Кто поддерживает монополию "Северстальтранса"?

Рига, 14 апреля 2006, 10:52 — REGNUM  13 апреля в Таллине завершилась очередная встреча главных железнодорожников СНГ, Литвы, Латвии, Эстонии, Болгарии и Финляндии. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, среди многочисленных вопросов повестки дня нигде не значилось обсуждение недавнего заявления Министерства транспорта России о введении исключительных тарифных ставок на перевозку сырой нефти и нефтепродукты, если они направляются из Белоруссии в Эстонию транзитом через Россию. "При расчете провозных платежей за перевозки указанных грузов до 31 декабря 2006 года включительно будет применяться ставка тарифа в размере 6 долларов за тонну", - сообщили в пресс-службе Министерства транспорта РФ.

Традиционно нефтепродукты крупнейшего в Белоруссии Мозырского НПЗ (42% акций которого принадлежат Сибнефти, вошедшей в ОАО "Газпром") направлялись в Латвию, а оттуда - транзитом в порты Эстонии. Однако, по словам представителей эстонских компаний, в начале 2006 года Латвия повысила тарифы на транзитные перевозки в Эстонию. "Возможно, это сделано для того, чтобы перенаправить грузы в Вентспилский порт, - предположил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Михаил Бронштейн (Эстония). - Может быть, есть и иные причины, в любом случае издержки эстонских фирм выросли, а их конкурентоспособность упала. Так что решение России очень поддержит экономику Эстонии". "Впрочем, есть и еще один момент. Дело в том, что в транспортно-транзитной сфере Эстонии работает очень много российского капитала. Большую долю рынка занимают компании Trendgate, E.O.S, Spacecom, которые, в сущности, принадлежат "Северстальтрансу", то есть российской компании. Эстонию это устраивает, так как капитал, как известно, интернационален", - сказал он.

На этот же момент обращает внимание и российский эксперт Алексей Безбородов. "От пониженных тарифов, безусловно, выиграет компания "Северстальтранс", которая активно работает на эстонском транспортном и транзитном рынке. Но хочу отметить, что там не очень большое транспортное плечо, поэтому выигрыш относительно небольшой... Кстати, Министерство транспорта России время от времени вводит такие понижающие коэффициенты на разных направлениях внутри бывшего Советского Союза. Последний раз, насколько я помню, водились понижения на транзит некоторых товаров через Россию из Казахстана в Клайпеду (Литва)", - сказал Безбородов.

Справка По данным агентства "Kazakhstan Today", "в сентябре 2005 года группа компаний "Северстальтранс" учредила Казахстанскую транспортную компанию, которая будет заниматься экспортно-импортными и транзитными перевозками грузов по железной дороге, участвовать в организации мультимодальных перевозок, а также предоставлять услуги по ремонту подвижного и тягового состава".

Отметим, руководитель "Северстальтранса" Андрей Филатов в интервью эстонской газете "Eesti Paevaleht", опубликованном 15 марта 2006 года, высказывался по поводу латвийско-эстонского транзита:

"- В чем выражается конкуренция в эстонско-латвийском транзите?

- Латвия повысила на своей железной дороге тарифы на грузы, следующие в направлении Эстонии, чтобы направить следующие из Белоруссии грузы в Вентспилс. Такая тарифная политика дискриминирует Эстонию, и поэтому, действительно, что-то в срочном порядке следует предпринять.

- Планирует ли "Северстальтранс" взять под свой контроль весь эстонский транзит нефтепродуктов?

- Только терминал Trendgate способен обслужить треть от общего объема Эстонии. Мы заинтересованы в рынке региона Балтийского моря, поэтому следим за всем происходящим от Роттердама до Латвии-Литвы. "

И еще одна деталь: о понижении тарифов российский министр транспорта Игорь Левитин заявил после встречи в Москве с министром экономики Эстонии Эдгаром Сависааром. Транспорт находится в ведении Сависаара. И, как писали эстонские газеты, в том числе и при его участии принималось решение о том, чтобы финансовый анализ стоимости акций Эстонской железной дороги провела инвестиционная фирма Luxembourg Financial Services (LFS), которая в 2005 году консультировала "Северстальтранс" по вопросу приобретения нефтетранзитной фирмы E.O.S.

В 2005 году разгорелся конфликт по использованию подвижного состава между компанией Spacecom и Эстонской железной дорогой. Министр экономики Эдгар Сависаар сделал предписание железнодорожникам о прекращении "нагнетания обстановки", фактически поддерживая Spacecom. В свою очередь, Андрей Филатов поддержал эстонское государство, позицию которого выражает министр экономики в конфликте с собственниками крупного пакета акций Эстонской железной дороги. В интервью газете "Eesti Paevaleht" (15 марта 2006 года) он заявил: "На мой взгляд, вы сможете отмечать свой новый день независимости, когда вернете инфраструктуру железной дороги".

Наверное, это могут быть просто совпадения. Как и тот факт, что нынешний министр транспорта России с 1998 года и вплоть до своего назначения в 2004 году в правительство работал заместителем генерального директора ЗАО "Северстальтранс".

В настоящее время оппозиционная партия Союз Отечества готовит вопросы к Эдгару Сависаару, связанные с его поездкой в Москву. Об этом ИА REGNUM заявил пресс-секретарь партии Маргус Цахкна. По словам Цахкна, "причина такого решения непонятна" и возникают вопросы к министру, лидеру Центристской партии, не является ли объявленный тариф своего рода платой за какие-либо услуги политического характера, обещанные Сависааром московской стороне. Цахкна не исключил, что после получения более точной информации, парламентская фракция Союза Отечества обратится с запросом к парламенту. Отказался комментировать корреспонденту ИА REGNUM озвученный на встрече Левитин-Сависаар тариф заместитель председателя парламентской комиссии по иностранным делам, член оппозиционной партии "Res Publica" Марко Михкельсон. Он сообщил, что комиссия направила приглашение Сависаару на встречу, в ходе которой парламентарии надеются получить ответы на вопросы, связанные с московской поездкой.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail