Обзор СМИ Иркутской области за 22-28 апреля

Главное политическое событие этой недели для Иркутской области произошло 26 апреля в Томске. Там на совещании с главами регионов Сибирского федерального округа президент России Владимир Путин распорядился перенести нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) севернее берега Байкала, так чтобы труба проходила вне водосборной зоны озера.

Как отметили 27 апреля журналисты телекомпании "АС Байкал ТВ", "26 апреля в Томске были сказаны слова президента страны, которых так ждали в Приангарье. Впрочем, вначале Владимир Путин больше слушал. Сначала доклад главы "Транснефти" Семена Вайнштока о том, что загрязнение Байкала "относится к категории невероятных событий", затем выступление губернатора Иркутской области Александра Тишанина, который, напротив, высказал опасения. "Волнует, конечно же, то, что участок там достаточно сейсмичный. И сейсмичность отдельными периодами достигает 11 баллов. Вот это является главным аргументом", - сказал Тишанин. Как сказано в сюжете телекомпании, теперь нефтепровод решено строить со стороны конечных точек, "а о территории вокруг Байкала компании "Транснефть" еще придется подумать". Как отметил Александр Тишанин, вернувшись ночью из Томска, речь идет о сдвиге трубы на десятки километров. "Не факт, что это будет 40 или 50 километров. Факт заключается в том, что эта труба уйдет за водораздел и будет вынесена за водосбор, попадающий в озеро Байкал. Президент, он и есть президент. Поэтому принял единственно правильное, грамотное, выверенное решение. Вот и все", - сказал иркутский губернатор.

Вариантам переноса нефтепровода на север посвящен и материал газеты "Коммерсант. Восток России", опубликованный 28 апреля под заголовком "Иркутские ученые предложили новый маршрут байкальского участка трубопровода". 27 марта на пресс-конференции в Иркутске представители иркутского научного центра ИНЦ СО РАН заявили о том, что намерены лоббировать свой вариант трассы ВСТО, еще более удаленный от Байкала. Как пишет издание, ученых назвали свой маршрут более безопасным, так как он "проходит вне водосборной и сейсмоопасной зоны". К тому же, его реализация не приведет к значительному удорожанию первой очереди трубопровода, о чем неоднократно заявляла "Транснефть". В самой "Транснефти" говорят, что будут прокладывать новый маршрут без посторонней помощи. Председатель иркутского научного центра СО РАН Михаил Кузьмин заявил, что в ближайшее время ученые передадут в правительство РФ, Совет федерации, Государственную думу свои предложения по маршруту нефтепровода ВСТО, проходящему "примерно в 150 км к северу от озера". Газета также ссылается на слова директора Института географии СО РАН Александра Антипова, который считает, что между "Транснефтью" и иркутским научным центром должно установиться "грамотное деловое сотрудничество", которое позволит "к концу года выйти на государственную экспертизу" с новым вариантом прохождения нефтепровода ВСТО. "Самый северный вариант маршрута трубы - вдоль Лены с выходом к Ленску в Якутии и далее вдоль реки Олекма, Антипов назвал идеей исключительно компании "Транснефть". "Он очень дорогой, был создан компанией с целью показать, что альтернативные маршруты за пределами водосборного бассейна озера абсолютно неосуществимы", - приводит слова Антипова "Коммерсант". - Предварительные подсчеты Института систем энергии им. Л.А. Мелентьева СО РАН показали, что стоимость строительства байкальского участка по варианту иркутских yчёных может быть дешевле на $400-600 млн. варианта "Транснефти". В свою очередь вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев в интервью журналистам газеты сообщил, что компания не отказывается от своих слов по поводу дороговизны альтернативных вариантов, и подтвердил, что представители компании говорили об увеличении расходов в случае переноса трубы на $900 млн. (общая стоимость первой очереди ВСТО по маршруту Тайшет - Сковородино по составляет $6,6 млрд.). "Теперь мы будем искать другой маршрут, но свой, а не тот, который предлагали со стороны, в частности, Институт географии", - заявил изданию Григорьев. По его словам, удлинение составит "сотню-другую километров", но более точные данные ему пока неизвестны.

"Областная газета" в материале "Солдат и отсрочек станет меньше" от 28 апреля рассказывает об одной из наиболее обсуждаемых сейчас тем - предстоящей отмене отсрочек от службы в армии. По просьбе издания свое мнение по поводу предстоящей отмены 9 из 25 отсрочек высказали известные в Приангарье люди. Депутат Государственной думы РФ от Иркутской области, член фракции ЛДПР Николай Курьянович: "К военной реформе отношусь весьма положительно. Сам окончил военное училище и отслужил в армии. Считаю, что не должно быть вообще никаких отсрочек, поскольку мужчину, который не отдал свой долг Родине, всю жизнь будет преследовать комплекс неполноценности. Возможно, выйду с инициативой внести поправку в Закон "О государственной службе", согласно которой всем, кто не служил в Вооруженных силах РФ, будет запрещено участвовать в выборах органов власти как в роли кандидатов, так и избирателей. А заботу о материальном благополучии детей и жен солдатов-срочников должно взять на себя государство. Тем более что деньги для этого есть, нет только одного - политической воли". Депутат Законодательного собрания Иркутской области, председатель Иркутского регионального отделения СПС Алексей Козьмин высказал корреспонденту издания диаметрально противоположное мнение: "Я категорически против отмены отсрочек от службы в армии. Считаю, что армия должна быть преимущественно контрактной. Именно кадровые военнослужащие, а не упразднение отсрочек, сделают наши Вооруженные силы большими и мобильными". Это мнение разделил и ведущий специалист комиссии по правам человека администрации губернатора Иркутской области Павел Мезенцев. Как сообщает издание, он отметил, что упразднение отсрочки от армии для молодых отцов полностью противоречит демографическим интересам страны. "Мизерные денежные пособия нашим роженицам итак нарушают права детей на достойный уровень жизни, а воспитание ребенка в неполной семье еще больше усугубит ситуацию. "Отмена отсрочки для учащихся начальных и средних профессиональных заведений направлена на прерывание учебного процесса: исполнилось 20 лет - иди в армию, независимо от того, окончил ПТУ или нет. Это грубое нарушение права молодых людей на образование. С отсрочкой для сельских врачей и учителей я полностью солидарен. Большинство этих молодых людей лишь формально устроены на работу с целью откосить от армии", - сказал Мезенцев. А вот председатель Иркутской областной общественной организации "Солдатские матери Прибайкалья" Тамара Бабкина в интервью "Областной газете" поддержала отмену отсрочек для молодых отцов. "Считаю, что прикрываться семьей от армии стыдно. Да к тому же многие, вместо того, чтобы зарабатывать деньги и содержать жену и ребенка, просто болтаются без дела. А вот с упразднением отсрочки для сельских учителей и врачей я не согласна. В деревнях итак некому работать".

Газета "Байкальские вести" 25 апреля вновь возвращается к теме референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, который состоялся 16 апреля. В материале "В Усть-Илимске в референдуме участвовали даже мертвые!" журналисты рассказывают о попытке проголосовать одной из жительниц города, расположенного на севере Иркутской области. "Судя по всему, организационная и агитационная работа по проведению референдума ни на одной территории Приангарья не проходила так плодотворно, как в Усть-Илимске. Потому что только тут на избирательный участок смог явиться, восстав из могилы, гражданин М., усопший и преданный земле. Этот факт установила Оксана Когоут, явившаяся на избирательный участок незадолго до его закрытия. Исполнить свой гражданский долг Оксане Владимировне не удалось: за нее это уже кто-то сделал. По крайней мере, в списке жителей Усть-Илимска, имеющих право голосовать, напротив ее фамилии стояла какая-то закорючка, претендующая на подпись Оксаны Когоут. В соответствующей графе были проставлены данные паспорта, похоже, высосанные из пальца. Члены избирательной комиссии, к которым она обратилась с актуальным вопросом, прижимали пальцы к собственным губам и произносили следующее: "Тсс! Тише! Не кричите!". Как отмечает издание, таким же образом "проголосовала" мать Оксаны, неотлучно находившая в тот день на работе. "Более того, никак не мог (если не подозревать тут какую-нибудь потустороннюю чертовщину) прийти к урне и отдать свой голос гражданин М., сосед Оксаны Когоут по подъезду. Он умер и был похоронен накануне дня голосования, то есть 15 апреля". Как полагает главная героиня статьи, фальсификация результатов голосования, выявленная ею 16 апреля, вполне может стать отправной точкой для тщательной проверки итогов выборов мэра Усть-Илимска, которые состоялись в октябре 2005 года. "Воспользуются ли этой возможностью областные власти и правоохранительные органы, покажет время", - резюмирует издание.

Ситуацию с "серыми" схемами выплат заработных плат в Иркутской области попытались проанализировать журналисты еженедельника "Аргументы и факты в Восточной Сибири" в статье "Налоги пропадают в конвертах" от 26 апреля. "Налоговые органы области и округа (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ - ИА REGNUM) подсчитали в этом году, сколько же предприятий орудуют "серыми" схемами оплаты труда. Таких оказалось 5 329. Но, как обычно, официальные данные резко расходятся с действительностью". Как сообщает издание, в УФНС отметили, что в их "черном" списке фигурируют малые и средние частные предприниматели, добрая половина из которых ведет свой бизнес в Иркутске. Однако признали, что составляя этот перечень, учитывали только те предприятия, зарплата на которых ниже прожиточного минимума - меньше 3 тыс. рублей. Как отмечают журналисты газеты, Госинспекця труда может и только оштрафовать нарушители максимум на 5 тыс. рублей. Когда "левые" суммы переваливают за пределы административной ответственности, возбуждается уголовное дело, но и тут закон очень мягок. Как рассказали в Управлении по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД области, за 2005 год до суда дошло 52 дела, а осудили только 25 предпринимателей на срок от 6 до 12 месяцев условно. "У региона, кстати, есть шанс самостоятельно, без решения на федеральном уровне увеличить налоговые поступления в бюджет от неплательщиков. Достаточно принять на местном уровне закон, который бы установил минимальный размер оплаты труда на уровне прожиточного минимума - в пределах 3 тыс. рублей. Субъект РФ имеет на это полное право. Тогда по закону белая зарплата не может быть меньше этой суммы. Но всю зарплату это не обелит, да и для работников, скорее всего, это обернется сокращением реальной зарплаты. На налоги пойдут как раз их серые денежки", - пишет "АиФ".