"США и Россия соперничают за лавры миротворца в карабахском конфликте": Нагорный Карабах за неделю

Баку, 7 мая 2006, 23:20 — REGNUM  

Обзор СМИ за 28 апреля-4 мая 2006 года.

Военный вестник. Консультации сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Визит Алиева в США. Вардан Осканян в Степанакерте.

Военный вестник

Как сообщает агентство "АРКА", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян 27 апреля подписал указ "О проведении весенней мобилизации призывников на срочную военную службу в 2006 году". Указ президента НК устанавливает также проведение весенней демобилизации военнослужащих.

По сообщению азербайджанского агентства АПА, утром 28 апреля армянские военные подразделения с позиций, расположенных в "оккупированном" совхозе "Гюльчюлюк" Агдамского района, обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанских войск. Утром 29 апреля были обстреляны позиции азербайджанских войск, расположенные напротив села Сарыджалы. Согласно агентству, на этом направлении были слышны и взрывы. Был открыт ответный огонь, жертв нет.

Как сообщает газета "Азг", 29 апреля на отрезке пути Иджеван-Ноемберян в результате обстрела с азербайджанской стороны получил ранение командир роты, старший лейтенант армянских вооруженных сил (ВС) Гегам Дереникович Микаелян. В момент обстрела он находился в кабине автомашины марки "Камаз". Из Министерства обороны РА сообщают, что командир был перевезен в городскую больницу Ноемберяна, его состояние удовлетворительно.

Запланированные на 2006 год оборонные расходы Армении в четыре раза меньше расходов на оборону Азербайджана, заявил председатель Центробанка Армении Тигран Саркисян, выступая на международной конференции "Кавказ-2005" в Ереване. По его словам, Азербайджан на оборону страны планирует затратить $650 млн. Он также отметил, что в 2005 году Грузия сделала беспрецедентные бюджетные отчисления на оборону. "На модернизацию вооружения и пополнение личного состава Грузией было выделено около $325 млн., что составляет 21% от расходной части бюджета, или 6% ВВП", - подчеркнул Саркисян. Согласно оценке председателя ЦБ Армении, особенность бюджетной политики Азербайджана и Грузии в течение последних двух лет состоит в существенном увеличении бюджетных расходов на оборону и капитальные вложения. ("АРКА").

На вопросы агентства Day.Az ответил российский политолог, заведующий отделом межнациональных отношений Института военного и политического анализа Сергей Маркедонов.

"Какие последствия может иметь для Азербайджана эскалация напряжения вокруг Ирана?

Мне кажется, что проблема вокруг Ирана существенно отразится на всем регионе и, в частности, на Азербайджане. Здесь, в первую очередь, встанет и вопрос Южного Азербайджана. Возможно, в случае военной операции против Ирана территория Южного Азербайджана может быть предложена, как некий обмен на Карабах. Т.е. Карабах - армянам, а Азербайджан за свою лояльность в иранской компании получает возможность объединиться. Насколько реальна такая перспектива, пока мы сказать не можем потому, что США еще не приняли решения о нанесении военного удара по Ирану.

Могут ли США применить ядерное оружие против Ирана?

Не дай Бог, если вашингтонские стратеги примут такое решение. Я думаю, что это станет катастрофой для всех прикаспийских государств. Но вместе с тем, я не верю в ядерную атаку на Иран. Впрочем, исключать в этой ситуации ничего нельзя.

Может ли территория Азербайджана быть использована в качестве плацдарма для нападения на Иран?

Честно говоря, если будет идти речь о масштабной военной операции против Ирана, то я бы такую возможность не исключал. Потому что роль Азербайджана в приготовлении военных действий против Ирана чрезвычайно важна. Хотя, во-первых, США должны уговорить руководство Азербайджана, что, мне кажется, будет очень проблематичным. Учитывая, что Азербайджан всегда оглядывается в своей внешней политике на Турцию, которая, кстати, против нападения на Иран, то Баку, скорее всего, дипломатично откажет Вашингтону. Во-вторых, если США используют территорию Азербайджана, то они должны позаботиться и о его безопасности.

Может ли Иран нанести ответные удары по территории Азербайджана?

Да, могут, и я не исключаю, что подобные планы разрабатываются военным руководством Ирана.

Давайте поговорим о карабахской проблеме. Каково ваше видение решения этой проблемы?

На сегодняшний момент, мне кажется, что в системном кризисе находится сам формат урегулирования. Потому, что общества двух враждующих стран еще не готовы к глубинным компромиссам. И естественно в этой ситуации первые лица государств, которые отражают настроения своих народов, будут соревноваться в патриотичности, а не в дипломатических компромиссах. Когда говорят об урегулировании конфликта, то нужно отметить, что обе стороны имеют разные подходы. Пакетный план, на котором настаивает Армения, не годится для Азербайджана, а поэтапный - для Армении. Поэтому я считаю, что в ближайшее время нет перспектив решения этого конфликта.

Почему Россия не хочет влиять на Армению в решении этого конфликта?

А как вы себе это представляете? Предположим, Россия надавила на Кочаряна и на Алиева (президенты Армении и Азербайджана. - прим. ИА REGNUM), и они вышли к своим народам и заявили, что нужен компромисс. После этого можно будет поставить крест на их политической карьере, потому что народы не поймут их. Никто не сможет решить эту проблему, пока азербайджанский и армянские народы сами не поймут, что нужен компромисс в решении этой проблемы". (Day.Az).

Азербайджан владеет всеми современными установками ПВО, готовыми отразить любые ракетные атаки. Об этом корреспонденту Day.Az сообщил информированный военный источник, комментируя недавние заявления главы Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани о том, что в случае начала военных действий Иран может нанести ответный удар по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан и по нефтяным объектам Азербайджана. Турецкие СМИ со ссылкой на источники в Вашингтоне сообщают о намерении США разместить в Азербайджане 4 военные базы, а также передать азербайджанской стороне новейшие установки ПВО, гидролокационное снаряжение и три военных катера. ("Ноян Тапан").

Председатель Государственной комиссии Нагорного Карабаха по вопросам военнопленных и без вести пропавших Виктор Кочарян категорически опроверг сообщение Госкомиссии Азербайджана по вопросам военнопленных, без вести пропавших и заложников о "нахождении в армянском плену 4600 граждан Азербайджана". Кочарян подчеркнул, что "подобные несостоятельные заявления носят сугубо пропагандистский характер и являются политикой азербайджанских властей по дискредитации Армении и Нагорного Карабаха". Он также отметил, что в Нагорном Карабахе всеми вопросами, связанными с военнопленными, занимается Госкомиссия и содержание их в войсковых частях и у частных лиц абсолютно исключено: "Власти республики обеспечили свободный доступ представителей международных организаций к местам заключения с целью проведения соответствующего мониторинга. Нагорный Карабах в одностороннем порядке присоединился к Женевским конвенциям и в соответствии с ними при содействии Международного Комитета Красного Креста незамедлительно передает военнопленных азербайджанской стороне". По словам Кочаряна, МККК высоко оценил деятельность карабахской комиссии за открытость и эффективное сотрудничество с этой международной организацией и выразил сожаление в связи с отказом азербайджанской стороны от сотрудничества в вопросах поиска без вести пропавших и освобождения военнопленных. Он сообщил, что в отличие от Нагорного Карабаха азербайджанские власти не предоставляют международным организациям доступа к местам лишения свободы, своевременно не извещают о наличии военнопленных из НК и в нарушение международного права всячески оттягивают их освобождение. Причем, как отметил Виктор Кочарян, освобожденных карабахцев выдают не Нагорному Карабаху, а Армении. "Отсутствие контактов между аналогичными государственными комиссиями НКР и Азербайджана и неконструктивизм азербайджанской стороны крайне осложняют решение столь важной гуманитарной проблемы", - подчеркнул Виктор Кочарян. ("Де-Факто").

Вооруженные силы Армении готовы противостоять любой военной угрозе, заявил журналистам в Национальном Собрании (НС) РА замминистра обороны Армении Артур Агабекян. "То же относится и к Армии обороны Нагорного Карабаха - она также боеспособна и готова противостоять любой угрозе. Она доказала это и последними военными маневрами, демонстрацией боевой силы", - сказал Агабекян. Замминистра также прокомментировал недавние заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева относительно сомнений в боеспособности армянской армии и недостойного исполнения долга миротворцев в Ираке. "Такие заявления мог сделать только человек, который ничего не смыслит в военной службе и не представляет, что такое армия. Армянские миротворцы неоднократно получали благодарности от иностранных государств в связи с образцовым выполнением своего долга", - отметил он. ("Новости-Армения").

"В настоящее время урегулирование нагорно-карабахского конфликта мирным путем невозможно", - заявила директор программ по международной безопасности и энергетики Центра Никсона Зейно Баран. "Если бы стороны были готовы к компромиссу, они проводили бы иную внешнюю и внутреннюю политику, - считает она. - Возможная операция против Ирана может иметь негативное воздействие на Азербайджан, однако пока оценить масштаб этого воздействия достаточно сложно". (PanARMENIAN.Net).

"Прекращение огня, установленное 12 мая 1994 году при посредничестве России, остается единственным реальным достижением мирного процесса, перешедшего в руки ОБСЕ. 12 лет переговоров пока не принесли ощутимых результатов, кроме относительного сохранения этого перемирия", - пишет в газете "Голос Армении" глава посреднической миссии России при установлении перемирия в Карабахе Владимир Казимиров. В статье, озаглавленной "Карабах: сначала - расчистить путь к миру", экс-посредник указывает, что основным препятствием к достижению мира является "главная особенность застарелого и ожесточенного конфликта - глубокое взаимное недоверие армян и азербайджанцев". Обвиняя Азербайджан в постоянных угрозах, Казимиров пишет: "То там раскручивают идею "гуманитарной" операции, то "контртеррористической", то блицкрига (скопировать бы разгром Сербской Краины!), то хотя бы короткой "встряски" боями. То вдруг хватились, как бы армяне не ударили на опережение. Фантазии многообразны, а суть одна - силовой реванш". При этом посол указывает на то, что в Баку непозволительно быстро забыли горький опыт 1992-94 гг.: "Много говоря об оккупации своих земель, верха так и не желают разобраться, как она возникла. Более того, это - запретная тема, табу. А суть в том, что руководители Азербайджана годами пытались решить конфликт силой, уходя от прекращения военных действий, несколько раз срывая его. Помню сцену беседы с Гейдаром Алиевым (президент Азербайджана в 1993-2003 гг. - прим. ИА REGNUM) в Баку 20 июля 1993 г., его срывающийся крик "Задавим армян!". Отказ внять голосу разума и остановиться привел к потере 7 районов. А теперь снова говорят: все отвоюем, мол, "любой ценой"... Трубадуры войны не только обманывают свой народ, сеют вражду и уродуют психику новых поколений, но уже несколько лет усугублением недоверия тормозят переход к решению спорных проблем, затягивают урегулирование".

Консультации сопредседателей Минской группы ОБСЕ

Как сообщает PanARMENIAN.Net, 2-3 мая в Москве проходили рабочие консультации сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ. 2 мая заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин встретился с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию Юрием Мерзляковым (Россия), Стивеном Манном (США) и Бернаром Фасье (Франция), а также с личным представителем действующего председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту послом Анджеем Каспшиком. В ходе встречи обсуждались вопросы, находящиеся в повестке дня нагорно-карабахского урегулирования, сообщает пресс-служба МИД РФ.

По словам российского сопредседателя МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова, консультации проходят за закрытыми дверями. Российский дипломат отметил, что сопредседатели рассматривают перспективы урегулирования и возможности сближения позиций сторон конфликта. В Москве ожидается также обсуждение сопредседателями некоторых новых предложений и выработка совместной позиции относительно спорных моментов урегулирования. Эта формула будет представлена сторонам конфликта в ходе запланированного на ближайшие дни очередного визита сопредседателей в регион. По мнению бакинской "525-й газеты", безрезультатность февральской встречи президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе и последующее затишье в переговорном процессе показывают, что пока какие-либо компромиссы с любой из сторон маловероятны. На нереальность преодоления противоречий указывают и последние заявления сопредседателей МГ. Из их выступлений можно сделать и тот вывод, что они уже не могут сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки и представить новый вариант урегулирования. Газета сообщает, что на прошлой неделе, во время встреч президента Азербайджана в Вашингтоне, американский сопредседатель Стивен Манн отметил, что посредники начали нащупывать "эффективные основы" для достижения некоторого компромисса между сторонами. Дипломат не стал уточнять, что это за основы, но сказал, что речь идет не о полном и окончательном урегулировании конфликта, а о поэтапном решении отдельных спорных вопросов. В сущности, пишет газета, такой подход соответствует предлагаемому Азербайджаном принципу поэтапного урегулирования, однако на фоне имеющихся расхождений между сторонами непонятно, каким образом состоится "поэтапное решение", о котором говорит Манн.

По сообщению бакинского информагентства АПА, 3 мая, по завершении начавшихся накануне в Москве в МИД России консультаций сопредседателей МГ ОБСЕ с личным представителем действующего председателя ОБСЕ по Нагорному Карабаху Анжеем Каспшиком, Бернар Фасье отбыл в Ереван, откуда отправится в Баку. Согласно АПА, в ходе консультаций в Москве были уточнены некоторые детали, обсуждавшиеся на переговорах по Нагорному Карабаху. Сопредседатели должны сформулировать эти уточнения и представить их сторонам конфликта.

С какими предложениями французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье приехал в Ереван и насколько они будут благоприятствовать урегулированию карабахского конфликта? Как сообщает "А1 плюс", отвечая на эти вопросы, министр иностранных дел РА Вардан Осканян сказал: "Очень многое будет зависеть от политической воли Азербайджана. Я не хочу связывать это только с Азербайджаном, однако в последнее время Армения сделала определенные шаги, поэтому, чтобы мы достигли успеха, их должен сделать и Азербайджан". Министр сообщил, что после своих отдельных визитов в регион сопредседатели МГ ОБСЕ пришли к выводу, что необходима еще одна встреча президентов двух стран, однако время и место ее пока не определены.

Комментируя "очередное турне по региону" Бернара Фасье, бакинская "525-я газета" пишет, что его приезд не в обществе других сопредседателей, а в одиночку показывает, что "минская тройка" не сумела пока подготовить новую оптимальную формулу возобновления мирных переговоров и опять нуждается в консультациях со сторонами по отдельным деталям. Газета сообщает также, что по возвращении Фасье из региона состоится еще одна встреча "минской тройки" - либо в Вашингтоне, либо в Париже, и лишь после этого будет подготовлена новая формула урегулирования, которую посредники представят сторонам. С этой целью планируется организовать в июне-июле новую встречу президентов Азербайджана и Армении.

Консультации Бернара Фасье с руководством Азербайджана, скорее всего, состоятся 5 или 6 мая. Бакинская газета "Зеркало" отмечает, что сопредседатели МГ ОБСЕ фактически отказались от тактики совместного посещения региона конфликта. Хотя еще недавно они в унисон заявляли, что после московских консультаций планируется их совместный визит и в Баку, и в Ереван, на деле мы становимся свидетелями, по сути, челночной дипломатии двух сопредседателей-союзников, то есть США и Франции, представители которых поочередно посещают регион, пишет газета. После чего американец и француз, прекрасно, судя по всему, работающие в тандеме, просто информируют российского сопредседателя об итогах своих вояжей в регион. Создается впечатление, пишет "Зеркало", что российский сопредседатель, по крайней мере на время, демонстративно самоотстранился или его отстранили от участия в мирных переговорах. "Последнее также не исключается, так как по поступающей информации можно сделать вывод о том, что решение об отказе от совместного посещения региона конфликта принималось не в Москве, самими сопредседателями, а в Вашингтоне, в Госдепе". Газета отмечает, что до начала московских консультаций представитель бюро по делам Европы и Евразии Госдепа США Терри Дэвидсон заявил, что совместные поездки сопредседателей в регион конфликта сразу по итогам консультаций не планируются, а буквально накануне московской встречи сам российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков особо отметил, что в его планы не входит посещение региона конфликта самостоятельно, то есть без коллег по сопредседательству. Газета напоминает также, что в период, предшествующий встрече в Рамбуйе, именно Мерзляков был самым словоохотливым среди сопредседателей МГ ОБСЕ.

США вместе с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ продолжают предпринимать усилия по урегулированию карабахского конфликта, придавая важное значение сотрудничеству с Россией в этом вопросе и надеясь на то, что последняя сыграет положительную роль в разрешении проблемы. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", заявил на дебатах в вашингтонском Институте Брукингса, посвященных американо-российским отношениям, помощник государственного секретаря США по европейским и евроазиатским вопросам Дэниел Фрид. Он подчеркнул, что Вашингтон рассматривает установление мира и стабильности на Южном Кавказе, мирное урегулирование конфликтов в этом регионе в качестве приоритета своей региональной политики, считая, что это в интересах также и России. По словам Фрида, США и Россия сотрудничают в этой сфере главным образом в урегулировании карабахского конфликта, и, вопреки пессимизму некоторых аналитиков и СМИ, "нет никакой причины для напряженности между США и Россией в этом регионе". Вместе с тем, пишет газета, практических шагов со стороны США и России по реальному урегулированию конфликта незаметно. "И те, и другие подчеркивают, что основная ответственность за урегулирование ложится на сами стороны, ожидая от них же мирных инициатив. С другой стороны, между обеими державами, как бы они это ни отрицали, идет геополитическое соперничество за лавры миротворца в данном конфликте, так что возможность их совместного посредничества представляется спорной".

"Провал переговоров в Рамбуйе - закономерность. Таким же провалом будут ознаменованы новые попытки достижения базового урегулирования по предлагаемой схеме "территории/зона безопасности в обмен на статус Нагорного Карабаха"", - заявил политический обозреватель информационно-аналитического центра "Ноян Тапан" Давид Петросян 28 апреля на международной конференции "Кавказ 2005". По его словам, нынешняя идея урегулирования, которая состоит в том, что армянская сторона должна вывести вооруженные формирования из зоны безопасности вокруг Карабаха, а затем Азербайджан должен согласиться на проведение референдума по статусу НК, неприемлема для противоборствующих сторон. Он отметил, что самый удобный момент для мирного урегулирования конфликта по этой схеме был после заключения соглашения о прекращении огня в мае 1994 года, когда после военной катастрофы на фронте азербайджанское общественное мнение уже было готово согласиться с мыслью о безвозвратной утере Карабаха, а в Армении еще не сформировалась доктрина относительно подконтрольных армянским силам территорий или "зоны безопасности", которую ни в коем случае нельзя возвращать азербайджанцам. "Однако в течение двух лет после войны, пока посредники, Россия и ОБСЕ, выясняли между собой отношения, в двух обществах сформировались две прямо противоположные доктрины: в Баку - доктрина "отложенного реванша", а в Ереване - доктрина "зоны безопасности"", - заявил Петросян. По его оценке, сегодняшние лидеры Армении и Азербайджана не согласятся на урегулирование по принципу "территории/зона безопасности в обмен на статус", ибо это соглашение противоречит вышеупомянутым доктринам, а следовательно, ведет к уходу Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева с занимаемых постов. Не находит должного отклика в обоих обществах и элитах и идея о международных миротворческих силах. Таким образом, заключил аналитик, сегодня у посредников нет возможности что-то противопоставить вышеупомянутым доктринам, и в переговорном процессе налицо серьезный кризис идей. Сама ситуация диктует необходимость новых идей.

Газета "Азг" опубликовала принципы Республиканской партии Армении (РПА), озвученные ее председателем, премьер-министром РА Андраником Маргаряном. В частности, касательно карабахской проблемы он сказал: "Переговоры в Рамбуйе не провалились - просто стороны не смогли достичь соглашения по некоторым принципиальным вопросам. НКР не должна быть в составе Азербайджана, должна быть гарантирована безопасность населения НКР, НК и РА должны иметь общую границу, урегулирование вопроса НКР не должно произойти за счет изменения границ Армении, и НКР, в процессе мирного урегулирования конфликта, должна стать переговорной стороной. Вот позиция РПА в отношении урегулирования карабахской проблемы".

Бакинская газета "Зеркало" назвала "сенсацией" заявление сопредседателя МГ ОБСЕ от США Стивена Манна о том, что "нащупана эффективная основа для компромисса". Важным принципом американскому дипломату представляется, в частности, отказ от попыток сразу и навсегда решить все имеющиеся проблемы. Как он пояснил, подход сейчас противоположный: продвижение вперед шаг за шагом и оставление некоторых сложных вопросов на будущее. По сути, пишет газета, Манн публично обнародовал механизм урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Газета связывает слова Манна с "новыми предложениями" по урегулированию, о которых впервые заговорил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров после встречи с госсекретарем США Кондолизой Райс, с тем, что эти же "новые предложения" были представлены Райс в Вашингтоне министру иностранных дел Армении Вардану Осканяну, и отмечает, что обе стороны выразили удовлетворение. Анализируя возможные варианты, обозреватель газеты Рауф Миркадыров приходит к выводу, что речь идет о предложении, сделанном во время недавнего визита в регион конфликта сопредседателей рабочей группы Дартмутской конференции по региональным конфликтам - Гарольда Сондерса (бывший заместитель госсекретаря США Генри Киссинджера) и Виталия Наумкина (известный российский дипломат, ученый-востоковед). То есть речь идет о "рамочном соглашении" о мирном урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, включающем в себя целую серию "промежуточных соглашений", касающихся вывода войск, возвращения беженцев, решения вопросов безопасности. При этом предполагается предоставить НК "промежуточный статус", а окончательный статус определяется на последнем этапе урегулирования конфликта. Весь фокус, разъясняет газета, заключается в "промежуточном статусе" НК, который, с одной стороны, не является международно-правовым, но, с другой, позволяет усадить армян Нагорного Карабаха за стол переговоров, вывести их из полной изоляции, всем, в том числе иностранным государствам и международным организациям, наладить с ними "легальные" отношения. "Получается, что "и овцы целы, и волки сыты", хотя бы на время. Баку может бравировать тем, что не берет на себя никаких обязательств, связанных с будущим окончательным статусом НК. Армяне могут успокоить общественное мнение тем, что Аркадий Гукасян, получив "промежуточный статус", по сути, становится "признанным главой "непризнанного государства". Но не надо забывать, что, как правило, "нет ничего более постоянного, чем что-то временное". Кроме того, с нечто подобным мир уже столкнулся в Косово. Там "непризнанные власти", также с подачи международного сообщества, получили что-то вроде "промежуточного статуса". Что из того получилось - всем известно".

Директор Кавказского института СМИ, политолог Александр Искандарян считает, что в урегулировании нагорно-карабахского конфликта "противоборствующие стороны продолжают курс на консервацию конфликта". По его словам, Карабах стал просто "поводом для разговоров". "Все говорят, что когда будет принято политическое решение, тогда можно говорить более предметно. Но все заинтересованные стороны четко знают, что никакого политического решения принято не будет", - отметил Искандарян. По мнению научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Крылова, нагорно-карабахский конфликт подобен израильско-палестинскому или тайваньскому, которые не решаются уже не одно десятилетие. "Я бы их назвал вялотекущими конфликтами, которые в обозримом будущем не будут разрешены. Идут переговоры, время от времени они прекращаются, но потом все идет своим чередом", - отметил он. Вместе с тем российский политолог считает, что на решение конфликта не повлияют отношения США и Азербайджана в свете иранской проблемы. "Между израильско-палестинским и нагорно-карабахским конфликтом больше общего, чем различий", - заявил корреспонденту PanARMENIAN.Net директор Института стран Восточной Европы и СНГ Тель-Авива, депутат Кнессета XV созыва Александр Цинкер. "Израиль географически не может "уйти" от арабов, а Нагорный Карабах - от Азербайджана. Кроме этого, явно видно, что обе стороны не хотят решать этот конфликт. Вдобавок ко всему этому - столкновение цивилизаций: у Израиля - с арабами, у вас - христианство с исламом", - отметил он. Вместе с тем директор Института сказал, что Израиль уже пытается решить проблемы, устанавливая свою границу. "Пройдет время и международное сообщество признает эти границы. То же самое может ждать и Нагорный Карабах", - подчеркнул он.

По мнению азербайджанского политолога Октая Атахана, за всей этой активизацией в карабахском урегулировании стоят интересы США, которые намереваются нанести удар по Ирану. "И сегодня, как никогда, США нужно, чтобы и Армения, и Азербайджан пришли к общему соглашению, какому бы то ни было, чтобы и территорию Армении, и территорию Азербайджана, граничащую с Ираном, Америка могла использовать как форпост для нанесения своих ударов по определенным объектам в ИРИ. Эта очередная политическая игра заключается в том, чтобы привести Армению и Азербайджан к соглашению, к поэтапному возвращению территории пяти районов. Начать, например, с Физули, затем - Джебраил, потом Агдам. И страны-сопредседатели хотят сделать этот процесс поэтапным, чтобы на освобождение каждого района потратить максимум один месяц. Чтобы, допустим, через месяц был уже свободен какой-то район, например, Физули, причем под гарантии безопасности международных миротворческих сил. Самое главное, что в течение этого месяца Америка устроит здесь свой форпост и в течение 1-2 месяцев сделает то, что намечает в отношении Ирана". ("Эхо").

Как сообщает газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на радио "Свобода", председатель Парламентской ассамблеи (ПА) НАТО Пьер Лелюш пригласил президентов Армении и Азербайджана в конце мая в Париж для участия в заседании ассамблеи. "До того, как вступить в должность председателя ПА НАТО, я встречался с президентами Кочаряном и Алиевым. Мы пытаемся помочь найти решение проблемы. Кавказ нуждается в стабильности, а следовательно, Армения и Азербайджан должны сделать шаги для завершения этой холодной войны", - заявил Лелюш в беседе с азербайджанской службой радио "Свобода". "Я был в окопах Карабаха и знаю, как это трудно для обоих государств. Я пригласил президентов Алиева и Кочаряна в Париж, поскольку думаю, что оба президента будут стараться решить вопрос путем переговоров. Война - это не решение".

Визит Алиева в США

Президент Азербайджана Ильхам Алиев прокомментировал итоги своих переговоров с президентом США Джорджем Бушем. По его словам, до сведения руководства США было доведено, что конфликт в Нагорном Карабахе может быть разрешен лишь на основе международных норм. "Оккупированные земли Азербайджана должны быть возвращены, беженцы должны вернуться в места постоянного проживания, и должны быть обеспечены гарантии безопасности. В нашей позиции изменений нет. И президент Джордж Буш отметил, что США стремятся к мирному урегулированию проблемы", - заявил Алиев. (Day.Az).

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров назвал "очень полезными" переговоры, которые Ильхам Алиев провел в Вашингтоне с официальными лицами США. Министр сказал, что на переговорах обсуждались "глобальные и региональные вопросы". Среди региональных вопросов главное внимание было уделено карабахскому конфликту и ситуации вокруг Ирана. Как отметил Мамедъяров, Азербайджан выступает за мирное, поэтапное урегулирование конфликта в рамках "пражского процесса". Это значит, что армянские войска должны быть выведены из Нагорного Карабаха и окрестных районов, территория очищена от мин, беженцы возвращены в родные места и после этого определен политический статус НК. Как подчеркнул Мамедъяров, вопрос о статусе НК должен рассматриваться совместно с армянской и азербайджанской общинами региона, то есть азербайджанцами, проживавшими там до начала конфликта. ("525-я газета").

Четыре конгрессмена США, Джо Нолленберг, Фрэнк Паллоне, Джордж Раданович и Адам Шифф, призвали президента Джорджа Буша осудить действия Азербайджана против Армении и Нагорного Карабаха. "Азербайджан ведет "холодную войну" с Арменией и Нагорным Карабахом", - говорится в послании конгрессменов. "Правительство Азербайджана угрожает войной и поощряет антиармянскую нетерпимость. Действия Азербайджана вредят региональной стабильности на Южном Кавказе", - подчеркивается в послании. "Игнорируя критику международного сообщества, азербайджанский президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что Азербайджан может начать новое военное наступление против Карабаха", - добавили конгрессмены. Они также указали на факт уничтожения азербайджанскими солдатами армянских культурных памятников в Старой Джуге в Нахичевани (Азербайджан), который имел место в декабре прошлого года. ("АРКА").

Газета "Айкакан жаманак" сочла "сенсационным" заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева, в котором он, накануне встречи с президентом США Джорджем Бушем, сообщил, что его страна не сможет поддержать США в случае начала ими враждебных действий против Ирана. Это заявление было сделано вопреки единодушному мнению наблюдателей о том, что Алиев был приглашен в Вашингтон с единственной целью обсудить участие Азербайджана в осуществлении антииранской программы. Таким образом, считает газета, Алиев смешал все карты США. Комментируя заявление Алиева, политолог Агаси Енокян сказал, что США хотят разместить войска по всей длине азербайджано-иранской границы с тем, чтобы дать иранской оппозиции гарантии территориальной целостности Ирана. То есть Америке это необходимо, чтобы проживающие на севере Ирана азербайджанцы не делали попыток объединиться с "матерью-Азербайджаном". "Подобная позиция, конечно же, не по сердцу Азербайджану, а возможно и Турции", - заключил политолог.

По мнению азербайджанского независимого аналитика Ильгара Мамедова, Азербайджан на этом этапе "впервые получил возможность представить вопрос Карабаха в контексте иранской проблемы", и не исключено, что вскоре в деле урегулирования карабахского конфликта откроются новые горизонты". (Радио "Свобода").

Газета "Аравот" публикует ряд примечательных заявлений по Нагорному Карабаху, сделанных президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в ходе его выступления в совете по внешним отношениям американского фонда "Карнеги". "Мы надеемся, что США как сверхдержава и сопредседатель Минской группы ОБСЕ окажут содействие в урегулировании карабахского конфликта и в регионе наконец удастся установить мир". "Сегодня карабахская проблема - главное препятствие для развития Азербайджана. Во всем остальном наши дела идут блестяще - бюджет увеличивается, энергетические программы расширяются". Отвечая на вопрос, на какие уступки может пойти одержавшая в войне победу Армения, глава Азербайджана сказал: "Во-первых, Армения, на мой взгляд, не победила. Всем известно, что без поддержки русской армии армяне никогда бы не смогли захватить наши территории. Кроме того, война пока не закончена. Думаю, пришло время, чтобы власти Армении приняли решение и попытались представить, что произойдет в Армении через 10, 15 лет, если проблема не будет решена". "У Азербайджана достаточно предсказуемое будущее. Азербайджан станет сильной, процветающей страной с мощной экономикой и мощным обществом. Страной, с которой лучше быть соседом". Мир, по словам азербайджанского президента, выгоден всем сторонам. В обмен на уступки Армения получит коммуникационные пути, выход на Россию, что "для нее очень важно", сможет участвовать в региональных программах. Народ Нагорного Карабаха получит право жить в мире, заверил Алиев. "В этом вопросе мы занимаем четкую позицию: проблема должна быть решена в контексте территориальной целостности Азербайджана", - сказал Алиев. Он представил свой вариант урегулирования: "Проживающие в Карабахе армяне будут иметь право на высокую степень автономии в рамках территориальной целостности Азербайджана, что мы видим во многих странах, в том числе в Европе. Им следует дать достаточно твердые политические гарантии, что мир в регионе будет необратимым". Учитывая, что столь жесткие заявления Ильхам Алиев сделал не где-нибудь, а в Вашингтоне, причем накануне встречи с Джорджем Бушем, можно предположить, что его на это воодушевили, заключает "Аравот".

На вопросы агентства Day.Az ответил азербайджанский политолог Расим Мусабеков (интервью приводится с сокращениями. - прим. ИА REGNUM).

"Как визит в США президента Ильхама Алиева скажется на урегулировании карабахского конфликта?

Чувствуется, что инициативу по приданию нового импульса карабахскому урегулированию, в контексте так называемого "пражского процесса", на данном этапе взял на себя именно Вашингтон. Если и не сам президент Буш, то заместитель госсекретаря, а также американский сопредседатель Минской группы озвучивали оптимистические ожидания и оценки. С их слов возможность достижения позитивного результата весьма велика. Безусловно, коспонсорство самой могущественной державы, каковой являются США, в достижении мира может оказаться решающим. Следует принять во внимание, что на данном этапе Вашингтон действует в тесном и конструктивном сотрудничестве с ЕС и Россией. По словам Алиева, он в личной беседе донес до американского руководства озабоченности Баку и рубеж наших уступок, который лимитируется международным правом. Не исключаю, что на этот раз наши аргументы и ожидания встретили в Вашингтоне больше понимания.

Когда состоится визит президента Армении Роберта Кочаряна в США и как он скажется на урегулировании карабахского конфликта?

Мне трудно что-либо определенно говорить о визите Кочаряна в США, но по сведениям из армянских СМИ он готовится и вскоре должен состояться. Понятно, что в экономическом и энергетическом отношении для США Армения не представляет никакого интереса. Ереван, как преданный союзник Москвы, не в состоянии оказать заметную поддержку Вашингтону в решении региональных проблем. Следовательно, цель приглашения Кочаряна может заключаться лишь в продавливании американских предложений по карабахскому урегулированию и демонстрации сбалансированного отношения США к конфликтующим сторонам.

По словам главы МИД Армении Вардана Осканяна, в мае в регион конфликта приедут все три сопредседателя Минской группы ОБСЕ, а в июне, возможно, состоится встреча президентов Армении и Азербайджана. Имеют ли смысл переговоры между президентами Азербайджана и Армении при том, что обе стороны не готовы на принципиальные уступки?

Если думать о пакетном решении, то добиться прогресса в урегулировании не представляется возможным, так как принципиальные позиции сторон совместить не удается. Но в контексте поэтапного подхода (именно этот подход сейчас вновь взят на вооружение сопредседателями), кажется, нащупываются формулы, позволяющие сдвинуть дело с мертвой точки. Перед консолидированной волей США, России и ЕС даже известное армянское упорство и изворотливость не помогут.

Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден заявил, что нагорно-карабахский конфликт "необходимо решать в первую очередь в интересах молодого поколения". Вот уже целые поколения армян и азербайджанцев выросли, не видя друг друга. Как можно надеяться на решение карабахской проблемы с учетом этого фактора?

Эти соображения, безусловно, имеют место. Но более важным является осознание того, что растущая экономическая мощь Азербайджана, в условиях сохраняющейся оккупации азербайджанских территорий вне границ Нагорного Карабаха, неминуемо приведет к новой войне. Этого никто из великих и региональных держав не желает. Поэтому стремятся вывести процесс урегулирования из тупика. Действительно, в Азербайджане и в Армении еще живы поколения, имевшие опыт мирного сожительства между нашими народами. Нужно, пока не поздно, использовать этот потенциал для строительства и восстановления мостов доверия". (Day.Az).

Вардан Осканян в Степанакерте

28 апреля президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял прибывшую накануне в Степанакерт делегацию Министерства иностранных дел Армении во главе с министром Варданом Осканяном. Участники встречи, в частности, обсудили перспективы развития сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами РА и НК. Отметив важность программ по углублению экспертного взаимодействия и развития существующих связей, Аркадий Гукасян выразил уверенность в том, что они будут содействовать укреплению позиций армянских сторон в переговорном процессе по карабахскому урегулированию. По просьбе гостей президент рассказал о нынешней социально-экономической ситуации в НК и перспективах развития республики. В тот же день Аркадий Гукасян имел отдельную беседу с Варданом Осканяном. Стороны обсудили нынешнее состояние процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта и обменялись мнениями относительно последних инициатив Минской группы ОБСЕ. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Как сообщает газета "168 Жам", в тот же день Вардан Осканян провел встречу в Арцахском (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM) государственном университете. "Я понимаю, что вам нелегко жить в условиях неопределенности статуса страны, но нужно продолжать жить. Сегодня Армения и Карабах объединены, несмотря на то, что мы являемся отдельными политическими единицами, с двумя разными территориями. И это должно быть закреплено в сознаниях всех, чтобы мы не смогли отклониться от направления. Если мы не сможем сделать это частью нашего образа жизни, мы не можем быть на правильном пути, быстро решать поставленные перед нами проблемы, обеспечить экономическое развитие. Вы референдумом провозгласили своею независимость, сделали свое дело, остальное оставьте дипломатам", - заявил в университете Осканян. Отвечая на вопрос студентов о компромиссах, Осканян сказал: "Компромиссы должны рождаться в процессе переговоров. Конечно, каждая переговаривающая сторона имеет свою черту, которую не может переступить. Я не хочу раскрывать все карты, но могу гарантировать одно, что в вопросе независимости, самоопределения, гарантий безопасности и беспрепятственных связей с Арменией нам уступать нечего. Об этом я могу смело и открыто говорить. Остальное должно быть уточнено в ходе переговоров". Отвечая на вопрос о беженцах, территориях и миротворческих силах, Осканян сказал, что пока рано их обсуждать. "Если Азербайджан не желает принять право народа НКР на самоопределение, зачем мы будем говорить о территориях? Только после признания права народа НКР на независимость Армения готова со всей серьезностью обсудить вопросы ликвидации последствий войны", - подчеркнул Осканян. По его словам, размещение миротворческих войск будет осуществлено только тогда, когда обе стороны почувствуют такую необходимость. Касательно заявлений Алиева в Вашингтоне о территориальной целостности Азербайджана Осканян сказал, что территориальная целостность никак не связана с Нагорным Карабахом, так как Карабах никогда не был в составе Азербайджана, "и подобные заявления следует игнорировать".

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что, отвечая на вопрос о возможности Нагорного Карабаха стать стороной переговоров, Вардан Осканян сказал, что единственная причина, по которой Армения взяла на себя бремя переговоров, заключается в том, что Азербайджан отказывается говорить с властями Карабаха: "В любой момент мы можем использовать этот фактор. Всегда можно выйти из переговорного процесса - идите и говорите с властями Карабаха. Но на сегодняшний день вопрос ставится иначе: президент Армении по происхождению карабахец, он здесь родился, является участником всего этого процесса, и он ведет переговоры и от имени Армении, и от имени Карабаха".

Газета "Лрагир" с недоумением прокомментировала последнее заявление Осканяна: "Значит ли это, что внешняя политика Армении основана не на комплементаризме, а на происхождении? Лишился бы президент Армении права вести переговоры от имени Карабаха, если бы он не был "карабахцем", и мог ли тогда Карабах быть отдельной стороной переговоров?" Если в 2006-м конфликт не будет исчерпан, то следующий президент тоже должен иметь карабахское происхождение? - спрашивает газета, следуя логике Осканяна.

Газета "Азат Арцах" сообщает, что 2 мая президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял председателя регионального филиала Всеармянского фонда "Айастан" на Западном побережье США Марьям Мигранян и исполнительного директора филиала Саркиса Котанджяна. Как сообщил исполняющий обязанности пресс-секретаря президента НК, в ходе встречи собеседники обсудили, в частности, ряд вопросов, касающихся программы по капитальному ремонту Мартакертской районной больницы силами регионального филиала Западного побережья США.

Как сообщает агентство "А1 плюс", правительство Армении выделило 2 млн. 308 тысяч драмов на то, чтобы на территориях Армении и Нагорного Карабаха были выявлены, а также засняты места нахождения азербайджанских кладбищ и культурно-исторических памятников.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.