Читинский губернатор: На границе надо оставить только таможенников и пограничников

Москва, 27 апреля 2006, 13:17 — REGNUM  Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин предлагает создать российское агентство по управлению пограничными пунктами пропуска. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе областной администрации, 26 апреля эту идею глава региона высказал на совещании по вопросам социально-экономического сотрудничества, которое прошло в Томске под председательством президента России Владимира Путина.

В ходе выступления Гениатулин отметил, что процесс принятия федерального закона о приграничном сотрудничестве чрезмерно затянулся. В федеральном законодательстве отсутствуют такие понятия как "приграничный регион", "приграничный субъект Российской Федерации", и статус этих территорий остается неопределенным. Принятая федеральная целевая программ "Государственная граница Российской Федерации" проблему обустройства пунктов пропуска полностью не решает. На читинском участке российско-китайской границы действуют 5 пунктов пропуска, и только 1 международный автомобильный пункт пропуска вошел в целевую программу. Значительно осложняет работу пунктов наличие на них множества равноценных контрольных служб. Губернатор предложил президенту оставить на пунктах пропуска только две контролирующие структуры - пограничников и таможенников, а также выдвинул идею создания российского агентства по управлению пунктами пропуска.

В очередной раз поднял Гениатулин и тему планирования социально-экономического развития территорий. Он отметил, что разработка планов развития необходима на всех уровнях - от муниципальных образований до федеральных округов, страны в целом. Губернатор не впервые на столь высоком уровне говорит о планировании. 29 марта в Иркутске на совещании глав сибирских регионов под председательством полпреда Анатолия Квашнина Гениатулин призывал не бояться произносить слово "планирование": "Не надо этого бояться. Я бы, например, переименовал Министерство экономического развития и торговли в Министерство экономического развития, стратегического планирования и коммерции. Региональные долгосрочные программы должны рассматриваться в министерстве, координироваться, а на их основе вырабатываться стратегический план развития федеральных округов, России в целом".

Тему развития пунктов пропуска Гениатулин поднимает постоянно. Так, во время презентации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, которая проходила в Пекине 20-21 апреля, губернатор обсуждал развитие транспортной инфраструктуры с послом России в Китае Сергеем Разовым и заместителем министра железных дорог Китая Лу Дунфу. В обоих случаях речь шла о модернизации существующих пунктов пропуска, а во время встречи в железнодорожном ведомстве и Гениатулин и Лу Дунфу высказывали идеи о создании новых пунктов пропуска.

Наиболее масштабный на настоящее время проект - это реконструкция пункта пропуска Олочи-Шивэй, который находится на российско-китайской границе в Нерчинском районе Читинской области. В непосредственной близости от пункта пропуска работы по разведке Быстринского месторождения ведёт "дочка" "Норильского никеля" - ООО "ГРК "Быстринское". В планах руководства компании постановка на учёт уже в 2006 году около 5 млн тонн балансовых запасов меди. Это четверть от крупнейшего в России Удоканского медного месторождения, которое тоже расположено в Читинской области, только на севере - в Каларском районе. При этом аналитики утверждают, что запасы меди впоследствии могут быть увеличены до 10 млн тонн. Под Быстринское месторождение "Норильский Никель" разработал программу комплексного освоения юго-востока Читинской области. Здесь кроме ГОКа на Быстринском месторождении планируется изучить и начать разработку Лугоканского и Култуминского месторождений. Лицензии на право геологической доразведки этих месторождений также принадлежат ООО "ГРК "Быстринское". Весь этот проект нерентабелен без железной дороги.

Ветку планируется протянуть от расположенного в нескольких сотнях километров города Борзя на село Газимурский Завод и дальше на пункт пропуска Олочи-Шивэй. Со стороны Китая железная дорога до границы не дотягивается и там тоже необходимо строить ветку. Понятно, что необходим железнодорожный мост через Аргунь - сейчас здесь сезонная ледовая переправа.

Во время переговоров с Лу Дунфу Гениатулин попросил дать задание Харбинской железной дороге по детальной проработке этого проекта, и проекта строительства моста на пункте пропуска Покровка-Логухэ (около этого пункта пропуска в 2006 году начнётся строительство российско-китайского завода по производству целлюлозы). Со своей стороны администрация Читинской области предпринимает усилия по утверждению строительства в российском правительстве. В октябре 2005 года проект развития юго-востока области нашёл поддержку во время презентации области в министерстве регионального развития в Москве, а в декабре 2005 года Гениатулин провёл рабочую встречу в РАО "Российские железные дороги", где также заручился поддержкой. Проект железной дороги, строительство которой сами железнодорожники оценивают в 40 млрд рублей, должен быть вынесен на обсуждение в Правительстве в 2006 году. Точнее сроки обсуждения и возможного начала строительства неизвестны, но ГРК "Быстринское" дорога нужна уже к 2008 году.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.