18 апреля счетная палата самарской губернской думы доложила на заседании комитета по бюджету СГД о результатах проверки расходования средств областного бюджета, выделенных в 2003-2004 годах и истекшем периоде 2005 года на переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда.

По результатам проверки, за указанное время было выделено 385 млн. руб. (или 12,8%) от запланированного объема средств. Кроме того, в 2003 году семь муниципальных образований, а в 2005 году - пять муниципальных образований совсем не предусмотрели в своих бюджетах расходов на эту программу. За эти годы из ветхого и аварийного фонда переселено 457 семей, что составляет 3,6% от предусмотренного. Из всего аварийного фонда ликвидировано 1,3% от запланированного (это 20,9 тыс. кв.м).

Получается, что 10 млрд. 607 млн. руб., заложенных на реализацию программы, оказывается недостаточно. Поскольку за время ее действия объем зарегистрированного ветхого жилого фонда увеличился в 1,5 раза. В Самаре, например, на момент создания программы было зарегистрировано 600-660 тыс. кв. м ветхого жилья, а в настоящее время его количество увеличилось до 1,5 млн. кв.м. Однако в некоторых случаях, по словам председателя комитета по бюджету губдумы Николая Уткина, проблему можно решить без выселения-отселения жильцов. Еcть технологии, позволяющие, например, "поправить" заваливающийся дом 30-летней давности, не переселяя жильцов, и с небольшими затратами. Эта технология используется с 1996 года и ряд домов уже "поставлен на место".

Кроме того, проверка показала, что в Самаре сложилась непрозрачная система привлечения внебюджетных средств. Существует также практика сноса ветхого жилья за счет застройщиков, практика передачи застройщиками администрации города 12% от общей площади жилых помещений, что еще больше увеличивает стоимость жилья в городе. Кроме того, в Самаре отсутствует очередность предоставления жилья. Есть вопросы и по неравнозначному финансовому участию муниципалитетов в реализации программы (когда средства, выделенные областным бюджетом, в несколько раз превышают сумму, выделенную муниципалитетом).

У счетной палаты также возникли вопросы по размеру предоставляемых квартир. Речь идет о том, что когда сносят ветхий дом, жильцы которого занимают, допустим, 20 кв.м, им должны предоставить жилплощадь не менее 20 кв.м. Но дело в том, что в области нет квартир с общей площадью 20 кв.м. Поэтому переселенцы получают по нормам - 33-34 кв.м. Это, по современным стандартам, размер однокомнатной квартиры.

По итогам проверки можно сделать вывод, что на исполнении программы отрицательно сказался низкий уровень финансирования. А также что головной исполнитель данной программы на первом этапе - минэкономразвития области - с работой не справилось. Оно не разработало правовые, организационные, методологические механизмы переселения граждан, не обеспечило контроль за исполненияем программы и сбор информации от муниципальных образований, а также не разработало процедуру приобретения жилья для граждан-переселенцев, выбора подрядчика для выполнения работ по сносу ветхого жилья и оборудования участков инженерной инфраструктуры.

В итоге получается, что программа сноса ветхого и аварийного жилья нуждается в доработке. И потому комитет решил направить ее на рассмотрение согласительной комиссии по бюджету, - сообщает www.SAMARA.ru.