В Кемеровской области зафиксирован первый и пока единственный лесной пожар: 30 апреля в Чебулинском лесхозе огонь прошел 3 гектара березняка. Как 4 мая пояснила корреспонденту ИА REGNUM главный специалист отдела охраны защиты леса Агентства лесного хозяйства по Кемеровской области Татьяна Ярцева, пик лесных пожаров в Кузбассе обычно приходится на майские праздники. Но в этом году, по ее словам, погода дала отсрочку лесникам: по прогнозам синоптиков, слякоть и холода продлятся в Кузбассе до 14 мая, поэтому пик лесных пожаров специалисты Агентства лесного хозяйства ожидают во второй половине мая.

"От травяных пожаров страдает не только природа и отдельные граждане, потерявшие от огня жилье или хозяйственные постройки, - отметила Ярцева. - Дым от лесных пожаров, особенно таких массовых, как в нынешнем году, совсем не безопасен и для здоровья людей. Из-за травяных пожаров жители деревень и небольших поселков на несколько дней (а иногда и недель, в зависимости от погоды и региона) погружаются в атмосферу гораздо более загрязненную, чем в центре любого крупного промышленного города". По словам специалистов, для людей с заболеваниями легких это может кончиться весьма плачевно, вплоть до летального исхода; остальные теряют заметную часть своего здоровья. Это касается и жителей больших городов, выезжающих на майские праздники отдохнуть на природе.

"Травяные пожары целиком и полностью возникают по вине людей, - подчеркнула главный специалист отдела охраны защиты леса областного Агентства лесного хозяйства. - Природных причин возникновения весенних травяных пожаров практически не существует". Настоящим бедствием, по ее словам, травяные пожары становятся из-за полного бездействия правоохранительных органов, Росприроднадзора, Госпожнадзора по предотвращению умышленных поджогов травы и "отсутствию у населения осознанных и экологически верных стереотипов поведения по отношению к природе".

По информации Рослесхоза, в лесном фонде России только 1 мая зарегистрировано 225 случаев возгорания, и в подавляющем большинстве случаев причинами стали именно поджоги сухой травы. Как отметила Татьяна Ярцева, скорее всего, реальное количество возгораний лесов во много раз больше - ведомственная оперативная статистика обычно не фиксирует пожары, возникающие в сельских лесах и среди так называемой "древесно-кустарниковой растительности" (то есть в лесах, которые официально лесами не считаются), а именно на такие леса приходится основное количество возгораний.