Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 18-19 марта провел опрос россиян в 46 регионах страны, в ходе которого выяснялось мнение граждан о предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Проведенный показывает перевес сторонников вступления в ВТО. Так, 44% людей считает, что вступление в ВТО в целом соответствует интересам России, в то время как только 22% настроены к ВТО враждебно и полагают, что такое вступление идет в раз-рез со стратегическими интересами страны. При этом ВЦИОМ отмечает, что "не следует обманываться подобным доминированием дружелюбия россиян к ВТО". Ситуация сильно корректируется, если на проблему посмотреть в динамике.

За период 2002-2006 годов произошли заметные сдвиги в сторону усиления скептических настроений. Так, доля сторонников вступления России в ВТО в 2002 году составляла 56% против 44% в 2006 году. Если в отношении доли сторонников и противников в последние 2 года имели место разнонаправленные сдвиги, то доля россиян, затруднившихся ответить, имела однонаправленную тенденцию к росту. За 4 года ее величина увеличилась с 28 до 33%. Это означает, что с течением времени понимание ситуации среди россиян становится все меньше и меньше. Многолетние дискуссии о присоединении к ВТО только сбивают население с толку и оно все хуже ориентируется в пространстве своих ВТО-выгод.

Региональные настроения по вопросу вступления в ВТО довольно сильно дифференцированы. В Дальневосточном ФО наблюдается безоговорочная поддержка стратегии вступления в ВТО - 54,3% сторонников и лишь 8,7% противников. В Центральном ФО расклад сил уже не такой впечатляющий - 38 против 30%. Данные позволяют предположить, что в настроении россиян к ВТО прослеживается некая географическая закономерность: чем дальше регион от границы, тем меньше жаждут в нем присоединения к ВТО, и наоборот, чем ближе он к границе, тем сильней желание "подключиться" к ВТО. Вероятно, жители приграничных регионов имеют просто-напросто больше возможностей почувствовать на себе благотворное влияние притока иностранных товаров.

Опросы показывают, что процент "патриотов", которые выступают за поддержку отечественного производителя и ограничение доступа на российский рынок импортеров из-за рубежа, даже невзирая на возможный рост цен и низкое качество отечественных товаров, значительно выше процента "космополитов-прагматиков", которые выступают за отказ от поддержки отечественного производителя и снятие барьеров на пути зарубежных товаров в Россию.

Так, в отношении защиты от конкуренции сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности соотношение сил "патриотов" и "космополитов" составляет соответственно 83,5 и 8,4%, для самолетостроения - 75,8 и 13,4%, для банковского сектора и страховых услуг - 65,3 и 17,9%.

Начиная с 2005 года растет доля противников поддержки отечественного производителя, падает доля их сторонников и растет доля не определившихся со своей позицией. В 2006 году доля "патриотов" по сравнению с 2005 годом для сельского хозяйства и пищевой промышленности упала с 93,0 до 83,5%, для самолетостроения - с 88,0 до 75,8%, для банковского сектора и страховых услуг - с 80,0 до 65,4%.

Таким образом, прагматизм россиян хоть и медленно, но растет: люди все меньше хотят расплачиваться за нерадивость отечественного производителя, отмечает ВЦИОМ.

В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.