Заместитель председателя карабахской партии "Движение-88" Гегам Багдасарян, в ходе проходящих в столице Нагорного Карабаха - Степанакерте парламентских слушаниях по карабахской проблеме, выступил с речью. ИА REGNUM приводит полный текст документа:

"В своем выступлении основное внимание желаю уделить роли политического руководства НКР в процессе политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта и в целом карабахского фактора. Думаю, что уже ни для кого не секрет, что в течение лет Нагорный Карабах был постепенно вытеснен из переговорного процесса или не является полноценной стороной переговоров, более того, из субъекта переговоров превратился в объект, а про карабахский фактор, кажется, все забыли.

Нынешний формат переговоров - Армения-Азербайджан - исказил суть конфликта и статус, позволив Азербайджану переместить проблему в выгодную им плоскость. Причин всему этому очень много - жесткая позиция Азербайджана в вопросе участия карабахской стороны, приспособленческая политика посредников, нечеткая позиция властей Армении и так далее. Но во всем велика также вина карабахской стороны, в частности, имею виду инертную и выжидательную позицию наших властей. Пусть не звучит парадоксально, если скажу, что для властей НКР, с другой стороны, выгодно то обстоятельство, что основная ответственность за политическое урегулирование проблемы лежит на плечах властей Армении. Это должно было сберечь властям НКР время и усилия для акцентирования всего внимания на строительстве государства, социально-экономическом развитии, созидании гражданского общества, обеспечении благосостояния людей. В конечном итоге, это - самое важное, и не зря говорят, что внешняя политика является продолжением внутренней. Слабая, плохо развитая, подерганная социальным неравенством страна не может достойно защищать свои интересы вне страны, не имея сильного тыла в лице своего народа. На самом деле, власти использовали свое выгодное положение неэффективно, пропустив исторический шанс.

Исходя из этого, вовсе не удивительно, что наши власти достаточно спокойно отнеслись к факту их вытеснения из переговорного процесса, удовлетворившись дежурными напоминаниями, для истории, о необходимости участия в переговорах карабахской стороны. Тем не менее, когда на протяжении лет в прессе поднимался вопрос, почему карабахская сторона осталась вне переговоров, действующие власти пробовали доказать обратное. И вдруг, в один прекрасный день, те же власти принимают явную истину, параллельно подчеркивая ответственность властей Армении.

Что касается заявления президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна, то надо сказать, что эта тема в карабахском обществе обсуждалась достаточно много, причем речь шла не об участии или неучастии Армении в переговорном процессе, а об обязательном участии карабахской стороны, а также предлагалось утвердить рамки компетентности двух армянских государств в этом процессе. Армения - заинтересованная сторона и, естественно, должна участвовать в переговорах по интересующим ее вопросам, а также как гарант безопасности и права самоопределения народа Народного Карабаха. Простой пример - предположим, обсуждается вопрос возвращения беженцев из Азербайджана в Армению, и армянских беженцев - в Азербайджан. Должен ли участвовать в этих переговорах Нагорный Карабах?

Тем не менее, сегодня не стоит переходить от одной крайности к другой, скидывая всю ответственность на власти Армении, чей груз и без того тяжкий. Мы должны предпринять меры, чтобы разделить ответственность и обеспечить выгодные позиции для двух армянских государств. Сегодня пришло время поговорить и о том, что многие годы власти Нагорного Карабаха занимали выжидательную позицию, не проявляя какой-либо инициативы, применяя лишь стратегию реагирования. Не говорю уже о том, что ответственные за внешнюю политику Карабаха очень мало сделали в направлении международного признания нового независимого государства.

И последнее обстоятельство. Настораживает также то, что, несмотря на заверения о необходимости вовлечения общества в процесс урегулирования конфликта, народ продолжается оставаться в неведении. Власти многие годы подряд ничего не делают в направлении информирования карабахского общества, удовлетворяясь короткими и ничего не говорящими формулировками, оставляя парламент и общество вне игры. Конечно, каждый, мало-мальски понимающий в политике, понимает и принимает необходимость сохранения некоторой скрытости переговорного процесса, однако сохранение тайны не должно перерасти в таинство. Посмотрите, как в Азербайджане постепенно подбрасываются те или иные сообщения, тем самым, выигрывая очки и избегая невыгодных для них развитий. И все-таки, власти не могут и не должны стать монополистом в управлении судьбой целого народа. В деле урегулирования конфликта достичь успеха возможно, если соберется весь умственный потенциал народа, если парламент станет участником этого процесса, если власти будут периодически информировать народ и в его лице иметь сильный тыл, чтобы не оказаться у разбитого корыта, чтобы ошибки были вовремя исправлены. В противном случае, при неблагоприятном развитии событий выявление виновных станет очень слабым утешением".