25 апреля 2006 г. руководитель Росприроднадзора России г-н Сай подписал приказ №113 "Об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование целесообразности строительства автодорог, соединяющих горные курорты Северного Кавказа с Черноморским побережьем по направлению Черкесск-Адлер". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Экологической вахте по Северному Кавказу, этим решением поставлен крест на идее властей Карачаево-Черкесии построить новую транскавказскую автодорогу через федеральные особо охраняемых природные территории - Кавказский заповедник, Сочинский национальный парк и Сочинский государственный заказник.

Вариант трассы дороги Черкесск-Адлер, который активно продвигали власти этой республики в качестве приоритетного, начинался от села Псемен, пролегал по долинам рек Большая Лаба, Дамхурц, пересекал долину заповедной реки Цахвоа и мимо высокогорного озера Кардывач по долине реки Мзымта выходил к поселку Красная Поляна. Между долинами рек Дамхурц и Цахвоа планировалось строительство тоннеля длиной 7,6 километра, а между долинами рек Цахвоа и Мзымта еще одного - длиной 5 километров. Эти планы, возникшие еще во времена бывшего президента этой республики Семенова, были изначально поддержаны на федеральном уровне, хотя с самого начала было ясно, что такое строительство абсолютно незаконно. Стартом для разработки обоснования инвестиций были распоряжения Президента России и Председателя Правительства России.

Текст заключения по сути не оставляет камня на камня на объекте экспертизы. Вот лишь несколько цитат из заключения экспертизы: "Представленные материалы содержат недостаточно данных о геологическом строении, гидрогеологических и инженерно-геологических характеристиках инженерно-геологических комплексов вдоль трассы". "Раздел ОВОС не содержит характеристику современного геоэкологического состояния территории в зоне воздействия намеченных вариантов трассы автодороги и предварительный прогноз возможных неблагоприятных изменений компонентов геологической среды и активизации экзогенных геологических процессов при строительстве и эксплуатации дороги". "Отсутствует предварительный прогноз возможных осложнений при проходке тоннелей, в том числе, предварительная оценка водопритоков". "В представленных материалах отсутствуют данные по оценке воздействия на водные ресурсы". "Материалы в части водоснабжения и водоотведения, охраны и рационального использования водных ресурсов представлены в объеме недостаточном для эффективности предусмотренных мероприятий". "В материалах отсутствуют рыбохозяйственные характеристики водоемов, которые будут подвержены воздействию при строительстве дороги, а также расчет ущерба рыбным ресурсам". "В материалах нет сведений об объемах твердых и жидких отходов, а также отсутствует прогнозная оценка воздействия отходов на окружающую среду". "Отсутствуют расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от работы техники на период строительства и от работы других объектов, которые будут сооружены вдоль трассы для обеспечения ее функционирования". "Не выполнен расчет ущерба орнитофауне, не приведены данные об ущербе видам, занесенным в Красную Книгу РФ". "Представленные материалы не соответствуют требованиям, предъявляемым к материалам на стадии обоснования инвестиций". "Отсутствует эколого-экономическая оценка намечаемой деятельности".