4 мая Московский районный суд отказал в удовлетворении иска Фении Ахатовой, которая добивалась возмещения морального и материального вреда после того, как ее 12-летний сын Ильнар Ахатов ослеп на правый глаз от взрыва ракеты-петарды, - сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе Правозащитного Центра города Казани. По словам мальчика, петарду он купил в киоске. К владелице киоска, частному предпринимателю Наиле Ахметзяновой и был адресован иск Ахатовой.

Свидетелями покупки были двое несовершеннолетних друзей Ильнара, которые покупали петарды вместе с ним. Владелица киоска утверждала, что никаких петард в ее хлебном киоске не продавалось, она даже не обращалась за разрешением на реализацию.

В милиции матери пострадавшего подростка неоднократно оказывали в возбуждении уголовного дела. Тогда она написала заявление о привлечении владелицы киоска к административной ответственности. Районная прокуратура передала дело в Роспотребнадзор по Республике Татарстан. Дело в отношении частного предпринимателя прекратили за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Факт продажи петард в этом киоске доказан не был.

Фения Ахатова в любом случае имела право на подачу иска о компенсации вреда, причиненного здоровью ее ребенка. В порядке гражданского судопроизводства ей пришлось самой с помощью свидетелей доказывать вину предпринимателя, а также то, что сын пострадал именно от взрыва петарды. Однако суд, сославшись на решение Роспотребнадзора, в удовлетворении иска отказал.

"Ни в республиканском, ни в федеральном законодательстве нет правовых актов, которые бы регламентировали продажу пиротехнических изделий детям до 16 лет, - отмечает юрист Правозащитного Центра города Казани Аниса Амануллина, представитель интересов матери пострадавшего в суде. - Самое поразительное, что на этом основании владелица киоска не могла быть привлечена к уголовной и административной ответственности и в случае установленного факта продажи. Это означает, что ребенок может с лотков купить любую взрывоопасную продукцию и легко причинить себе травму". Продавец не несет никакой ответственности. И ему достаточно будет в суде заявить о том, что он такую пиротехнику не продавал, и тем самым уйти от обязанности возместить расходы на лечение.

Правозащитники считают, что это явный пробел в законодательстве, поскольку федеральным законом о техническом регулировании введена обязанность государства обеспечивать безопасность не только продукции (что естественно), но и процессов ее реализации (включая продажу). Продажа же с лотков пиротехники школьникам без взрослых, очевидно, создает условия для детского травматизма.

Ильнар Ахатов проходил лечение в Детской республиканской клинической больнице, а также в московском НИИ глазных болезней имени Гельмгольтца. Сейчас мальчик признан инвалидом по зрению. Врачи сходятся во мнении, что зрение в правом глазу уже невозможно восстановить. Более того, сейчас под угрозой находится зрение в левом глазу Ильнара.