Обзор СМИ Тульской области за 26-28 апреля 2006 года

Власть и политика

В преддверии 100-летия Государственной Думы "Тульские известия" в двух номерах с продолжением опубликовали интервью с председателем областной Думы Олегом Татариновым. Он рассказал читателям о приоритетах в работе депутатского корпуса, назвал "оправданным" смешанный пропорционально-мажоритарный принцип формирования облдумы, охарактеризовал отношения с исполнительной властью как "конструктивные" и высказал резко отрицательное отношение к митингам как способу решения социальных проблем. По словам спикера, еще ни один закон не был принят по результатам митинга. Он считает, что власть и конструктивная оппозиция должны уметь договариваться в интересах населения области.

"Новотульский металлург" (№71 от 27.04.06) публикует интервью Александра Анисимова с главой Ефремовского района Сергеем Пономаревым. Руководитель муниципалитета в беседе с журналистом высказался по широкому кругу вопросов: реализация национальных проектов, межбюджетные отношения, реформы ЖКХ и МСУ, политическая ситуация в районе и кадровая политика. Глава района также рассказал о личном. Так, недавно он закончил читать книгу "Берия. Последний рыцарь Сталина".

В следующем номере того же издания Олеся Степанова под заголовком "Длина веревки позволяет СМИ быть свободными" пишет о том, как в областной и городской Думах и обладминистрации порядок аккредитации, мягко говоря, несколько ущемляет права журналистов: то что-то требуют насчет "полноты и объективности", то пакет документов к заседанию не дают, то псевдоним раскрыть обязывают. На последнем заседании Тулгордумы представитель прокуратуры был вынужден одернуть депутатов, отметив, что ряд норм, содержащихся в проекте положения об аккредитации, противоречит федеральному законодательству. Но дальше всех, по сообщениям газеты, пошел один городской депутат, предложивший аккредитовывать журналистов при Думе за плату.

"Тульские известия" (№88-89 от 27.04.06) в материале под заголовком "Весна в гордуме" отмечают: "Тульская городская дума вчера отклонила протест прокуратуры. И хотя "оппозицией" себя называют лишь три депутата, именно они на очередном заседании олицетворяли собой законопослушание... Еще по осени гордума "упразднила" свою контрольную комиссию. Мешала, видно... Вчера про нее вспомнили несколько раз. Дескать, Бюджетный кодекс утверждает, что контрольная комиссия - непременный участник бюджетного процесса. А раз ее нет... Обратились к представителю городской прокуратуры. Тот пояснил, что решение об утверждении исполнения прошлогоднего бюджета Дума может принять, если проводился внешний аудит расходования городских средств. Он проводился? Депутаты ненадолго задумались, и некоторые пожали плечами. На всякий случай проголосовали. И большинство высказалось за... утверждение исполнения бюджета-2005. Все - вопрос закрыт, раз большинство определилось. Второй раз про контрольную комиссию вспомнили, когда вносили изменения в бюджет нынешнего года. Но, оказалось, мнение контрольной комиссии учитывается в том случае, если оно совпадает с мнением депутатского большинства. А в этот раз оно не совпадает. У главы города - председателя Тулгордумы Владимира Могильникова даже справки от финансового и юридического управлений есть. В них, по его словам, так и написано, что в данном вопросе контрольная комиссия не разобралась и сделала безграмотные выводы. Большинство опять оказалось "за". Протест прокуратуры по поводу освобождения ООО "Футбольный клуб "Арсенал" от арендной платы за землю (от той ее части, которая зачисляется в городской бюджет) гордепы просто отклонили. "Разобравшись" с прокуратурой, народные избранники занялись любимым, судя по атмосфере в зале, делом - начали раздавать в безвозмездное пользование муниципальное имущество. И на разные сроки раздали таким путем больше десятка зданий, принадлежащих городу. Главным образом - правоохранительным органам и обществам инвалидов. Попало в этот список и Иудейское религиозное общество города Тулы, которому бесплатно досталась синагога на улице Московской".

Экономика

"Убийство вместо оздоровления" - так озаглавлена статья Александра Савенкова в "Тульском молодом коммунаре" (№57 от 28.06.04). Он пишет: "ООО "Промстройгаз" сохранило производственный потенциал, имеет хорошие заказы, в том числе - по линии федеральных программ. Но вот уже более трех лет этому предприятию не дают работать, пытаясь распродать многомиллионное имущество за копейки... Пришедшие около десяти лет назад к руководству предприятия люди сначала "затащили" на завод частную фирму, которая работала, не платя в течение многих лет заводу ни рубля за аренду, воду, свет, тепло, канализацию, транспорт. Более того, почти полторы сотни ее работников получали зарплату на заводе! К концу 90-х годов объемы основного производства упали вдвое, с прежних 120-140 млн рублей в год до 60 млн. За бесценок пытались распродать подсобное хозяйство, начались "операции" с металлом и прочими материалами. Обвально нарастали долги - как кредиторам и партнерам завода, так и бюджету. Тогдашние руководители налоговых органов и некоторых правоохранительных структур "не видели" всего этого. На начало 2004 года долги бюджету с пенями перевалили за отметку в 80 млн, кроме этого на заводе "висели" 35 млн долга кредиторам (юридическим и физическим лицам). Обязательства по заработной плате не исполнялись семь месяцев. Финал логичен: более половины из восьмисот работников подали иски в суды и уволились. Руководство в ООО "Промстройгаз" поменяли. На завод пришли люди, болеющие за отрасль, коллектив, работу. Они начали наводить порядок. В том числе новое руководство добилось возбуждения уголовного дела по ст. 201 УК РФ в отношении бывшего руководителя, выводившего активы с завода. Справедливость восторжествовала? Как бы не так... Кредиторы подали требования на принудительное взыскание долгов. Суды в массовом порядке удовлетворяли иски по заработной плате. Приставы начали опись имущества, наложив на него арест. Налоговые и правоохранительные органы, где также сменилось руководство, стали действовать строго в рамках закона: блокировать банковские счета, проводить проверки, требовать быстрейшего погашения бюджетных долгов".

Журналист отмечает в статье, что весной 2005 года налоговики инициировали процедуру банкротства, хотя к этому времени практически все долги по производству были погашены. Тем не менее, на заводе ввели внешнее наблюдение. Оно вылилось в финансовую блокаду любых попыток руководства "Промстройгаза" ослабить кризисную ситуацию путем реализации части непрофильного имущества с целью гашения кредиторской задолженности. Никаких льгот завод не просит, коллектив хочет работать. Он и сейчас трудится. И прежние объемы выпуска продукции - на 55-60 млн рублей в год - держит четко. Есть ряд договоренностей, которые позволяют предприятию нарастить за год выпуск продукции вдвое. Изделия заводских мастеров готовы купить строители газопровода по дну Балтийского моря, труженики Ямала, ему будут рады в случае начала возведения "трубы" из Сибири в Китай. Руководство завода просит лишь одного: не нужно распродавать предприятие. Нужно дать возможность применить к нему процедуру финансового оздоровления, что разрешено законом. Разработан план-график, согласно которому "Промстройгаз" за три года "очистится" от всех долгов, удвоит численность коллектива, утроит объемы выпуска продукции. "Не нужно превращать завод в безлюдный пустырь, заваленный ржавыми обломками! Неужели отдельные ответственные лица этого не понимают?..", - вопрошает журналист.

"Деньги любят счет" - утверждает в заголовке статьи Александра Савенкова "Тульский молодой коммунар" (№57 от 28.06.04). Журналист пишет: "За год работы новой администрации области сумма кредиторской задолженности консолидированного бюджета снизилась на 571,4 млн рублей. И она продолжает уменьшаться. Предыдущая власть, накопив кредиторскую задолженность в сумме более 2 млрд рублей, с определенного момента как бы перестала замечать эту проблему. Сумму, составлявшую в тот момент более 15% расходной части консолидированного бюджета, "вывели за скобки". Нынешняя администрация в корне изменила подход к ситуации. Как сказал директор департамента финансов Тульской области Александр Погудин, "..мы признали существование проблемы и начинаем ее поэтапно решать". Касаясь проблемы межбюджетных отношений в условиях проводимой реформы местного самоуправления, Александр Погудин отметил, что нынешние принципы меняться не будут. С 2007 года все новые муниципальные образования будут иметь не сметы, как сегодня, а бюджеты. Но дело не в названии, а в существе дела. Область напрямую не будет работать с поселениями, это - прерогатива районов, которые и будут планировать местные бюджеты, а утверждать их станут депутаты муниципальных Собраний представителей. Поставлена цель последовательного "подтягивания" отстающих районов до средних показателей по области. Впрочем, такое понятие, как "подушевая бюджетная обеспеченность", будет формироваться на уровне районов и не окажется одинаковым. Иначе, если ввести полную "уравниловку", у местных органов власти исчезнет стимул зарабатывать налоги... "Все обязательства, касающиеся предоставления льгот различным категориям населения, предусмотренные федеральными и областными законами, мы непременно исполним, - сказал руководитель областного департамента финансов. - Расходы на социальные цели составят 13 млрд рублей, что на 15% выше таких же показателей прошлого года и более 76% объема всех бюджетных расходов. В бюджете нынешнего года заметно движение в сторону "бюджета развития". Ассигнования на возведение объектов социальной сферы выросли втрое. В 1,4 раза выросли расходы на дорожное хозяйство, в том числе на строительство и реконструкцию автодорог - в 3,4 раза. В 2006 году на российском рынке ценных бумаг будет размещен облигационный займ Тульской области. Его сумма - 1,5 млрд рублей, доходность - 8,25%, срок погашения обязательств по платежам - два года. Предварительные контакты показывают, что в приобретении ценных бумаг нашей области заинтересованы многие инвесторы. Особо следует отметить начавшуюся работу по разработке Программы реформирования и оздоровления финансов Тульской области. Предполагается, что проект этого документа будет внесен на рассмотрение депутатов областной Думы в первом полугодии 2006 года".

Общество

"1200 человек остались без лекарств" - пишет Юлия Королева в еженедельнике "Слобода" (№17 от 27.04.06). У жителей четырех населенных пунктов Щекинского района отняли аптеку. Теперь им приходится ездить за лекарствами в райцентр. Аптека в селе Пришня Щекинского района открылась несколько лет назад и обслуживала жителей Пришни и трех близлежащих деревень: Каменки, Захаровки и Бегичево, т. е. 1200 человек. Аптека была государственной, относилась к щекинской аптеке №207. Теперь ее нет - закрыли. Жители ездят в райцентр за лекарствами, тратя на дорогу 40 руб. - по "двадцатке" туда и обратно. Но нужные лекарства, которые значатся в рецептах селян, не всегда бывают в 207-й аптеке, поэтому ездить приходится по несколько раз. "Наша аптека закрылась с Нового года, - рассказывает жительница Пришни Раиса Косарецкая. - Власти сказали: "Нерентабельна". Но до этого аптека по месяцу могла быть закрыта: болела провизор. А аренда (2800 руб. в месяц) капала. Конечно, аптечный пункт стал нерентабельным! Я - диабетик, у меня целый список льготных лекарств, за которыми я езжу в Щекино".

Жители Пришни обращались за помощью к главе Щекинского района Наталье Пилюс. "Через месяц дадим ответ!" - пообещала глава. -"С тех пор прошло почти два месяца, - говорит Раиса Косарецкая, - а воз и ныне там. Мы написали письмо начальнику облздрава, 70 человек подписались. Но аптеку у нас так и не открыли... Наверное, мы никому не нужны, про нас просто забыли!"

"Мы пытались помочь людям, - говорит зампредседателя комитета здравоохранения Щекинского района Виктор Дадашин. - Но у нас нет в Пришне своего помещения, чтобы разместить там аптеку. Помещение, в котором находился аптечный пункт, принадлежит Управлению магистральных газопроводов. Проблему можно решить, если найти аптеку, которая будет работать на таких условиях". "Слобода" обращается к властям с просьбой помочь людям получать лекарства не за тридевять земель, а возле дома", - пишет журналистка.

Деятельность силовых структур, происшествия, криминал

Андрей Варенков в том же номере "Слободы" под заголовком "Где туляки рискуют сгореть заживо" пишет, что тульские спасатели составили "черный список" пожароопасных общественных зданий и общежитий. За последнюю неделю в Москве произошло два крупных пожара. Один - в 26-этажном корпусе МГУ. В результате ЧП погибли 2 человека. Второй - в универмаге "Вешняки". По мнению пожарных, жертв удалось избежать только потому, что во время возгорания универмаг уже был закрыт. Тульские спасатели проверили все здания с массовым пребыванием людей и общежития на предмет пожарной безопасности. В итоге к 3 объектам, в марте вошедшим в федеральный "черный список" (ООО "Большой универмаг", ООО "ВНИПИМ" и НП "Собственник"), добавили еще 8 зданий, где грубо нарушаются правила противопожарной безопасности. И.о. главного государственного инспектора по ГПН ГУ МЧС России по Тульской области Григорий Воропаев заявил: "Особую тревогу вызывает состояние зданий торговых и развлекательных центров, которые ежедневно посещают тысячи людей. Все нарушения, выявленные в ходе проверки, типовые: отсутствие систем пожарной сигнализации и оповещения людей, неудовлетворительное состояние коридоров, лестничных клеток, направление открывания дверей не по ходу движения из помещений и т.д. Точно такие же нарушения стали причинами владивостокской трагедии". По словам Воропаева, о нарушениях было известно и до проверки. Однако руководители объектов систематически не выполняют предписания Госпожарнадзора. И основная причина этого - преобладание коммерческих интересов над здравым смыслом.

"Суммы штрафов, которые выписывают инспекторы, несоизмеримы с суммами, которые нужно тратить на противопожарное оборудование, - продолжает Григорий Воропаев. - Собственникам зданий проще заплатить мизерный штраф, чем тратить деньги на обеспечение безопасности людей. И если раньше пожарные могли приостановить эксплуатацию здания своим решением, то теперь подобное постановление выносит суд". Как показывает практика, вместо запрета на использование объекта судебные органы в большинстве случаев ограничиваются вынесением штрафных санкций. При проверке 200 общежитий в Туле и области спасатели выявили более 3,5 тыс. нарушений, выписано 86 штрафов.