"Я никогда не хотел заводить в Республике Алтай свой бизнес, потому что знал, что все дела здесь вершили сыновья бывшего главы республики Михаила Лапшина". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 13 апреля на пресс-конференции в Горно-Алтайске сенатор от Госсобрания РА, бывший вице-президент компании "ЛУКОЙЛ" Ралиф Сафин.

"Когда я стал сенатором в 2002 году, я купил Михаилу Ивановичу (Лапшину - прим. ИА REGNUM) две трехкомнатные квартиры, сделал там ремонт. Он там жил и не платил мне ни копейки. На мои деньги отремонтирован его рабочий кабинет".

При этом, по словам Сафина, он не намеревался получать какие-либо преференции, а лишь построил себе на берегу реки Катунь гостиницу, в которой живет сам и принимает высокопоставленных гостей. "Я знал, что здесь ведут бизнес его дети, - сказал Сафин. - После землетрясения, когда началось строительство жилья, я ведь смог построить дома для пострадавших за 350 тыс. рублей, а дома, которые строило правительство, стоили более 1 млн. рублей. Лапшина за это судили, но не досудили". Кроме того, Сафин заявил, что родственники Лапшина причастны к махинациям, имевшим место в республике.

Как уже сообщало ИА REGNUM, полномочия бывшего главы республики Михаила Лапшина закончились в январе 2006 года. Сейчас главой республики является Александр Бердников, а Михаил Лапшин стал сенатором от законодательного собрания Омской области. Перед его избранием сенатором в омский парламент обратились жители пострадавшего от землетрясения (оно произошло на Алтае в 2003 году) поселка с просьбой не избирать Лапшина в Совет Федерации. "Место Михаила Лапшина - не в кресле члена Совета Федерации от Омской области, а в продуваемом насквозь, холодном "жилом" доме Белтира (один из наиболее пострадавших от стихии поселков - прим. ИА REGNUM), - писали жители Алтая. - Или в камере следственного изолятора".

В результате подземных толчков 2003-го года в Кош-Агачском и Улаганском районах Республики Алтай разрушено много жилых домов и объектов социального назначения, а село Белтир признано непригодным для проживания. По решению властей оно переносится на новое место, и в нем строится 241 дом, в том числе за счет федерального бюджета - 201. До сих пор подавляющее большинство домов не сданы в эксплуатацию, хотя по настоянию властей жители переселились в недостроенные дома.

Всего же необходимо построить заново более 400 домов и несколько десятков объектов социально-бытового назначения. Начиная с августа 2004 года, ликвидация последствий землетрясения была камнем преткновения между правоохранительными органами и правительством Лапшина. 11 января 2005 года заместитель генерального прокурора по СФО Валентин Симученков возбудил уголовное дело по факту превышения должностными лицами республиканского правительства своих полномочий, а на пресс-конференции заявил, что Генпрокуратура будет добиваться отстранения Михаила Лапшина от власти.

По окончании расследования данного дела, как сообщало ИА REGNUM, в апреле 2005 года обвинения в превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия, выразившиеся в прямом крупном ущербе в сумме более 28 млн. рублей, предъявлены бывшему министру промышленности, строительства и ЖКХ Николаю Москалеву (ныне - руководитель госпредприятия "РЖКХ") и бывшему руководителю Управления капитального строительства по вопросам ликвидации последствий землетрясения (УКС-2) Сергею Борзихину. Высокопоставленным чиновникам вменяется в вину то, что они своим распоряжением позволили подрядчикам строить жилье не в соответствии с проектно-сметной документацией, а в соответствии с протоколом согласования изменений. В результате предусмотренные проектами меры по обеспечению сейсмостойкости и теплостойкости строений не выполнялись. По словам руководителя следственной группы Генпрокуратуры Владимира Ануфриева, следователи и эксперты осмотрели каждый дом, и все дома не соответствует проектам, они не могут быть признаны пригодными для проживания и приняты государственной комиссией. Например, вместо утеплителя "урса" укладывались опилки и известь-пушенка. В результате температура в домах зимой при растопленной печи колебалась от -9 до +5 градусов. Таким образом, по мнению следствия, государству был нанесен ущерб на сумму более 28 млн. рублей. Именно столько денег было оплачено подрядчикам за невыполненные ими фактически работы.

Ралиф Сафин оказал помощь в строительстве жилья для пострадавших, построив на личные средства в поселке Белтир 40 домов.