29 марта, на выезде с территории Шереметьевской таможни, сотрудники правоохранительных органов изъяли 167, 5 тысяч мобильных телефонов, предназначавшихся торговой сети "Евросеть", на общую сумму в 530 млн рублей. Первоначально, эта продукция была объявлена контрафактной, так как, по словам сотрудников управления "К", отсутствовали необходимые документы.

16 апреля следователь по особо важным делам Московской региональной прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Дмитрий Латыш сообщил, что по результатам экспертизы телефонов им возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ - ч. 1 ст. 188 (контрабанда) и ч. 1 ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей). 50 тысяч аппаратов от Motorola были признаны экспертами не соответствующими российским техническим требованиям. В свою очередь, начальник бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД России Борис Мирошников уточнил: "Эксперты установили превышение допустимого уровня излучения. Представьте, если ваш ребенок будет пользоваться телефоном с таким нарушением". По словам участников пресс-конференции, это была первая партия телефонов Motorola C-115, ввезенная в Россию из Бразилии. По мнению следователя, использование этих трубок в России "может создать угрозу здоровью пользователей".

Главный вопрос, который сейчас волнует экспертов, что будет с изъятой партией товара. "Мы все-таки рассчитываем на возврат телефонов, ведь они конфискованы незаконно,- говорит президент "Евросети" Элдар Разроев,- также мы ждем от Motorola очень жесткого ответа на действия силовиков". Разроев не скрывает, что именно Motorola в итоге окажется "крайней" в этой ситуации. "Если мы получим официальный документ о вреде телефонов, мы не будем ничего платить производителю",- поясняет он. С ним соглашается аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: "Этот конфликт скажется на финансовых показателях вендораза третий квартал". В более далекой перспективе, по его словам, бесконтрольные изъятия товара известных вендоров могут привести к снижению кредитного рейтинга России в целом.

Ситацию прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM к.ю.н., председатель Ассоциации "АГОРА" Павел Чиков: "Российские правоохранительные органы все активнее становятся участниками рыночных отношений. Если за рубежом такая активизация случается редко и чаще всего связана с продуманной государственной антикоррупционной программой (можно вспомнить кампанию по борьбе с коррупцией в Италии или в США), то в России искренность намерений силовых ведомств вызывает большие сомнения. Вопрос собственности в России становится проблемой соблюдения прав человека. Следует напомнить, что Россия ратифицировала не только Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, но и первый протокол к ней. В нем установлена обязанность государства защищать собственность. Право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью является правозащитной категорией. Любые незаконные действия власти, направленные на ограничение этого права не просто нарушают закон, речь идет о нарушении прав человека. Резкие, необдуманные и непоследовательные действия МВД России по аресту имущества крупных российских компаний "Евросеть" и "Техносила" уже вызвали недоумение крупнейших мировых производителей. Из-за несвоевременных действий Правительства России по введению новых акцизов огромные убытки понесла российская ликеро-водочная промышленность. По решению Главного санитарного врача России приостановлена реализация алкогольной продукции из Грузии и Молдавии. Причиненные убытки компенсировать никто не собирается. Арест Генеральной прокуратурой России счетов благотворительной организации "Открытая Россия" также лежит в этой плоскости. Следуя прокурорской логике, следует арестовать счета всех контрагентов "Открытой России", работавшие с ней последние четыре года, то есть сотни российских организаций, осуществлявших социальные проекты и оказывавшие помощь уязвимым слоям населения. При этом собственник не получает возможности даже возразить против ареста его имущества, поскольку суд рассматривает такие вопросы без его участия.

В 2005 году 70% арбитражных споров были связаны с судебным обжалованием хозяйствующими субъектами незаконных действий государственных органов. Ситуация уже получила название "правовой войны бизнеса и власти". Самое интересное, что подобными действиями властные структуры не столько вредят бизнесу, сколько ухудшают положение российских граждан. Бремя всех дополнительных издержек коммерческие структуры возложат на потребителей. Сотовые телефоны уже стали менее доступными, цены на них выросли. Тоже коснулось и алкогольной продукции, как следствие, стремительно растет число отравлений суррогатами. Складывается ощущение, что силовые ведомства стремятся в очередной раз показать, "кто в доме хозяин", не задумываясь о негативных последствиях таких шагов и игнорируя общепризнанные международные принципы и стандарты прав человека".