Обзор СМИ за 14-20 апреля 2006 года.

Военный вестник. Хлопоты посредников. Армения изменила свою позицию по Нагорному Карабаху? К визиту Ильхама Алиева в США. Убийца армянского офицера приговорен к пожизненному заключению.

Военный вестник

Нарушения режима прекращения огня

По сообщению бакинского агентства "Тренд", 15 апреля армянские вооруженные силы нарушили режим прекращения огня. С 00.00 до 00.45 с позиций в районе села Ашагы Аскипара и села Мазамли Газахского района были подвергнуты обстрелу расположенные напротив позиции вооруженных сил Азербайджана и село Мазамли. С позиций, расположенных на севере-востоке села Беркабер Иджеванского района Армении, - позиции вооруженных сил Азербайджана близ села Гызыл Гаджилы Газахского района Азербайджана, а с 05.30 до 05.35 с позиций близ села Кармираван Тертерского района были обстреляны расположенные напротив позиции вооруженных сил Азербайджана.

Учащение нарушений режима перемирия на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил напрямую связано с критикой в адрес министра обороны Азербайджана Сафара Абиева, пишет газета "Реальный Азербайджан". Согласно газете, режим прекращения огня и состояние необъявленной войны "по какой-то фатальной случайности (закономерности?) вспомоществовали оставлению Сафара Абиева на должности". "Именно тогда, когда его лично подвергали критике и волна негодования выплескивалась на страницы СМИ, на линии фронта начинались перестрелки и режим прекращения огня нарушался". По данным Министерства обороны АР, пишет газета, в результате нарушения режима прекращения огня за последние три месяца в перестрелках азербайджанская армия потеряла убитыми 18 человек, ранены 12. Какие потери понесла армянская сторона? По данным источников Минобороны Армении, а также электронных армянских СМИ, азербайджанская сторона "неоднократно нарушала режим прекращения огня; ответным огнем были подавлены огневые точки противника". При этом сообщения о погибших и раненых отсутствуют. "Жертв нет! Что это? Дезинформация? С кем же тогда велись перестрелки?" - спрашивает газета.

"Большинство солдат, погибших после достижения режима прекращения огня, погибают не в результате существования неуставных отношений в армии, а от пуль армян", - заявил представитель пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Ильгар Вердиев агентству "Интерфакс-Азербайджан". Комментируя обнародованный ПАСЕ отчет о состоянии прав человека в армиях стран-членов СЕ, где говорится о том, что с 1994 года в результате неуставных отношений в армии Азербайджана погибли пять тысяч солдат, Вердиев заявил, что большинство воинских частей находится на линии фронта в зоне нагорно-карабахского конфликта. "70% армейских частей Азербайджана находится на линии фронта, и поэтому большинство смертей происходит именно там. Очень малое количество солдат погибают по другим причинам: из-за неосторожного обращения оружием, разного рода несчастных случаев. В таких случаях начинается уголовное разбирательство. В нашей армии нет неуставных отношений", - подчеркнул Вердиев. Вместе с тем, "Арминфо" отмечает, что, согласно публикации азербайджанского агентства Day.az от 4 апреля текущего года, по результатам мониторинга, проведенного азербайджанским агентством АПА и подтвержденного Министерством обороны Азербайджана, за первые три месяца текущего года в азербайджанской армии по различным причинам погибли 18 и были ранены 6 военнослужащих. Четверо военнослужащих погибли при пожаре, 5 - в автокатастрофе, 1 совершил самоубийство, 2 погибли в результате снежного обвала, "жизнь 6 из них оборвала вражеская пуля". Погибли 5 офицеров, 2 прапорщика, 1 сержант и 10 рядовых. Пятеро из них погибли вне зоны боевых действий.

Отвечая на вопрос о сообщениях азербайджанской стороны по поводу того, что карабахская армия нарушает режим перемирия, министр обороны Нагорного Карабаха Сейран Оганян заметил, что подобная информация не только не соответствует действительности, но и не укладывается в логику событий. "Я, как глава оборонного ведомства страны, могу еще раз подтвердить, что карабахская сторона остается приверженной режиму прекращения огня. Мы всегда являлись сторонниками мирного урегулирования конфликта, - сказал Оганян. - В то же время, это вовсе не означает, что армянские солдаты должны терпеливо сносить провокации азербайджанской стороны. В случае необходимости мы вынуждены открывать ответный огонь. Что касается заявления азербайджанской стороны, то они преследуют исключительно пропагандистские цели". ("Кавказский узел").

"Не понимаю, почему при нынешних технических возможностях нельзя зафиксировать разделительную линию и, наблюдая сверху, увидеть, какая из сторон меняет свою позицию? Сразу станет ясно, кто готовится к агрессии и кто нарушает режим прекращения огня. Такой контроль в других конфликтах уже осуществлялся - можно это сделать и в нашем случае. Необходимо, чтобы посредники, имеющие соответствующий мандат, были бы в этом вопросе более принципиальны и действовали в соответствии с установленными нормами", - заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" депутат Национального Собрания (НС) Армении Армен Рустамян.

Командно-штабные учения в Нагорном Карабахе

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", 19 апреля в Нагорном Карабахе состоялся 4-й этап 10-дневных широкомасштабных командно-штабных учений. Учения, охватившие почти все армейские подразделения, прошли под командованием министра обороны Нагорного Карабаха, командующего Армией обороны НК генерал-лейтенанта Сейрана Оганяна. За учениями наблюдали президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, министр обороны РА Серж Саркисян. По завершении учений Саркисян отметил, что, несмотря на плохие погодные условия, солдаты прекрасно проявили себя. По его словам, нет ничего удивительного в том, что министр обороны Армении присутствует на воинских учениях Нагорного Карабаха: "Я должен в очередной раз подчеркнуть, что Армения является гарантом безопасности Нагорного Карабаха".

По мнению наблюдателей, учения показали, что карабахская армия готова выполнить соответствующие задания, пишет газета "Лрагир". Учения были призваны привести армейские подразделения в состояние полной боевой готовности и усовершенствовать скоординированность действий различных воинских подразделений. Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян отметил, что карабахская армия с годами становится более профессиональной. По словам министра обороны НК Сейрана Оганяна, особенность нынешних учений состояла в том, что армия была приведена в полную боевую готовность. "Мы обратили особое внимание на скоординированность действий отдельных частей и воинских соединений, а также вовлечение авиации и действия каждого отдельного солдата", - сказал Оганян.

"Командно-штабные учения показали, что Армия обороны НКР без участия третьей силы в состоянии защитить границы республики и выполнить поставленные перед собой задачи", - заявил министр обороны НК Сейран Оганян на пресс-конференции. В ходе учений проверяется и боевая подготовка сил запаса. Как отметил министр, в течение 7 часов силы запаса смогли выполнить поставленные перед собой задачи, а это "означает, что в случае беспрецедентной военной ситуации они смогут предотвратить нападение". В качестве наблюдателей на учениях присутствовал министр обороны РА Серж Саркисян и замминистра, начальник главного штаба Вооруженных сил РА Микаэл Арутюнян. Учения в Нагорном Карабахе начались неделю назад. 19 апреля состоялся смотр заключительной части военных учений. ("Ноян Тапан").

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял заместителя министра обороны Республики Армения, начальника Генерального штаба Вооруженных сил РА генерал-полковника Михаила Арутюняна, принимавшего участие в качестве наблюдателя в плановых армейских командно-штабных учениях Армии обороны НК. Арутюнян отметил, что увиденное уже впечатляет, однако окончательные оценки будут даны лишь после подведения итогов учений. В числе других вопросов собеседники коснулись фактов нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Было отмечено, что подобные инциденты препятствуют установлению взаимного доверия между сторонами. Во встрече принимал участие министр обороны НК генерал-лейтенант Сейран Оганян.

Азербайджан готовится напасть на Армению?

"Армия Азербайджана в течение нескольких дней перейдет в наступление на Армению". Подобную информацию распространила азербайджанская газета "Медиа форум" со ссылкой на турецкий сайт www.hurhaber.com. Сайт сообщает, что "информация получена из дипломатических источников". По информации сайта, "правительство Азербайджана вело очень серьезную подготовку для освобождения Карабаха, и уже официальный Баку принял решение о начале войны". Интенсивность отношений между США и Азербайджаном тоже связана с предстоящими военными операциями в Карабахе. "Hurhaber.com", ссылаясь на дипломатические источники, заявляет, что президент США Джордж Буш примет 20 апреля представителей Азербайджана. Сайт указывает, что "Буш относится положительно к началу военных действий со стороны Азербайджана в Нагорном Карабахе". В информации сайта есть упоминание о том, что "военные операции в Карабахе могут повлиять на мировые цены на нефть". (PanARMENIAN.Net).

"Являющиеся ведущей силой азербайджанской армии офицеры полностью готовы к войне. Несмотря на это, мы стараемся готовить для Вооруженных сил Азербайджана еще более профессиональных и подготовленных офицеров", - заявил начальник Учебно-тренировочного центра (УТЦ) Министерства обороны АР генерал-майор Лянкяран Алиев. По его словам, армия Армении "намного отстает от азербайджанской как в морально-психологическом плане, так и в плане подготовки кадров". "Армяне полагаются на дислоцированную в этой стране российскую базу. И поэтому их национальная армия намного слабее нашей", - отметил он. Алиев также отметил наблюдающийся в последние годы повышенный интерес молодежи к службе в армии. По его словам, юноши приходят в армию подготовленными. "Мы располагаем нормальной базой, позволяющей проводить занятия в соответствии с требованиями НАТО. Уровень подготовки наших офицеров намного выше армянских. Но я считаю, что уровень подготовки находится не на должном уровне. Нам предстоит большая работа для воспитания более подготовленных офицеров", - подчеркнул Алиев. (АПА).

На вопросы бакинского агентства Day.Az ответил руководитель исследовательско-аналитического центра "Мир, демократия и культура" Азербайджана, военный эксперт, участник войн в Афганистане и Карабахе, конфликтолог Рауф Раджабов (интервью приводится с сокращениями).

"В начале 2006 года создано Министерство оборонной промышленности, а на нужды Вооруженных сил Азербайджана из госбюджета выделено 600 миллионов долларов. Готова ли, по-вашему, армия, имеющая кучу проблем - от дедовщины и коррупции до отсутствия внятной военной доктрины - "переварить" такие деньги?

Анализ небоевых потерь, которые понесли Вооруженные силы Азербайджана в течение последних месяцев, свидетельствует об отсутствии в оборонном ведомстве страны признаков реального военного реформирования. Вообще, это отдельная и частично табуированная тема. То же, как понимаете, касается проблемы освоения выделяемых госбюджетом средств. Оговорюсь сразу, что далее разговор будет идти не об элитных, хорошо обученных формированиях, которых не так много, как хотелось бы, а об обычных частях.

Кстати, о нецивилизованных отношениях. Каковы причины дедовщины в азербайджанской армии и как избавиться от этого позорного явления?

Что мы имеем на сегодняшний день? Уровень базовых знаний призывников оставляет желать лучшего, особенно призывников из сельской местности. Сюда же можно отнести состояние здоровья новобранцев и другие проблемы, которые влияют на профессиональную подготовку солдат и сержантов в армии. Кроме того, на качественных показателях армии сказывается разрыв в отношениях между солдатами и офицерами. Некоторые офицеры "делегировали" свои воспитательные функции сержантам и удалились из казарм, а последние, заполучив власть над новобранцами, решают все свои проблемы, порой даже финансовые. Уровень негативных взаимоотношений в армии - это также следствие падения общеобразовательного уровня в средних школах. Однако даже если солдат будут меньше наказывать и больше кормить, проблему комплектования и реформирования армии и даже дедовщины это не решит. Регулярная армия в нынешних условиях и при современном уровне техники и вооружений может быть только профессионально-контрактной, т.е. смешанный принцип комплектования. Однако должен существовать и мобилизационный резерв на случай ведения военных действий, а потому каждый здоровый мужчина должен быть обучен и готов защитить Родину!

С каким противником наша армия столкнется в случае возобновления боевых действий?

Армия Армении насчитывает порядка 61 тысячи военнослужащих (мобилизационный резерв - 300 тысяч человек). На 1 января 2001 года Ереван задекларировал наличие 102 танков, 204 боевых бронированных машин (ББМ), в том числе не подлежащих ограничению ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе. - прим. ИА REGNUM) - 677 единиц, 225 артиллерийских установок калибром выше 122 мм и выше, 8 боевых самолетов и 12 ударных вертолетов. Армения располагает также 32 баллистическими ракетными установками "Скад" класса "земля-земля". В своем боевом составе сухопутные войска Армении по положению на сегодняшний день имеют 4 моторизованные сухопутные бригады, 10 отдельных пехотных полков, 1 артиллерийскую бригаду, 2 зенитно-ракетные бригады. Срок пребывания уникальной по мощи российской базы в Гюмри определен в 25 лет, но он может неограниченно продлеваться. В обязанности российских военных входит прикрытие границ с Турцией и Ираном и несение боевого дежурства в ОС ПВО (объединённая система противовоздушной обороны. - прим. ИА REGNUM) СНГ. Помимо привычных мотострелковых, танковых (90 танков и 200 единиц бронетехники), артиллерийских подразделений (100 артиллерийских установок), в нее входят авиагруппа из 25 истребителей МиГ-29 и 20 военно-транспортных самолетов, а также батарея зенитно-ракетных систем С-300В - 4 пусковые установки. Такого нет ни в одной российской дивизии. Личный состав составляет порядка 3,5 тысячи человек, значительная часть которого - этнические армяне, имеющие российское гражданство. Штаб-квартира 102-й базы расположена в Большой крепости, построенной в 1828 году казаками.

А что собой представляют вооруженные силы так называемой "НКР"?

Нагорный Карабах не является субъектом международного права, а значит, не является участником Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Соответственно, на территории карабахского региона не проводятся международные инспекции. По оценкам аналитиков и военных экспертов, Нагорный Карабах имеют следующие военно-технические возможности. Вооруженные подразделения Карабаха насчитывают около 20 тысяч человек при мобилизационном ресурсе в 60 тысяч, дополнительно 4 тысячи - это различные службы безопасности, вооружение и бронетехника - 316 танков и более 300 "спрятанных", 324 БМП, 322 артиллерийских установки калибром 122 мм и выше, 44 ракетных установки залпового огня (РСЗО), система ПВО, состоящая из модернизированных комплексов С-125 и С-75. Весь 250-километровый участок непосредственного соприкосновения - укрепрайоны с двумя эшелонированными линиями обороны. К этому необходимо добавить не менее 30 тысяч военнослужащих ВС Армении. Следует заметить, что боевая техника и вооружение, находящееся на территории Карабаха, никак не подпадают под действие ДОВСЕ. Добавлю, что сказанное не означает, конечно, что мы должны трястись перед противником. Нет, просто мы обязаны знать о нем как можно больше и мыслить реальными категориями: шапкозакидательство еще никому пользы не приносило..." (Day.Az).

На вопросы PanARMENIAN.Net ответил первый вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов.

"Насколько серьезны заявления Азербайджана о готовности к возобновлению военных действий на карабахском фронте?

К вопросу безопасности всегда нужно относиться весьма серьезно. Обеспечение безопасности - главная функция государства и важнейшая обязанность президента и правительства с учетом сложности ситуации вокруг урегулирования карабахской проблемы. Угроза возникновения вооруженного конфликта и возобновления военных действий вполне реальна. Удержать ситуацию в русле политического урегулирования возможно только балансом военных потенциалов. Преобладание в военной силе одной стороны приведет к новому кровопролитию.

Какова, на ваш взгляд, политика России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта?

У нынешнего российского руководства, к сожалению, нет четкой политической стратегии на Южном Кавказе. Но в отношениях с Азербайджаном и Арменией Россия стремится поддерживать баланс дружественного взаимодействия. Кстати, эта политическая линия уже много лет удерживает ситуацию вокруг Карабаха в мирных рамках.

В последнее время создается впечатление, что Россия пытается упрочить свое положение на Южном Кавказе, прибегая при этом к не очень популярным мерам. Так ли это?

Россия, в лице здоровой части ее руководства, действительно пытается устоять на Кавказе и сохранить свое присутствие и влияние. Для России это важно, чтобы не допустить дестабилизации на своем Северном Кавказе, не допустить размещения военных баз НАТО и проецирования военной силы в глубь российской территории. На мой взгляд, Армения является опорной точкой России на Южном Кавказе. В то же время для Армении жизненно важно иметь союзнические отношения с Россией. Если Армения доверится западным обещаниям, она утратит свою государственность, свою независимость.

Если из зоны российского влияния уйдут Грузия и Азербайджан, не останется ли Армения в изоляции, уповая только на добрую волю России, которая может поступить так же, как в 1921 году, заключив альянс с Ататюрком?

Армения вправе формировать союзнические отношения с кем бы то ни было. Но если это будет раздражать Россию и противоречить ее интересам, Москва может отвернуться от Еревана и перевести отношения на уровень только взаимовыгодных отношений, без каких-либо политических, экономических преференций. Однако это будет противоречить армянским национальным интересам, приведет к изоляции Армении и, возможно, ее разрушению. В России имеется многочисленная армянская диаспора. Думаю, она могло бы внести значительно больший вклад в развитие российско-армянских союзнических отношений". (PanARMENIAN.Net).

Если прислушаться к последним заявлениям из Кремля, то видно, что возобновление войны - не самый худший вариант для России: война отвечает интересам этой страны больше, чем урегулирование согласно плану Запада, отвечает генералу Ивашову бакинская "525-я газета". Нужно также отметить, пишет газета, что, в отличие от американского и французского дипломатов, представитель России в Минской группе (МГ) ОБСЕ Юрий Мерзляков не обращает на себя внимания призывами сторон к примирению. "В этом плане высказывания генерала Ивашова, до 2001 года занимавшего пост начальника Генерального штаба России, можно принять в некоторой мере как подход Москвы к данной проблеме. К тому же руководимая ныне Ивашовым организация представляет собой ведущий в России исследовательский центр по вопросам безопасности".

Наиболее приемлемое решение карабахской проблемы для Азербайджана - это военный путь, так считают 83,0% посетителей сайта независимой газеты "Times.az". 14 апреля завершился проводимый в течение месяца опрос, и были подведены итоги виртуального голосования. Так, 14,7% читателей уповают на дипломатическое разрешение конфликта, и лишь 2,2% все еще остаются безразличными к проблеме. ("Ноян Тапан").

Хлопоты посредников

"Война станет для сторон нагорно-карабахского конфликта наихудшим из вариантов. Война - это новые человеческие жертвы и горе, новые беженцы, новые бессмысленные затраты финансов, которые можно было бы направить на развитие обеих стран. Война ничего не решит. Независимо от исхода этой войны, стороны так или иначе окажутся в ситуации, предшествующей войне". С таким заявлением, сообщает ИА "Де-Факто", выступил на пресс-конференции в Ереване 14 апреля французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье. "Ни при каких обстоятельствах война не может быть решением. Вот почему мы официально и торжественно призываем обе стороны решительно обратить свои взоры к будущему, строить мирный процесс и мир, несмотря на прошлые трагедии. Невозможно вести машину, если все время смотреть в зеркало заднего обзора. Это верный способ попасть в аварию. Не надо вспоминать о том, кто первый начал агрессию, кто первым в истории поселился в Карабахе...", - подчеркнул Фасье. "После Рамбуйе переговорный процесс не умер. Он продолжается", - заверил посредник. Образно выражаясь, сказал он, на встрече президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе, к которой стороны и посредники подошли с наполовину наполненным стаканом, не удалось хотя быть чуть-чуть еще его заполнить. "Конечно, посредники понимали, что наполнить стакан сразу не удастся, но надеялись немного увеличить его содержимое. Это не удалось. Однако наполовину наполненный стакан не перевернулся. Посему переговорный процесс продолжается", - сказал дипломат. Он сообщил, что после Пасхи ожидается новый визит в регион конфликта американского сопредседателя МГ Стивена Манна. Не исключено, что в конце апреля - начале мая сам Бернар Фасье снова посетит Ереван и Баку. "Все эти визиты носят не частный характер, а осуществляются в координации со столицами стран-сопредседателей. 15 апреля я поеду в Москву, где встречусь не только со своим российским коллегой Юрием Мерзляковым, но и с занимающимся вопросом Нагорного Карабаха замминистра иностранных дел РФ Карасиным", - сообщил Фасье. Кроме того, в начале мая сопредседатели МГ ОБСЕ намерены провести консультативную встречу в Москве. После этого посредники уже вместе посетят регион конфликта. Не исключено, что после этого снова будут встречи. Цель этих визитов - воссоздать условия для организации встречи президентов Армении и Азербайджана. "Пока не могу назвать возможные сроки и место этой встречи. Ничего не решено. Надеемся, что удастся организовать ее в июне - июле. Все зависит от того, на что согласятся президенты. Главы стран-сопредседателей считают, что чем раньше, тем лучше", - сказал Фасье. "Хочу также сказать, что, если мы надеемся организовать новую встречу президентов, это значит, что мы готовы представить им дополнительные идеи для обогащения, расширения, развития тех принципов, над которыми уже велась работа. Речь идет и об определенных новых идеях, но речь не идет о новых переговорах, о новом формате переговоров. Форматом переговоров остается и останется сопредседательство МГ ОБСЕ в лице США, Франции и России. Но ясно также, что идет адаптация этого формата. То есть мы уже не удовлетворяемся совместными визитами и совместной миссией. Мы решительно настроены на использование любого повода для урегулирования конфликта. К примеру, для консультаций были использованы визиты Осканяна и Мамедъярова (министры иностранных дел Армении и Азербайджана. - прим. ИА REGNUM) в Москву и Вашингтон. Возможно, такой подход породил у некоторых впечатление об изменении формата. Нет. Речь идет об адаптации содержания формата", - подчеркнул Бернар Фасье.

Комментируя выступление Бернара Фасье, эксперт армянского Центра национальных и стратегических исследований, политолог Степан Сафарян в беседе с агентством "А1 плюс" сказал, что переговорный процесс по Нагорному Карабаху в таком формате обречен на провал и что сопредседатели это и сами осознают". "Просто мировому сообществу необходимо представить окончательную картину провала, после чего можно ожидать серьезных мер в отношении президентов обеих стран. Мировое сообщество чувствует, что президенты не намерены урегулировать конфликт и делают одни пустые заявления. Сопредседатели пытаются дать сторонам еще одну возможность", - сказал Сафарян, уверенный в том, что 2006 год станет "последней такой возможностью".

Визит специального представителя Госдепартамента США по вопросам конфликтов в Евразийском регионе, американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Стивена Манна в Азербайджан состоится 20 апреля, сообщала бакинская "525-я газета" накануне визита. Программа визита не разглашалась. Манн прибыл в Баку из Еревана, куда приехал также 20 апреля. В ходе визита предполагалось изучить позиции конфликтующих сторон по предложениям сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Как сообщает радио "Свобода", 19 апреля в Москве встретились российский и американский сопредседатели Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков и Стивен Манн. "Он (Манн) едет в регион решительно настроенным, в ожидании серьезных и продуктивных встреч", - сказал в интервью "Свободе" Мерзляков. В начале мая намечен визит в регион сопредседателей МГ ОБСЕ. Если будет достигнута договоренность о новой встрече президентов Армении и Азербайджана, будет ли это означать, что для них приемлемы новые предложения МГ? Отвечая на этот вопрос, Мерзляков сказал: "Нет, не означает. Может после встречи сторон часть этих предложений будет принята, а остальные придется переоформить. Все эти вопросы целесообразно обсуждать во время встречи президентов". Согласно "Свободе", свои новые предложения МГ ОБСЕ уже сформулировала, и президенты РА и АР с ними ознакомлены. А вот будут они приемлемы или нет, станет ясным после визита сопредседателей в регион конфликта. А 20 апреля, для участия в очередном заседании министров иностранных дел стран СНГ, в Москву отправятся министры иностранных дел Армении и Азербайджана. В эти дни предусмотрена встреча Мерзлякова с главой МИД АР Эльмаром Мамедъяровым. Встреча с его армянским коллегой Варданом Осканяном не исключена, но конкретной договоренности о ней нет из-за краткосрочности пребывания Осканяна в Москве.

"Пока еще рано говорить о новых предложениях сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахской проблемы. Предложения сначала должны быть сгруппированы и сформулированы, чтобы можно было что-либо сказать по этому поводу. Мы выразим свое мнение лишь в случае поступления какого-либо определенного предложения", - сказал в интервью бакинскому агентству АПА директор отдела международных отношений аппарата президента АР Новруз Мамедов. Он считает, что основными являются позиции не Минской группы, а сторон: "Стороны должны внести некоторые изменения в свои позиции, должны, заняв конструктивную позицию, предпринять серьезные шаги для решения проблемы". Выражая свое отношение к выступлениям французского сопредседателя Бернара Фасье, сказавшего "исходя из последних предложений стороны могут достигнуть 80% своих требований", и россиянина Юрия Мерзлякова, заявившего "в случае удовлетворения сторонами 50% своих требований посредническую деятельность можно считать выполненной", Мамедов отметил, что сопредседатели высказывают предложения, исходя из своих собственных определенных соображений: "Даже мнения сопредседателей не совпадают друг с другом. Для нас основной задачей является освобождение оккупированных территорий, возвращение вынужденных беженцев на исконные места проживания и обеспечение территориальной целостности Азербайджана на основе международных правовых норм".

Армения изменила свою позицию по Нагорному Карабаху?

"До последнего времени мы утверждали, что вопрос статуса Нагорного Карабаха должен быть окончательно решен прежде, чем армянская сторона станет обсуждать вопросы, связанные с устранением последствий военного конфликта: территории, беженцы, мероприятия по безопасности", - заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, выступая 18 апреля в Ереване на открытии 8-го заседания комиссии парламентского сотрудничества ЕС-Армения. По его словам, сегодня эта позиция изменилась, и заключается она в следующем: "Если Азербайджан соглашается с тем, что народ Нагорного Карабаха имеет право на самоопределение, которое может быть реализовано если не сразу, а хотя бы в будущем, то армянская сторона готова уже сегодня обсуждать вопросы, связанные с устранением последствий конфликта - территории, беженцы и другие вопросы безопасности". По мнению Осканяна, это "серьезная уступка армянской стороны". Министр сказал также, что азербайджанская сторона пока никак не отреагировала на данное предложение и сегодня надо больше работать с азербайджанцами, чтобы "они сделали шаг навстречу армянам". Вардан Осканян затронул еще один серьезный вопрос - заявления Азербайджана о возможности вооруженного способа решения конфликта: "Если бы этот конфликт имел бы военное решение, то он уже был бы решен. Нет решения; мы участвовали в двух войнах, и в обеих армяне победили. Однако армяне не считают себя победителями. Мы победили в сражении, и угроза войны не исчерпана, так как Азербайджан продолжает делать милитаристические заявления. Нам нужен мир". Осканян призвал европейцев заставить азербайджанцев прекратить использовать военную риторику. "Им необходимо четко заявить, что никто не позволит им начать войну против Армении. Это очень важно, и я считаю, что в этот процесс должен быть вовлечен Европарламент. Азербайджан должен понять, что нет иного пути решения конфликта, кроме мирного". ("Азг").

К визиту Ильхама Алиева в США

Газета "168 Жам" считает, что нынешняя активизация в карабахском вопросе связана в основном с усилиями американской стороны, более остальных разочарованной итогами Рамбуйе. Газета отмечает, что только за последние 3-4 недели в столице США побывали замминистра иностранных дел Азербайджана, а также сами главы МИД Армении и Азербайджана. Кроме того, в конце этого месяца в Вашингтон поедет и президент Азербайджана, причем планируется его встреча с президентом США. Есть мнение, пишет газета, что США, приглашая Ильхама Алиева, сознательно закрывают глаза на положение с демократией в Азербайджане, фальсификацию прошедших выборов и ситуацию с правами человека, взамен ожидая поддержки по вопросу Ирана. Некоторые аналитики считают, что приглашение Алиева в Вашингтон напрямую связано с готовящейся в США антииранской кампанией и намерением в этом же контексте решить проблему Карабаха. Так, например, по мнению азербайджанского политолога Джафара Гулиева, Вашингтон поможет Азербайджану в вопросе Карабаха, втянув взамен Азербайджан в антииранскую коалицию. Гулиев считает, что США весьма заинтересованы в том, чтобы Баку вошел в эту коалицию, как это случилось в случае с Ираком. "Азербайджанским властям долгое время удавалось вести сбалансированную политику, однако бывают ситуации, когда необходимо делать выбор. В вопросе Ирана Вашингтон попросту не оставил Азербайджану выбора", - считает политолог. По мнению же руководителя отдела по общественно-политическим вопросам аппарата президента Азербайджана Али Гасанова, США, как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, обратит внимание на "вопрос соблюдения территориальной целостности Азербайджана". "Мы очень хотим решить эту проблему в нынешнем году. Необходимо обсудить главные принципы и оказать давление на обе стороны для их применения", - заявил он. По его словам, Азербайджан не просто ждет, а попросту требует от США и других сопредседателей Минской группы оказать давление на Армению.

Азербайджанский политолог Расим Мусабеков считает, что приглашение Ильхама Алиева в США является проявлением возрастающего интереса Соединенных Штатов к геополитике Азербайджана. "Администрация США прагматично предпочла сотрудничество с Ильхамом Алиевым. США являются супергосударством, позиция этого государства в том или ином вопросе имеет важное значение. В настоящее время у Азербайджана много проблем. Даже, руководители стран, не имеющих проблемы, также заинтересованы в налаживании диалога с США на высоком уровне. Исходя из этого, визит Ильхама Алиева в Соединенные Штаты имеет всеобъемлющее значение", - отметил политолог. ("525-я газета").

Может ли визит Ильхама Алиева в США изменить переговорный статус-кво в пользу Азербайджана, как утверждают определенные круги в Армении? Отвечая на этот вопрос газеты "Айоц Ашхар", вице-спикер Национального Собрания Армении Ваган Ованнисян сказал: "Это элементарная спекуляция. По-моему, визит Алиева надо рассматривать в совершенно ином ракурсе - в контексте отношений США-Иран. Конечно, Азербайджан не будет против, более того, попробует заработать дивиденды, выдвигая некоторые условия в ответ на поддержку иранской программы США. Но, думаю, что уровень армяно-американских отношений позволит нейтрализовать возможные угрозы".

На вопросы газеты "Айкакан жаманак" ответил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян (интервью приводится в части, касающейся карабахского конфликта).

"Вас не беспокоит то, что вопрос Нагорного Карабаха может быть рассмотрен или уже рассматривается в контексте иранской проблемы?

Нет, на данный момент мы этого не чувствуем. Процесс идет своим ходом и в соответствии со своей логикой. Если в нашем регионе новые события не произойдут, то, думаю, можно будет сохранить самостоятельность этого процесса.

Однако через неделю в Вашингтоне состоится встреча президентов США и Азербайджана, краеугольным камнем которой, по мнению экспертов, будут вопросы Ирана и Нагорного Карабаха. В частности, говорится о том, что президент США пригласил Ильхама Алиева в Вашингтон с определенными ожиданиями в вопросе Ирана. Соответственно, ответные ожидания президента Азербайджана могут касаться только проблемы Карабаха. Как вы предполагаете отделить вопрос Карабаха от иранского, если визит этот уже состоится?

Если вы имеете в виду, что будет какой-то торг, в котором Азербайджан должен помочь США в иранском вопросе, а США Азербайджану в вопросе Нагорного Карабаха, то это я просто исключаю. Не думаю, что такие торги в стиле США и, кроме того, подобный торг не может привести к положительным результатам. Нельзя сказать, что Алиев приглашен в США только по вопросу Ирана. Я думаю, что существуют многочисленные другие вопросы, в том числе и вопрос Нагорного Карабаха. Я думаю, что сегодня, да, есть возможности работать с Азербайджаном. Сопредседатели должны работать с Азербайджаном для того, чтобы сблизить наши позиции, поскольку Азербайджан, по сравнению с нами, пока находится на экстремальных позициях, почти не соглашается идти на какие-либо уступки, о чем можно судить и по заявлениям самого Алиева. Более того, серьезнейшая проблема связана с воинственными заявлениями, которые негативно влияют как на весь процесс в целом, так и на ситуацию на линии соприкосновения вооруженных сил, где со стороны Азербайджана участились случаи нарушения режима прекращения огня. Вы знаете, что в этом аспекте с Азербайджаном ведется серьезная работа. Сегодня Азербайджан не может самостоятельно решить начать военные действия. Серьезные инвестиции там сделаны именно на основе уверений об исключении возможности войны. Так что сегодня возможности Азербайджана и Алиева в этом плане довольно ограничены. Лишь в случае крайне резких перемен они могут пойти на подобный шаг, что, они и сами это понимают, для них чревато многими негативными последствиями. Включая то, что это станет для них последней попыткой развязать войну, поскольку независимость Нагорного Карабаха будет тем самым легитимизирована.

А какую цель преследовало заявление президента РА о возможности признания Арменией независимости Карабаха? Что это может дать Армении?

Тот факт, что сегодня Армения и Нагорный Карабах находятся в переговорном процессе, хотят вести переговоры, свидетельствует о том, что мы не хотим в одностороннем порядке узаконить или признать все то, что было по сей день. То есть мы хотим, чтобы вопрос получил решение на основе взаимной договоренности. Однако если Азербайджан решается на войну, то это означает, что он желает решить вопрос не на основе компромиссов, а в одностороннем порядке. А это означает, что они нарушают правила игры. Если так, то и Армения может позволить себе дать в одностороннем порядке политическое решение вопросу, что естественным образом приведет к признанию независимости Нагорного Карабаха.

Не приведет ли это, в случае, когда ни одна страна в мире, кроме Армении, не признает независимость НК, к международной изоляции Армении?

Думаю, что если мы признаем НК в результате начала войны - то нет. Могу даже предположить, что будут страны, которые скажут: хватит, Азербайджан уже в третий раз развязывает войну! И признание независимости НК Арменией может стать началом узаконивания независимости Карабаха.

Сегодня сопредседатели заявляют, что, после переговоров в Рамбуйе, готовы сделать президентам новые предложения и что вы и ваш азербайджанский коллега одобрили эти предложения. Насколько эти разговоры серьезны?

Во всем этом есть крупица истины. Постольку поскольку принципы остались прежними, но те вопросы, по которым не удается достичь договоренности, сформулированы несколько иначе, чтобы сделать их более приемлемыми для сторон. Но то, что оба министра одобрили эти предложения - неверно, поскольку одобрить их, в итоге, должны сами президенты. Предложения переданы президентам, и думаю, что во время следующей встречи позиции будут более четкими.

Сопредседатели уже работают в направлении подготовки следующей встречи президентов. По-вашему, не будут ли президенты во время этой встречи в неравных условиях, если до этого президент Армении не отправится с официальным визитом в Вашингтон?

Президенты садятся за стол как равный с равным, обсуждают то, что находится на столе, и согласие будет достигнуто именно там, независимо от того, кто с кем до этого встречался". ("Айкакан жаманак").

На вопросы бакинской газеты "Эхо" ответил российский политолог Сергей Марков (интервью приводится с сокращениями).

"Высказывается мнение, что визит Алиева в Вашингтон стал реальностью в связи с обострением ситуации вокруг Ирана...

Визит президента Азербайджан за океан был запланирован давно и поэтому не является экстраординарным и неожиданным. Он связан не с ситуацией вокруг Ирана, а с интересами США направить каспийскую нефть на международный рынок. Вашингтон сотрудничает с официальным Баку по проекту Основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. И в целом Штаты настроены на объективное развитие отношений с Азербайджаном, результатом чего является запланированный визит. Вторым пунктом переговоров действительно может стать Иран. Ситуация в регионе обостряется. Штатам необходимо знать позицию официального Баку на случай резкого обострения. Но на сегодня это менее значимый вопрос. Поскольку, на мой взгляд, США не намерены развязывать военных действий против Тегерана. Если Иран действительно близок к созданию ядерного оружия, то удары будет наносить ни армия США, а Израиль. А с Тель-Авивом руководство Азербайджана вряд ли будет сотрудничать по этому вопросу.

То есть вы считаете, что США не рассматривают Азербайджан как плацдарм в иранской кампании?

Во время переговоров в Вашингтоне вопрос Ирана, безусловно, будет затронут. США должны быть готовы к возможной войне с Тегераном, возможно, даже теоретической. Поэтому Белый дом будет выбивать какие-то согласия, но до конца дело вряд ли дойдет. Маловероятно, что американцы станут воевать с Ираном.

Что вы думаете о перспективе размещения на территории Азербайджана американских войск? Какова будет реакция Кремля на подобное развитие событий?

Реакция России будет негативной. Нам вообще не нравится, когда чьи-либо войска перемещаются по периметру наших границ. К тому же в последние годы американские войска - это фактор нестабильности.

Среди вопросов, которые планируется обсудить в ходе встреч в Вашингтоне, есть и армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт. Многие говорят о судьбоносности 2006 года в деле разрешения конфликта. Можно ли ожидать, что Вашингтон окажет давление на Армению с целью освобождения оккупированных земель Азербайджана?

Сегодня у США нет возможностей надавить на Ереван. За океаном приближаются выборы, и нынешняя администрация Белого дома не хотела бы портить отношения с очень влиятельной армянской диаспорой". ("Эхо").

Убийца армянского офицера приговорен к пожизненному заключению

Как сообщает бакинская "525-я газета", в Венгрии завершился судебный процесс по делу старшего лейтенанта Вооруженных сил Азербайджана Рамиля Сафарова, обвиняемого в убийстве армянского офицера Гургена Маргаряна. Решением суда Сафаров приговорен к пожизненному лишению свободы. В приговоре также отмечается, что Сафаров в течение 30 лет не имеет права подавать прошение об амнистии. Выразив протест против решения суда, защита сообщила о своем намерении подать апелляционную жалобу. Председатель Организации освобождения Карабаха (ООК) Акиф Наги назвал приговор суда по делу Сафарова заказным и заявил, что "венгерская судебная система доказала свою продажность": "Армяне сумели подкупить судью, это очевидный факт. К сожалению, Азербайджан не сумел принять всех нужных мер для защиты своего офицера. В связи с этим каждый азербайджанец несет по меньшей мере моральную ответственность". Председатель ООК сказал, что этот приговор суда нанесет большой вред азербайджано-венгерским отношениям и что ООК начнет антивенгерскую кампанию: "Мы не допустим, чтобы между Азербайджаном и этой страны были налажены какие-либо связи. С этой минуты мы не допустим въезда венгров в Азербайджан. Они должны понять, что несправедливый приговор Рамилю Сафарову означает разрыв венгерско-азербайджанских отношений. Для нас никакой разницы между венграми и армянами нет".

Как сообщил бакинской газете "Эхо" адвокат Рамиля Сафарова Адил Исмаилов, во время оглашения приговора никак не оговаривался вопрос о возможности экстрадиции Сафарова в Азербайджан для отбытия наказания на родине. "Сразу после приговора Рамиль вновь взял слово и заявил, что обжалует вынесенный приговор. То же самое заявил один из его адвокатов", - сказал Исмаилов. По словам Исмаилова, все прошло спокойно - не было ликования со стороны армян, присутствовавших на суде, не было проявлений беспокойства и возмущения со стороны азербайджанцев.

Баку охвачен акциями протеста, пишет бакинская "525-я газета". Обучающиеся в различных азербайджанских вузах студенты провели акцию протеста против вынесенного Будапештским судом приговора азербайджанскому офицеру Рамилю Сафарову, устроив шествие от станции метро "Элмляр Академиясы" до Аллеи шехидов. Участники шествия скандировали "Свободу Рамилю Сафарову", "Мы гордимся Рамилем" и другие лозунги. Полиция попыталась помешать проведению акции, однако решимость студентов заставила сотрудников правоохранительных органов отступить, сообщает "525". Согласно газете, в городах и районах Азербайджана пройдут акции протеста против приговора Будапештского суда о пожизненном заключении Сафарова. Участники акций выступят с требованиями о пересмотре решения суда и вынесении "справедливого приговора".

"Приговор Рамилю Сафарову стал приговором всей антиармянской политике Азербайджана", - заявил на пресс-конференции представитель Минобороны Армении на судебном процессе Айк Демоян. "Арминфо" напоминает, что 19 февраля 2004 года в Будапеште Сафаров зарубил топором спящего армянского офицера Гургена Маргаряна и пытался убить второго армянского офицера Айка Макучяна. 13 апреля венгерский суд приговорил Сафарова к пожизненному заключению без права на помилование в течение 30 лет. По словам Демояна, публикации в венгерских СМИ и встречи с представителями венгерской общественности показывают, что общество Венгрии считает приговор Сафарову справедливым, тем более, что приговор в конечном счете вытекает из национальных интересов самой Венгрии. "Чтобы страна не превратилась в площадку для сведения счетов в надежде на мягкий приговор и скорое возвращение домой", - пояснил Демоян, напомнив, что в Венгрии работает и учится много армян и азербайджанцев. Представляющая на суде правопреемников Маргаряна армянский адвокат Назели Варданян сообщила детали состоявшихся 4 и 13 апреля судебных заседаний. По ее словам, прозвучавшая 4 апреля речь прокурора, потребовавшего наказания этого "жестокого, бесчеловечного убийства" в виде пожизненного заключения без права на помилование в течение 30 лет, была строгой. Прокурор подчеркнул, что преступление было заранее спланировано. Об этом свидетельствует заранее купленный топор, попытка убийства второго армянского офицера Айка Макучяна, крики Сафарова "выходите, армяне, мы вас всех убьем". При этом было отмечено, что попытка убийства Макучяна была пресечена полицией. Прокурор подчеркнул, что Сафаров злоупотребил гостеприимством Венгрии и преступление должно быть наказано таким образом, чтобы подобное более не повторилось. Венгерский адвокат Габриела Каспар, представляющая интересы правопреемников Гургена Маргаряна, отметила в своем выступлении особую жестокость, основанную на национальной ненависти, и потребовала приговорить Сафарова к пожизненному заключению без права на помилование. В свою очередь, адвокат Сафарова Мадьяр Дьор предложила суду учесть результаты экспертиз, свидетельствующих о полной или частичной невменяемости Сафарова. В своем выступлении она также пыталась доказать, что Сафаров находился в "послевоенном душевном состоянии". В связи с этим суду пришлось напомнить, что Сафаров никогда не воевал, а службу проходил в мирное время. Также было опровергнуто утверждение Сафарова о его плохом знании русского языка (в связи с чем он пытался отказаться от данных ранее показаний). Так, Сафаров сам пояснил разницу между тесаком и топором, что человеку с плохим знанием русского языка сделать, мягко говоря, затруднительно. 13 апреля прозвучала речь Сафарова. В ней он, не высказывая сожаления о содеянном, настаивал на своей невменяемости и том, что, увидев армян, "потерял над собой контроль". По его словам, убивать он не собирался, а если бы собирался "убивать армян", сделал бы это раньше, в Азербайджане или Турции, где есть армянские общины. По словам Варданян, судья, отвечая на заявление адвоката Сафарова о том, что было бы правильно подключить к работе азербайджанских экспертов, поскольку Сафаров представляет неевропейскую культуру, отметил, что не знает какую-либо культуру, где убийство считалось бы героизмом. Назели Варданян сообщила, что армянская сторона представила гражданский иск о возмещении морального и материального ущерба. По предварительным данным, размер иска составит 8-10 млн. флоринов (500 тысяч долларов). Иск выделен в отдельное производство и будет рассмотрен другим судом.