есть "встречная просьба" к законодателям: согласно представленному заместителем министра финансов Григолом Гобеджишвили в комитет по юридическим вопросам законопроекту, требования закона о "государственных закупках" не должны распространяться на энергосистему. Гобеджишвили объяснил необходимость освободить энергосистему от проведения тендеров так: для ликвидации последствий аварий и реабилитации в этой сфере часто приходится принимать оперативные решения. Хотя сомнительно, что рассмотрение этого вопроса на пленарном заседании пройдет без шума. Газета уже писала, что на аналогичное требование руководства Общественного телевидения реакция со стороны председателя парламента и большинства была довольно острой. ("24 саати")

Власть

Нино Бурджанадзе перейдет в оппозицию?

В Госканцелярии готовятся к выходу из СНГ, в Кремле сочиняют планы наказания Грузии, в парламенте Нино Бурджанадзе делает скандальные заявления, а главный герой интриг - Саакашвили, пишет 6 мая газета "Алиа". Нино Бурджанадзе не прощает Ираклию Окруашвили оскорбление отца. Кажется, прошло много времени, но председатель парламента все помнит. Еще в начале карьеры прокурор Окруашвили заявлял, что у следствия есть вопросы к Анзору Бурджанадзе. Тогда Нино Бурджанадзе оставила это без ответа, но сейчас настал момент прочитать нотации министру обороны Ираклию Окруашвили. Председателю парламента, как и всей России, не понравилась ирония министра обороны в связи с фекальными массами, и она не пожалела эпитетов в адрес Окруашвили. В Санкт-Петербурге Бурджанадзе отметила, что Окруашвили этого не должен был делать, что надо всегда соблюдать рамки корректности и извинилась за слова Окруашвили. Что же происходит в действительности? Аналитики заявляют, что Бурджанадзе неслучайно ополчилась на Окруашвили. Еще в Китае Саакашвили заявил, что Окруашвили займется проблемами с вином. Тогда эксперты заговорили о новых изменениях во власти - Окруашвили, мол, станет премьер-министром. А Нино Бурджанадзе не нравится Окруашвили. Между прочим, у Шеварднадзе и Бурджанадзе есть одно общее: о Шеварднадзе нельзя было сказать - коррумпированный, лично он не был, зато о членах его семьи ходили мифы. И Нино Бурджанадзе также - лично она действительно некоррумпирована, но о членах ее семьи ходят мифы. Станет ли Окруашвили причиной роспуска парламента? Как уверяют эксперты, нотациями в адрес министра Бурджанадзе дала почувствовать президенту Саакашвили именно свое отрицательное отношение, т.е. сказала: на премьерство Окруашвили она не согласится. Как могут развиваться события после этого? У канцелярии есть точная информация о том, что Бурджанадзе создает партию. Это знал еще Зураб Жваниа. Поэтому не исключено, что сейчас любое противоречие Бурджанадзе использует для перехода в оппозицию. Изменит это картину в парламенте? Очевидно, в чем-то - да. Оппозиция обязательно поддержит Бурджанадзе, возможно, и члены команды Жваниа, которые убеждены, что Саакашвили они не нужны. Например, та же Эленэ Тевдорадзе, которая одобрила выступление Бурджанадзе в Санкт-Петербурге. Команда Жваниа уже давно в поиске нового политического "зонта". Они не нужны ни президенту Саакашвили, ни вице-спикеру Михаилу Мачавариани. По их словам, Мачавариани препятствует даже сборам демократов без националов. Как только кто-либо в парламенте хотя бы чуть сворачивает направо, тут же начинаются нападки. Так что, Нино Бурджанадзе может создать проблемы. Особенно тогда, если отношения с Москвой еще более обострятся, власть ослабеет, и оппозиция автоматически начнет процесс усиления. А если депутаты увидят, что власть слабеет и оппозиция усиливается, тогда никто не может просчитать точно - кто в какой лагерь переместится. В настоящий момент националы (вместе со своим Бурджанадзе - демократы) составляют в парламенте 134 депутата, во фракции "Мажоритарий" 21 депутат, у "Промышленников" - 10, у "Демократического фронта" - 16, "Регионы Грузии" - 10, еще одна фракция "Чхартишвили" - 19, и только 4 депутата в свободном режиме - они не входят ни в одну из фракций. Для утверждения в правительстве требуется 118 голосов. Если Нино Бурджанадзе перейдет в оппозицию, тогда властная фракция из 134 лишится некоторых единомышленников Нино Бурджанадзе и Зураба Жваниа. Хотя, пока слишком рано расставлять цифры в политике. Все зависит от того, какой ответ есть у Саакашвили на российские и внутригрузинские интриги. ("Алиа")

Оппозиция

Власть сначала делает - потом думает

Один из лидеров оппозиционного "Демократического фронта" Звиад Дзидзигури одобряет выступление председателя парламента Нино Бурджанадзе в Госдуме России, пишет 1 мая газета "Ахали таоба". Русским постоянно надо напоминать, что у них много вины перед Грузией, считает оппозиционер. В частности, их "заслуга", что Грузия не может осуществить восстановление юрисдикции в Абхазии и Южной Осетии, а также многие вопросы, накопившиеся за 200 лет. Россия постоянно препятствует интеграции Грузии в европейское пространство и применяет рычаги против власти Грузии. Военный переворот 1991-92 годов - тоже "заслуга" России. Предпосылкой тому, что русские депутаты стучали кулаками и шумели в Думе, было заявление министра обороны Грузии, который оскорбил не власть России, а ее граждан, считает Дзидзигури. Естественно, что власть России и отдельные фигуры поспешили использовать это заявление, они попытались представить все так, будто Грузия считает русских неполноценной нацией. В этом вся беда, а выступление Бурджанадзе было нормальным. Со стороны же российских депутатов выявился недостаток политической культуры. Трудно представить, чтобы в парламент Грузии прибыл представитель противостоящей страны и его приняли бы свистом и топотом. Тем более это неоправданно тогда, когда Бурджанадзе не делала некорректных заявлений. Просто российских депутатов подвело отсутствие воспитания и политической культуры, считает он. Но ведь отношения Грузии с Россией были напряженными и до заявления министра Окруашвили? По словам Дзидзигури, главная причина в том, что Россия хочет сохранить Абхазию, ей нужен выход к морю, а Цхинвали нужен России, чтобы постоянно угрожать Тбилиси. Россия хочет доминантного положения на Южном Кавказе в то время, когда ее позиции ослабевают. Россию раздражает и интеграция Грузии в НАТО, и то, что Грузия и Украина ориентированы на другое пространство. Чтобы все это урегулировать, необходима осмысленная, последовательная политика, а вместо этого наш президент и министры то ругают Россию, то предлагают ей дружбу. Если мы будем проводить последовательную, спокойную и принципиальную политику, то заслужим большего уважения со стороны России, считает Дзидзигури. Одна из причин напряженных отношений с Россией - потерянные территории, а у власти Грузии до сих пор нет концепции урегулирования проблемы ни Абхазии, ни Южной Осетии, неизвестно и то, как Грузия намерена налаживать отношения со своими соседями. Концепция национальной безопасности - шаг вперед, по сравнению с тем, что было, но это - капля в море, считает Дзидзигури. На фоне такой непоследовательной политики Россия серьезно работает по этим темам. Она проводит паспортизацию в Абхазии и Южной Осетии, развивает российские коммуникации, железнодорожная магистраль фактически восстановлена. Над этими проблемами русские работают, а грузины ничего не делают для решения этих дополнительных проблем. Власть Грузии занята заявлениями, которые хорошо используют русские. Заявление Окруашвили ничего общего не имеет с политикой и дипломатией. Оно подтверждает, что министр обороны не должен продавать вино, его дело - заниматься армией. Министр обороны говорит с истеблишментом соседнего государства так, как он разговаривает со своими военными. Нет последовательности и в вопросе с вином. С одной стороны, власть говорит о возвращении на рынок России, с другой стороны - о поиске новых рынков. Подход должен быть осмысленным. Европейский рынок переполнен французскими и немецкими напитками, грузинскому вину попасть туда не так легко. Это очень серьезная проблема, которая может плохо отразиться на власти. Лучше сначала подумать, а потом делать заявления, но в нашей власти сначала делают заявления, а потом думают, что за этим может последовать, считает Дзидзигури. ("Ахали таоба")

Российские базы

Сегодня в Ахалкалаки начинаются подготовительные работы для вывода российской военной базы, пишет 3 мая газета "Резонанси". Вывод военной техники с базы начнется 15 мая и процесс продлится три месяца. Армянское население Ахалкалаки против вывода российской базы и планирует проведение очередной акции. Представитель армянской общины Грузии, депутат Ван Байбурт уверен, что протест не перерастет в широкомасштабные выступления. По его словам, ему известно, что акции протеста планирует одна часть населения, но вряд ли широкие слои населения к ней присоединятся. В основном протест поддержат семьи работающих на этой базе, которые опасаются, что после вывода базы они останутся без работы. Но Байбурт отмечает, что у государства есть программа их занятости, которая будет задействована сразу же по выводе базы. Хотя Байбурт не исключает, что контингент российской базы попытается придать ситуации такое звучание, будто местное население выступает против их вывода. Он уверен, что такие попытки и выступления обязательно будут. То, что обострение ситуации в регионе входит в интересы России, Байбурт особо подчеркивает. По его словам, к выводу базы добавляется и возможный выход из СНГ. Он не исключает, что в Ахалкалаки на митинге протеста в связи с выводом базы прозвучат и заявления против выхода из СНГ, это устраивает заказчиков митинга, говорит Байбурт, по мнению которого, Россия явно делает все для того, чтобы Грузия предприняла такие радикальные шаги. Митинги протеста в связи с выводом базы не исключает и губернатор Самцхе-Джавахети Гиорги Хачидзе. По его словам, важно то, что между Россией и Грузией достигнуто соглашение о выводе российских военных баз, существует график и он будет выполнен до конца. Не исключено, что отдельные "лакеи" России что-то скажут и выразят протест, но большинство людей являются сторонниками вывода базы из региона, и они с нетерпением ждут этого дня, отметил губернатор. По его словам, не исключено проведение акций протеста, но то, что решено, будет выполнено. Вывод базы начнется 15 мая, и к 15 августа она полностью будет выведена. Проведение акций протеста опровергает глава администрации Ахалкалаки Артур Еремян. По словам Еремяна, у него нет информации о том, будто население собирается проводить акцию. Ситуация в городе стабильная и народ эту тему не обсуждает, говорит Артур Еремян. ("Резонанси")

Грузино-российский спор вокруг Гудаутской военной базы продолжается, пишет 4 мая газета "24 саати". Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин обвиняет Грузию в спекуляции вокруг вопроса Гудаутской базы. Как он заявил агентству "Новости", согласно подписанному в Стамбуле соглашению, Россия полностью выполнила взятое обязательство и Гудаутская база аннулирована, хотя посетившая базу в 2002 году группа ОБСЕ, из-за отсутствия должного мандата, формально не смогла зафиксировать закрытие базы. По словам Камынина, Россия высказала согласие на инициативу Германии направить на базу международную миссиию, но Грузия заблокировала присвоение этой группе соответствующего мандата. Камынин заявил, что они готовы снова принять данную миссию на бывших объектах военных баз России, где сейчас размещены миротворцы СНГ, и раз и навсегда прекратить спекуляции вокруг этой проблемы. На заявление представителя МИД России вчера же отреагировал МИД Грузии, в заявлении которого сказано, что сделанный комментарий - очередная попытка со стороны России ввести мировое сообщество в заблуждение. В заявлении МИД Грузии отмечается, что грузино-российское совместное Стамбульское заявление 1999 года - неотделимая часть адаптированного Договора по обычным вооруженным силам в Европе и, соответственно, представляет не двустороннее, а многостороннее международное обязательство. Далее подчеркивается, что полное выполнение именно определенных этим заявлением обязательств, в том числе окончательное закрытие Гудаутской военной базы, представляет одну из главных предпосылок вхождения в силу данного Договора, что неоднократно зафиксировано в различных международных документах. Что касается визита 15 июня 2002 года группы ОБСЕ на Гудаутскую базу, то грузинская сторона отмечает, что цель миссии представлял вопрос не формального или даже неформального зафиксирования закрытия базы, а подготовка в дальнейшем инспекций, что и отражено в распространнном в Грузии миссией ОБСЕ отчете от 19 июня 2002 года. Не соответствует действительности также и заявление, что Грузия блокировала инициативу Германии направить в Гудаута международную миссию. В трехстороннем формате (Грузия, Росия, Германия) было проведено несколько встреч, которые завершились безрезультатно и именно из-за жесткой позиции России. В заявлении МИД Грузии сказано, что в то же время есть документальный материал, согласно которому на Гудаутской базе остаются вооружение, склады, военнослужащие и члены их семей, в эксплуатации - взлетные полосы и работает военная комендатура, что означает, что база не закрыта и продолжает функционировать. И наконец, что касается коллективных миротворческих сил СНГ, которые также находятся на территории Гудаутской базы, официальный Тбилиси подчеркивает, что этому не существует никакого легального основания и грузинская сторона неоднократно требовала освободить базу как от представителей коллективных миротворческих сил СНГ, так и от военнослужащих вооруженных сил России. ("24 саати")

Закон и право

Граждане Грузии не торопятся покаяться в шпионской деятельности Вчера истек срок, предоставленный гражданам Грузии для явки в правоохранительные органы и признания в сотрудничестве со спецслужбами иностранных государств, пишет 2 мая газета "Хвалиндели дге". Пока никто не делает официальных комментариев по вопросу, согласился ли кто сотрудничать со следствием и явился ли тот или иной гражданин в силовые структуры. В пресс-службе Генеральной прокуратуры Грузии такой информации не имеют, а связаться с руководством службы по связям с общественностью МВД никак не удается, пишет газета. Президент Грузии Михаил Саакашвили и первые лица силовых структур 28 марта призвали граждан Грузии к покаянию. Именно в тот день по обвинению в измене родине и шпионаже был задержан советник отдела по связям с масс-медиа и общественностью администрации президента Симон Киладзе. Тогда же президент Грузии заявил, что у власти есть информация о многих людях, замешанных в подобной деятельности, и дал им срок для добровольной явки в службу контрразведки и сотрудничества с МВД. В этом случае Михаил Саакашвили предоставил им личную гарантию неприкосновенности. На проведенном в тот же день брифинге руководитель департамента контрразведки МВД Шалва Жгенти и заместитель генпрокурора Каха Коберидзе объявили о месячном сроке для явки граждан Грузии в силовые структуры и сотрудничества со следственными органами. Как они заявили, существует информация, что десятки граждан Грузии, в ущерб собственной стране, работают в пользу иностранного государства, что создает угрозу государтсвенному строительству. На брифинге был назван номер телефона "горячей линии". ("Хвалиндели дге")

НПО Грузии требуют расследования "дела Гиргвлиани"

Неправительственные организации провели акцию с требованием расследовать дело по убийству сотрудника банка Сандро Гиргвлиани, пишет 3 мая газета "Резонанси". Правозащитники требуют незамедлительного расследования убийства Гиргвлиани и наказания виновных. С этим требованием они провели масштабную акцию, в ходе которой медленно проехали на машинах от площади Республики к площади Свободы и непрерывно сигналили. Машины участников акции были расписаны лозунгом: "Долой бригады смерти", кроме того, о своих требованиях они заявляли в микрофоны. По словам руководителя НПО "Институт равноправия", писателя Ираклия Какабадзе, они намерены внести свой вклад в облик города и разукрасить мэрию плакатами протеста. Кстати, мэр города Гиги Угулава в курсе акции и даже поддерживает требования ее участников, заявил Какабадзе. По его словам, у НПО есть поддержка и некоторых мнистров. У мэрии представители неправительственных организаций встретили госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтор Гиорги Хаиндрава, который заявил, что согласен с участниками акции в том, что убийство Сандро Гиргвлиани должно быть расследовано. В этот же день на пресс-конференции мать Сандро Гиргвлиани заявила, что ей взамен на "молчание" предложили сумму "в любом размере". Подобный факт вызвал возмущение не только общественности, но и представителей власти. Как заявила председатель парламента Нино Бурджанадзе, наглость - предлагать деньги матери убитого взамен на молчание. В беседе с журналистами Бурджанадзе высказала возмущение тем, кому пришло в голову предлагать потерявшей сына матери сумму - это недопустимый факт, и сделавший это должен быть строжайше наказан. По словам председателя парламента, как ей сказали, дело обязательно будет расследовано объективно и преступники будут наказаны. Она считает, что должны быть рассмотрены все материалы дела и виновные должны быть наказаны. ("Резонанси")

Экономика

Власть заинтересована в повышении цен на электроэнергию

Национальная энергетическая регулирующая комиссия еще не рассматривала вопрос повышения тарифа на электроэнергию, пишет 3 мая газета "Резонанси". Но власть уже приняла решение о выделении населению субсидии в размере 11,2 млн. лари. Национальная энергетическая регулирующая комиссия в течение трех дней изучит вопрос тарифа и примет решение, но факт, что рост тарифа неизбежен. Однако оппозиция выступает против подоражания электроэнергии и грозится акциями. Хотя, трудно сказать, к чему приведут эти акции, поскольку правительство все уже решило. Как заявляет председатель парламентского отраслевого комитета Нико Лекишвили, факт повышения тарифа в нынешних условиях, конечно, будет тяжелым, но правительство выделяет сумму на компенсацию для слоев с крайне низким доходом. Ясно, что полностью и это не решит проблему, поскольку для предприятий и производства этот тариф останется высоким. По словам Лекишвили, увеличение тарифа на электроэнергию повлечет подоражание всей продукции. Он отметил, что 11 миллионов 200 тысяч лари в этот году выделены на субсидии, а в будущем году эта сумма бужет предусмотрена в бюджете. Однако, оппозиция заявляет, что политика правительства населению не поможет. По словам консерватора Кобы Давиташвили, многие люди жалуются представителям оппозиции, что программа преодоления бедности касается только тех людей, которые сидят в доме с голыми стенами, ничего не имея. А кто попадет в программу, для тех предусмотрена компенсация в 3 лари в месяц, говорит Давиташвили, по мнению которого, эта система нищеты, как видно, предусмотрена так, чтобы никого не коснуться. Оппозиция заявляет, что повышение тарифа на электроэнергию - в интересах власти. По словам Звиада Дзидзигури, абсурдно заявление власти, что повышение тарифа на электроэнергию связано с ростом тарифа на газ. В Грузии большая часть потребляемой электроэнергии вырабатывается на местных ГЭС, поэтому аргумент власти совершенно непонятен, считает Дзидзигури. Как он заявляет, ясно, что здесь какие-то бизнес-сделки: в последние годы идут серьезные разговоры о том, что те дистрибутивные компании, которые требуют свою долю, связаны с довольно высокими эшелонами власти и все это покрыто тайной. Оппозиция не может документально это доказать, но уверена, что это так. Консерваторы в повышении тарифа видят заинтересованность Национальной энергетической регулирующей комиссии. По словам Кобы Давиташвили, энергетическая комиссия превратилась в преступную организацию, и оппозиция намерена серьезно бороться с такой организацией, которая ничего, кроме преступлений, не совершает. С мнением консерваторов о том, что комиссия должна быть аннулирована, согласна и фракция "Промышленники", представитель которой Гиорги Цагареишвили заявляет, что на днях выяснилось, что в сжиженном газе треть была резервом. И сейчас окажется, что резерв существует, но он скрывается от общественности. По словам Цагареишвили, в ближайшее время будет остро поставлен вопрос энергетической комиссии, в этом направлении необходимо кардинально все изучить. Цагареишвили заявил, что он во многом не согласен с Кахой Бендукидзе, но поддерживает госминистра в том, что члены комиссии являются кровопийцами и делают что хотят, а потому - необходимо ее аннулировать. К тому же, эту функцию с меньшими затратами может выполнять соответствующее ведомство, считает Цагареишвили. Что касается "Правой оппозиции", то по их оценке, повышение тарифа обусловила международная энергополитика, и Грузию это не могло обойти. Однако, "Правые" обвиняют власть в проведении вообще неправильной экономической политики. Они считают, что Грузия - экономически слабая страна, и любое повышение тарифа для населения - чувствительно. Если бы отмечалось хоть какое-то продвижение экономики - это не было бы столь болезненно. В связи с конкретным тарифом власть ничего не в состоянии сделать, но на протяжении лет власть могла заложить основы для развития экономики, считает представитель "Правой оппозиции" Ираклий Иашвили. По его словам, чем дальше, тем больше будут расти цены, это неотвратимый процесс. Он обвиняет власть в том, что в сфере экономики она действует неадекватно. ("Резонанси")

Выход Грузии из СНГ: экономическая перспектива

Власть чаще заявляет о возможном выходе из СНГ и часть экспертов опасается, что это ударит по экономике, пишет 6 мая газета "Алиа". Какие экономические проблемы возникнут в случае выхода Грузии из СНГ? На протяжении лет именно экономическое сотрудничество было одним из аргументов членства в СНГ - между странами СНГ оформлен многосторонний договор о свободной торговле. Это означает, что Грузия ввозит продукцию в страны-члены без выплаты таможенного налога, и они также ничего не платят, поставляя свою продукцию в Грузию. Соответственно, плюс членства в СНГ в том, что у бизнесменов меньше расходов при вывозе продукции в страны СНГ, а на грузинском рынке товары стран СНГ дешевле. Если Грузия выйдет из СНГ, то уже не будет участником этого многостороннего договора, а значит расходы бизнесменов возрастут и продукция СНГ у нас подорожает. Однако, кроме многостроннего, на практике принят еще двусторонний договор, который могут заключить страны и получить аналогичные льготы. Но оформление двустороннего договора требуется времени, и после выхода из СНГ мы на какой-то период можем остаться без этих льгот. Какова реальность? Как выясняется, на сегодня в масштабе СНГ у Грузии оформлены двусторонние договоры с самыми крупными торговыми партнерами: Россия, Украина, Армения, Азербайджан, Казахстан и Туркмения. Так что, правила ввоза и вывоза продукции из этих стран не должны измениться, и это не должно вызвать проблемы на грузинском рынке. Но возвращаясь к реальности, факт, что Россия ввела запрет на грузинские вина и "Боржоми", хотя пока мы еще в СНГ. И никакой гарантии нет, что Россия выполнит двусторонний договор: независимо от того останемся мы в СНГ или нет, экономические отношения с Россией зависят только от политической воли, а не от оформленных льгот. Пока у Грузии не оформлены двусторонние договоры с Молдавией, Белоруссией, Киргизией, Узбекистаном и Таждикистаном. То есть, льгот на торговлю нет с этими странами и на данном этапе. Узбекистан - единственная из стран, с которой у нас оформлен двусторонний договор об освобождении от пошлины (но пока не ратифицирован), что все-таки даст определенное облегчение импорта-экспорта между нашими странами. Неплохая ситуация с Молдавией и Киргизией - они являются членами ВТО, что предусматривает какие-то льготы: и если сегодня грузинские бизнесмены не платят таможенный налог при ввозе продукции в эти страны, то после выхода из СНГ платить придется, но меньше. Тяжелое положение с Белоруссией и Таджикистаном, с которыми нет никаких договоров о налогообложении. Если ничего не изменится, то с этими странами наши бизнесмены будут платить "по полной катушке", т.е. пошлины, которые установлены в этих странах, естественно, подоражает и продукция. Газета приводит перечень продукции, которую Грузия вывозит в те или иные страны и которую ввозит из них. Подорожание некоторых видов продукции, в случае выхода Грузии из СНГ, не устраивает ни нас, ни эти страны, так что в их интересах оформление двустороннего договора, тем более на фоне, когда те же товары Грузия сможет ввозить из других стран - ничего эксклюзивного они нам не поставляют. Итак, в случае выхода Грузии из СНГ особые экономические проблемы у нас не возникнут. Единственно, Россия может "не переварить" выход Грузии из СНГ и уход из-под ее влияния, и что-то придумает в качестве контрмеры: например, газ станет дороже. Но ведь в подобном у нас нет недостатка и сейчас? Как уверяют в минфине и министерстве экономического развития, пока Грузия выйдет из СНГ будут оформлены двусторонние договоры со всеми странами-членами Содружества. Для самой процедуры выхода из СНГ требуется 1 год. В течение этого года все останется по-прежнему, а к тому времени успеется оформление двусторонних договоров так, чтобы сохранить со странами СНГ свободную, беспошлинную торговлю. ("Алиа")

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.