C 1 января вступает в силу разделение полномочий между федеральным центром и регионами. В результате чего финансирование большинства социальных статей ощутимым грузом ляжет на региональные бюджеты. Правда, Кремль обязуется вместе с расходными полномочиями передавать и определенные трансферты, но, в конечном счете, размеры финансирования социальных расходов каждый регион устанавливает у себя сам. Неравенство регионов предопределено.

На эту тему ИА REGNUM проводит опрос в региональных администрациях. Ответы на вопросы корреспондента ИА REGNUM подготовлены пресс-службой администрации Алтайского края:

1. Справится ли Алтайский край самостоятельно с финансированием возложенных на него полномочий?

Алтайский край считается высокодотационным регионом. В 2005 году расходные обязательства края значительно увеличатся. Это связано с передачей части финансовых полномочий с уровня федерации на уровень края. На финансирование из краевого бюджета перейдут начальные и средние профессиональные учреждения. Кроме этого, из краевого бюджета будут выплачиваться детские пособия, а также финансироваться монетизация льгот (на финансирование края переведены три категории граждан: жертвы политических репрессий, ветераны труда, труженики тыла).

Такая социальная напряженность и новые обязательства значительно увеличили нагрузку бюджета. Поэтому для края сейчас приоритетное направление экономического моделирования - повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение собственных доходов бюджета, а также перераспределение социальной нагрузки на предприятия и бизнес Алтайского края. Одним из приоритетов бюджетной политики - поддержка реального сектора экономики. В краевом бюджете на 2005 год заложена программа адресной компенсации предприятиям по основным затратам. Это энергозатраты, налог на имущество и процентные ставки по кредитам. Поддержка будет оказываться только тем предприятиям, которые увеличивают зарплату, выводят ее из "тени". Как следствие - повысится налогооблагаемая база. Тем более, что государство отходит от практики выделения субсидий и субвенций субъектам федерации, стимулируя их на развитие за счет собственных внутренних ресурсов.

2. Достаточна ли сумма федерального трансферта для покрытия расходов бюджета края по финансированию социальной сферы, детских пособий?

По краевому закону "О ежемесячном пособии на ребенка" размер пособий останется таким же, как и на федеральном уровне - 70 рублей. Даже для того, чтобы оставить пособия в прежнем размере, из краевого бюджета понадобится 400 миллионов рублей. Тем не менее, было принято решение увеличить размер пособий для детей, воспитывающихся в неполных семьях, а также для детей военнослужащих на период службы. В дальнейшем администрация края планирует в обязательном порядке искать пути повышения размеров детских пособий.

3. Как в вашем регионе будет решаться проблема функционирования органов соцобсулживания?

С 2005 года начнется перевод специализированных лечебных учреждений края на финансирование на краевой уровень. Это наркологические, онкологические, противотуберкулезные диспансеры и больницы. Всего в крае около 30 подобных медицинских учреждений, еще 140 - это специализированные отделения в муниципальных больницах. Часть из них также перейдет на краевой уровень, а некоторым комитет по здравоохранению делегирует полномочия. Комитет администрации края по здравоохранению подготовил проект закона "О здравоохранении в Алтайском крае", который будет рассмотрен на ноябрьской сессии Крайсовета.

4. Сможет ли край произвести индексацию зарплат своих бюджетников?

С 1 января зарплата бюджетников увеличится на 20 процентов. На эти цели в бюджете края предусмотрено 1 миллиард 200 миллионов рублей.

5. Насколько сильно край должен поменять свою законодательную базу, приспосабливая ее к новым условиям? Успеет ли он выполнить эту работу к 1 января?

До конца этого года должны быть приняты более 40 законопроектов, касающихся социальной сферы края. Это "Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Алтайском крае", "О ежемесячном пособии на ребенка", законопроекты "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", "О мерах социальной поддержки ветеранов в Алтайском крае", "О социальной защите инвалидов". Все они связаны с изменениями в федеральном законодательстве, касающимися межбюджетных отношений и замены натуральных льгот денежными выплатами.