Главным событием недели стала 20-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. Практически все передовицы столичной прессы были посвящены этой дате. "Московские новости" (№15, 28 апреля 2006 г.) в рубрике "Событие недели" размещают статью "Рентген-тур в чернобыльскую зону" Людмилы Бутузовой. "Разрушенный реактор по-прежнему опасен. Одни вспоминают об этом раз в году, для других "зона отчуждения" стала местом обитания, - отмечается во вступлении; в самом материале сообщается о том, что происходит в зоне реактора сегодня. "Вот так это было, - экскурсовод Юлия Марусич раскрывает макет 4-го энергоблока и указкой показывает, как растекались в разные стороны 180 тонн неуправляемого ядерного топлива. - Еще десять тонн взрывом выбросило вверх. Юля проводит по восемь экскурсий в день. Собственно, экскурсией это назвать трудно. Все происходит на смотровой площадке в семидесяти метрах от реактора-убийцы. Из окна он виден как на ладони. Фотографировать не разрешают - серый монстр до сих пор считается секретным объектом. Датчик на улице показывает 1,23 миллирентгена в час, рядом с реактором больше в разы. Но на одном из выступов западной стороны - там, где стена в спешке возведенного "саркофага" имеет более 100 квадратных метров неплотностей, копошатся люди. Это подрядчики, нанятые для ремонта со всей Украины".

Рабочие получают около 200 долларов в месяц; иностранные туристы за то, чтобы побывать вблизи реактора, платят не меньше тысячи, отмечает автор статьи. "Другой работы в Чернобыле нет. В 2000 году под давлением Западной Европы три оставшихся блока АЭС были выведены из эксплуатации, тысячи специалистов уволены. Для многих это оказалось трагедией. Сейчас обивают пороги, чтобы наняться на строительство "арки". Это будет дополнительная защитная конструкция над фонящим "саркофагом". Деньги выделяют Евросоюз и США. Ожидается снижение радиации чуть не до нормы".

"Атомные станции сейчас строят в полтора раза дороже, чем было, и эти "полтора" - плата за безопасность", утверждает заместитель директора Курчатовского института Андрей Гагаринский в интервью газете "Вечерняя Москва" (№73 (24364) 26 апреля 2006 года). Андрей Гагаринский провел в Чернобыле осень 1986 года в качестве руководителя экспертной группы "курчатовцев", принимавшей участие в строительстве саркофага; по его мнению, "страх перед радиацией, стресс, вызванный этим страхом, вреднее, чем малые дозы излучения. Большинство людей представляет себе, что радиация - это что-то страшное, рассыпанное на огромных пространствах. На самом деле - нет. Там, где был реактор, там было страшно, а 10 километров отойдешь - все нормально. Большие дозы радиации, разумеется, вредны. Но то, что малые дозы ведут к опасным последствиям, нигде доказано не было. Напротив, известно, что если животных поместить в колпак, в котором абсолютно нет радиации, они там просто вымирают. Проблема в том, что люди в принципе неправильно оценивают опасность. Вот, как вы думаете, какое техногенное событие больше всего облучило людей? Чернобыль? Нет. И даже не взрыв бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Там остаточная радиация - второстепенный фактор. Коллективная доза, полученная в результате Чернобыльской аварии, - это 2% дозы радиации в результате испытаний ядерного оружия в атмосфере. Многие люди до сих пор боятся жить вблизи ЧАЭС. Но уверяю вас, что в Москве сейчас жить гораздо опаснее и вреднее и за счет стрессов, которые неизбежны в огромном городе, и за счет различных химических соединений, которые витают в воздухе, плохого бензина, в конце концов".

Видным политическим событием недели стало празднование 100-летия первой Государственной Думы. В своей статье "Начало демократизации России" (частично опубликованной в "Московских новостях" (№15, 28 апреля 2006 г.), полностью - в 4-м номере журнала "Политический класс" за 2006 год) председатель Центральной избирательной комиссии РФ Александр Вешняков отмечает, что "при всех громадных различиях Российской империи начала XX века и современной России в части политической системы можно отметить ряд параллелей. Во-первых, общей особенностью государственного устройства обоих исторических периодов является значительная концентрация власти у главы государства. В значительной мере и тогда, и сейчас это связано с необходимостью сохранения целостности государства, надлежащего выполнения его структурами и звеньями жизненно необходимых для общества задач и функций. Во-вторых, как и в начале прошлого века, партийная система современной России еще не соответствует уровню стоящих перед страной задач. Как и прежде, общество испытывает нехватку авторитетных и ответственных, нацеленных на созидание, имеющих четкую программу и эффективно действующих политических партий в условиях свободной конкуренции. В-третьих, как и сто лет назад, в обществе наблюдается тенденция снижения доверия граждан к власти в целом и к ее важнейшим институтам в частности".

"Опыт истории подтверждает, что модернизация государственного устройства, в том числе его важнейшего элемента - избирательной системы, - должна осуществляться в соответствии с четким, продуманным стратегическим курсом. При этом неизбежная корректировка отдельных избирательных механизмов и процедур не должна быть откликом на доводы кратковременной политической конъюнктуры, - уверен председатель ЦИК.

Несмотря на важность событий федерального масштаба, московские газеты уделяли внимание и повседневной жизни города. Малый бизнес достоин того, чтобы стать пятым национальным проектом, уверен глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев; об этом он заявил в интервью "Московской правде" 25 апреля. "Малый бизнес это - налоги, и весьма серьезные. В Москве это более 30 процентов бюджетных поступлений. Но главный смысл пятого национального проекта (хотя он может быть и не пятым, а шестым, седьмым) я вижу в формировании среднего класса. Только имея средний класс, государство более или менее застраховано от социальной нестабильности, от волнений со стороны необустроенных и недовольных жизнью людей. Развивая малый бизнес, власти снимают с себя колоссальную социальную нагрузку, связанную с безработицей, - отметил министр. По его словам, "70 процентов малого бизнеса в столице - это предприятия оптовой и розничной торговли. Впрочем, тут не только спрос. Вложенный в торговлю рубль возвращается быстрее, чем в любом другом бизнесе. Но город заинтересован в другом. В Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства Москвы приоритеты отдаются МП в производственной сфере. Важно поддержать малые предприятия, которые заняты в сфере бытового обслуживания населения. Услуги по химчистке, пошиву, ремонту одежды и обуви, к сожалению, как-то вымываются. Комбинаты бытового обслуживания ушли в прошлое, так что без малого бизнеса здесь не обойтись. А общественное питание? Если бы все оставалось так, как было в советские времена, мы бы не имели такого выбора. <...> Возьмите инновации - малый бизнес дает широкий простор для внедрения наукоемких разработок. А если обратиться к повседневной прозе: вывозу мусора, благоустройству, озеленению, ремонту зданий - на малый бизнес одна надежда. <...> В законе записано, что не менее 15 процентов государственного, а в нашем случае - городского заказа должны размещаться среди субъектов малого предпринимательства. Это обязательная норма. Со следующего года собственники жилых домов, квартир на конкурсной основе должны выбрать управляющую компанию по эксплуатации жилья. Думаем, и здесь малый бизнес скажет свое слово".

"Вечерняя Москва" (№73 (24364) от 26 апреля 2006 года) пять полос посвящает развитию современных технологий в одном отдельно взятом округе Москвы - Северном. Префект округа Владимир Объедков в интервью газете сообщает о жизни округа сегодня и его планах на будущее, включая развитие промышленности, малого бизнеса, системы ЖКХ, реконструкции пятиэтажного жилого фонда и т.д. "Окончательный снос пятиэтажных и ветхих домов в рамках этой программы мы планируем завершить в 2009 году. Люди из них будут переселены в современные дома и, как правило, в районы прежнего проживания. Однако само по себе строительство жилья еще не решает задачу всестороннего улучшения жизни людей. Необходим комплексный подход при возведении новых микрорайонов и кварталов, с созданием всей необходимой городской инфраструктуры. Только в текущем году будут построены экспериментальная детская поликлиника на территории Ходынского поля, профучилище в Савеловском районе, три детских дошкольных учреждения, теннисный клуб на Прибрежном проезде, д. 1, ФОК с бассейном на Ангарской улице и многое другое, - сообщает префект. Кроме того, "намечены конкретные мероприятия по реализации национальных проектов "Здоровье", "Образование" и др. Мы будем и далее наращивать темпы капитального строительства. И хотя свободных площадок для массовой застройки практически уже не осталось, новое благоустроенное жилье будет возведено в установленные сроки, и свои обязательства перед жителями мы выполним. В планах - прокладка новых трасс и обустройство транспортных развязок, активное участие в реформе ЖКХ и реализация многих других важнейших для города и москвичей программ".

Газета правительства Москвы, "Тверская, 13" в номере №51 (1155) от 27 апреля пишет о том, что столичное правительство отправило на доработку Программу развития наземного городского транспорта на 2007 - 2009 гг. "По словам Юрия Лужкова, документ получился традиционным, кондовым, а нам нужен настоящий прорыв в деле улучшения пассажирского сообщения", - приводит газета слова мэра. В представленном проекте программы "речь идет о постепенном улучшении всего пассажирского хозяйства. Так, за три года на него должно быть выделено 23,6 млрд рублей, в том числе бюджетные средства составят 15 млрд, частные инвестиции потянут на 7,3 млрд, средства "Мосгортранса" - 1,27 млрд рублей. На эти деньги планируется приобрести 2720 автобусов (на средства бюджета -1240), 227 троллейбусов, модернизировать и приобрести 203 трамвайных вагона. Подвижной состав будет пополняться улучшенными моделями - автобусы по стандартам ЕВРО-3, троллейбусы и трамваи с современным энергосберегающим оборудованием. Также программа предусматривает дальнейшее развитие транспортной и обслуживающей инфраструктуры. В планах - достройка Митинского троллейбусного парка, реконструкция Краснопресненского трамвайного депо. Начнется строительство нового трамвайного депо в Бирюлеве, троллейбусного парка в Марьине. К ним надо добавить создание четырех новых троллейбусных линий: по Можайскому, Волоколамскому шоссе, по Севастопольскому проспекту и в районе Косино-Ухтомском".

Несмотря на эти масштабные планы, мэр подверг программу критике, констатирует автор статьи: "Юрий Лужков остался недоволен содержанием программы... Например, в ней упоминается такая новация, как выделенные полосы для общественного транспорта. Ho ведь необходимо сделать так, чтобы они превратились в реальный инструмент, улучшающий пассажирское сообщение. Другой аспект - город намерен все активнее привлекать частников в пассажирское хозяйство. Следовательно, надо подумать о системе конкурсов, отборе компаний, предоставлении субсидий за перевозку людей, имеющих льготы, и т.д. <...> Проект на бумаге существует уже несколько лет, но так и не приобрел пока реальных черт. В итоге программу отправили на месячную доработку, и за это время она должна приобрести совсем другой вид и содержание".

Проблема транспорта неотделима от проблемы топлива; в "Тверской, 13" №50 (1154) от 27 апреля статья Артема Тигранова "Формула чистоты" посвящена альтернативным видам топлива. "Столичный автопарк перевалил за три миллиона, однако наивно было бы полагать, что это предел насыщения. Эксплуатация все возрастающего числа машин привела к значительному увеличению объемов загрязняющих выбросов в воздух, к оседанию канцерогенов в почвах. В виде отработавших газов, продуктов испарения бензина, других вредных примесей в атмосферу ежегодно выбрасывается более миллиона тонн вредных веществ, на долю же авто приходится 85 процентов. Миллиарды рублей ущерба можно посчитать, но в какой волюте оценить ущерб здоровью населения!" - отмечает автор статьи. По мнению столичных властей, использование альтернативных газовых видов моторного топлива на городском транспорте позволит не только улучшить экологию городской среды, но и обеспечить экономию средств городского бюджета. "Подсчитано, что только на топливе при переходе с солярки на метан для 300 автобусов автопарк экономит 72 млн. руб. в год! Это дает возможность поддерживать достаточно низкие расценки на транспортные услуги, а это в условиях жесткой конкуренции за доверие клиента - важнейший фактор," - отмечается в материале.

Писали московские газеты не только о топливе для столичных автомобилей, но и о питании для жителей города. "Московская правда" в номере от 27 апреля выражает сожаление, что в российской столице слишком мало заведений общественного питания, предлагающих настоящую русскую кухню. В статье "Вкус Отечества" Ирина Розова отмечает, что сначала планировала текст "как возможность привлечь москвичей к родной кухне, но по мере набора информации выяснила, что как раз наши родные блюда - самые невыгодные в смысле ресторанного бизнеса". Журналистка приводит слова финансового директора крупной сети столичных ресторанов Александра Зайцева: "Как бизнес это мало кому интересно. Хотя у нас в городе есть пара-тройка мелких сетевых ресторанов русской кухни с очень невысоким уровнем цен. В то же время "русские" порции требуют довольно высоких ресурсозатрат. А кому интересно, чтобы издержки были выше, чем у конкурентов из аналогичного бизнеса, например, у тех же японских ресторанов? Русская кухня в России... сомнительный бизнес". Сегодня русская кухня возможна лишь "в форме создания каких-нибудь шикарных русских ресторанов с позиционированием исключительно на иностранных граждан", уверен специалист.

Тем не менее, по-настоящему популярная и практически незаменимая национальная пища в России есть! Более того, на неделе отмечался ее 70-летний юбилей. "70 лет назад - 29 апреля 1936 года - нарком пищевой промышленности Анастас Микоян издал распоряжение о начале производства нового сорта колбасы. Причем это была не просто колбаса, а колбаса с особой почетной "миссией" - она предназначалась "для поправки здоровья лиц, пострадавших от произвола царского режима". Рецепт "поправки здоровья" был выверен до мелочей: в 100 кг колбасы содержалось 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц и 2 кг коровьего молока. В общем, то, что "доктор прописал". Так появилась всеми любимая в народе "докторская" колбаса", - сообщает "Вечерняя Москва" (№74 (24365) от 27 апреля 2006 года). Светлана Сметанина в статье "Рецепт ее молодости" приводит хронологию появления колбас в России, сообщает детали производства "докторской" на современном этапе развития российской пищевой промышленности и в заключение констатирует, что "колбасу нельзя считать вредным или полезным продуктом. Надо просто знать ее состав и помнить, что ее лучше есть понемногу, в виде бутерброда, а не целым батоном".