"Уход грузинских виноделов с российского рынка - событие болезненное, но безусловно положительное", - заявил корреспонденту ИА REGNUM директор по маркетингу испанской компании INFOACCIA PRIMERA S.L. Гиорги Зоидзе, долгое время работавший в России. По его словам, "Россия после переворота 1917 года перестала быть страной, в которой ценится хорошее вино, и результат налицо - за время советской оккупации грузинское виноделы заметно отстали от своих коллег из других винодельческих регионов мира".

Бизнесмен выделяет несколько сторон проблемы. "Первая - снижение качества винной продукции как результат отсутствия на российском рынке спроса на качество, - говорит он. - Этому есть две причины - отсутствие традиций потребления вина, вкуса к хорошему вину (Россия все же является страной, где предпочитают крепкие алкогольные напитки) и правовой нигилизм всех участников рынка, от импортера до продавца в магазине, что приводит к регулярному нарушению законодательных и санитарных норм. Вторая - ориентация на российский рынок приводит к консервации низкого уровня деловой культуры грузинского бизнеса. Там нет стимула развивать деловую культуру, потому что многие вопросы с поставками решаются за счет взяток или монопольного положения поставщиков. Конкуренция искусственно ограничивается и конкурировать приходится лишь размером взяток таможне и менеджерам по закупкам. Третья - из-за того, что в советские времена были искусственно популяризованы лишь несколько марок грузинского вина, сегодня мы имеем ситуацию, при которой региональные бренды, неизвестные российскому потребителю, не развиваются, и виноделы предпочитают разливать их под известными названиями. Таким образом, многие региональные бренды могут быть утеряны".

"В этой ситуации действия российских властей являются очень своевременными и полезными, - считает Зоидзе. - Они делают переориентацию на другие рынки очевидной необходимостью для всех участников винного бизнеса в Грузии. Выход на другие рынки - всего лишь вопрос времени, и является скорее технической задачей. Как человек, имеющий опыт ведения бизнеса и в России, и в Европе, могу сказать, что условия ведения бизнеса на Западе несравнимо легче. Там создана целая инфраструктура, работающая на продвижение новых марок и продуктов. Более того, доходы от экспорта вина в Европу и США могут быть значительно выше, чем от поставок в Россию. Дело в том, что в структуре цены бутылки вина в России велика доля бюрократической и криминальной ренты - взятки таможне и чиновникам, выплаты структурам, контролирующим дистрибуцию алкоголя. На цивилизованных рынках ситуация иная. К тому же там отработаны механизмы борьбы с контрафактной продукцией и соблюдается законодательство. Так называемые "страновые риски" в развитых странах несравнимо ниже".

"Несомненным положительным эффектом ухода с российского рынка будет развитие региональных брендов, - отмечает бизнесмен. - Для западного потребителя все грузинские бренды будут одинаково неизвестны, и следовательно, у всех будут одинаковые шансы. Но поскольку перестраиваться всегда тяжело, нашим властям пришлось уже самим лишить некоторых бизнесменов надежд на возвращение на российский рынок. В России вовсю негодуют и комментируют высказывания министра обороны Грузии, наверно, не понимая, что их главный адресат - те грузинские производители вина, которые до последнего надеялись, что Тбилиси путем каких-то политических уступок Москве вернет им привычный российский рынок. И если своим заявлением министр, которому поручено продвигать грузинские вина на новые рынки, окончательно закрыл грузинскому вину дорогу в Россию - тем лучше. Значит, теперь отечественные производители будут просто вынуждены еще более улучшать качество своего вина и учиться грамотно работать на нормальных рынках. Те, кто не сможет приспособиться к новым условиям, обанкротятся самым беспощадным образом, после чего их компании приобретут новые, более успешные владельцы. В этом контексте слова господина Окруашвили произвели в Грузии нужный эффект, и думаю, были хорошо поняты адресатами, судя по выраженному недовольству некоторых торгующих вином бизнесменов. Надеюсь, политика государства в этом направлении продолжится. Кроме того, Окруашвили - политик, и таким заявлением набрал себе в Грузии немало очков".

"Стратегическая задача для экономики Грузии сейчас - максимально сократить связи с Россией, и российские чиновники активно помогают в этом грузинскому руководству, - считает Гиорги Зоидзе, - Россия, пытаясь давить на Грузию, добивается лишь противоположных результатов, стимулируя последнюю активнее развиваться и избавляться от российской зависимости". Он также отмечает, что скандал вокруг темы "винного эмбарго" и высказываний министра обороны Грузии способен лишь умножить пропагандистский эффект в пользу грузинской алкогольной продукции. "Благодаря такой своеобразной рекламе, теперь во всем мире уже знают, что Россия ввела против грузинского вина санкции, - говорит бизнесмен, - При этом трактуется это в мире вовсе не так, как хотелось бы Москве. Мир узнал, что Россия несправедливо закрывает доступ Грузии на свой рынок. Политические режимы свободных государств, как минимум, выразят сочувствие, а как максимум - профинансируют полный переход грузинского виноделия на западные рельсы. Это особенно ценно на переговорах с такими партнерами, как ЕС, США, Китай, Япония и т.д. Кроме того, Грузия лишь укрепит свои позиции на переговорах с Россией по вопросу вступления последней в ВТО - другими словами, препятствия вступлению России в ВТО со стороны Грузии до урегулирования конфликтных вопросов в мире будут поняты и, скорее всего, приняты".