Сегодня, 18 апреля, кассационная инстанция Мосгорсуда оставила в силе решение Чертановского районного суда Москвы и вынесла решение об отказе в удовлетворении жалобы Елены Калмыковой и Геннадия Корнилина на действия органа опеки и попечительства муниципалитета "Чертаново Южное". Таким образом, решение суда первой инстанции о ликвидации этой приемной семьи осталось без изменения, жалоба приемных родителей без удовлетворения.

Как пояснил корреспонденту ИА REGNUM уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Иванович Головань: "Пока я не видел текст определения, но, по всей видимости, кассационная инстанция Мосгорсуда согласилась с мнением райсуда. Я считаю, что это решение неправильное и незаконное и собираюсь обратиться в надзорную инстанцию. Он, по сути дела, ставит крест на всей работе этой приемной семьи. Законы должны отражать существующие отношения в обществе, а не функционировать параллельно с действительностью. Я очень наделся, что кассационная инстанция отменит решение райсуда, которое было пролоббировано органами опеки. Разумеется, мы будем обращаться в надзорную инстанцию и думать, как сохранить эту приемную семью. Мы вносим в Мосгордуму проект "закона о приемной семье", пытаясь их поддержать, ведь в Москве приемных семей всего 8, а в других местах намного больше. Но, вместо того, чтобы помогать этим людям, государство ловит их на каких-то прегрешениях, возникших их из-за юридической неосведомленности. Эта семья избавила целую группу детдома от нахождения в казенных стенах, за это их так отблагодарило государство. Будем подавать жалобу в надзорную инстанцию. Тут не должно быть корпоративного подхода, то, что райсуд был ангажирован, у меня сомнения нет, если за 2 месяца до вынесения решения мне представитель органов опеки говорила, что судья вынесет решение в их пользу".

Приемный сын истцов Павел Клинков, на которого родители получали пособие, изъявил желание по окончании 9 классов средней школы продолжить обучение в Самарском ветеринарном техникуме. Семья неоднократно проводила летние каникулы у друзей Геннадия Корнилова и Елены Калмыковой в Самарской области и согласилась с решением подростка. Кто-то посоветовал родителям оформить отказ от прав на ребенка, чтобы пособие на него переводилось непосредственно в ветеринарный техникум. Не задумываясь возможных юридических последствиях своего поступка, приемные родители предприняли этот шаг, не известив о нем органы опеки. После того, как об этом стало известно в опеке муниципалитета "Чертаново-Южное", органы опеки предприняли весьма спорные меры по "отработке" данного вопроса. Представительница органов опеки приехала за мальчиком в Самарскую область, забрала его из техникума и поместила в детский дом, объяснив мальчику, что родители от него отказались. Таким образом, подростку была нанесена тяжелая психологическая травма, однако, через некоторое время Павел узнал, что его ввели в заблуждение, и стал бороться за свои права, обращаясь во все возможные инстанции, в том числе и к уполномоченному по правам ребенка в Москве Алексею Голованю. После перенесенных потрясений Павел попал в кардиологическую клинику, где перенес операцию по устранению врожденного порока сердца. На данный момент ему исполнилось 18 лет.

Тем временем, органы опеки муниципалитета "Чертаново-Южное" обратились с районный суд с иском о прекращении деятельности приемной семьи по факту отказа от ребенка и ненадлежащем выполнении обязанностей в отношении воспитанника. Суд этот иск удовлетворил.

Органы прокуратуры согласились с претензиями, предъявляемыми к приемным родителям муниципалитетом "Чертаново Южное" о ненадлежащем выполнении обязанностей в отношении воспитанника Павла К., и не обратили внимания на длящиеся, неоднократные нарушения обязанностей органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье и ее воспитанникам, не нашли оснований для вмешательства в ситуацию, связанную с закрытием приемной семьи, формально сославшись на вынесенное судебное решение. После этого приемные родители обратились с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции в Московский городской суд, однако, жалоба осталась без изменения, а иск - без удовлетворения.

Приемная семья Елены Калмыковой и Геннадия Корнилина была создана в 1990 году как семейный детский дом, а затем в связи с изменением законодательства была преобразована в приемную семью. Они помимо 8 собственных детей, воспитали 14 приемных, которые вышли в самостоятельную жизнь и успешно адаптировались в обществе. Многие из приемных детей при усыновлении имели довольно безнадежные диагнозы и низкую вероятность социальной адаптации, особенно, в случае воспитания их детских домах. Пятнадцатилетняя деятельность приемной семьи позволила закрыть целую группу детского сиротского учреждения.

Однако в результате действий со стороны органа опеки и попечительства муниципалитета "Чертаново Южное" приемная семья Калмыковой-Корнилина в настоящий момент фактически не действует.