"У оленей свои тропы, у нефтяников - свои. Как им пересечься?".

("Красноярский рабочий", 21.04.06, Елена Лопатина)

Недавно в Туруханске состоялись общественные слушания по оценке экологического воздействия работ по разработке и промышленному освоению Ванкорского нефтяного месторождения, строительства и эксплуатации магистральных нефтепроводов. С моей точки зрения, просто замечательно, что именно с экологов начинается такой грандиозный проект. Кажется, время разрушительных и бездумных освоений проходит. Урок Самотлора должен чему-то научить. С одной стороны, на деньги от продажи западносибирской нефти жил весь Советский Союз, с другой - разрушили хрупкий природный баланс всего Севера. Если в этот раз специалисты "Роснефти" более внимательно отнесутся к требованиям коренных малочисленных народов, живущих на севере Туруханского района, нам удастся избежать будущих экологических катастроф. Кстати, важно не "покупать" их потенциальное согласие, а слушать шум ветра, дождя, шелест тайги. Пройдут годы, и можно этого не услышать. Никакая нефть не поможет, никакие баррели и нефтедоллары.

Открытые слушания - обязательная процедура, предусмотренная законодательством об экологической экспертизе. Ни один крупный промышленный проект не может быть реализован без учёта мнения местных жителей и экологов. В Туруханск прилетели вице-президент "Роснефти" Степан Землюк и специалисты дочерней компании "Ванкорнефть". Любопытно, но на этот раз в слушаниях приняли участие даже рядовые граждане. Это, несомненно, со стороны "Роснефти" большой шаг. Нефтяные короли внимательно слушали жителей Туруханского района. А тем есть что сказать. Негативные последствия промышленного освоения нефтегазовых месторождений ощущаются - изменились состояние почвы и растительности, привычные условия обитания животных и птиц. Северная природа восстанавливается крайне медленно. По оценке экологов, на некоторых участках на это понадобятся века. Проект, представленный "Роснефтью", отвечает самым жёстким экологическим требованиям и составлен с учётом существующих и возможных маршрутов миграции дикого оленя. Предполагается, что в тех местах, где проходят звериные тропы, нефтепровод будет монтироваться на значительной высоте от поверхности земли. Разработчики проекта постарались учесть весь комплекс промышленной и экологической безопасности уже на стадии проектирования. Привлекли к участию в разработке ведущие иностранные компании, обладающие наиболее передовыми природосберегающими технологиями.

Так, сейчас при строительстве дороги на Ванкорской промплощадке для предотвращения активного воздействия на многолетнемёрзлые грунты используются стабилизаторы. Скважины планируется бурить горизонтально-наклонные, чтобы сократить количество площадок, и они будут минимизировать риск аварийных разливов нефти. Более 200 километров нефтепровода будет проложено под землёй, причём в местах пересечения с маршрутами массовой миграции животных труба поднимется в виде "ворот". Учтены принципы взаимодействия с ближайшими охраняемыми природными зонами. Государственный подход при разработке Ванкорского месторождения виден уже сейчас. Понятно, что любой эколог сказать ничего хорошего не может, но любой из них подтвердит: могло быть гораздо хуже. Отдельное внимание уделяется сохранению экологического баланса на действующих промышленных площадках - ни отходы производства, ни бытовой мусор не должны попадать за пределы отведённой зоны.

По мнению подавляющего большинства участников общественных слушаний, подход к промышленному освоению Ванкора, который предлагается "Роснефтью", отвечает не только всем требованиям, предъявляемым природоохранным законодательством, но ожиданиям жителей Туруханского района, для которых сохранение природного баланса так же актуально, как и промышленное развитие территории. Правда, пока перспективы туманные, и "Роснефть" отдаёт предпочтение специалистам с опытом работы на других месторождениях, тем же тюменцам. По словам начальника управления делами администрации Туруханского района Валентина Самойлова, местные жители получат приоритетное право на работу, когда начнётся строительство инфраструктуры Ванкорского месторождения. Но только в том случае, если это не пойдёт в ущерб качеству и безопасности деятельности месторождения. Представители "Роснефти" пояснили суть требований: для них главное именно качество и безопасность строительства. По предварительным прогнозам, примут 2,5 тысячи человек, но требования к строителям будут очень высокие. Напомним, разработка Ванкора принципиальна лишь в том случае, если будет строиться нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Этот проект важен для нашей страны не только экономической, но и политической составляющей. Страны юго-востока Азии стремительно развиваются, и спрос на энергоносители растёт на 14 процентов в год! Соседи просят нефти, а её у нас есть! Добыть только надо и наполнить нефтепровод, который тоже надо строить. "Эта стройка по своему масштабу станет сопоставимой со строительством Байкало-Амурской магистрали, - отметил президент страны Владимир Путин. - Прокладка нефтепровода до Тихого океана должна начаться этим летом. Летом же планируется начать и практическую работу по реализации проекта". Он также подчеркнул, что "этот проект не будет эффективным, если мы не будем осуществлять освоение месторождений в Восточной Сибири. Речь идёт прежде всего о Ванкоре. Но значение Ванкора не должно умаляться пренебрежением экологическими факторами". К счастью, этого не произошло. Чего, кстати, нельзя сказать о самом трубопроводе Восточная Сибирь - Тихий океан. Он вызывает много вопросов у экологов. Так, "Гринпис России" и Всемирный фонд дикой природы присоединились к отрицательному заключению экологической экспертизы Ростехнадзора по поводу размещения конечной точки нефтепровода ВСТО в бухте Перевозная. Но это уже другая история.

НАША СПРАВКА

Красноярский край по начальным прогнозным ресурсам нефти, природного газа и конденсата занимает второе место в России после Тюменской области. Начальные ресурсы - 55,8 миллиарда тонн условных углеводородов. Установленные ресурсы нефти - 8,3 миллиарда тонн, свободного газа - 23,6 триллиона кубических метров, растворённого в нефти газа - 637,7 миллиарда кубических метров и конденсата - 1,6 миллиарда тонн.

Ванкорское газонефтяное месторождение расположено на северовостоке Пур-Тазовской (Западно-Сибирской) нефтегазоносной провинции в пределах Туруханского района. Месторождение открыто в 1988 году ПГО "Енисейнефтегазгеология" первой поисковой скважиной. В географическом отношении оно находится в 140 км северо-западнее Игарки и в 230 км юго-западнее Дудинки, крупного речного порта, имеющего выход в Северный Ледовитый океан. Проведены полевые сейсморазведочные работы в объёме 170 кв. км.

"Форум народовластия".

("Красноярский рабочий", 21.04.06, Эрих Пырх)

Из приветственной телеграммы председателя Совета Федерации Сергея Миронова: "Символично, что ровно год назад жители Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов на референдуме приняли историческое решение об объединении, положив начало развитию интеграционных процессов в регионе. Убеждён, что депутаты Красноярского края приложат все усилия к тому, чтобы законодательно обеспечить социально-экономическое развитие родной земли, повысить уровень благосостояния россиян".

Из приветственной телеграммы председателя Государственной Думы Бориса Грызлова: "Согласование деятельности всех представительных органов в масштабах субъекта, тем более такого огромного, как Красноярский край, является важным фактором повышения эффективности депутатской работы в интересах наших сограждан. Съезд депутатов Красноярского края является одним из тех мероприятий, которые позволяют эту задачу последовательно и результативно решать... Красноярский край богат природными ресурсами. Здесь расположены многие крупные промышленные предприятия. Но главный капитал региона - это его труженики, создающие материальные и духовные богатства. Уверен, что IV съезд депутатов Красноярского края внесёт свой вклад в определение стратегических путей и конкретных мер по реализации имеющегося в регионе природного, экономического и кадрового потенциала". Александр УСС, председатель Законодательного Собрания края: "Главы ряда муниципальных образований вместо совместных дел увлеклись старой забавой - борьбой с местным депутатским корпусом. И среди коллег-депутатов по-прежнему есть такие, кто полагает: главное - громко потребовать, а выполняют пусть другие. Либо, что ещё хуже, считают своей основной и единственной задачей по команде поднимать руку "за". Практика централизованного руководства породила у многих иждивенческие настроения, неумение, а порой и нежелание заниматься развитием территории. Основное объяснение - нет денег. Всё, дальше мысль не работает. Современная экономика расставляет приоритеты иначе: идеи - люди - деньги".

Александр ЗАВАЛИН, глава Шадринской сельской администрации Козульского района: "Думаю, эффект от этого съезда будет. Он для того и созывался, чтобы были услышаны мнения с мест, чтобы люди из глубинки обменялись опытом работы, узнали о новшествах. Руководители наверху сидят - они же всего не видят. А на съезде дают возможность высказаться представителям местной власти. Это дело нужное. Так что толк будет".

Прошедший на этой неделе IV съезд депутатов Красноярского края ещё долго будет напоминать о себе. Острыми дискуссиями, заинтересованным обменом опытом, а главное - конкретными делами, которые люди ждут от власти. "Народная трибуна", "знаковое событие", "уникальное мероприятие" - подобные характеристики минувшего форума, может быть, несколько пафосны, но по сути своей верны. Когда ещё представители местной власти смогут пообщаться с руководителями края и депутатами Госдумы, услышать из первых уст о законодательных новациях, разобраться в хитросплетении извилистых путей российских реформ, поделиться опытом и высказать свои предложения. Да и плод коллективного творчества - резолюция съезда - вовсе не пустой звук, хотя и не имеет директивной силы. Выходит, не зря два дня кряду делегаты под лозунгом "Нам здесь жить!" обсуждали непростой вопрос "Как нам жить?". Овчинка стоит выделки

Утром 18 апреля в БКЗ было не протолкнуться. Установленные на входе металлоискатели беспрерывно "цедили" сотни людей, многие из которых прибыли в Красноярск из дальних городов и весей - кто из Москвы, кто из безвестного села в захолустном районе края. В работе съезда принимали участие 1300 делегатов и около 400 приглашённых, поэтому столпотворение не удивляло. Впервые на форуме были широко представлены поселения, но и то некоторые делегаты кручинились, мол, для низового уровня власти можно было бы и увеличить квоту. На это председатель Законодательного Собрания края Александр Усс с присущим ему юмором ответил: "Да ради бога, давайте изберём ещё больше делегатов, у нас вон Дворец спорта есть".

Смех смехом, но и на этот раз не обошлось без каверзных вопросов о стоимости столь масштабного мероприятия. Разумеется, проведение съезда - дело затратное, однако организаторы убеждены, что овчинка стоит выделки, иначе зачем зря расходовать бюджетные деньги. Спикер краевого парламента сказал, что съезд "стоит Красноярскому краю ровно столько, сколько необходимо для нормальной будничной работы и приезда сюда многих представителей депутатского корпуса из самых отдалённых уголков нашего края". Усс заверил, что поедания чёрной икры и поливания шампанским потолков в программе не предусмотрено. Его поддержал Александр Хлопонин, который заметил, что возможность пообщаться дорогого стоит. Сидя в президиуме, губернатор получил огромное количество вопросов от представителей территорий. Так разве не стоит потратиться ради того, чтобы власть узнала о местных проблемах и помогла их решить?

Трудный разбег

Прежде чем вплотную приступить к предметному обсуждению животрепещущих тем, делегаты заслушали доклад Александра Усса о задачах, стоящих перед краем в свете создания нового субъекта Федерации. К слову, в работе съезда полноправно участвовали представители Эвенкии и Таймыра, а в президиуме сидели губернаторы обоих автономных округов. Да и вообще о северных территориях на форуме говорили много и, будем надеяться, результативно.

Председатель ЗС назвал прошлогодний референдум "отражением глубинной народной мудрости сибиряков-красноярцев, примером совместных усилий разных политических сил". Он сформулировал главную задачу съезда - разработать комплекс законодательных, экономических и организационно-политических решений, необходимых для реального объединения края. Сейчас только началась притирка всех звеньев и составных частей сложного управленческого механизма, предстоит ещё очень многое сделать. Говоря о социально-экономическом состоянии края, Усс перечислил ряд обнадёживающих показателей. Например, за последние годы заметно выросла заработная плата: номинальная - на 39, реальная - на 15 процентов. Средний показатель начисленной зарплаты достиг 10 377 рублей. Из-за роста доходов людей увеличился оборот розничной торговли, общий объём оказываемых населению услуг, а также масштабы жилищного строительства (в 2005 году сдано свыше 700 тысяч квадратных метров жилья). В целом можно сказать, что край сегодня на подъёме, однако, как выразился докладчик, "накачав внушительную финансово-экономическую мускулатуру, вперёд он бежит трудновато".

Только цветная металлургия по-прежнему является стабильной и прибыльной отраслью. Предприятия же, продукция которых ориентирована на внутренний рынок, переживают кризис. Многие заводы и фабрики лежат на боку, в иных населённых пунктах полностью прекращена хозяйственная деятельность. Кстати, будто нарочно для того, чтобы положение дел не казалось слишком уж мрачным, как раз в дни съезда был частично пущен шинный завод в Красноярске. По словам депутата ЗС Виктора Зубарева, на предприятии удалось сохранить 800 рабочих мест. Это, конечно, хорошо, но в стратегическом плане явно недостаточно. Краевой бюджет на 2006 год принят с дефицитом в четыре с лишним миллиарда рублей, и нужно искать новые источники налоговых поступлений, чтобы Большое Красноярье стало благополучным регионом.

Вам вершки, нам корешки

Казалось бы, и искать-то ничего не надо - вот они, грандиозные проекты по освоению Нижнего Приангарья и разработке нефтяных месторождений на Севере. Но даже если их реализация пройдёт без сучка без задоринки, конечный результат, выраженный в дензнаках, при нынешних межбюджетных отношениях гораздо больше порадует Москву, чем Красноярск. Александр Усс считает, что для отстаивания позиции края "потребуются немалые усилия наших депутатов в Государственной Думе - без поправок в налоговом законодательстве эту задачу не решить". Финансовое самочувствие регионов-доноров улучшится и в том случае, если согласно предложениям краевой власти будет пересмотрена методика расчёта бюджетной обеспеченности.

Съезд показал, что наши думцы об этих проблемах знают не понаслышке и согласны с тем, что распределение налогов трудно назвать справедливым. Об этом говорила с трибуны Раиса Кармазина в своём эмоциональном выступлении, которое никак не укладывалось в семиминутный регламент. Она отметила, что львиная доля местных налогов уходит "наверх" - это с одной стороны. А с другой - "в крае каждый четвёртый рубль находится в тени", и вообще, дескать, некоторые бизнесмены у нас в России не прочь "порулить властью". Кармазина призвала глав городов и районов края заключать социально-трудовые договоры с предпринимателями. Они "не реагируют адекватно на повышение заработной платы бюджетников" - не увеличивают зарплату своим работникам либо продолжают выдавать им деньги в конвертах, уходя таким образом, от налогообложения.

Чей карман важнее

Кармазина сорвала аплодисменты зала, как и взявший слово чуть позже председатель Красноярского горсовета Владимир Чащин. По реакции делегатов сразу было видно, вернее, слышно, когда выступавшие, что называется, били не в бровь, а в глаз. Чащин, например, обратился к Хлопонину с призывом остановить рост энерготарифов: "Это просто катастрофа для муниципальных образований!" В своём весьма критичном монологе председатель горсовета сетовал и на то, что "об устойчивых доходах от управления муниципальной собственностью говорить не приходится". Затронул он и болезненную тему оборота чёрных и цветных металлов: "150 лифтов в Красноярске из-за этого разграблено!" Чащин сказал, что нужно принять закон о статусе Красноярска как столицы объединённого края (проект уже представлен в ЗС) и краевую программу на 2006-2009 годы по строительству метрополитена.

Правда, губернатор тут же усомнился, что такую программу стоит отдельной строкой включать в резолюцию съезда. По мнению Александра Хлопонина, красноярское метро не решит транспортных проблем большого города, поскольку "водители из-за руля автомобиля под землю не пересядут". Вот для этого и нужен съезд, назидательно сообщил журналистам губернатор, - чтобы высказывать предложения, спорить и приходить к согласованному общему мнению. Александр Усс добавил: бюджет не резиновый, и если даёшь деньги одному, значит, обедняешь другого. А на съезде, где присутствуют и тот и другой, вместе можно решить, какое направление в данный момент важнее.

Секции объяли необъятное

О конкретных направлениях делегаты вдоволь наговорились на заседаниях шестнадцати тематических секций. Одни так увлеклись обсуждением, что опоздали на вечерний концерт мастеров искусств в театре оперы и балета. Другие сожалели о том, что в работе секций не смогли до победного конца участвовать главы территорий - их собрал под свои знамёна съезд совета муниципальных образований края. Александр Усс и в этом углядел позитив, с улыбкой обронив, что в отсутствие глав депутаты чувствовали себя раскованно.

Делегаты пытались объять необъятное, и, судя по всему, им это удалось. Они рассмотрели массу общих проблем и нашли приемлемое решение многих из них. Правда, пока всё это только на бумаге, а именно в резолюции съезда, принятой 19 апреля. Как показывает практика предыдущих форумов, большая часть рекомендаций выполняется, так что секции наверняка работали не впустую. По словам депутата ЗС Сергея Шмидта, все проблемы социально-экономического развития территорий и земельных отношений решаемы при чётком планировании, объединении усилий и эффективном использовании ресурсов. К такому оптимистичному выводу пришли 123 участника заседания секции под руководством Всеволода Севастьянова. Глава Северо-Енисейского района Ишмурат Гайнутдинов считает, что органы МСУ нужно наделить полномочиями по контролю и надзору в природоохранной сфере, для чего предусмотреть штатные единицы госинспекторов по экологии. Это предложение выдвинула секция Юрия Захаринского. Невесёлым получился доклад Петра Микова. По его оценке, село сейчас переживает глубочайший системный кризис: "По сравнению с началом 90-х в крае в три раза сократилось поголовье коров, в пять раз - свиней, 1 000 000 гектаров из трёх миллионов зарастает бурьяном. Безвозвратно потеряно то, что имели, и, если власть не предпримет кардинальных мер, село уже не поднимется. Вот чем обернулась бездумная, недальновидная политика государства, бросившего крестьянина на произвол дикого рынка". Говорил Миков и о немыслимом диспаритете цен, при котором господдержка оборачивается косвенным дотированием монополистов. Депутат ЗС убеждён: если государство не решит эту проблему, национальный проект по развитию АПК обречён на провал. "Когда власть поймёт, что сельское хозяйство - это не только бизнес, а образ жизни, сохранение российского генофонда?" - задал Миков терзающий его вопрос. Не случайно аграрную политику обсуждало около двухсот делегатов - очень уж актуальна тема. Делегаты констатировали, что не выполнено решение III съезда депутатов - не принята краевая программа по социально-экономическому развитию села. Да и Александр Усс в своём докладе говорил, что дельные рекомендации предыдущего съезда выполняются "ни шатко ни валко". При этом исполнительная власть рапортует о достижениях отрасли. В раздаточных материалах к IV съезду читаем: "Красноярский край в сфере агропромышленного производства занимает 8-е место в Российской Федерации по эффективности". По уровню рентабельности сельхозорганизаций у нас третье место, удельный вес прибыльных хозяйств - больше двух третей... То ли депутаты сгущают краски, то ли краевая администрация имеет дело с какой-то другой, передовой отраслью.

Пожар большой реформы

Без сомнения, вне всякой конкуренции на съезде была тема реформы местного самоуправления. Затеянные московскими стратегами преобразования столь кардинальны, что буквально за несколько месяцев перевернули вверх дном привычный уклад жизни в территориях. Многие главы поселений просто в шоке от свалившегося на их голову непомерного груза ответственности, к тому же неоплаченного.

- Очень много проблем в связи с реализацией ФЗ-131, - признаётся Артём Федотов, глава Нижнетерянской сельской администрации Богучанского района. - Создаётся такое впечатление, что государство отреклось от народа, отдало многие свои полномочия местному самоуправлению, а подкрепить их финансами не удосужилось. У нас, например, сейчас обострилась проблема пожарной безопасности. Все посёлки остались практически без противопожарного обеспечения. Особенно это касается жилого сектора, муниципальных объектов. Раньше пожарные машины находились на балансе предприятий, теперь это слишком накладно. И в случае возгорания (а они у нас происходят часто) тушить пожар практически нечем - поселковой власти не на что приобрести технику. Сейчас в федеральном законе насчитывается уже 131 вопрос местного значения. Как исполнять переданные полномочия без финансирования? Этот злободневный вопрос обсуждался на заседаниях, наверное, всех секций съезда.

- Переданные по ФЗ-131 полномочия нам реализовать практически невозможно - всё упирается в финансы, - вторит коллеге Александр Завалин, глава Шадринской сельской администрации Козульского района. - Меня очень волнуют вопросы земельных отношений. После проведённой кадастровой оценки оказалось, что себестоимость наших земель низкая, а ведь именно земельный налог должен наполнять бюджеты поселений. Не удивительно, что налоговая база у нас скудная. Бывшие колхозы и совхозы распались, у акционерных обществ земля не оформлена надлежащим образом, и я не могу с них взять налог, хотя они расположены на нашей территории. Глава одного из сельсоветов Пировского района здесь, на съезде, рассказывал, как ему удалось за год увеличить на 40 процентов доходы поселения. Очень бы хотелось перенять этот передовой опыт. И совсем было бы хорошо, если бы разработанную нашим коллегой программу опубликовал "Красноярский рабочий", чтобы все главы поселений знали, как надо выживать в нынешних условиях.

А вот мнение, высказанное накануне форума "трижды делегатом" подобных съездов, депутатом Канского горсовета Любовью Цевун:

- Законодательство о местном самоуправлении как бы стоит в стороне от проблем, которые мы начинаем решать в соответствии с ним. Получается разрыв. В законе написано одно, а на местах совершенно другое. К примеру, используя ФЗ-131, очень сложно наполнить городскую казну. Земельный налог почти не работает, потому что участки в собственность документально не оформлены, есть проблемы со сбором имущественного налога и так далее. Национальные проекты тоже не должны быть оторваны от жизни. Такие хорошие слова, задумки, но на местах нет средств. Для ипотеки, чтобы сделать доступным жильё, надо ту же землю оформить. В местных бюджетах денег на это нет. В законах должно быть учтено реальное положение дел на местах. Тогда они заработают и принесут пользу. Пока что на бумаге одно, на деле другое. Поэтому и отношение людей к законам негативное. Политики федерального уровня настроены более оптимистично. Например, член Совета Федерации Вячеслав Новиков считает, что проблем, связанных с реорганизацией МСУ, очень много, но "безнадёги нет". В течение этого года можно и нужно наладить межбюджетные отношения. А ещё, добавила Раиса Кармазина, - передать собственность с районного на поселенческий уровень, в первую очередь налогооблагаемую базу. "Мы возрождаем народовластие, формируем местную элиту" - так охарактеризовала неоднозначную реформу МСУ депутат Госдумы. Что ж, как говорится, эти бы слова да Богу в уши.

Из проекта резолюции IV съезда депутатов Красноярского края

Рекомендовать высшим органам государственной власти края:

- завершить административную реформу органов власти, принять меры по широкому информированию населения о новой структуре органов исполнительной власти, полномочиях каждого департамента, агентства, службы; - завершить в 2006 году определение границ муниципальных образований, организовав "переговорные площадки" для достижения компромисса позиций органов местного самоуправления города Красноярска и Емельяновского района, города Игарки и Туруханского района.

Предложить Совету администрации разработать краевую программу "Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на период 2006-2010 годов". Осуществлять централизованный закуп зерна по фиксированным ценам. Предложить Законодательному Собранию и Совету администрации реализовать возложенные на них федеральным земельным законодательством полномочия, обеспечивающие реализацию прав граждан на получение земельных участков и оформление прав на них.

Рекомендовать Совету администрации края:

- более эффективно контролировать выполнение хозяйствующими субъектами принятых на себя обязательств социального характера и действующего законодательства в части предупреждения и профилактики предумышленного банкротства;

- в полной мере использовать правовые рычаги, заставляющие работодателей всех форм собственности строго соблюдать трудовое законодательство;

- совместно с органами местного самоуправления разработать меры, на деле устраняющие административные барьеры для развития малого и среднего предпринимательства;

- разработать и внести в Законодательное Собрание проект закона о комплексном природопользовании в Красноярском крае;

- разработать концепцию региональной экологической политики и программу действий краевых органов власти по её реализации;

- продолжить работу по укреплению материально-технической базы краевых и муниципальных учреждений здравоохранения для получения всеми учреждениями лицензии на осуществление медицинской деятельности;

- разработать и представить в 2006 году в Законодательное Собрание края программы развития сельских школ и детских садов;

- разработать и представить в 2007 году в Законодательное Собрание программу развития начального и среднего специального образования края;

- рассмотреть вопрос об открытии центра социальной адаптации несовершеннолетних;

- рассмотреть предложения по качественному улучшению индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Законодательному Собранию края обратиться в Государственную Думу и правительство РФ с предложениями о внесении изменений в федеральные нормативные правовые акты в части:

- включения в набор социальных услуг бесплатного проезда на пригородном автомобильном или водном транспорте при отсутствии пригородного железнодорожного транспорта;

- увеличения размера базовой части трудовой пенсии до прожиточного минимума, в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- увеличения размера ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, в частности членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

- увеличения базовой части трудовой пенсии на районный коэффициент;

- выделения средств из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности.

***

По результатам работы секций в проект резолюции было внесено 292 предложения. После тщательного их анализа резолюция будет утверждена в окончательном виде в мае этого года.

В документе отражён переход на принципы бюджетирования, ориентированного на результат, то есть не просто финансирование текущих расходов, а постановка конкретной задачи, которую органы власти обязуются выполнить за счёт этих средств. "Важно понимать, что краевая власть держит курс на то, чтобы поддерживать тех, кто хочет работать, - отметил депутат ЗС Алексей Клешко. - Надо от распределительного принципа, в котором много субъективизма, переходить к нормативным формам поддержки муниципалитетов через фонды. На съезде произошёл маленький раскол - районы критикуют краевую власть за централизацию средств, краевая власть за это же критикует Федерацию. Но в отношении поселений районы ведут себя точно также. Поэтому нам вместе надо менять принципы отношения к поселениям". Добавим, что наибольшую сложность при реализации резолюции съезда представляют сорок предложений, которые адресованы федеральным органам власти.