В Латвии зафиксировано 70 различий в правах граждан и неграждан страны

Рига, 12 апреля 2006, 18:48 — REGNUM  В Латвии в настоящее время действует 70 различий в правах неграждан и граждан, включая 38 запретов на профессии. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, соответствующее совместное исследование общественной организации "Латвийский комитет по правам человека" (ЛКПЧ) и парламентской фракции политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) сегодня, 12 апреля, было представлено СМИ. Довольно объемный труд включает информацию о примерно 100 внутренних законодательных и нормативных актах и 150 международных договорах, дискриминирующих неграждан Латвии по сравнению с гражданами и временно находящимися на территории Латвии иностранцами. Авторы выделили 70 действующих различий в следующих сферах: 38 запретов на профессии, занятие определенных должностей или ограничений общественной активности (19 - в государственном, 8 - в частном и 11 - в общественном секторе); 9 - право на приобретение собственности; 6 - право на занятие предпринимательской деятельностью; 3 - ограничения социальной защиты; 14 - другие ограничения.

Ряд различий в правах прокомментировал соавтор работы, депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ, член парламентской комиссии по правам человека и общественным делам, сопредседатель ЛКПЧ Владимир Бузаев. По поводу обоснованности различий он заметил: "Вы найдете тысячу аргументов, почему, скажем, директор Бюро по защите Сатверсме (Конституции, - ИА REGNUM) должен быть не гражданином Великобритании или негражданином, а именного гражданином Латвии. Но вы найдете гораздо меньше аргументов, почему, например, в отделе загса не может работать уборщицей негражданка? (...) Что касается различий в социальной сфере и сфере бизнеса, то по этому поводу был громадный бум в середине 1990-х годов, и большинство из них в результате отменено: они были на начальном периоде дележки государственной собственности, когда имелось очень много запретов для неграждан. В свою очередь пик социальных различий пришелся на период спада экономики Латвии, когда это был вопрос выживания: сейчас они тоже отменены, осталось лишь различие в правах на получение пенсии за стаж, накопленный за пределами Латвии - это самое чувствительное различие и, видимо, тоже не соответствует основным правам человека".

По поводу характера различий Бузаев добавил: "Новое, что здесь появилось - это наличие очень больших привилегий для иностранцев, которые едва ли смогут найти Латвию на глобусе. Гражданам ЕС в Латвии разрешено быть работниками и руководителями детективных агентств, торговать оружием, а также голосовать на местных выборах, даже если они пробыли на территории республики всего три месяца. Негражданам все это нельзя. (...) Есть еще различия - их почти треть, которые наряду с негражданами не позволяют заниматься какой-то определенной профессией алкоголикам, наркоманам, бывшим уголовным преступникам, агентам КГБ, иностранным шпионам и другим столь же подозрительным лицам. На мой взгляд, с учетом того, что неграждане составляют половину русской общины, такого рода формулировки провоцируют межнациональную рознь, что в свою очередь является уголовно наказуемым деянием в Латвийской республике". По словам Бузаева, проблема безгражданства - это почти исключительно проблема этнических меньшинств, которые на 1 января 2001 года они составляли 99,4% всех неграждан.

В исследовании кроме прочего имеется и справка о возникновении института неграждан: "До октября 1991 года все жители Латвии имели одинаковые права. 15 октября 1991 года парламент Латвии принял Постановление "О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации", разделившее жителей Латвии на две основные категории: граждане (около 2/3 населения) и неграждане (примерно 1/3). Критерий для отнесения к совокупности граждан - наличие у лица или его предков гражданства Латвии до июня 1940 года. По статистическим данным 1993 года политических прав оказались лишенными 876 тысяч человек, из которых 161 тысячам (преимущественно противозаконно) отказали даже в регистрации в Регистре жителей". По данным Управления натурализации республики на данный момент гражданство страны в порядке натурализации предоставлено 106 941 лицу. И как заметил Бузаев, вопрос сокращения различий в правах актуален в связи с медленным сокращением количества неграждан: по оценкам авторов исследования при сохранении действующего законодательства в области натурализации к 2017 году в Латвии будут проживать 200 тысяч, а к 2028 году - 100 тысяч неграждан. Основная причина снижения темпов подачи заявлений (21297 в 2004 и 19807 - в 2005 году) - исчерпание числа претендентов с высоким образовательным уровнем: доля лиц с высшим образованием упала с 42,7% в 1999 до 23,3% в 2005 году. Соответственно, доля лиц, не сдавших экзамены, возросла с 1,2 до 20,9%.

В чем прикладное значение подготовленного списка различий в правах граждан и неграждан журналистам рассказал сопредседатель ЛКПЧ, консультант парламентской фракции ЗаПЧЕЛ Алексей Димитров: "Проблема данных различий особенно актуальна в свете того, что с января текущего года Латвия вводит директиву ЕС 2003/109 о статусе граждан третьих стран, которые являются постоянными жителями Европейского сообщества. Одна из статей данной директивы ясно определяет, что государство должно обеспечить равное отношение к гражданам и постоянным жителям в областях занятости, образования, социального обеспечения, налогообложения, доступа к товарам и услугам, свободы объединений и свободы передвижения в пределах государства. Депутат Бузаев подавал свое предложение во время рассмотрения в Сейме законопроекта, по которому вводится эта директива на территории Латвии: конкретно перечислить те области, где нужно обеспечить равное отношение. К сожалению, это предложение не получило поддержки большинства парламента. Однако в любом случае Латвийскому государству в этом году нужно будет уделить достаточно большое внимание списку данных различий и обсудить насколько обосновано то или иное различие". По словам Димитрова, подготовленный список будет использоваться как при подготовке депутатских запросов, а также писем фракции в государственные учреждения, так и составлении альтернативных правительственным докладов ЛКПЧ, с которыми комитет как член Международной федерации лиг по правам человека F.I.D.H. регулярно выступает на влиятельных форумах ООН и ОБСЕ.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.05.17
Новосибирск в зоне повышенного риска: чем грозят огромные долги
NB!
30.05.17
Фундаментализм в Православии «мешает реформам»
NB!
30.05.17
«СССР — статист в военной истории США»
NB!
30.05.17
Новый проект Трампа. Неустойчивое единство арабского НАТО
NB!
30.05.17
Минкульт РФ «вспомнил» брошенные реставраторами церкви. Не до конца
NB!
29.05.17
«Яндекс» отверг обвинения СБУ
NB!
29.05.17
Липецкие общественники выступили против «финского опыта изъятия детей»
NB!
29.05.17
«Макрон без помощи Меркель с Путиным не справится»
NB!
29.05.17
В Москве ликвидируют последствия разрушительного урагана — фоторепортаж
NB!
29.05.17
«Извращенный» враг Соединённых Штатов
NB!
29.05.17
Троицкий мост: дитя большой политики
NB!
29.05.17
Молдавская шпиономания: Додон возмущен высылкой российских дипломатов
NB!
29.05.17
«Националистические настроения в Башкирии существуют на уровне кухонь»
NB!
29.05.17
Путин: история России и Франции начинается с русской Анны Ярославны
NB!
29.05.17
Битва за Китай: почему Саудовская Аравия сталкивает Израиль и Иран
NB!
29.05.17
Молдавия высылает пять российских дипломатов
NB!
29.05.17
Макрон будет следить за ситуацией с геями в Чечне вместе с Путиным
NB!
29.05.17
На Ставрополье опасаются нового подъема уровня воды в реках
NB!
29.05.17
Трамп-дипломат: голубь мира или новый хозяин в доме
NB!
29.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 29 мая
NB!
29.05.17
Что связывает папу Франциска с президентами России, Болгарии и Македонии?
NB!
29.05.17
«Точка кипения в Севастополе уже наступила, ситуация может взорваться»