Законопроект о создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа, принятый Госдумой в первом чтении 17 марта, намечен к рассмотрению во втором чтении на следующую неделю. Об этом 10 апреля сообщил зампредседателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин на расширенном заседании комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Барзыкин отметил, что выполнены практически все замечания правительства, в частности, будет исключена норма по снижению Единого социального налога до 14%. Предполагается включить в понятие туристско-рекреационой деятельности деятельность санаторно-курортных организаций, сделав их равноправными. "Нам важно, что впервые курорты будут признаны экономическими категориями", - заметил депутат. Спорный вопрос, предложенный региональными властями, - понижение ставки налога на прибыль для резидентов, зачисляемой в субъекты РФ. Однако, принятие этой поправки маловероятно, поскольку она, по словам Барзыкина, противоречит налоговому кодексу. Таможенные льготы для резидентов ОЭЗ будет устанавливать правительство.

Парламентарий отметил, что из 18 отзывов от субъектов Федерации только Тульская область высказалсь против законопроекта. "Значит плохо объясняем, если нас не понимают", - добавил Барзыкин. "Что касается Тулы, есть недопонимание в связи с проблемами в работе регионального управления Ростуризма", - пояснил заместитель руководителя Ростуризма Анатолий Ярочкин.

По словам представителя Агентства по управлению особыми экономическими зонами (Росоэз) Ольги Марковой, главная задача правительства в связи с созданием туристско-рекреационных ОЭЗ - обсутроить площадку для бизнеса. Участие государства в создании транспортной и инженерной инфраструктуры, подчеркнула она, позволит снизить административные расходы резидентов от 25% до 30%. В то же время, "в чистом поле" создавать зоны, скорее всего, не будут. "В России есть немало здравниц, которые пустуют. Туда нужно только привлечь новые медицинские технологии", - сказала она. Представитель Росоэз также отметила, что существует проблема качества направляемых регионами документов для участия в конкурсах. В результате поставленная перед правительством задача развития ОЭЗ в Сибири и Дальнего Востока не была выполнена: из 6 зон, утвержденных по итогам конкурса осенью 2005 г., только одна приходится на эти регионы (Томская область, г. Томск). Она подчеркнула, что "туристско-рекреационная зона должна быть комлексной зоной, локомотивом, который позволяет стимулировать уже существущие зоны"; в заявках, которые поступают от субъектов РФ, предложения по созданию ОЭЗ не вписываются в общую стратегию развития региона и не учитывают необходимость стимулирования всей туристической деятельности в России.

"Может быть, государству самому определять приоритеные зоны... Где наибольшую экономическую выгоду получить - мы это видим", - заявил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. Он считает, что федеральный центр может не ждать предложений от регионов и даже самостоятельно "диктовать, где должна быть зона". "Моя личная точка зрения, что приоритетами должны стать Байкальская зона и Краснодарский край", - добавил он.

Как рассказал ИА REGNUM один из участников встречи, председатель Валдской общины, председатель правления Валдского туристического оздоровительного центра (ВТОЦ) при Администрации Валдайского района Новгородской области Янус Тот, Валдай планирует подавать заявку на создание туристско-рекреационной ОЭЗ на Валдайском поозерье. Цель, по его словам, - перевести часть потока туристов, посещающих Валдай, а это "многие десятки тысяч людей", в более цивилизованную форму туризма. "90% туристов отдыхают на территории региона в диком режиме", - заметил Янус Тот. Центром туристско-рекреационной зоны по задумке будет реконструированное традиционное древневалдское поселение. При этом ОЭЗ должна работать круглогодично, для этого, в частности, разрабатывается проект горнолыжного курорта.

Если заявка субъекта РФ будет рассмотрена и по итогам конкурса на его территории принимается решение о создании ОЭЗ, вопросы управления зоной и землепользования передаются в Росоэз. Правда, в законопроекте, отметила Маркова, пока не урегулирован вопрос о передаче земли хозяйствующим субъектам, таким как банкам, например. Финансированием инфраструктуры ОЭЗ, которую эксперты считают нужным еще расшифровать в законе, будут заниматься федеральный, региональный и местный бюджеты в долях, указанных в соглашении о создании ОЭЗ, подписываемым Минэкономразвития. Согласно финансово-экономическому обоснованию оринтировочная стоимость создания инженерной и транспортной инфраструктуры обойдется государству в 2,756 млн евро в расчете на 1 кв. км.