"КоммерсантЪ" рассказывает, как депутаты Думы Нижнего Новгорода 26 апреля за час утвердили прогнозный план приватизации муниципального имущества и тем "спасли его от посягательств областного правительства".

Глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов пошел на акционирование муниципальных предприятий, не включая их недвижимое имущество в состав подлежащих приватизации активов. 100% акций созданных АО останутся в муниципальной собственности, а распоряжение ими будет осуществляться только с согласия городской думы. Мэр даже одобрил предложение формировать совет директоров АО наполовину из членов думы, чтобы контролировать работу предприятия и его тарифную политику.

Депутаты пожелали заслушать мнение о приватизации руководителя "Нижегородского водоканала" Андрея Павлова. Он рассказал, что хоть и руководит муниципальным предприятием, работает как в акционерном обществе. Павлов признался, что иногда нарушал устав МП и не согласовывал с горадминистрацией, например, прием новых сотрудников на работу. Мэр со своей стороны добавил, что еще 3 года назад "Водоканал" был банкротом, а сейчас работает с прибылью и даже модернизирует свои сети.

План приватизации решили поддержать фракции "Единой России" и Российской партии пенсионеров. Коммунисты выразили сомнение в целесообразности приватизации, сославшись на то, что мэр, видимо, хочет иметь личную долю в создаваемых акционерных обществах.

Депутатское единодушие испортил только сотрудник прокуратуры Нижегородского района Константин Жиляков. Он взял слово и предупредил, что решение городской думы по утверждению прогнозного плана приватизации можно будет оспорить, так как были нарушены сроки предоставления всех документов по повестке как депутатам, так и надзорному органу.

Спикера Ивана Карнилина реакция прокуратуры не смутила. "Регламент - это наш внутренний документ, мы его можем хоть сейчас поменять", - сказал он. Между тем еще полтора месяца назад мэр Вадим Булавинов не смог провести через думу проект приватизации и, не выдержав жаркой дискуссии по поводу акционирования "Нижегородского водоканала", "Теплоэнерго" и "Нижегородской аптечной сети", снял план с повестки заседания. После этого начались переговоры с депутатами и с областным правительством, которое было не против взять на себя заботы, например, о таком социально значимом объекте, как "Нижегородский водоканал".

Городскую администрацию механизм передачи мэрских полномочий губернатору не устраивал. Один из депутатов гордумы сказал: "губернатор может найти инвестора для нашего "Нижегородского водоканала", поставит своих людей, но все инвестиции они будут отбивать именно на тарифах, так как нет других вариантов. Патриотизм в том, чтобы оставить имущество себе, работать самим. Кроме того, на городскую администрацию может влиять гордума, а на дядю, то есть инвестора, не повлияешь".

По словам источника в мэрии, "если бы план приватизации затянули, москвичи в областном правительстве нашли бы способ распорядиться городским имуществом, и мы бы его потеряли навсегда". Совпадение утверждения приватизационного плана с отсутствием в регионе губернатора Валерия Шанцева собеседник издания назвал "случайным". "Дата утверждения назначена скорее для венгров, которые должны быть уверены, с кем им работать по техническому аудиту "Нижегородского водоканала"", - сообщил источник в мэрии.

К вечеру утверждение плана приватизации прокомментировал сам губернатор. Он не одобрил поспешности мэрии и городской думы. Из Лондона Валерий Шанцев заявил, что считает одобрение депутатов только "протоколом о намерениях": "Сделан первый шаг, но это не значит, что сделан последний, и приватизация свершилась. Самих консультаций по существу, по целям я с мэром и с городской администрацией не проводил". По мнению губернатора, "форма собственности не определяет уровень эффективности работы предприятия, ее определяет менеджмент", а "в большинстве предприятий, которые включены в план приватизации, менеджмент находится на очень низком уровне, поэтому приватизация ничего не даст".