"Красноярскому губернатору понравилось объединяться".

(Коммерсантъ. 18.04.06. Александр Коновалов)

Вчера главы Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов Александр Хлопонин, Олег Бударгин и Борис Золотарев провели совместную пресс-конференцию, посвященную годовщине референдума, на котором избиратели трех этих регионов проголосовали за слияние в единый субъект РФ. Господин Хлопонин признался, что само словосочетание "годовщина объединения" ему не нравится, так как "носит негативную окраску". "А вообще бы я с удовольствием еще что-нибудь объединил", - мечтательно заявил он. При этом от прямого вопроса, не хочет ли он объединить с Красноярским краем еще и Хакасию (разговоры об этом идут уже давно), губернатор ушел: "Этот вопрос решают не политики и чиновники, а сами люди. Если хакасский народ выдвинет такие предложения, то Красноярский край рассмотрит их".

Заодно господин Хлопонин заявил, что объединение происходит не ради экономических выгод, хотя накануне референдума-2005 его итоги многие увязывали со строительством Богучанской ГЭС и освоением Ванкорского месторождения. "Труба - это экономический проект, и к объединению он не имеет отношения", - ответил губернатор на упрек в том, что "трубу" обещали пустить на Диксон, а она пошла в другом направлении. Тем не менее Александр Хлопонин пообещал, что жизнь населения объединенного края будет намного лучше благодаря пересмотру межбюджетных отношений с центром и появлению "множества бизнесменов, готовых вкладывать в экономику региона".

"Год за троих".

(Российская газета.18.04.06. Андрей Мармышев)

Сибирские губернаторы намерены добыть в географическом центре России коньяк. РОВНО ГОД НАЗАД ЖИТЕЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ЭВЕНКИЙСКОГО и ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ (КАК ВЧЕРА ИХ ЗАПАДНЫЕ СОСЕДИ ИЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УОБАО) ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА ИНТЕГРАЦИЮ В ОДНОМ СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ.

На строительство суперрегиона отпущено два года. Обновленный Красноярский край должен появиться на карте России под бой курантов в новый, 2007 год.

Результатами голосования на позавчерашнем референдуме красноярцы очень довольны. - Я думаю, что семнадцатое число стало знаменательной датой для России, - отметил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. - Надеюсь, это станет хорошей традицией по укрупнению и усилению российских регионов. Очень переживал за наших соседей. Нам не безразлично, что происходит в Иркутской области, - нам вместе предстоит развивать Нижнее Приангарье.

В самом Красноярске отметили годовщину собственного объединительного референдума. По словам Александра Хлопонина, к 1 января 2007 года будут решены все правовые вопросы создания обновленного края. Однако полноценно субъект Федерации начнет работать лишь с мая 2007 года, с момента выборов нового Законодательного собрания и назначения нового губернатора. За год уже можно подвести предварительные итоги. - Мы сегодня приступили к реализации большинства инвестиционных проектов, обозначенных в президентском Указе "О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа", - говорит Александр Хлопонин. - Ведется строительство Богучанской ГЭС, объездной дороги Красноярска, осваивается Ванкорское нефтегазовое месторождение. Началось выполнение национальных проектов.

Единственным исключением стал пункт о переселении граждан из районов Крайнего Севера: с этим пока приходится подождать. Претерпят изменение федеральные структуры, работающие в Красноярском крае. Специально под объединение будут расширены штаты органов внутренних дел. Большую активность проявляют политические партии - готовится слияние их региональных отделений. Решение об интеграции Красноярского края и округов привлекло внимание инвесторов. В прошлом году в экономику региона была вложена рекордная для края сумма. В то же время Хлопонин отмечает, что жители края пока не стали жить лучше. - Мы сегодня строим дом, в котором будем жить все вместе и лучше, - сказал губернатор, - построим и тогда заживем. Но предстоит реализовать еще целый ряд мероприятий.

Главы трех регионов не видят помех для окончательной интеграции. В сентябре 2003 года в географическом центре России - близ эвенкийского озера Виви было подписано соглашение о предстоящем объединении. В ознаменование события на берегу озера была закопана бутылка коньяка.

Теперь губернаторы намереваются ее откопать. Это произойдет в тот момент, как только Красноярский край, Эвенкия и Таймыр официально станут единой территорией.

"Слияние трех лун". (Время новостей.18.04.06. Катерина Гордеева)

В объединенном Красноярском крае хуже всего объединяются федеральные структуры. В то время как вчера в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе считали голоса населения на референдуме, в Красноярском крае, в Таймырском и Эвенкийском автономных округах подводили итоги первого года совместной жизни. Напомним, что референдум по вопросу об их объединении в единый Красноярский край состоялся 17 апреля 2005 года. Тогда большинство населения проголосовало за объединение. 22 сентября прошлого года Госдума приняла федеральный конституционный законопроект об образовании в составе РФ с 1 января 2007 года нового субъекта - Красноярского края. Для завершения формирования исполнительных и законодательных органов власти края законом установлен переходный период в течение 2007 года. 15 апреля 2007 года должны пройти выборы в законодательное собрание объединенного Красноярского края. А не позднее чем через 35 дней после формирования нового регионального парламента президент страны внесет предложение по кандидатуре первого губернатора нового субъекта федерации. До этого времени губернатор Красноярского края является губернатором нового субъекта. Вчера губернаторы Красноярского края Александр Хлопонин, Таймыра Олег Бударгин и Эвенкии Борис Золотарев на специально созванной пресс-конференции, посвященной первой годовщине референдума, заявили, что процесс объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в единый субъект Российской Федерации уже приносит позитивные результаты. По словам красноярского губернатора, за 2005 год единый Красноярский край получил 6 млрд руб. инвестиций, "чего никогда прежде в истории региона не было". На территории края зафиксирован "самый низкий, ниже общероссийского, уровень безработицы", а уже в ближайшие два-три года с помощью реализации новых крупных проектов (освоение Ванкорского месторождения нефти, а также создание комплекса энергопромышленных предприятий в районе Нижнего Приангарья) будет создано около 40 тыс. новых рабочих мест. За прошедший год, по мнению всех трех губернаторов, была проведена большая работа по формированию и экономическому планированию жизни нового региона.

Александр Хлопонин считает, что сейчас "необходимо сосредоточить силы на формировании нового бюджета", так как "до сих пор уровень бюджетной обеспеченности на Северах больше, чем на территории Красноярского края". Он отметил и другие положительные моменты в процессе объединения регионов: оживление строительства Богучанской ГЭС, освоения Ванкорского нефтегазоносного месторождения, а также строительство объездной дороги вокруг Красноярска. При этом г-н Хлопонин признал, что некоторые сферы при проведении объединительного процесса буксуют. В первую очередь это касается реформирования федеральных структур, работающих на территории пока еще трех регионов. Если уже успешно завершено объединение трех представительств МВД России, то слияние, налоговых структур и подразделений судебных приставов еще продолжается.

Серьезные проблемы возникают у объединяющихся регионов и с осуществлением программы переселения людей с севера региона на юг. По-прежнему идет недофинансирование проекта восстановления ложа Богучанской ГЭС. "Из 600 млн руб., необходимых нам в 2006 году, федеральным бюджетом пока выделено только 182 млн. Но, по моим данным, уже есть решение правительства по поводу данного проекта", - сказал вчера красноярский губернатор.

Красноярский губернатор вчера заверил журналистов, что вопрос объединения Хакасии и Красноярского края в повестке пока не стоит. "Хотя с экономической и исторической точек зрения мы достаточно сильно увязаны, но вопрос целесообразности объединения должны решать жители Хакасии и Красноярского края", - сказал г-н Хлопонин. По его словам, "объединение - решение живущих на этих территориях людей и их инициатива", а "не решение чиновников или губернаторов". При этом он подчеркнул, что "если такая инициатива будет выражена, мы, как власть, сделаем все необходимые шаги, организационные и политические, для того, чтобы волеизъявление народа произошло".

"Самолет для севера".

(Российская газета.18.04.06. Андрей Кульчицкий)

В Красноярском крае намерены возродить малую авиацию. В скором времени малую авиацию Красноярского края ожидают перемены: власти планируют создать альянс авиаперевозчиков. Когда-то в аэропорту Мотыгино было не продохнуть от пассажиров. Несколько рейсов в день, в самолетах - ни местечка. Сегодня все иначе. В лучшем случае - один вылет в сутки. И это при том, что малая авиация - практически единственный вид транспорта, что соединяет северные поселки с Красноярском и другими крупными населенными пунктами. Мотыгино - не единичный случай. Подобная ситуация вообще характерна для красноярского Севера: в девяностые годы здесь закрыли почти двести аэропортов.

С одной стороны, летать стало очень дорого. С другой - ворох проблем, из-за которых малая авиация влачит сегодня едва ли не жалкое существование. - Региональные перевозки - это узко ограниченный рынок, - говорит руководитель агентства промышленности, энергетики и транспорта администрации Красноярского края Денис Пашков. - Абсолютное большинство авиалиний в крае безальтернативны.

В отличие от соседних Новосибирской или Кемеровской областей жители красноярского Севера не могут воспользоваться услугами железнодорожного или автомобильного транспорта. По мнению аналитиков, развитию малой авиации в регионе мешает узкая маршрутная сеть, рост цен на горюче-смазочные материалы (доля топлива в стоимости полета составляет до 40 процентов), устаревший авиационный парк. И если ситуация не изменится, то через каких-то пять - семь лет летать на местных авиалиниях вообще будет не на чем. Срок эксплуатации самолетов Ан-24 и Ан-26-100, что используют большинство красноярских авиаперевозчиков, подходит к концу. Самостоятельно же обновить парк не под силу большинству региональных компаний. Не в лучшем состоянии находятся аэропорты. - Большинство из них имеют износ 90 процентов, - говорит директор одной из региональных авиакомпаний Николай Никифоров, - большинство наших северных аэропортов были построены в послевоенные годы.

Сейчас аэропорты находятся в федеральной собственности. В перспективе их будут передавать на баланс субъектов Федерации. Власти Красноярского края считают целесообразным объединить портовое имущество в рамках одной управляющей компании. При этом будут выделены приоритетные объекты, развитие которых будет вестись в первую очередь. Речь идет об аэропортах Туруханска, Светлогорска, Игарки, Кодинска, Богучан, Мотыгино, Северо-Енисейска, Байкита, Туры и Диксона. В единую структуру предстоит объединиться и малым авиакомпаниям. Основой альянса должна стать государственная компания. Фактически такая структура уже есть. Сейчас она находится в собственности Эвенкийского автономного округа и владеет 27 единицами авиационной техники. После объединения Красноярского края с Эвенкией и Таймыром она переходит на краевой баланс. - Можно сказать, это является началом создания краевой авиакомпании, - считает губернатор Эвенкии Борис Золотарев.

"Снизу вверх".

(Эксперт. 17.04.06. Алексей Грамматчиков)

В Красноярском крае стартует один из крупнейших кластерных проектов современной России - развитие Нижнего Приангарья. Его реализация может удвоить экономические показатели региона и увеличить ВВП всей страны на три процента Сибиряки неспроста называют район Нижнего Приангарья медвежьим углом: до сих пор он остается одним из наименее развитых регионов Восточной Сибири. Если верховья великой сибирской реки Ангары активно осваиваются вот уже две сотни лет, там находятся такие крупные города с развитой промышленностью и инфраструктурой, как Иркутск, Ангарск, Братск, то ниже по течению до сих пор "поет зеленое море тайги". Тут лишь изредка попадаются небольшие города и поселки, а на территории Нижнего Приангарья площадью 260 тыс. кв. км сейчас проживает порядка 135 тыс. человек - то есть по полчеловека на каждый квадратный километр, что остается одним из самых мизерных показателей в мире.

Между тем потенциал Нижнего Приангарья огромен. Этот район без ложной патетики можно назвать кладовой Сибири: леса здесь столько же, сколько во всей Архангельской области (30 млн га, из которых 86% составляет высококачественная хвойная древесина); залежи полезных ископаемых воодушевят любого геолога (13% от общероссийских запасов золота, 31% - свинца, 30% - талька, 15% - марганца, 2% - железа); наконец, у района значительный задел углеводородов (подробнее об этом - в материале "Нефтегазовая атака"). Понимая, какими сокровищами владеет, руководство Красноярского края вместе с федеральным центром давно пытается приступить к освоению Нижнего Приангарья.

Еще в 1995 году правительство страны одобрило федеральную программу развития этого района, однако ее реализации помешал дефолт, а также то, что освоение Нижнего Приангарья преимущественно предполагалось вести за счет федерального бюджета. В общей сложности на экономические программы региона планировалось выделить 106 трлн рублей в ценах 1995 года, но государство, обремененное другими проблемами, просто не потянуло эту сумму.

Зато в последние несколько лет руководству края удалось разработать вполне реалистичный план освоения Нижнего Приангарья. Ведущая роль в нем отводится уже не государственным, а частным инвестициям, которые должны в семь раз превысить предполагаемые бюджетные вливания. Вложения независимых компаний в бизнес-проекты развития региона могут составить порядка 5,2 млрд долларов, в то время как бюджетных средств планируется получить порядка 760 млн долларов. "Программа развития Нижнего Приангарья - это хороший пример взаимодействия государственного и частного капитала, - говорит Булат Столяров, директор Института региональной политики, одного из основных разработчиков программы. - Предполагается, что государство должно вкладывать средства в развитие инфраструктуры (в основном в строительство автомобильных и железных дорог), а бизнес - непосредственно в создание новых крупных предприятий".

Жизненная энергия Новая программа развития Нижнего Приангарья рассчитана на два этапа. Первый намечено осуществить в ближайшие четыре года (с 2006-го по 2010-й). Он предусматривает запуск ряда крупных промышленных предприятий и создание необходимой для них инфраструктуры. При этом ключевой составляющей программы развития территории становится достройка Богучанской ГЭС. Этот энергетический объект, который должен вдохнуть жизнь в промышленность и экономику региона, ждет инвестиций вот уже более двух десятков лет. ГЭС начали возводить еще в 1975 году, станция с проектной мощностью 3000 МВт замышлялась как гигант индустрии всего Ангарско-Енисейского региона с перспективой экспорта электроэнергии в Казахстан и Китай. Однако до распада СССР Богучанскую ГЭС удалось построить только на 60%. В 90-х годах стройка окончательно встала, и РАО ЕЭС до недавнего времени с трудом выбивало средства лишь на то, чтобы сохранить от разрушения уже возведенное.

Свет забрезжил в конце 2003 года, когда губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предложил использовать для достройки станции средства частных инвесторов. В конце 2004-го консорциум независимых консультантов рекомендовал достроить ГЭС за счет средств ГидроОГК - компании, в состав которой вошли гидрогенерирующие активы РАО ЕЭС. Позже к основному инвестору присоединился "Русал", заинтересованный в электростанции в связи с планами строительства нового алюминиевого завода. В результате проект достройки ГЭС был взят под патронаж так называемым БЭМО - Богучанским энергометаллургическим объединением. Работы на объекте развернулись в январе нынешнего года. Общая сумма инвестиций в его достройку составит 1,5 млрд долларов, причем сугубо государственных затрат заложено лишь на 310 млн - эти средства пойдут на подготовку к затоплению зоны Богучанского водохранилища. Объявлено, что строительство осуществят в два этапа: к 2009 году будет введена в строй первая очередь общей мощностью 1620 МВт, а в 2012-м весь объект выйдет на проектную мощность, вырабатывая 3000 МВт электроэнергии. Второй крупнейший проект развития Нижнего Приангарья - строительство основного потребителя энергии Богучанской ГЭС, алюминиевого завода. Новое предприятие должно стать одним из крупнейших по производству этого металла в России (проектная мощность - около 600 тыс. тонн алюминия в год). Одним из его преимуществ станет то, что часть сырья будет поставляться предприятием, расположенным в Красноярском крае, - Ачинским глиноземным комбинатом (остальное планируется получать из Республики Коми, а также с Украины и из Австралии через порты на востоке России).

Проблему доставки сырья предполагается решить с помощью уже существующей инфраструктуры. Новый завод будет строиться в районе железнодорожной станции Карабула (поселок Таежный), которая является конечной точкой ветки, ведущей в Нижнее Приангарье. А в ходе строительства завода решено использовать автомобильную дорогу Канск - Абан - Карабула, которая уже сейчас находится в хорошем состоянии и почти не требует дополнительных вложений.

Что же касается финансирования строительства, то, согласно уже подписанным договоренностям, его будут осуществлять "Русал" и ГидроОГК через объединение БЭМО. Старт строительства алюминиевого завода намечен на следующий год, завершение - на 2009-й. Общий объем инвестиций составит порядка 2,1 млрд долларов.

Чем дальше в лес Важнейшей составляющей первого этапа освоения Нижнего Приангарья должно стать развитие лесопромышленного комплекса региона. Лесозаготовка и сейчас является одной из ключевых отраслей на этой территории, хотя вся деятельность основана на примитивных операциях: в основном речь идет о простой вырубке леса и отправке кругляка в Китай. Как и в других районах страны, здесь очень распространены теневые схемы, когда вырубки ведутся несанкционированно, в обход действующих норм и квот. Кардинально изменить состояние лесной отрасли в регионе позволит создание предприятий по переработке леса, прежде всего современных целлюлозно-бумажных комбинатов. Первый ЦБК в Нижнем Приангарье предполагается создать в деревне Ярки Богучанского района. Выбор места для этого предприятия объясняется прежде всего тем, что именно здесь должна быть проложена ЛЭП на участке Богучанская ГЭС - Раздолинск (ее строительство позволит снять проблему дефицита электроэнергии в западных частях Нижнего Приангарья). Кроме того, преимуществом Богучанского ЦБК станут огромные лесные массивы прямо под боком предприятия, особенно на правом берегу Ангары, где до сих пор сохранились практически нетронутые леса. Однако их освоение связано с необходимостью серьезного развития дорожной сети. Прежде всего речь идет о возведении автомобильного моста через Ангару. Его планируют поставить в районе деревни Ярки, что позволит физически дотянуться до бескрайних лесных массивов на правобережье реки. По расчетам, мост вместе с дорогой Богучаны - Ангарский обойдется в 150 млн долларов, финансирование этого важного инфраструктурного объекта является статьей госбюджета.

Чуть дороже, в 178 млн долларов, может вылиться строительство 45-километровой железнодорожной ветки Карабула - Богучаны - Ярки, которая тоже жизненно важна для всех новостроек Нижнего Приангарья, включая ЦБК. Руководство края надеется, что эти средства тоже будут выделены из государственной казны (например, из Инвестиционного фонда Российской Федерации, из Красноярска туда уже отправлены соответствующие заявки).

Что касается инвесторов для строительства самих предприятий, то они уже есть. Администрация Красноярского края недавно подписала соглашение с Внешэкономбанком, который берется за организацию финансирования работ при возведении Богучанского ЦБК. По оценкам, стоимость нового комбината составит около 1 млрд долларов, что позволит выпускать до 700 тыс. тонн целлюлозы в год и окупить все затраты всего за 7-11 лет. Ожидается, что строительство ЦБК начнется в течение ближайшего года. Однако в перспективе к нему могут добавиться и другие лесоперерабатывающие предприятия. Уже в 2009 году планируется начать строительство еще одного крупного ЦБК - в Лесосибирске. А в том же районе Богучан может появиться завод по выпуску МДФ-плит, способный ежегодно производить до 250 тыс. кубометров высококачественного продукта. Достать из-под земли Второй этап освоения Нижнего Приангарья рассчитан на более отдаленную перспективу - 2011-2015 годы. И связан он в основном с освоением полезных ископаемых, скрытых в недрах этого региона. Например, крайне перспективным считается одно из самых крупных месторождений марганца в России - Порожинское. Оно было открыто чуть более двадцати лет назад, его запасы карбонатных руд с содержанием марганца оцениваются в 75 млн тонн. Специалисты констатируют: начало разработки этого месторождения способно кардинальным образом решить проблему нехватки марганца в России. Дело в том, что почти все уже освоенные залежи этого металла находятся на территории Украины и Казахстана, откуда он и поставляется на российские металлургические предприятия. Добыча марганца в Нижнем Приангарье снизит зависимость от импорта и может благоприятно повлиять на развитие всей российской металлургии. Пока объемы инвестиций (равно как и компании, которые займутся разработкой Порожинского марганцевого месторождения) не называются: ожидается, что все станет более или менее понятно года через два-три. Однако интерес к разработке этого месторождения уже сейчас открыто проявляет целый ряд компаний, в том числе такие крупные, как Евразхолдинг. Впрочем, некоторые смотрят еще дальше, на этап переработки: возможность строительства обогатительного комбината на базе месторождения рассматривает УГМК-Холдинг. Другой потенциально мощный проект второго этапа развития Нижнего Приангарья - разработка Тагарского железорудного месторождения, разведанные запасы которого оцениваются в 263 млн тонн. Такой объем сырья обещает стать весьма лакомым куском для любой металлургической компании, а потому руководство края рассчитывает привлечь в строительство предприятий по переработке железорудного сырья порядка 2,5-3 млрд долларов (в качестве потенциальных инвесторов рассматриваются "Мечел", ММК, НЛМК, "Северсталь" и ряд других компаний).

Наконец, планы разработчиков программы развития Нижнего Приангарья связаны с Горевским месторождением свинца, которое входит в тройку крупнейших месторождений этого металла во всем мире. По мнению специалистов, здесь сосредоточено около 31% всего российского свинца. Добыча руды оценивается в 1,8-2 млн тонн в год, а выпуск свинца может составить 80-100 тыс. тонн в год. Эксперты отмечают, что сегодня потребности российской промышленности в свинце составляют порядка 100 тыс. тонн в год, и пока этот металл (как и марганец) в основном приходится ввозить в страну из-за границы. По мнению экономистов, строительство нового завода по выпуску свинца займет от двух до четырех лет и может стоить порядка миллиарда долларов.

Правда, добыча свинца на Горевском месторождении сопряжена с большой сложностью. Состоит она в том, что значительная часть ценного металла залегает под руслом Ангары, а потому весьма велик риск загрязнения реки. Впрочем, при дополнительных инвестициях в экологическую безопасность вероятность этого можно свести к минимуму, и район Нижнего Приангарья реально превратится в одну из самых значимых промышленных территорий востока России.

"Губернаторы вспомнили о коньяке".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 18.04.06, Александр Коновалов)

Который они закопали перед референдумом по объединению. Вчера губернаторы трех частей объединенного Красноярского края - Александр Хлопонин, Олег Бударгин и Борис Золотарев провели совместную пресс-конференцию, посвященную годовщине референдума по слиянию этих территорий. Александр Хлопонин впервые признал, что объединение проводилось не ради экономических проектов, однако не уточнил, для чего именно. Господин Хлопонин был "в ударе" и не скупился на обещания: национальный университет, два крупных ЦБК, инвестиции в экономику. Его коллеги вели себя гораздо скромнее: господин Бударгин практически всю пресс-конференцию промолчал, а Борис Золотарев проявил активность лишь во время обсуждения перспектив малой авиации, нечужого ему бизнеса.

Пресс-конференцию в Красноярске, посвященную объединению Красноярского края, Александр Хлопонин открыл поздравительной речью в адрес соседней Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, жители которых накануне также выразили желание жить вместе. Губернатор порадовался за соседей. "А вообще бы я с удовольствием еще что-нибудь объединил", - мечтательно заявил губернатор. При этом от прямого вопроса, не хочет ли он объединить Хакасию с Красноярским краем, господин Хлопонин ушел, а всю ответственность переложил на жителей республики. "Этот вопрос решают не политики и чиновники, а сами люди. Если хакасский народ выдвинет такие предложения, то Красноярский край рассмотрит их", - заключил он. Интересно, что если раньше господин Хлопонин говорил, что край объединяется ради экономических выгод (строительство Богучанской ГЭС и освоение Ванкорского месторождения во время референдума тесно увязывали с его итогами), вчера он неожиданно заявил, что это не так. "Труба (Ванкор - "Ъ") - это экономический проект, и к объединению он не имеет отношения", - ответил он на упрек одного из журналистов, напомнившего, что злополучную "трубу" обещали пустить на Диксон, а в итоге она пошла в другом направлении. Но про экономику Александр Хлопонин не забыл и пообещал, что жизнь населения объединенного края в следующем году будет намного лучше. По словам красноярского губернатора, неверные межбюджетные отношения между Москвой и регионами будут пересмотрены, и регионам-донорам станет жить легче. Правда, что же конкретно изменится, губернатор не сказал. Вообще, конкретных цифр Александр Хлопонин старался избегать. Он лишь пообещал Красноярску один национальный университет, заметив, что окончательное решение по нему будет принято лишь в мае, два ЦБК, а также "множество бизнесменов, готовых вкладывать в экономику региона".

Коллеги господина Хлопонина вели себя не в пример скромнее и спокойнее. Губернатор Таймыра Олег Бударгин и губернатор Эвенкии Борис Золотарев отвечали на вопросы редко и говорили лишь об узких проблемах своих регионов. Лишь однажды господин Золотарев не выдержал и перебил своего "старшего" товарища, заявив журналистам, что "малая авиация в едином крае будет развиваться на базе компании "Эвенкийские авиалинии"". Впрочем, Александр Хлопонин тут же "поправил" коллегу и заявил, что этот вопрос "на самом деле не решен". В конце же пресс-конференции губернаторы вспомнили о коньяке, который они закопали перед референдумом и пообещали общественности его "откопать и выпить".

"Что нам стоит дом построить?".

("Красноярский рабочий", 18.04.06, Юрий Чувашев)

Вчера под флагом единения Большого Красноярья прошла совместная пресс-конференция губернаторов края, Таймыра и Эвенкии Александра Хлопонина, Олега Бударгина и Бориса Золотарёва.

Встреча с прессой носила подчёркнуто отчётный характер, поскольку, как известно, ровно год назад, 17 апреля 2005 года, состоялся референдум, на котором жители Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов высказались за объединение. И поскольку пришла пора власти отчитываться за успехи и неудачи на этом пути, разговор, как и следовало ожидать, шёл сразу обо всём - и о Ванкоре, и о Нижнем Приангарье, и о национальных проектах, и о переселении людей с севера на юг, и о реализации президентского указа по социально-экономическому развитию единого региона, и ещё о многом другом, о чём будет рассказано в ближайших номерах газеты.

Тон общению с прессой - согласно иерархическому статус-кво - оптимистично задавал губернатор края. Александр Хлопонин напомнил местным и приезжим журналистам, что новый субъект Федерации, объединённый Красноярский край, юридически начнёт функционирование с 1 января 2007 года - ещё с прежней законодательной властью. Выборы же нового состава Законодательного Собрания пройдут в апреле 2007 года, и уже к маю будущего года в регионе будет сформирована новая законодательная власть и выдвинута кандидатура губернатора. После чего новый субъект РФ заработает реально и полноценно. А пока что, убеждён Хлопонин, надо продолжать строительство нового дома, не забегая вперёд с вопросом о том, как именно в нём живётся уже сегодня.

"Не берите пример с Госдумы!".

("Красноярский рабочий", 18.04.06, Юрий Чувашев)

Самый, пожалуй, эффективный, а потому и полезный для края депутат Госдумы - Валерий Зубов. Чтобы сделать такой вывод, достаточно проанализировать хотя бы только его законотворческую активность и участие в развитии межбюджетных отношений между регионом и Федерацией. Причём на всякий предмет, достойный обсуждения, у Зубова наличествует собственное мнение, вполне компетентное и далеко не всегда укладывающееся в прокрустово ложе официоза. Вот и накануне краевого съезда депутатов он попросил слова на страницах "Красноярского рабочего".

- Валерий Михайлович, что за напутствие созрело у вас в адрес коллег по депутатскому корпусу?

- Я хотел бы поставить несколько вопросов, от рассмотрения которых на съезде, по моему глубокому убеждению, уйти никак нельзя. Во-первых, насколько сегодня самостоятельна и независима законодательная ветвь власти? Прямо скажу - я хотел бы пожелать моим коллегам в крае не брать пример с нас, с Государственной Думы. То, как сейчас ведёт себя Госдума, - не пример для подражания. Фактически большинство думцев уклонилось от своей главной обязанности - добросовестно работать над законами. А ведь мы, законодатели, по Конституции самостоятельная ветвь власти. И когда избиратели доверяли нам депутатские мандаты, никто не снимал с нас обязанности инициировать законы, приводить аргументы, не только соглашаться с правительством страны, но и спорить с ним. А просто штамповать те законы, что вносят в Госдуму правительство или администрация президента, я думаю, неправильно. Сейчас по целому ряду направлений жизни страны видно, что от законодательных органов, в том числе и от Госдумы, очень многое зависело при принятии решений в недавнем прошлом. Но так как депутаты различного уровня уклонились от ответственности за эти решения, то мы сегодня и имеем в стране то, что имеем. Так что, на мой взгляд, самый первый и важный вопрос, который следует обсуждать на съезде, - это определение реального места и функций законодательных органов в общей системе государственной власти, в соответствии с Конституцией России.

- С этой проблемой впрямую связана и тема выборов в Законодательное Собрание края весной будущего года.

- Это достаточно ответственный этап, поскольку будут первые выборы в восстановленном крае. Мы должны работать на то, чтобы выборы-2007 чётко и однозначно показали, что ничего в нашей общекраевой семье не поменялось. Мы как были едины, так и остались. Несмотря на ту временную ситуацию, которая была связана с финансовой самостоятельностью регионов.

- А в чём вы видите особенности предстоящих выборов?

- Фактически это будут праймериз (предварительное голосование) выборов в Государственную Думу, которые пройдут осенью будущего года. А потом, в 2008 году, состоятся выборы президента страны. Поэтому нет сомнений в том, что Красноярский край снова будет в центре внимания, нас опять станут называть Нью-Гемпширом (американский штат, по итогам голосования в котором традиционно прогнозируются результаты выборов в США в целом - Ю. Ч.). И если в крае, не дай бог, сложится такая ситуация, как в целом ряде других регионов страны, где просто расчищается "поляна" и под видом выборов штампуется результат, заранее обговорённый в высоких кабинетах, то это будет плохой сигнал для всей страны. А если выборы-2007 у нас в регионе будут проходить открыто, честно и демократично, в конкурентной борьбе идей, без придирок к каким-то запятым в документах, то Красноярский край, наоборот, сможет выступить лидером в общедемократическом процессе в стране и показать хороший пример другим регионам.

- На съезде много будет говориться о местном самоуправлении. Как вам видится развитие этого процесса?

- Сейчас в Госдуму вброшен пробный шар по поводу отмены МСУ. Три депутата-"единоросса" внесли законопроект, согласно которому губернаторы получают возможность временно изымать ряд полномочий у мэров. Фактически это очевидное изменение Конституции страны. Ведь что такое МСУ? Это же не просто кусок территории, но прежде всего ещё и власть со своими полномочиями, и право людей формировать эту власть. Но если всё население страны хотят оставить в дураках, то тогда, конечно, нужно будет принимать этот закон.

А вопросов сегодня по этому "замечательному" документу масса. Что значит, например, "изъять часть функций"? Они перечислены в законопроекте, это и финансы, и водоканал, и ЖКХ, в общем, всё, кроме уборки улиц. И что получается: люди будут выбирать мэра, а потом выяснится, что у него нет реальных полномочий. И что такое "временно изъять"? Это сколько - на один месяц, на один год или четыре раза по два месяца? Что это за система власти такая будет? И самое главное - а у кого есть твёрдое убеждение, что с губернаторского уровня легче управлять каждым городом в отдельности? И ещё. Если мои коллеги по Госдуме, депутаты-"единороссы", внося этот законопроект, считают, что на уровне городов надо проводить какую-то политику, то пусть тогда они и проводят её через свою партию - "Единую Россию". Пусть принимают партийные решения, которые будут обязывать всех губернаторов и мэров страны - поскольку практически все они "единороссы" - неукоснительно следовать партийной линии. И тогда станет ясно, что мы вернулись к советской модели управления, когда райкомы КПСС принимали решения, а райисполкомы их выполняли. Но тогда не надо и забывать, чем всё это закончилось. Если депутаты районных, городских, сельских и поселковых советов, мэры не будут защищать свои права и полномочия, не выступят активно против этой провокации - а этот законопроект именно провокация, то этот закон в Госдуме пройдёт. Точно так же, как прошла идея назначения губернаторов вместо их выборов. Нужно понимать, что никто со стороны не сможет защитить местное самоуправление, если оно само не будет защищаться. Помогать можно только тому, кто борется.

Уверен, что депутаты-сибиряки не могут обойтии и вопрос переноса регистрации "Сибнефти" из Омска в Санкт-Петербург. Во-первых, с чего это вдруг деньги, заработанные в Сибири, теперь будут платиться в бюджет других территорий. Если на эту тему не среагировать, то завтра и за нашими предприятиями придут. Забыли, как приходилось отстаивать Красноярскую железную дорогу в 1995 году? Да и потом это ошибочно геополитически: разве можно удержать Сибирь в составе России, если относиться к ней как к колонии? Вы там во глубине сибирских руд добываете нефть и металл, а мы здесь будем деньги делить... Мы просто обязаны поддержать земляков-сибиряков. И последняя тема, на которой я бы остановился, - тарифы. Сани надо готовить летом и обсуждать проблему тарифов на ЖКУ не в январе или декабре, а сейчас. Обращаюсь к коллегам-депутатам: убедите своих коллег в Госдуме проголосовать за те законы, устанавливающие порядок регулирования тарифов на услуги естественных монополий (нефтепродукты, перевозки угля, газоснабжения, связь), от которых зависят затраты на услуги ЖКХ. В противном случае либо население будет продолжать нести неоправданные расходы, либо жилищно-коммунальное хозяйство станет банкротом.

"Слово депутатам съезда".

("Красноярский рабочий", 18.04.06)

Алексей КЛЕШКО, председатель постоянной комиссии ЗС по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:

- У IV съезда депутатов края есть одно принципиальное отличие от всех предыдущих - более широкое представительство депутатов поселенческого уровня. В этот раз при избрании делегатов увеличена квота для наших коллег из сёл, посёлков, малых городов. Участники съезда должны получить полномасштабное представление о том, что представляют собой муниципальные образования края. Всего их 552, и все они будут представлены на IV съезде. Это очень существенно. Важен сам факт того, что столько людей съехалось из самых отдалённых точек края, и они обсуждают пути решения общих проблем. Мимо этого факта исполнительная власть пройти просто не может.

Наша секция подведёт первые итоги реформирования в крае системы местного самоуправления. Организационная работа, например, по определению границ муниципальных образований, выявила недостаточную квалификацию местных органов власти. Сейчас начинается следующий этап реформы - утверждён реестр должностей муниципальной службы, проводится анализ властных структур в территориях, а там, как говорится, кто в лес, кто по дрова. Надо чётко определить права и обязанности муниципальных служащих, чтобы повысить ответственность власти, эффективность её работы.

Недавно по нашему заказу Восточно-Сибирский экономико-статистический институт провёл опрос населения. Так вот, около 23 процентов респондентов поставили администрации своего города или района двойку по итогам работы за прошлый год, охарактеризовав её как плохую либо очень плохую. Оценку "удовлетворительно" выставили 56,3 процента опрошенных, "хорошо" - 11,7, а "отлично" - всего 0,4 процента. По мнению людей, эффективной работе власти мешает не только безденежье, а прежде всего излишняя бюрократизация, отсутствие слаженной команды и ясного плана развития территории. Есть над чем задуматься...

Пётр САСИН, председатель Шушенского районного совета:

- Есть ряд проблем, которые, по нашему глубокому убеждению, следует непременно обсудить на форуме, тем более что они, на наш взгляд, характерны для большинства муниципальных образований. Самостоятельно решить эти проблемы органы местного самоуправления не могут.

Известно, что в соответствии со статьёй 159 Жилищного кодекса, постановлением правительства и Законом края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" с ноября 2005 года введена система персонифицированных социальных счетов, куда гражданам переводят субсидии на оплату услуг ЖКХ. Подразумевалось, что люди сами будут оплачивать услуги. Этого, к сожалению, не происходит, и система практически не работает. Невзирая на призывы, народ тратит полученные деньги не по прямому назначению.

И что в итоге? Если, к примеру, до ноября 2005 года на расчётный счёт МУП "Водоканал" по старой схеме ежемесячно и регулярно поступало от населения 500-560 тысяч рублей, то на сегодня дебиторская задолженность предприятия составляет более трёх миллионов. Чтобы рассчитываться по своим обязательствам, выдавать работникам заплату, "Водоканал" вынужден брать бюджетный кредит, что в принципе ненормально и может привести к самым негативным последствиям.

Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ, председатель постоянной комиссии ЗС по экономической политике и собственности:

- Очень надеюсь, что удастся записать в резолюции съезда формулировки, от которых можно будет потом отталкиваться в решении двух очень важных для меня вопросов. Первый касается земельных отношений. Определение цены, регистрация, выделение земельных участков - всё это сейчас облагается налогом. Причём людям нередко приходится платить налоги за то, что им не приносит абсолютно никаких доходов. Это, например, паевые земли сельхозкооперативов, часть которых вообще не обрабатывается. В этой сфере очень много неурядиц, всё делается быстро, хаотично, надо навести порядок.

Второй вопрос связан с организацией местного самоуправления. Меня интересует экономическая сторона реформирования - каковы финансовые источники МСУ, что будет через два года, пять, десять лет, появится ли к тому времени доходная база для реальных дел. Чтобы она возникла, должна работать не только общая программа социально-экономического развития края до 2010 года, но и конкретные программы развития муниципальных образований и поселений. Надо точно знать, каковы их источники собственных доходов, сколько именно нужно средств из фонда финансовой поддержки. Об этом мы обязательно поговорим в ходе съезда на заседании секции. Надеюсь, итоги обсуждения найдут отражение в резолюции. Разумеется, директивной силы она иметь не будет, но отмахнуться от решения съезда власть не может. Оно принимается представителями всего депутатского сообщества края и в наиболее полной мере отражает мнение народа.

Анатолий ЖЕРИКОВ, депутат ЗС:

- Сейчас моих коллег из районов больше всего волнует реализация реформы местного самоуправления. Думаю, обсуждение этой проблемы станет одним из самых острых на IV съезде депутатов края.

Сегодня муниципалитеты подчиняются принципам ФЗ-131. Но я их работу сравнил бы с положением Советской Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны - выдали солдатам одну винтовку и три сапёрные лопатки, мол, идите в атаку и остальное добудьте сами. Главы поселковых советов страдают от безденежья. Перед ними поставлено несколько десятков задач, и попробуй не выполнить, а финансированием обеспечили только на 10 процентов. Сегодня поселения уже тратят деньги из фонда финансовой поддержки за четвёртый квартал. По моим подсчётам, чтобы исправить эту ситуацию, нужно добавить на каждого жителя села по 500 рублей в год. В противном случае самостоятельно решить проблему безденежья муниципалитеты не смогут.

Я недавно вернулся из командировки по Богучанскому району. Там побывал на сессии районных депутатов. Они обсуждали социально-экономическое развитие территории. Планы, конечно, грандиозные. Это строительство алюминиевого завода в Карабуле и ЦБК в деревне Ярки, крупный инвестиционный проект по Богучанской ГЭС. Сейчас много говорится о национальных проектах в области образования, здравоохранения, доступного жилья, агропромышленного комплекса. Но, к сожалению, они доверия у населения не вызывают. Программа социально-экономического развития края столько времени декларируется, но до сих пор не принята. Не утверждена правительством и программа развития Нижнего Приангарья.

Как можно говорить о национальном проекте "Здоровье", когда у нас в труднодоступных районах нет вертолётов для перевозки больных? Последний случай - везли из Кежмы женщину в тяжёлом состоянии, и пока машина пообивала по нашим дорогам все кочки, человек умер...

"Нам здесь жить".

("Красноярский рабочий", 18.04.06, Дмитрий Успенский)

Сегодня начинает работу IV съезд депутатов Красноярского края В Красноярск съехалось около полутора тысяч делегатов форума. В их числе - депутаты Государственной Думы, эвенкийского Суглана, таймырской Думы, местных советов, главы муниципальных районов и городских округов, представители органов местного самоуправления.

Сегодня в Большом концертном зале краевой филармонии состоится первое пленарное заседание съезда, затем начнётся работа в двенадцати профильных секциях, а завтра пройдёт второе пленарное заседание. В рамках форума соберётся учредительный съезд совета муниципальных образований Красноярского края.

По итогам работы IV съезда депутатов будет принята резолюция. По словам председателя Законодательного Собрания края Александра Усса, депутатские форумы как важные общекраевые политические мероприятия оказывают серьёзное влияние на формирование и развитие экономического, общественно-политического и духовно-культурного потенциала края. Основной задачей депутатов после проведения съездов является претворение их решений в конкретные дела.

IV съезд депутатов края отличается от предыдущих форумов не только числом участников и представительным составом делегатов. Он проходит в знаменательные для Красноярья дни. Год назад, 17 апреля 2005-го, на всенародном референдуме жители края проголосовали за воссоединение трёх субъектов Федерации, неразрывно связанных общей исторической судьбой. Главная задача нынешнего форума - разработать комплекс законодательных, экономических и организационно-политических решений, необходимых для реального объединения края. Но чтобы идти дальше, нужно хорошо знать прошлое и правильно оценивать настоящее. О сегодняшних показателях социально-экономического развития региона, о тенденциях, наметившихся с 2003 года, когда проходил предыдущий депутатский съезд, о планах на перспективу пойдёт речь в предлагаемом обозрении.

ТРУДНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Как известно, новый субъект Федерации - объединённый Красноярский край - будет образован с 1 января 2007 года. Подготовительная работа сейчас в самом разгаре, многое ещё предстоит сделать. О том, как именно будет организована государственная власть в Большом Красноярье, пока говорить рано, это является предметом обсуждения. Не исключено, что вновь будет поднят вопрос о целесообразности создания правительства Красноярского края. Не обойтись без анализа огромного массива краевых законодательных актов, которые нужно привести к общему знаменателю и при этом не упустить ни одной нормы, значимой для населения. Крайне важна работа над новым Уставом края, где должен быть закреплён особый статус Таймыра и Эвенкии.

Всё это сделать нелегко, но ещё сложнее успешно пройти основной этап объединения, который начнётся в будущем году. Нужен прорыв в социально-экономическом развитии края, другого варианта просто нет. Через три года Федерация прекратит оказывать финансовую помощь Таймыру и Эвенкии. Краю придётся компенсировать её за счёт собственных доходов, чтобы сохранить прежний уровень жизни людей. Но хочется большего - рвануть вперёд, показать, что в Сибири "построен" регион-локомотив, для которого объединение явилось мощным стимулом развития.

Чтобы достичь этой цели, нужно увеличить валовой региональный продукт в полтора-два раза и довести его до 600-800 миллиардов рублей. Доходы края должны возрасти до ста миллиардов рублей, в этом случае налоговые поступления в бюджет будут удвоены. Намеченная задача-максимум не кажется невыполнимой, если учесть ожидаемый эффект от реализации масштабных проектов вроде освоения Нижнего Приангарья. Но это ещё в перспективе, а пока...

МЫ РИСКУЕМ БЮДЖЕТОМ

Экономические показатели свидетельствуют: потенциал у края огромен, но в полной мере его пока не удаётся использовать. По сравнению с 2003 годом объём промышленного производства увеличился на 2,8 процента. Высокие темпы роста демонстрируют такие отрасли, как строительство, добыча полезных ископаемых, производство продуктов питания. Увеличилась прибыльность экономики, превысившая в прошлом году 106 миллиардов рублей. Растут и инвестиции в основной капитал предприятий - в 2005 году они увеличились больше чем на треть и достигли 75 миллиардов рублей. За минувший год по сравнению с 2004-м оборот организаций возрос на 16,2 процента и составил 638,2 миллиарда рублей.

Несмотря на достигнутые успехи, наш край вовсе не выглядит бесспорным лидером в Сибирском федеральном округе. Например, по итогам 2005 года мы заняли более чем скромное девятое место по темпам роста промышленного производства. Главной помехой более быстрому и уверенному движению вперёд следует признать застарелую проблему сырьевого региона - моноотраслевой характер экономики. Сколько об этом говорилось на самых разных уровнях, но пока, увы, всё остаётся по-прежнему. Сегодня, как и раньше, благополучие края напрямую зависит от цен на мировом рынке цветных металлов. Немало предприятий других отраслей переживают кризис, теряют свою ценность как источники налоговых поступлений. Да и цветная металлургия может подвести дефицитный бюджет, если изменится конъюнктура цен.

ЛЕС РУБЯТ - ДЕНЬГИ ЛЕТЯТ

Между тем общеизвестно, что не одними лишь цветными металлами богата красноярская земля. Большую социально-экономическую выгоду сулит рациональное использование несметных лесных богатств Красноярья. Развитые зарубежные страны, да и некоторые российские регионы на своём примере показали, что эта отрасль может давать солидную прибыль. Согласно концепции развития лесопромышленного комплекса края к 2010 году объёмы производства должны вырасти более чем в шесть раз. Но реальна ли эта цифра при нынешних методах хозяйствования?

В течение последних лет в крае происходило сокращение объёма лесозаготовок. Правда, в прошлом году производство деловой древесины и круглого леса увеличилось. Однако индекс физического объёма производства по виду деятельности "лесозаготовки" в 2005 году по сравнению с 2004-м составил 96,9 процента. Причём в минувшем году при уменьшении объёма вывозки увеличилось производство круглых лесоматериалов и деловой древесины. А это значит, что сокращаются объёмы вывозки сырья для целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности, то есть снижается уровень комплексного использования древесной биомассы.

СЕЛО ПО-ПРЕЖНЕМУ В ЗАГОНЕ

Ещё одна болевая точка - сельское хозяйство. Эту отрасль, как и прежде, загоняет в кризис вопиющий диспаритет цен. Господдержка из краевого бюджета и федеральные средства недостаточны для того, чтобы крестьяне разгребли ворох накопившихся проблем. Об этом говорят тревожные цифры. В 2005 году по сравнению с 2004-м объём сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий края снизился на 0,7 процента. Валовой сбор зерна составил 1594,9 тысячи тонн (в весе после доработки), что на 19,9 процента меньше, чем в 2004 году. В сельскохозяйственных организациях к началу января этого года по сравнению с началом января 2005-го поголовье крупного рогатого скота сократилось на 7,6 процента, коров - на 8,7, свиней - на 8,9, овец и коз - на 12,7 процента. Примечательно, что рецепты вывода села из кризиса не являются секретом, но ими почему-то не спешат воспользоваться те, кто по долгу службы призван заботиться о "здоровье" многострадальной отрасли. Ещё в резолюцию III съезда депутатов края вошли такие дельные предложения, как формирование вертикально интегрированных холдингов, организация сбытовой кооперации, закрепление на селе квалифицированных кадров. Работа по этим направлениям в крае ведётся, но как-то вяло. Остаётся надеяться, что положение исправит реализация национального проекта по поддержке АПК. Он направлен в первую очередь на ускоренное развитие животноводства и стимулирование малых форм хозяйствования.

ДОРОГАЯ НАША РЕФОРМА

Как утверждает статистика, в 2003-2005 годах благосостояние населения края существенно выросло. Реальные денежные доходы за последние три года увеличились на 13,3 процента, темп роста среднемесячной зарплаты (142,7 процента) обогнал инфляцию (121,9 процента). Более чем в пять раз снизилась просроченная задолженность по зарплате, сократилась численность безработных. Далеко не лучшим образом на социальном самочувствии жителей края сказывается пресловутая реформа ЖКХ, которую большинство расценивает лишь как увеличение платы за пользование жилищно-коммунальными услугами. Повышения их качества пока что-то не видно, зато коммунальные тарифы по сравнению с 2003 годом выросли в разы. В этой ситуации хорошим подспорьем является бюджетная поддержка малоимущих. В этом году на жилищные субсидии предусмотрено около четырёх миллиардов рублей - на 45 процентов больше, чем в 2005 году.

БОЛЬШЕ ПРАВ - БОЛЬШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

За последнее время серьёзному реформированию подверглась и сама власть. Изменилась структура краевой администрации - на смену привычным управлениям и комитетам пришла трёхуровневая система с чётким разграничением компетенции: департамент - служба - агентство. Изменились межбюджетные отношения, а также принцип предоставления финансовой помощи территориям. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оказался без преувеличения революционным. На низовой уровень передано достаточно большое количество полномочий, но, как водится, реформаторы "забыли" подкрепить их финансами. Поэтому сейчас перед администрациями поселений стоит непростая задача - наращивать доходную базу, привлекать к работе квалифицированных специалистов, грамотно пользоваться расширившимися правами и выдержать возросшую ответственность.

Проблемы МСУ, без сомнения, встанут в полный рост на IV съезде депутатов края. Они близки и понятны людям, и отмахнуться от них просто нельзя. Депутаты намерены уделить этой теме самое пристальное внимание. Свидетельство тому - необычайно широкое представительство поселений на съезде. Одним из важнейших итогов обсуждения должна стать разработка реальных планов социально-экономического развития территорий. И эти планы нужно органично вписать в стратегию развития объединённого Красноярья - большого уютного дома для трёх миллионов сибиряков. Нам здесь жить, земляки!