Соглашение между правительством Армении и руководством правления российского ОАО "Газпром" о цене на российский природный газ для Армении в размере $110 за тысячу кубометров до 1 января 2009 года, как можно ожидать, станет новой стартовой площадкой практически для всех политических сил в стране, делавших и делающих свой политический капитал на раздувании антироссийской истерии в армянском обществе. Заранее можно сказать, какими будут основные лейтмотивы критики и призывы. С одной стороны, будет усилена агитация в пользу "иранского направления" поисков альтернативных путей диверсификации источников энергоносителей для Армении. С другой же - акцент будет сделан в пользу "выбора Запада" как "спасителя" от российского "шантажа" и т.д. Причем, видимо, попытки прокомментировать нынешнюю ситуацию в негативистском тоне и направлении, в том числе и с критикой России (мол, где ж тут стратегическое партнерство и союзничество?!) будут предприняты не только со стороны оппозиционеров, но и со стороны сил, которые принято считать провластными или околовластными.

Однако следовало бы всерьез задуматься, каковы шансы тех внерегиональных сил, которые внезапно забеспокоились за энергетическую безопасность и самостоятельность Армении, да и других государств Закавказья, вступить в предметную конкуренцию с Россией на мировом рынке дешёвых энергоносителей, коим и является природный газ. Суть предложений, например Евросоюза, заключается в том же уповании на перспективность "прокачки" иранского "голубого" топлива, в том числе и через армянскую территорию, но с конечной целью где-то в Европе. Иран, конечно, был бы заинтересован в подобной перспективе, но что от этого выигрывала бы Армения, никто почему-то не берётся подсчитать достаточно скрупулёзно. При том, что Тегеран в последние годы дипломатично воздерживался и воздерживается от вступления в конкуренцию с российскими поставщиками газа не только в Закавказье, но и за пределами нашего региона, где у россиян интересы выражены в достаточной мере выпукло. Можно вспомнить хотя бы тот факт, что при обострении газового кризиса на Украине официальному Киеву так и не удалось договориться с иранской стороной о поставках газа по "льготным" тарифам. (К слову, и Туркменистан отказался от мысли заместить Россию на украинском газовом рынке).

Откровенным конфузом обернулся поиск "энергетических альтернатив" и для флагмана Южнокавказского транзита - Грузии. В период острого энергетического кризиса грузинскому руководству - после ряда визитов в Тегеран - удалось-таки обеспечить вход иранского газа в "свои трубы" - но... по очень сердитой европейской цене - $233 за тысячу кубометров. То есть, Иран ясно и четко продемонстрировал свои позиции - рынок Южного Кавказа как таковой Тегеран не интересует - конкуренцию с Россией Тегеран допускает, но... исключительно за позиции на европейском рынке.

Второй важнейший элемент более связан с чисто экономическими критериями, чем коммуникационными или политическими. Иран никогда не продавал свой газ по ценам, ниже мировых. Фактически, Россия оставалась последней страной-поставщиком газа, проводившая дифференцированную ценовую политику на свои энергоносители. И если в случае с нефтью это связано с тем, что РФ - крупнейший поставщик нефти, не вошедший в мировой картель ОПЕК, то на газовом рынке нет ни своей ОПЕК, ни какой-то подобной общемировой структуры, объединяющей страны-обладательницы "голубого" топлива. Зато есть сверхмонополия "Газпром". И есть ещё супертандем "Газпрома" с его многолетним немецким партнёром "Рургазом" - пока единственным дистрибьютором продаж российского газа в Европе. Тут же всем сторонникам "евросоюзовского" варианта диверсификации источников энергоносителей для Армении придётся считаться с тем, что уже год-два назад сам ЕС на 40% зависел от поставок именно российского газа.

Немцы прекрасно договорились с Россией и "Газпромом" - свидетельством тому строительство опережающими темпами Северного экспортного газопровода по дну Балтики. И вхождение экс-канцлера Германии Герхарда Шрёдера в состав руководства директората СЭГ. На данном фоне вообще становится непонятным, к чему же ряд представителей ЕС и Еврокомиссии призывает сейчас население и руководство Армении? Ведь подлинный экономический "локомотив" ЕС - Германия, сейчас на пути избавления от зависимости от капризных "транзитников" в лице той же Украины, а также Польши, Чехии и т.д. И сделает это с помощью именно прямой сделки с российскими газовиками. А не иранскими.

Мы умышленно не говорим даже и о том, что сегодня, когда до предела обострены отношения между рядом стран Запада и Ираном вокруг "ядерного дела", для Армении перспективы получения иранского газа - это ещё и определённый политический и экономический риск. Так, замгоссекретаря США Дэниел Фрид, выступая недавно на конференции Армянской Ассамблеи Америки (ААА), дал откровенно понять, что Вашингтону не нравится энергетическая "завязанность" закавказских стран на Иране и что США намерены найти энергетическую альтернативу для Армении и Грузии. А мы добавим - и для Азербайджана, поскольку даже в советское время Азербайджан никогда не обходился собственными промышленно разведанными запасами и нефти, и газа.

Вторая альтернатива связана с принятием предложений из США о строительстве новой (или новых) АЭС в Закавказье, в том числе и в Армении. Не говоря уже о том, что на протяжении всей постсоветской истории персонально Армению и США, и ЕС усиленно уговаривали "отказаться от мирного атома" и в срочном порядке закрыть и демонтировать Армянскую АЭС, даже обещали выделить для этого соответствующие средства, сегодня хочется задать вопрос - что же изменилось? Хотя бы в плане экологической опасности или безопасности в регионе, на что и делался основной акцент в 90-е гг. Ничего. Если не считать, что регион стал ещё более взрывоопасным, чем лет 10 назад. То есть, с точки зрения возможных перспектив безопасности, сегодня ситуация для развития атомной энергетики в Закавказье ещё более неблагоприятная, чем в 1993-99 гг., с которых и начинает свою историю дискуссия о том, например, иметь или не иметь Армении свою атомную энергетическую сферу...

Конечно, для населения и хозяйствующих субъектов в Армении повышение тарифа на газ из России, даже вдвое, станет существенным испытанием. И уже можно предполагать, что далеко не все справятся с грядущими последствиями. Во всяком случае, глобального удорожания жизни, цен на те или иные продукты питания и промышленную продукцию не избежать. Можно уже сейчас просчитывать и последствия в политической и социально-экономической сферах жизни страны. Но, парадокс будет состоять в том, что даже при цене в $110 за тыс. куб.м российский газ для Армении будет оставаться самым дешёвым - даже по сравнению с иранским, который начнёт поступать в Армению до конца текущего года, как заявил об этом 5 апреля замминистра иностранных дел Армении Гегам Гарибджанян на открытии международной научно-практической конференции "Иран. Взгляд из Армении" в Российско-Армянском (Славянском) государственном университете в Ереване. И вряд ли тут стоит начинать политические спекуляции.

В конце концов, даже в Белоруссии, когда недавно руководство "Газпрома" объявило о намерении всё же поднять и для Минска цену на поставляемый газ, хоть и возмутились, но обвинять в шантаже начали именно самого монополиста, но никак не Россию и её госруководство. Политики в этих акциях "Газпрома" мало, даже если и есть. Можно только предполагать, что конкретно руководит экономистами и советом директоров российского ОАО, но это уже - предмет отдельного разговора, в ходе которого придётся вспомнить... о сильно зацикленном именно на Западе лично-финансовом интересе каждого из высокопоставленных сотрудников практически всех энергетико-ресурсных так называемых "естественных монополий" России (тот же "Газпром", РАО "ЕЭС России" и т.д.).

Кстати, интересно - одновременно с разговорами о желании диверсифицировать для Закавказья пути достижения энергетической независимости (по нашему предположению, имеется в виду, что только и только от России) и американцы, и европейцы почему-то забывают объяснить, для чего нужно было уступать закавказские рынки электроэнергии другой российской сверхмонополии - РАО "ЕЭС России". Но именно так вели себя энергетические компании Запада и в Армении, и тем более в Грузии. В последней стране, несмотря на то, что компанией электрораспределительных линий владели всё же американцы, в конце концов, всё же единственным монополистом (не без помощи американцев) стал именно российский энергетический концерн.

Сергей Шакарянц - Эксперт Аналитического центра "Кавказ"