Мэрия против горсовета: кто кого? (Архангельск)

Недавно объявленный мэром Архангельска Александром Донским бойкот горсовету, который выражается в нежелании структур мэрии участвовать в предстоящей сессии, многими воспринимается как апогей их противостояния и кризис власти в городе. В результате решения мэра и его чиновников не участвовать в предстоящей 10-й, юбилейной сессии в повестке дня осталось всего 10 вопросов. Властные амбиции для градоначальника оказались важнее насущных потребностей города, таких, например, как устав и план мероприятий по реализации положений Жилищного кодекса в Архангельске, вопрос о котором теперь исключен из повестки дня сессии.

Затянувшийся и вялотекущий конфликт между мэром и депутатами, о котором ранее не слишком любили говорить обе стороны, снова обострен, и снова по инициативе Донского. После инцидента с депутатом Воробьевым нынешняя ситуация выглядит куда как показательно. О виновности народного избранника пока имеют право судить лишь компетентные органы, однако сам случай мэр Донской явно использует для борьбы с горсоветом, не стесняясь заявляя, со страниц придворной газеты, что "взятки в горсовете берутся с молчаливого согласия депутатского корпуса и благодаря принимаемым большинством голосов решениям". Кстати, как оказалось, общественное мнение другое: опрос, проведенный одним из информагентств, показал следующее: большинство горожан на вопрос "кому нес деньги депутат Воробьев" однозначно ответило - мэру Донскому.

- Подобные огульные высказывания мэра свидетельствуют лишь о его низкой политической культуре и безграмотности в некоторых вопросах, - считает председатель архангельского горсовета Дмитрий Юрков. - То, что мэр говорит о еще каких-то взятках, о некоем молчаливом согласии депутатов, - это домыслы, голословные обвинения. Таковых фактов у него просто нет. А что касается "проверки на взяткоемкость" - все прошедшие проверки МУПов со стороны контрольного управления показали, что там не все чисто. Посмотрите, идет смена директоров - в том же МУП "Горбани" поменялось уже два, личным распоряжением мэра бани розданы в аренду, причем, как в случае с Вологодской, непонятно кому и на каких условиях. Где та открытость и прозрачность, о которой так любит говорить мэр?! Отдельная история - с "Жилкомсервисом", где 170 миллионов рублей, направляемых на капитальный ремонт жилых домов, распределяются котировочной комиссией, в состав которой входит руководство самого "Жилкомсервиса", то есть без проведения аукционов. Так что если где и нужно проверять, так уж точно не в горсовете.

- Можно ли воспринимать отказ мэра работать с депутатами на сессии как обострившийся кризис отношений двух ветвей власти в городе?

- Для нас ситуация, когда чиновники мэрии не являются на сессию, стала привычной. К сожалению, мэр редко появляется на сессии - можно сказать, вообще не присутствует. Однако сессия пройдет в нормальном, спокойном режиме, работа комиссий идет согласно графикам. По сути своей этот конфликт - конфликт двух стилей управления. Стиль мэра можно назвать стилем интуитивного менеджера, который действует эмоционально, по ситуации, а не по намеченному плану работы. Что ж, прогресс обычно базируется на противоречиях, и я надеюсь, эти противоречия между нами будут преодолены. Наведем в городе порядок с имуществом и землей - дальше станет легче. Горсовет вообще более готов к компромиссам.

- Так все-таки, связан ли мэрский бойкот горсовета с инцидентом с депутатом Воробьевым?

- Думаю, что напрямую не связан. Однако косвенно это накладывает отпечаток на наши отношения. Вообще все очень просто. Вступил в силу 131-й закон, который четко разграничивает полномочия законодательной и исполнительной власти. И то, что у первой полномочий стало больше, это факт. Видимо, муниципальные чиновники так это и восприняли - у них отбирают власть. Наверное, идеальным вариантом для мэра был бы самороспуск горсовета. Но ведь нужно же принимать какие-то решения, а согласно закону решения законодательного характера, касающиеся жизни города, может принимать только городской Совет. Думаю, что ситуация рано или поздно стабилизируется, видимо, этому будет посвящен весь летний период.

- Из семнадцати запланированных на будущую сессию важнейших вопросов городской жизни в повестке дня, после поступка мэра, осталось лишь 10. Но ведь и на них, после их утверждения горсоветом, градоначальник волен наложить собственное вето. Что будет в этом случае?

- В этом случае вопросы, на которые наложено вето, будут вынесены на очередную сессию и перед депутатами будет поставлен вопрос о преодолении мэрского вето. И если вето будет преодолено, мэр уже ничего не сможет сделать с этим решением депутатов. Таким образом, мы готовы и дальше отстаивать свое мнение.

- И мэр, и депутаты выбраны горожанами. Как же архангелогородцы должны теперь воспринимать все то, что происходит между двумя ветвями власти?

- Поймите одно: функция горсовета как представительного органа заключается в том, чтобы готовить законопроекты, их обсуждать и принимать. А исполнительная власть, то есть мэр, обязана их внедрять в жизнь, мы же контролируем это исполнение. Такова общая схема, и она работает везде. Депутаты, со своей стороны, не проигнорировали ни одной сессии, ни одной комиссии - это наша позиция. А то, что чиновник отказывается появляться на комиссиях и сессиях, означает, по сути, что он отказывается работать по проблемам города, то есть заниматься своими прямыми обязанностями. Играть в политику - это не его работа, этим должны заниматься политики. Исполнительная власть должна заниматься городским хозяйством, транспортом, тарифами и т. д. - проблем в городе выше крыши!

Образование (Заря)

Национальный проект: проблемы и задачи

ПО телевидению и в печати много говорят о приоритетных национальных проектах, в том числе в образовании. Каковы его цели?

Проект "Образование" разработан в соответствии с инициативами президента России, объявленными 5 сентября 2005 года на встрече с членами правительства РФ и членами президиума Государственного совета РФ. Он должен стимулировать системные изменения по основным направлениям образования России и эффективно содействовать становлению гражданского общества, современного образовательного менеджмента. Образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.

Можно надеяться, что результаты реализации национального проекта в конечном счёте повлияют на сферы жизни нашей страны. Ведь именно образование определяет уровень личности и в конечном счёте судьбу человека. Более того, качество и доступность образования прямо влияют и на национальные перспективы, поскольку формируют уровень человеческого капитала. Поэтому закономерно, что движение к успеху образования стало одним из приоритетов государства.

Каковы направления национального проекта "Образование"?

Он включает в себя девять направлений. Архангельская область примет участие в восьми из них: стимулирование образовательных учреждений (ОУ), активно внедряющих инновационные образовательные программы; информатизация образования (поставка компьютеров, подключение школ к сети Интернет); поддержка талантливой молодёжи; дополнительное вознаграждение за классное руководство; поощрение лучших учителей; расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими; оснащение ОУ школьными автобусами; оснащение ОУ учебно-лабораторным оборудованием для кабинетов физики и химии.

В настоящее время идут выплаты за классное руководство, к сожалению, без северных надбавок.

Как будет проводиться отбор лучших школ и педагогов?

7 марта 2006 года в Министерстве образования был подписан приказ N 46, в котором подробно расписаны критерии конкурсного отбора ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы. Критерии таковы: высокое качество результатов обучения и воспитания; эффективное использование современных образовательных технологий; обеспечение доступности качественного образования; продуктивность реализации программы развития учреждения; создание условий для сохранения здоровья обучающихся; позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению; участие в муниципальных, региональных, федеральных фестивалях, конкурсах; создание условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования.

Если же говорить о критериях конкурсного отбора учителей, то в проекте есть такие пункты: позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года; использование современных информационных технологий; обобщение и распространение собственного педагогического опыта; участие в профессиональных конкурсах; позитивные результаты внеурочной деятельности.

В субъектах РФ путём открытого конкурса и общественной экспертизы государственную поддержку на реализацию инновационных программ по 1 млн. руб. получат 3 тысячи школ (в Архангельской области - 26), денежные вознаграждения президента России по 100 тыс. руб. получат 10 тысяч учителей (по Архангельской области - 86).

Определять лучших будут региональные комиссии, в состав которых войдут представители различных общественных организаций.

Что даст системе образования национальный проект?

Работа рассчитана на длительный срок. Это не разовая акция, а толчок к развитию образования. Самое главное - власть, общественные институты, общество готовы участвовать в этом. Принципы поддержки на конкурсной основе лучших учителей и школ будут содействовать повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества.

В результате реализации проекта будут созданы условия для расширения практики создания в школах попечительских советов, профессиональных сообществ учителей. Закладываются новые подходы к аттестации образовательных программ школ и педагогических кадров. Так, на основании победы в конкурсе лучшие учителя могут быть рекомендованы к присвоению или продлению высшей категории.

В ходе конкурсного отбора будет поддержана практика создания ресурсных центров и опорных школ, предоставляющих качественное образование широкому кругу учащихся и выполняющих функции методической помощи педагогам, способствуя повышению их квалификации. Данные конкурсы стимулируют важное институциональное изменение в системе оплаты труда учителей. Фактически на уровне страны создаётся фонд стимулирования за качество и результативность работы. Это поддержка тех педагогов, лидеров, которые даже в самые трудные времена давали качественное образование своим ученикам, обеспечивали им успешную карьеру во взрослой жизни, использовали и используют новейшие инновационные технологии.

Будем надеяться, что разработанные министерством критерии позволят выбрать лидеров в образовании, и полученные ими средства будут способствовать их дальнейшему профессиональному росту.

Начальство к ним не ходит (Пинежье)

- Когда работали при КБО, к нам в швейную мастерскую много народа обращалось, заказов разных много было, всех обслуживали, - рассказывала как-то ветеран службы быта Анна Афанасьевна Антипина. - Потом предприятие распалось, мастерам- швейникам пришлось работать в одиночку или менять профессию. А население от этого пострадало. Конечно, совсем служба быта не исчезла. Стали предпринимателями мастера по ремонту сложной бытовой техники, ремонту теле- и радиоаппаратуры, часовщики, сапожники, парикмахеры, швейники. Какое-то время они арендовали помещения в том же Доме быта. Но они все больше и больше занимались торговыми точками. Одиночки не могли конкурировать с коммерсантами, слишком высокой оказалась арендная плата. И практически все вынуждены были покинуть привычное и для них, и для населения здание, искать другие помещения. Некоторые устроились в "старом банке", а Дом быта (люди по-прежнему его так называют) превратился в Дом торговли.

В "старом банке" организовала свою мастерскую по пошиву и ремонту одежды и Тамара Игнатьевна Динкова. С 1987 года работала она швеей в КБО. Когда комбинат развалился, ее постигла та же участь, что и остальных. А за плечами был накоплен солидный опыт, поэтому не захотела менять профессию.

- Да и людям помогать надо. Не каждый может позволить себе купить новые вещи. Кому-то надо перешить, отремонтировать. Кто это сделает, если не мы? Не в город же везти - себе дороже будет. У нас же цены вполне приемлемые. И хорошо, что в райцентре уже не одна такая мастерская работает. Все вместе хоть как-то восполняем количество предоставляемых населению услуг, утраченных при развале КБО.

Поработав какое-то время в одиночку, Тамара Игнатьевна поняла, что ей нужна помощница, конечно, не ученица какая-нибудь, а имеющая профессиональные навыки. - Несколько девочек приходили, но меня они не устроили по разным причинам. Одна, например, работала вместе со мной какое-то время. И добросовестная, исполнительная, делала все, что ни скажешь. Однако не проявляла никакой инициативы, самостоятельности, все время приходилось находиться рядом. И пришлось расстаться.

Сейчас с Тамарой Игнатьевной работает Наталья Завернина. Этой хозяйка мастерской довольна, характеризует ее только с лучшей стороны.

Шить новую одежду сейчас, конечно, приходится не часто, хотя это обеим мастерицам по силам. Главные заказы - на ремонт. Иногда бывает не просто привести в порядок порванную куртку или пиджак, но женщины стараются. Вместе обслужили уже не мало клиентов, и ни у кого из них нареканий на качество работы не было.

- Жаль только, - сетует Тамара Игнатьевна, - что начальство к нам никак не придет, не поинтересуется делами. Раньше представители райкома, райисполкома были частыми гостями. Выслушают наши проблемы - и то становится легче. Иногда и помощь какую-то оказывали. Сейчас только и ждем, что налогов да штрафов. Видно, наша власть, разорив налаженную в свое время и стабильную службу быта, решила и нас по миру пустить. В таких условиях понятно, с каким настроением приходится работать.

К сожалению, так думает не только Динкова. Встречаясь с другими мастерами, работающими в том же здании "старого банка", не раз слышал от них подобные разговоры. И под этими словами Тамары Игнатьевны каждый из них мог бы подписаться.

Государство лучше не обманывать (Вилегодская газета)

15 лет назад, 19 апреля 1991 года, был принят Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому граждане, потерявшие по разным причинам работу и ставшие на учет в Центры занятости населения (ЦЗН), стали получать пособие по безработице. Со временем некоторые из безработных стараются обмануть государство. В чем это проявляется и какие последствия ждут "обманщиков" - рассказывает заместитель начальника отдела содействия трудоустройству и обеспечения занятости населения ГУ "Центр занятости населения Вилегодского района" Владимир Викторович Гомзяков.

- Законодательством определено: пособие по безработице выплачивается лишь на период поиска работы. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 закона о занятости выплата его "прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем". Мы предупреждаем под роспись каждого, кто обращается в Центр занятости в целях поиска работы, о правах и обязанностях безработного, об ответственности за совершение мошеннических действий.

В чем они могут проявляться? Это в основном сокрытие безработным, получающим пособие, факта трудоустройства, регистрации в качестве предпринимателя, назначения пенсии досрочно в связи с особыми условиями труда или за выслугу лет, предоставление справки о заработной плате, не соответствующей действительности, как правило, завышенной, предоставление фиктивных документов.

Так, один гражданин предоставил справку о работе в Московской области и заработной плате со всеми печатями и подписями. Однако она вызвала у нас подозрения, и после проверки оказалось, что он даже не работал в этой организации. Конечно же, такого "безработного" мы на учет не поставили.

За прошлый год нам поступило 32 сообщения о нарушениях закона, 30 из которых подтвердились. 29 граждан скрыли, что где-то работали, но об этом нам не сообщили. Все они сняты с учета. Им прекращена выплата пособия. Кстати, в тех случаях, когда сумма незаконно полученного пособия по безработице меньше его минимальной величины (864 рубля) и возмещена гражданином добровольно, в отдел внутренних дел направляются сведения в форме сообщения об обнаруженном правонарушении. В остальных случаях мы должны направлять соответствующие сведения в РОВД уже в форме заявления для возбуждения уголовного дела.

Впервые два случая мошенничества, так по законодательству квалифицируются обманные действия государства, рассмотрены в суде. Две женщины, проживающие на станции Кивер, получающие пособия, устроились на работу и не сообщили в ЦЗН. Об этом факте стало известно не только нам, но и участковому уполномоченному милиции.

Районным отделом внутренних дел на нарушительниц было заведено уголовное дело по статье 159 УК РФ за мошенничество. Им пришлось возвратить незаконно полученные деньги, каждой более чем по 2500 рублей. Кроме этого, одну приговорили к 6 месяцам условно, с удержанием 10% заработной платы в доход государства. На другую наложен штраф в размере 2,5 тысячи рублей. Можно сказать, что они еще легко отделались.

Статья 159 Уголовного кодекса РФ за такое преступление предусматривает штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо арест на срок от двух до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Надо иметь в виду, что не остается без наказания и подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего какие-либо права.

В соответствии со статьей 327 Уголовного кодекса за это суд может наказать ограничением свободы сроком до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы до двух лет. Вот почему мы всех безработных предупреждаем об этом. С государством в такие "опасные игры" лучше не играть.

Учителя без работы (Северный рабочий) Массового сокращения в школах избежать не удастся

Школьники начали готовиться к экзаменам, а несколько десятков учителей - к сокращению. Такого количества увольнений, как планируется в этом году, в школах Северодвинска еще не было. Причина этого известна - демографический кризис конца 90-х годов.

Предполагается, что будут сокращены 72 человека, из них 40 - пенсионного возраста, - такие цифры привел начальник управления образования мэрии Лев Малейков, сделав акцент на слове "предполагается". То есть некоторых педагогов удастся все же трудоустроить, например, на неполную ставку.

- В прошлом году сократили 48 человек, из них 37 были пенсионного возраста. Семи учителям работу нашли, - продолжает Лев Малейков. - Таким образом, фактически сократили всего четырех человек трудоспособного возраста. Всем были выплачены выходные пособия.

Как нас заверили в управлении образования, в каждом конкретном случае вопрос с увольнением решается в индивидуальном порядке. Но против статистики никуда не пойдешь: в новом учебном году количество школьников в Северодвинске уменьшится на одну тысячу. Практически это целая школа.

В 2007 - 2008 годах учеников будет меньше еще на тысячу, потом еще на 300... Только в 2009 - 2010 годах кривая численности школьников медленно поползет вверх. Так что продержаться надо еще три года. Начнутся тяжелые три года, когда школы будет лихорадить: кто следующий в очереди на сокращение?

Решить, кого увольнять, всегда непросто. Нельзя проводить на отдых всех пенсионеров. Ведь за их плечами бесценный педагогический опыт, десятки лет, отданные школе. Они часто сами не успевали обзавестись семьями и собственными детьми. Нельзя лишать работы и молодых учителей, полных сил и энергии.

Не позавидуешь директорам школ, которым приходится делать нелегкий выбор. Расставаться чаще всего они вынуждены с учителями начальных классов, русского языка и литературы, математики.

Так, в 9-й школе под сокращение попадают два педагога трудоспособного возраста. Им была предложена нагрузка на неполную ставку, однако на это условие они пока не согласились. Если и при полной нагрузке наши педагоги получают смешную зарплату, что тут говорить о половине ставки.

В 4-й школе такая же ситуация: возможно, придется расстаться с двумя педагогами непенсионного возраста, энергичными и творческими. А вот в 27-й школе сокращать педагогов пришлось впервые. Только в 11 школах-счастливчиках удастся избежать сокращения. По крайней мере, пока.

Демографический кризис уже докатился и до профтехучилищ. В связи с переходом в свое время начальной школы на четырехлетнее обучение в следующем году практически не будет девятиклассников. Кто сядет за парты в училищах?.. Утешиться можно лишь таким фактом: сейчас снова стали востребованы воспитатели в детских садах. В городе есть несколько вакансий.

А задания предложили очень сложные... (Трудовая Коряжма)

В субботу на базе школы N6 состоялась традиционная городская олимпиада по математике "Юные дарования". В ней приняли участие 120 учеников 5-8-х классов. Как сообщила методист по учебным дисциплинам информационно-методического центра Ольга Чупракова, такое мероприятие проводится в нашем городе третий раз. Оно дает ребятам старт для участия в областных олимпиадах по этому предмету.

Задания для школьников готовил преподаватель Коряжемского филиала ПГУ Владислав Сушков. А после их выполнения он и студенты Кф ПГУ провели с юными "олимпийцами" "разбор полетов".

А задания были очень сложные. Об этом говорит то, что среди шести- и семиклассников никому не присудили первое место. У пятиклассников на первом месте - Елена Шевелева и Екатерина Ильина (обе - ученицы шестой школы). Второе место - у Руслана Ковалева (3 школа) и Александра Перегороди на (школа N7). На третьем - Илона Беляева, Олег Щепинов, Галина Семенкова и Иван Полутов из школ N2, 7, 1 и 6.

Второе место среди семиклассников завоевала Анна Некрасова (четвертая школа). На третьем - Александр Смиренников и Юрий Чупров (школа N5) и Михаил Гомзяков (школа N6).

Любовь Чадаева из седьмой школы - на втором месте среди семиклассников. Третье место - у Владлена Егорова (школа N6) и Светланы Шпикиной (школа N1).

Среди восьмиклассников почти все призеры олимпиады - ученики шестой школы, которые занимаются в классе с углубленным изучением математики у Елены Аввакумовой. На первой ступеньке пьедестала почета - Артем Суетин. На второй - Виталий Тропников и Юлия Лупандина (она из школы N5). Третье место - у Екатерины Застрогиной. Причем Артем и Виталий были признаны лучшими в решении задач.

Каждый участник олимпиады получил свидетельство, а призеры, кроме грамот отдела образования, и денежные премии.

Для юных талантов был организован обед в школьной столовой. Желающие смогли посетить познавательные мероприятия по химии и физике. А после для "олимпийцев" силами художественной самодеятельности шестой школы был организован концерт "Музыкальная фантазия".

Откровения Манушкина (Правда Северо-Запада)

В своё время я, автор этой статьи, вышел из профсоюза студентов ПГУ. Вышел потому, что за годы членства так и не увидел от него конкретной пользы. Хотя исправно платил членские взносы. Я вышел оттого, что на меня начхали профлидеры. Ещё обиднее было наблюдать, как вечерами в профкоме студентов собирались так называемые активисты и напивались - порой до поросячьего визга. Чьи деньги прохрюкивали в профкоме?

Профсоюзные поборы

На минувшей неделе мне удалось встретиться с председателем Архангельской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимиром Манушкиным. Главный активист был откровенен.

По признанию Владимира Манушкина, только 50% членских взносов остаётся у первичной организации. О судьбе второй половины профбосс рассказывает так: "На содержание аппарата может расходоваться не более 35% собранных взносов. 4% перечисляется центральному комитету, 2% отчисляется с каждой организации Федерации профсоюзов Архангельской области. На содержание и работу областного Совета перечисляется 12%".

Учись, студент!

Любопытно и другое, а именно: на что расходуются эти средства? Если мы правильно поняли того же Манушкина, то получается, что деньги в первую очередь уходят на зарплаты, то есть на управленческий аппарат. "У нас в 11 территориях из 25 работают штатные сотрудники - это председатели районных и городских организаций профсоюза, юристы, бухгалтера. Штатные работники есть и в вузах", - пояснил он.

В общем, получается, что и без того бедным учителям приходится колпачить, в том числе - на профбоссов. Маленький пример - Валерий Стрижаков, лидер профсоюзной организации ПГУ. Называл и, насколько мне известно, до сих пор называет себя профсоюзным лидером. Что делает? Я пять лет проучился в ПГУ, но ответить на этот вопрос не могу. Однако за свою деятельность Стрижаков регулярно получает деньги. Как-то даже баллотировался в горсовет. Зачем? Ощущение, что он и сам толком не знал. Тогда голоса за него собирал весь профсоюз. Это не использование служебного положения? Манушкин, наверное, был в припадке откровения: он вломил своих коллег из профсоюза студентов по полной: "В основном у нас там работают студенты. Они не имеют большого жизненного опыта. Порой не хватает элементарного - желания и стремления у профсоюзного актива".

Ну не бездарность ли?

Особое место в истории профсоюза - продажа Дома культуры работников народного образования. Им профсоюз пользовался с 1965 года. А потом вдруг сбагрили его. "К нам обратился департамент образования области с тем, чтобы разместить в нём Центр христианской культуры. Мы согласились. Был заключён договор, согласно которому мы не брали с департамента арендной платы, а они обязались содержать коммуналку и вести текущий и капитальный ремонты. К сожалению, за семь лет аренды они ни копейки не выделили на эти цели. Просто добивали наши помещения и оборудование. Процент износа составил 37%. Профсоюз был вынужден продать здание, так как для его содержания у нас не было ни средств, ни возможностей", - именно так объяснил продажу здания Владимир Манушкин. Почему профсоюз предоставил здание на таких льготных условиях департаменту образования, понять можно. Почему те не платили и почему Манушкин до сих пор молчал? Очень подозрительно. Как всё бездарно и пошло: здание - в самом центре Архангельска и для кого-то уже приносит баснословную прибыль.

И эти люди защищают наши права?!

И ещё. Деньги, заработанные в результате продажи Центра Христианской культуры, в итоге были положены в банк. Они там и по сей день.