Обзор СМИ за 31 марта-6 апреля 2006 года.

Военный вестник. Переговоры. Политики и политологи о ситуации вокруг карабахского конфликта. Что думают о войне карабахцы? Степанакерт.

Военный вестник

Как сообщает бакинская "525-я газета", 30 марта армянская сторона с 13.40 до 13.50 с позиций, расположенных на безымянной высоте в 2,2 км западнее села Гаджи Гасанли Товузского района, подвергла автоматному и пулеметному обстрелу позиции Вооруженных сил (ВС) Азербайджана. Потерь нет. В тот же день, сообщает бакинская "Зеркало", в результате обстрела позиций азербайджанской армии близ села Алибейли в Товузском районе был убит рядовой Фарид Алиев 1986 года рождения. Согласно газете, огонь был открыт со стороны села Айгепар Бердского района Армении. Это уже шестой случай гибели азербайджанских военных за нынешний месяц, еще несколько человек получили ранения, отмечает "Зеркало".

Бакинское агентство "Тренд" сообщает, что 2 апреля около 9 утра армянские формирования, дислоцированные около села Ашагы Абдулрахманлы Физулинского района, начали обстрел азербайджанских позиций. В результате были ранены двое военнослужащих: солдаты Ягубов Шабан Магомед оглу и Ширинов Hиямеддин Асад оглу. Позже от полученных ранений Ягубов скончался. На том же участке в тот же день - около 21.45, армяне вновь нарушали перемирие. Также сообщается о нарушении перемирия на другом участке фронта - в Газахском районе. Здесь в 23.05 с позиций, расположенных вблизи села Джафарли, армянские вооруженные формирования подвергли автоматному и пулеметному обстрелу находящиеся напротив позиции (в том числе село Джафарли), передает азербайджанское агентство.

2 апреля подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня на агдамском направлении, сообщает бакинское агентство АПА. С вечера соединения армянских вооруженных формирования с позиций, расположенных на "оккупированных" территориях сел Шыхлар и бывшего совхоза Гюльчулюк в Агдамском районе, обстреляли позиции азербайджанских сил, расположенных на противоположной территории линии соприкосновения. В этот же день с вечера до утра следующего дня интенсивному обстрелу, в некоторых случаях - с перерывами, подверглись также села Чыраглы и Орта Гышлаг. Сообщений о потерях нет. Агентство со ссылкой на местных жителей сообщает, что по всей линии соприкосновения сил наблюдалось движение армянской бронетехники и грузовых автомашин. "По словам жителей, армянские военные разрушают жилые и общественные здания, которые до сегодняшнего дня использовалось оккупационными силами в качестве мест размещения".

Day.Аz передает, что подразделения армянских вооруженных сил 3 апреля с 17:55 по 18:00 с позиций, расположенных на 1,7 километра юго-восточнее села Мосесгех Бердского района Армении, обстреляли из автоматов и пулеметов позиции азербайджанских войск на безымянных высотах в Товузском районе, а также с 21:00 по 22:00 с позиций, расположенных на 2,5 километра юго-восточнее села Джафарли Агдамского района, - позиции азербайджанских войск близ села Ахмедагалы.

4 апреля подразделения Вооруженных сил Армении с 14.55 до 15.00 с позиций, расположенных в 3 км севернее села Воскеван Hоемберянского района Армении, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана, расположенные вблизи села Гушчу Айрым Газахского района. (Day.Аz).

Подводя итоги, бакинская "525-я газета" пишет, что в первом квартале этого года армянская сторона 75 раз нарушила режим прекращения огня на фронте. Как стало известно из результатов мониторинга, проведенного АПА, наибольшее количество фактов нарушения режима прекращения огня было отмечено в марте, а наименьшее - в январе этого года. Позиции азербайджанских войск и населенные пункты были обстреляны армянами в январе 10 раз, в феврале - 14, а в марте - 50 раз. Газета отмечает также, что в марте прошлого года было отмечено 48 фактов нарушения режима прекращения огня.

31 марта министр обороны Азербайджана Сафар Абиев сказал, что в последние дни Вооруженные силы Армении активизировались. "Идет обстрел азербайджанских позиций как со стороны оккупированных территорий, так и самой Армении. Хотя всякий раз враг подавляется ответным огнем, но имеются убитые и раненые", - сказал министр. Абиев заявил: "Конечно, наше терпение не безгранично, но я вам не скажу, когда и что мы предпримем. Достаточно того, что об этом знает верховный главнокомандующий, соответствующий приказ которого мы готовы исполнить хоть сегодня". ("Ноян Тапан").

Последняя декада марта на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана была напряженной. Как сообщает "Арминфо" со ссылкой на Министерство обороны Нагорного Карабаха, 26 марта азербайджанские вооруженные силы обстреляли позиции Армии обороны НК на северо-восточном и южном направлениях. 27 марта в 23:45 в ходе обстрела восточного направления позиций карабахской армии противник применил пулеметы типа РПК. 28 марта в 14:15 на северо-восточном направлении азербайджанская сторона бросила в сторону карабахских позиций 3 гранаты. Спустя 2 часа, в том же направлении, противник применил стрелковое оружие. 29 марта в связи с выстрелами азербайджанской стороны был прерван мониторинг миссии ОБСЕ. 30 марта сохранялось относительное затишье - прозвучало всего несколько выстрелов. В целом, передает агентство, карабахская сторона ответного огня не открывала.

В последнее время, как будто наперекор тому, что 2006 год был объявлен решающим и судьбоносным в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, довольно часто звучат заявления о нарушении режима прекращения огня, пишет газета "Азг". Напоминая об одном из последних сообщений азербайджанских СМИ, согласно которому вследствие выстрелов, прозвучавших с карабахской стороны в направлении Физули и Казаха, погибли два азербайджанских военнослужащих, газета со ссылкой на карабахские источники пишет, что ни в направлении Физули, ни в направлении Казаха огонь не открывался и "заявление азербайджанской стороны - очередная дезинформация". Газета считает, что подобные заявления делаются не случайно. "В любом случае мнимые нарушения перемирия по "вине" армянской стороны не смогут послужить оправданием начала военных действий", - предупреждает газета.

6 апреля в рамках мандата спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика на участке Иджеван-Казах армяно-азербайджанской границы у села Беркабер состоялся радиомониторинг линии соприкосновения. На месте проведения мониторинга была установлена связь с представителями ОБСЕ во главе с Анджеем Каспшиком, которые находились на азербайджанской территории. В ходе мониторинга с азербайджанской стороны были слышны выстрелы, что и было зафиксировано участниками мониторинга, сообщает "Ноян Тапан". Подводя итоги мониторинга, армянская сторона, с целью повышения эффективности действий, предложила представителям ОБСЕ в дальнейшем заменить радиомониторинг визуальным наблюдением с непосредственным участием командиров приграничных частей, глав районных администраций, представителей общин, однако азербайджанская сторона отклонила предложение. По словам пресс-секретаря Министерства обороны РА полковника Сейрана Шахсуваряна, в тот же день радиомониторингу предшествовал брифинг в областной администрации Тавуша с участием марзпета (глава районной администрации. - прим. ИА REGNUM) Гуляна и командиров подразделений. Гулян выразил обеспокоенность в связи с тем, что в последнее время участились обстрелы с азербайджанской стороны участка дороги Иджеван-Ноемберян. ("Ноян Тапан").

МИД Нагорного Карабаха распространил заявление, в котором сказано: "За последнее время на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики участились нарушения режима прекращения огня, что стало возможным в том числе вследствие отсутствия должной оценки воинственных заявлений, озвучиваемых в Азербайджане на самых высоких уровнях. Инциденты, приведшие к возрастанию числа жертв на линии соприкосновения, усиливают взаимное недоверие и могут привести к серьезной эскалации напряженности в зоне азербайджано-карабахского конфликта, угрожающей стабильности всего региона. В этой связи Нагорно-Карабахская Республика вновь подтверждает свою позицию о приверженности урегулирования конфликта исключительно мирными средствами и готовности выполнять бессрочно действующие обязательства сторон по укреплению режима прекращения огня, зафиксированные в соглашении от 6 февраля 1995, подписанном главами оборонных ведомств НКР, РА и АР. Мы призываем две другие стороны - Азербайджанскую Республику и Республику Армения, подписавшие вышеуказанное соглашение, присоединиться к нашей инициативе и выражаем надежду, что совместными усилиями и при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также других международных посредников и заинтересованных сторон удастся подтвердить приверженность данному соглашению и реализовать механизмы, указанные в нем, по локализации инцидентов на линии соприкосновения вооруженных сил. Нагорно-Карабахская Республика подтверждает свою позицию, что предпосылками мирного урегулирования, наряду с неукоснительным соблюдением режима прекращения огня, являются мирный процесс с участием всех сторон конфликта, строительство мер доверия, а также укрепление демократии и уважение прав человека". (Информационный портал МИД НК).

Переговоры

"Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта протекают в нормальном русле. Мы знаем, что это серьезнейший вопрос, и сразу его решить невозможно", - заявил премьер-министр Нагорного Карабаха Анушаван Даниелян. По его словам, в отношении 2006 года есть надежды, но это не означает, что в этом году вопрос непременно решится. Тот факт, что процесс, после стамбульской и вашингтонской встреч, не продвинулся, по словам Даниеляна, означает, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) готовятся особенно серьезно. ("Айоц Ашхар").

"В настоящее время ведутся интенсивные консультации по решению нагорно-карабахской проблемы", - сообщил азербайджанскому агентству АПА российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. По словам дипломата, выразившего несогласие с мнением о том, что в процессе переговоров наблюдается застой, в настоящее время переговоры с конфликтующими сторонами ведут отдельные сопредседатели: "В Баку побывали Стивен Манн (сопредседатель Минской группы от США. - прим. ИА REGNUM) и его непосредственный руководитель, заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид, Вардан Осканян (глава МИД Армении. - прим. ИА REGNUM) побывал в Вашингтоне. На этой неделе Эльмар Мамедъяров (глава МИД Азербайджана. - прим. ИА REGNUM) будет в Вашингтоне, а Осканян в Москве. Скоро в регион приедет Бернар Фасье (сопредседатель МГ от Франции. - прим.). Мы договорились пока предпринять вот такие шаги на двустороннем уровне, а затем на основе таких контактов определить, когда и как можно будет возобновить многосторонний процесс". Мерзляков выразил надежду на совместный визит сопредседателей в регион в апреле-мае и ведение переговоров с президентами. По поводу половинчатого характера переговоров в Рамбуйе Мерзляков сказал, что встреча была рассчитана с запасом, на всякий случай предполагалось продолжить встречу президентов Армении и Азербайджана в воскресенье: "Однако стороны почувствовали, что не удастся достичь договоренности в первой половине дня в субботу. В результате Кочарян (президент Армении. - прим. ИА REGNUM) для себя решил, что уедет в субботу". ("525-я газета").

Лос-анджелесская газета "Жаманак" считает, что самыми главными в выступлении российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова были слова: "Сегодня стороны еще не готовы объяснить общественности, что вопрос может решиться лишь мирным путем, что компромиссы неизбежны, что ожидаемое урегулирование не может быть идеальным ни для одной из сторон". В связи с этим газета напоминает, что сразу же после встречи в Рамбуйе сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором прозвучал призыв к властям двух стран "подготовить общественность к миру, а не к войне". После этого, продолжает "Жаманак", в ходе вашингтонского визита министра иностранных дел РА Вардана Осканяна американский сопредседатель МГ ОБСЕ Стивен Манн подчеркнул: "Народы Армении и Азербайджана не хотят войны, и лучшее, что могут стороны сделать, отойти на шаг от войны". Так что же получается, спрашивает газета, сегодня Мерзляков на весь мир заявляет, что Кочарян и Алиев (президент Азербайджана. - прим. ИА REGNUM) отказываются или уже отказались "объяснить общественности, что вопрос можно решить лишь мирным путем"?

По словам пресс-секретаря МИД Армении Гамлета Гаспаряна, на данный момент сопредседатели Минской группы ОБСЕ никаких предложений сторонам не сделали. То есть, заключает газета "Айкакан жаманак", даже после двух последовавших после переговоров в Рамбуйе встреч сопредседатели не смогли найти путей продолжения переговорного процесса. Газета считает, что ответ на вопрос, что же случилось в Рамбуйе, скрыт в заявлениях, сделанных на прошлой неделе министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым и спикером МИД РА Гаспаряном. Мамедъяров заявил, что Азербайджан готов продолжать начатые в Рамбуйе переговоры, после чего Гаспарян сразу же заявил, что Армения готова продолжать переговоры в рамках "пражского процесса", пишет "АЖ", указывая, что в двух этих, на первый взгляд, обычных заявлениях кроется дипломатическое противоречие. "Дело в том, что в Рамбуйе "пражский процесс" был прерван, и сегодня переговоры могут быть продолжены либо в рамках "пражского процесса", либо в рамках переговоров в Рамбуйе, что станет началом нового процесса". Разница в том, пишет газета, что в рамках "пражского процесса", в частности, предполагалась предварительная сдача 5 "оккупированных" районов Азербайджана, кроме Кельбаджара и Лачина, которые, до окончательного урегулирования вопроса статуса НК, должны были бы оставаться под контролем армянских сил. Газета со ссылкой на свои источники в МИД РА пишет, что Роберт Кочарян и Ильхам Алиев пришли к такому предварительному соглашению в прошлом году в Казани, что и послужило основанием неприкрытого оптимизма сопредседателей МГ ОБСЕ. И вот, согласно армянским дипломатическим источникам, президент Азербайджана неожиданно для всех отказался от своих слов и заявил, что согласится подписать мирное соглашение лишь в том случае, если Армения вернет Азербайджану также Кельбаджар. Именно здесь, пишет "Айкакан жаманак", и прервался "пражский процесс". По сведениям газеты, Кочарян, которого азербайджанская сторона обвиняет в срыве переговоров, отказался продолжить встречу после того, как Алиев стал настаивать на возвращении Кельбаджара. Таким образом, пишет газета, в своих заявлениях представители МИД двух стран указали на приверженность своим позициям в вопросе Кельбаджара, и для того, "чтобы избежать возможного возобновления военных действий и катастрофических последствий войны и чтобы использовать шанс решить вопрос в 2006 году", одна из сторон должна уступить в вопросе Кельбаджара.

"Дважды Азербайджан начинал войну и дважды проиграл, однако конфликт, как видим, не разрешился. Думаю, что это должно послужить уроком Азербайджану, что конфликт военного решения не имеет, должен быть разрешен путем переговоров, и единственным к тому путем является путь взаимных компромиссов. Без них действительно невозможно. Армения за последний период свою долю компромиссов внесла, мы стоим сегодня на краю, и нам некуда больше отступать. И настал момент и Азербайджану сделать соответствующий шаг, чтобы мы смогли сдвинуть процесс с места и достичь окончательного его завершения". Об этом, сообщает газета "Тарегир", заявил в ходе брифинга журналистам министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. "Если Азербайджан сможет проявить достаточно политической воли, думаю, что процесс действительно можно сдвинуть с места и зафиксировать дополнительные успехи", - сказал министр, добавив, что если, тем не менее, в 2006 году вопрос не решится, "то это, во всяком случае, еще и не конец света". По словам Осканяна, сообщает газета, следующая встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана зависит от предстоящей вашингтонской встречи Мамедъяров-Стивен Манн.

Баку готов вести переговоры с армянской диаспорой Нагорного Карабаха, если последние признают себя гражданами Азербайджана. Подобное заявление, пишет газета "Азг", сделал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров. По его словам, переговоры с Карабахом возможны, если армяне Карабаха не только признают себя гражданами Азербайджана, но и признают территориальную целостность Азербайджана, его законы, а Армения выйдет из переговорного процесса. "Однако боюсь, что Армения сама не желает, чтоб Азербайджан напрямую вел переговоры с армянской диаспорой Азербайджана", - отметил министр иностранных дел Азербайджана. По словам Мамедьярова, если в процессе урегулирования карабахского конфликта не будет продвижения, то "Азербайджан будет вынужден обратиться к силовым методам освобождения земель". На эти заявления, пишет газета, откликнулось Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха. Карабахский МИД заявил, что граждане Нагорного Карабаха никогда не были и не будут гражданами Азербайджана. Кроме того, власти Нагорного Карабаха постоянно во время переговоров по урегулированию выступали в пользу своего участия - без предварительных условий. В свою очередь пресс-секретарь МИД РА Гамлет Гаспарян заявил, что Армения не может серьезно относиться к таким заявлениям азербайджанских дипломатов и не собирается выходить из переговорного процесса. Интересно, спрашивает "Азг", в чем тогда смысл переговоров, если карабахцы примут условия Мамедьярова? Газета сообщает также, что премьер-министр Нагорного Карабаха Анушаван Даниелян в ответ на заявление Мамедъярова выразил готовность вести с ним переговоры, если... Мамедъяров примет гражданство Карабаха, как представитель азербайджанской общины НК.

Политики и политологи о ситуации вокруг карабахского конфликта

По мнению азербайджанского политолога Расима Мусабекова, обсуждения министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, проводимые с официальными лицами США по Нагорному Карабаху, могут быть полезными: "Я вижу полезность этих встреч только в том случае, если США хотят сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования. У Вашингтона для этого есть возможности". Мусабеков считает, что если в США будет сделан шаг вперед в урегулировании конфликта, то возможно достижение соглашения на уровне глав Азербайджана и Армении в преддверии саммита стран "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. "Я не исключаю, что в случае достижения соглашения во время встречи "Большой восьмерки" или ранее главы Азербайджана и Армении сделают в связи с этим заявления. Полагаю, что в подобном случае на встрече "Большой восьмерки" нагорно-карабахской проблеме будет положен конец", - сказал он. (Day.Az).

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил армянский политолог Александр Искандарян.

"Есть мнение, что урегулирование карабахского конфликта нужно США якобы для того, чтобы разместить в регионе миротворческие силы и, "расчистив себе место" в Азербайджане, начать военные действия против Ирана...

Для начала давайте поймем, могут ли миротворческие силы быть использованы в качестве опоры для осуществления военных действий против Ирана? Однозначно - нет. Второе: надо ли США устраивать себе опорный пункт в таком проблемном приграничном с Ираном регионе, как зона карабахского конфликта? Ответ все тот же - не нужно, поскольку у США и без этого "общая граница" с Ираном есть - американские войска уже в Ираке. С другой стороны не нужно забывать, что военные базы есть у США также в Саудовской Аравии и Кувейте, и при первой же необходимости их можно задействовать против Ирана. Не говоря уже об американском военном флоте, размещенном или готовом при первой необходимости разместиться в Персидском заливе. И вовсе не проблема "войти" или укрепить свое военное присутствие в Пакистане, Афганистане или Киргизии. При таких обстоятельствах, простите, смешно всерьез говорить о том, что размещение 1000 голубых касок в зоне карабахского конфликта является для США вопросом жизни и смерти. Это просто детские разговоры. Конечно, не скажу, что американцы не намерены разместить там миротворческие силы, но это, как говорится, из другой оперы. Во всяком случае, никакого отношения к Карабаху не имеет. Есть и другая сторона вопроса: а хочет ли или готовится ли Америка начать войну с Ираном? Тем более, что война не является результативным средством прекращения ядерной программы Ирана. Иран ни по своей территории, ни по численности населения, ни по политической структуре, ни, тем более, по своим природным ресурсам и темпам экономического развития не сравним с Югославией, персы - не сербы, а лидеры Ирана - не Милошевичи.

Недавно президент Армении выступил с "воинственным" заявлением, в котором пригрозил признать де-юре независимость Нагорного Карабаха, если переговорный процесс, с легкой руки Азербайджана, зайдет в тупик. Что вы думаете по этому поводу?

Если звучащие в Армении в последнее время заявления, в том числе и упомянутое заявление Кочаряна, являются звеньями одной цепи (началом которой можно считать многотысячный митинг, организованный в память о жертвах Сумгаита), то это значит, что официальный Ереван решил ужесточить свою риторику. Что, конечно же, вовсе не означает, что Армения решила объявить Азербайджану войну. Это заявление было направлено Азербайджану: пугаете нас войной? - пожалуйста, и мы можем говорить языком угроз. Вы нас пугаете перспективой создания с помощью нефтедолларов сильной армии? - у нас уже эта сильная армия есть. У вас есть нефть, доходами с которой надеетесь решить карабахский вопрос? - у нас тоже есть козырь. Это Карабах. То есть, если до недавнего времени Азербайджан делал непрерывно воинственные заявления, торпедируя тем самым переговорный процесс, а армянская сторона руководствовалась принципом "ребята, давайте жить мирно" и, независимо ни от чего, выражала готовность продолжать переговорный процесс, то сейчас фактически заявляет, что может занять адекватную, то есть более жесткую, позицию. Что, впрочем, так же связано с реальной политикой, как и азербайджанские хвастливые заявления о готовности решить проблему военным путем. Признает Армения Карабах или не признает - это, по существу, ничего не изменит. Другое дело, что такой подход, как фактор, уравновешивающий жесткую позицию Азербайджана, оправдан. Если не сказать - запоздалый". ("Айоц Ашхар").

Азербайджанский еженедельник "Обозреватель" публикует мнение руководителя бакинского исследовательско-аналитического центра "Мир, демократия и культура" Рауфа Раджабова: "Мировая практика знает две модели политического урегулирования вооруженных и этнических конфликтов. Согласно первой модели конфликт регулируется с учетом интересов двух сторон. Вторая модель - так называемый позиционный торг - когда стороны пытаются решить конфликт, исходя сугубо из собственных позиций, не учитывая интересы противной стороны. В настоящее время в процессе политического урегулирования карабахского конфликта превалирует позиционный торг. Позиция Армении на этих торгах известна: или признание Азербайджаном независимости Нагорного Карабаха, или Армения признает независимость Нагорного Карабаха. Подобная позиция армянской стороны неприемлема для Азербайджана. Ведь истинные планы Армении в отношении Карабаха таковы: в случае получения Карабахом независимости это самопровозглашенное государство войдет в состав Армении. Такая позиция Армении вынуждает азербайджанскую сторону также выдвигать жесткие условия: восстановление территориальной целостности республики и возвращение беженцев в их родные дома. Но позиция Азербайджана не является интересом, как для армянской общины Карабаха, так и Армении. Следовательно, азербайджанским переговорщикам следует предложить вариант выгодного сотрудничества Азербайджана с Арменией и армянской общиной Карабаха. В первую очередь, азербайджанская сторона должна ответить на следующие вопросы: в каком качестве армянская община Карабаха видит себя в составе Азербайджана, какая система безопасности будет функционировать в пределах Азербайджанской Республики и в регионе Южного Кавказа в целом? Подобная система республиканской и региональной безопасности должна состоять из двух взаимосвязанных и взаимозависимых уровней: предоставление гарантий безопасности проживания армянской общине Карабаха на территории Азербайджана и гарантия ее безопасности со стороны Армении. Сегодня официальный Ереван не скрывает, что система безопасности Армении начинается с оккупированных территорий Азербайджана и Нагорного Карабаха, представляя собой буферную зону, защищающую границы непосредственно самой Армении. Более того, Армения вынуждена беспокоиться о своей безопасности, так как находится в окружении тюркских республик. Поэтому необходимо предоставить конкретную модель безопасности Республики Армения, обеспечивающую независимость и безопасность ее государственности".

По мнению Рауфа Раджабова, наступило время заменить модель позиционного торга моделью учета и защиты интересов сторон. Взаимные выгоды Азербайджана, Армении и двух общин Нагорного Карабаха - это мирное, добрососедское сосуществование, экономическое сотрудничество, право на жизнь всех граждан, как армянской, так и азербайджанской национальности. При этом, считает политолог, говоря о моделях политического урегулирования карабахского конфликта, нельзя забывать и о стереотипах, существующих в обществах двух стран: "Например, образ врага. Но модель интересов предполагает не существование образа врага, а его замену на образ противника, так как только противник сможет в дальнейшем стать партнером. В процессе перехода к этой модели большая ответственность лежит на СМИ". Раджабов не считает также, что переговоры по урегулированию карабахского конфликта зашли в тупик: "Это не соответствует действительности. Армения и Азербайджан лишь определили свои позиции, но не интересы". Вместе с тем, политолог отмечает, что далеко не все в Азербайджане являются сторонниками мирного урегулирования конфликта. Предполагается, что в результате "блицкрига" вооруженные силы Азербайджана, полностью восстановив территориальную целостность республики, выйдут к госгранице с Арменией на всем ее протяжении. Но сторонники данной позиции забывают о том, что вторая карабахская война грозит быть еще более кровопролитной, чем предыдущая, с большим количеством жертв и разрушений. "Это только затруднит окончательное решение проблемы Карабаха, так как армянская община Нагорного Карабаха уже не сможет жить на территории Азербайджана". По мнению Раджабова, они покинут свои дома из страха перед наступающей армией и уйдут в Армению, что, в свою очередь, серьезно затруднит заключение мирного договора с Арменией. "Армяне военную кампанию азербайджанских войск по освобождению оккупированных территорий и Нагорного Карабаха будут воспринимать только как собственное поражение и этническую зачистку Карабаха от проживавших там ранее армян. Кроме того, Карабах еще является и как бы идеологообразующей основой единства армян всего мира. В таких условиях ни один из руководителей Армении не посмеет подписать мир с Азербайджаном. Более того, как власти Армении, так и армяне всего мира будут думать только о реванше и готовиться к третьей карабахской войне". Но это все - национальный подход, отмечает политолог и предлагает в качестве альтернативы общеевропейский подход, предполагающий отмирании границ: "Типичный тому пример - Евросоюз, где исчезли все межгосударственные споры и претензии: франко-английские и франко-немецкие, польско-немецкие, румыно-венгерские, турецко-болгарские и т.д. В перспективе наш регион также потеряет свои внутренние границы, останутся только внешние. Их надо будет защищать совместными усилиями, дабы предотвратить вредное влияние извне: наркотрафик, международный терроризм и т.д.". Только тогда, когда каждая из стран региона будет воспринимать угрозы соседнему государству региона как собственную угрозу и защищать интересы своего соседа, как собственные, в Кавказском регионе воцарится мир и экономическое процветание, заключает Рауф Раджабов. ("Обозреватель").

На вопросы бакинского корреспондента грузинского еженедельника "Понедельник" ответил бывший посол Азербайджана в России (1992-1993) Хикмет Гаджи-заде.

"Почему, по-вашему, переговоры по Карабаху не приносят сторонам конкретных результатов?

Для меня очевидно, что карабахский конфликт может быть разрешен только если Азербайджан (в первую очередь) и Армения станут подлинно демократическими государствами. Как писал Кант в своем "Трактате о вечном мире", каждое из (враждующих) государств должно быть демократическим (чтобы установить устойчивый мир).

Может ли конфликт двух государств получить военное решение?

Конфликт не может быть разрешен военным путем, потому что Азербайджан, как бы успешно экономически он ни развивался, не может в одиночку воевать против реально существующего военного альянса между Арменией и Россией. Россия целиком поддерживает Армению, а Азербайджан реально не поддерживают ни Турция, ни Запад.

Возможно ли давление Запада на Армению и непосредственно на карабахских сепаратистов?

Конечно, нет! Более того, никто на Западе не позволит нам силой заставить армян Нагорного Карабаха присоединиться к Азербайджану, в котором пока нет соответствующего уровня выборов, справедливого суда, гарантий прав человека и национальных меньшинств.

Каким вы видите план урегулирования конфликта - пакетным или поэтапным, и когда в регион будут введены миротворческие войска?

Демократическим государствам будет легче выбрать тип пакетного или поэтапного урегулирования, а когда и каких миротворцев вводить - это уже дело техники. Я считаю, что в этом случае представители армянского и азербайджанского населения Карабаха должны участвовать в обсуждении, принятии и выполнении мирного соглашения.

Какие внешние факторы могут помочь сдвинуть дело с мертвой точки?

Для того чтобы стороны конфликта, наконец, договорились, должна, в первую очередь, измениться позиция России, которая использует карабахский, абхазский и приднестровский конфликты для того, чтобы продолжать держать эти части пространства бывшего СССР под своим постоянным контролем.

Имеет ли вражда между армянами и азербайджанцами свою историческую и ментальную специфику?

Вражда между армянами и азербайджанцами носит застарелый характер, но, по сути, конфликт этих народов ничем не отличается от крупных и мелких "разборок", вспыхивавших в разные периоды истории между немцами и французами, англичанами и ирландцами, сербами и хорватами и т.д.

Может ли Минская группа ОБСЕ подтолкнуть Азербайджан и Армению к заключению соглашения о мире?

Минская группа, согласно своему мандату, не может принудить страны к миру, она призвана лишь облегчить переговорный процесс, что, собственно, и делает.

Как, по-вашему, американцы действительно хотят, чтобы стороны конфликта подписали всеобъемлющее соглашение по урегулированию, или это ошибочное представление? И еще, чисто теоретически, могут ли США при каком-либо раскладе факторов вмешаться в возможную войну на чьей-либо стороне?

США, безусловно, желают мира на Кавказе. Однако карабахский конфликт не входит в приоритетные задачи национальной безопасности США, и они не будут ради Азербайджана воевать с армяно-российским альянсом". ("Понедельник").

Что думают о войне карабахцы?

"Утро теплого июньского дня 2006 года. Или даже, скорее, майского. Телеканалы и радиостанции двух соседних стран Южного Кавказа начинают эфир экстренным сообщением: "От азербайджанского информбюро!" или "От армянского информбюро!"...". Этими словами бакинская газета "Зеркало" начинает свои размышления о вероятности и последствиях новой армяно-азербайджанской войны. Перспектива войны уже не эфемерна, пишет газета, она ощутима в заявлениях руководителей стран, тревогах посредников, беседах в чайхане, пересудах на кухне. Азербайджан и Армения отступили от политики сдерживания агрессии и уже психологически вступили на тропу войны. "Война в умах - уже реальность, война на поле брани - всего в шаге. Мы на грани фола". Стороны созрели для разрешения конфликта, но не мирным, а военным путем, утверждает газета, - "период точения ножей позади". При этом, уверяет "Зеркало", военный путь выгоден Ирану и России: "В случае начала войны возможные военные действия США против Ирана затормозятся. Выгодно это и России, имеющей свой военный контингент в регионе. С учетом вооруженных сил РФ на Южном Кавказе позиции Кремля в этом регионе сильно укрепятся. Южный Кавказ вернется в положение, которое было в начале 1990-х годов, то есть к хаосу. А в этой "мутной воде" Тегерану и Москве будет намного легче ловить рыбу".

В качестве одной из предпосылок к началу военных действий "Зеркало" указывает на "набирающую обороты весеннюю кампанию отстрела". При этом оружие уже не молчит даже при проведении мониторинга со стороны представителей ОБСЕ, отмечает газета, Баку и Ереван обвиняют друг друга в срыве мониторинга и провокации - "первом выстреле". "Война становится выгодной всем сторонам "карабахского треугольника": Азербайджану, уставшему от безрезультатных переговоров и безнаказанности агрессора; Армении, все более загоняемой в угол от бесперспективности и беспросветности своего будущего; посредникам, которые не упустят возможности взять ситуацию под свой собственный контроль и устроить "Дейтон для Карабаха"; политическим элитам, которые в случае развязывания войны пойдут на поводу общественного мнения, а получив "Дейтон", сохранят лицо...". При этом, пишет газета, азербайджанское общество уверено, что мечта о "сильном Азербайджане и слабой Армении" ныне уже реальность и наша страна готова к возобновлению военных действий. "Более того, в обществе обсуждаются даже возможные варианты войны: от масштабного нападения по всей линии фронта Газах-Физули, с броском на территорию Армении, до недельного блицкрига, ставящего минимальной целью освобождение Агдама и Физули". Предпочтение "Зеркало" отдает блицкригу, "так как в случае затяжной войны и потерь будет больше, да и международное сообщество не даст слишком долго воевать", в качестве риска же рассматривает следующее: "Армяне будут бить по трубопроводу БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан. - прим. ИА REGNUM), а его остановка приведет к краху энергетических проектов; в результате контратаки можно потерять больше, если не весь запад страны; потери могут быть не только в армии, но и среди гражданского населения, особенно в таких крупных городах, как Гянджа и т.д.". Газета указывает и на ошибочность "бытующего в азербайджанском обществе мнения, что пока мы будем усиливаться и готовиться к реваншу, Армения будет сидеть сложа руки". Это наивно, уверяет "Зеркало": "Либо Армения пойдет на уступки в переговорах, либо ударит первой. Опять-таки, все по тому же сценарию с точностью до наоборот: Азербайджан провоцируется на "первый выстрел", потом проводится блицкриг, разрушается инфраструктура трубопровода БТД, в устрашающих целях уничтожается мирное население, и Ереван вновь садится за переговоры с ослабевшим Азербайджаном. Санкции? Хуже Еревану не станет, да и если бы эти санкции были так серьезны, их бы давно применили бы...". Господа, покопайтесь в своих умах, призывает в заключение бакинское издание политиков, "найдите аргументы, а то придется искать аргументы в патронташе". "Время для достижения мира, скорее есть, чем его нет. Оно не залечило раны и не стоит их слишком бередить..."

Газета "168 Жам" публикует результаты небольшого опроса, проведенного среди населения Нагорного Карабаха, с целью узнать, как жители НК относятся к участившимся в азербайджанских СМИ заявлениям о готовности решить карабахскую проблему военным путем.

Карен Григорян, студент: "А когда не было подобных заявлений? Честно говоря, для меня это обычное явление, поскольку мы время от времени смотрим азербайджанские телеканалы. В их передачах даже песни звучат о взятии Карабаха, не говоря уже о том, что почти каждый день заявляют, что надо взять, скажем, Шуши, и тому подобное".

Арев Авагян, мать погибшего в карабахской войне воина: "Я этих варваров не понимаю. Неужели о возобновлении войны говорят те матеря, которые в войне потеряли своих сыновей? Неужели зарубцевались наши раны? Думаю, что ни здесь, ни в Азербайджане простые люди не захотят в очередной раз пережить те жестокие и печальные дни".

Арам Саркисян, юрист: "Не думаю, чтобы какая-то из сторон начала войну. Это будет крайне бессмысленно, поскольку жизнь показала, что войной вопросы не решаются. Вопросы надо обсуждать и решать за столом переговоров".

Армен Аванесян, ветеран карабахской войны: "Думаю, надо прекратить откликаться на каждое заявление Азербайджана. Мы победили в навязанной нам войне и осуществили свое решение быть независимыми. Теперь надо думать о развитии и процветании страны".

Гурген Барсегян, пенсионер: "Для меня нет ничего удивительного в том, что азербайджанцы говорят о вооруженном пути решения проблемы, поскольку они всегда были враждебно настроены к армянам - даже в советские годы, когда мы вместе работали и дружили. А о возможности начала Азербайджаном войны, думаю, не надо забывать ни на секунду, поскольку мы знаем, что враждебность их не уменьшилась - это отчетливо видно на всех азербайджанских телеканалах. Мы должны всегда быть начеку и быть готовыми отразить любой неожиданный шаг".

Аида Саркисян, беженка: "Думаю, что ни одна жена, ни одна мать не хочет войны. В 1989 году наша семья была насильственно перемещена из Баку, и мы переехали в Степанакерт. Мой сын защищал свою родину и сложил свою голову за святую землю. Сегодня, живя здесь, мы пробуем продолжать дело наших героев и готовы оставаться здесь до самой смерти, независимо от того, чем Азербайджан будет нас пугать. Не надо забывать, что опасность потери родины рождает силу и волю к ее защите. Думаю, не надо обращать особого внимания на то, что говорят азербайджанцы - надо продолжать жить и творить". ("168 Жам").

Степанакерт

2 сентября в Нагорном Карабахе отметят 15-летие провозглашения республики. С этой целью создана правительственная комиссия, которая разработала программу праздничных мероприятий, которая была обсуждена на состоявшемся 5 апреля заседании правительственной комиссии. Председатель комиссии, вице-премьер НК Арарат Даниелян отметил, что комплексной программой торжеств предусмотрены различные культурные и спортивные мероприятия как в столице, так и в районах республики. В частности, будет проведена научная конференция, посвященная Арцахскому движению, состоятся праздничные концерты. Планируется также выпуск юбилейной медали и почтовой марки, издание на армянском, русском и английском языках исторической карты Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM) и книги-альбома. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Как сообщает степанакертская газета "Азат Арцах", 31 марта руководитель аппарата президента Нагорного Карабаха, секретарь Совета безопасности НК Карен Бабурян встретился с сопредседателями российско-американской рабочей группы Дартмутской конференции по вопросам региональных конфликтов Виталием Наумкиным и Гарольдом Сондерсом, прибывшими накануне в Степанакерт в рамках регионального визита. Представив гостям подходы официального Степанакерта к вопросу урегулирования карабахской проблемы, секретарь Совета безопасности высоко оценил усилия Дартмутской конференции в деле установления диалога и взаимного доверия между соседними обществами. В свою очередь, карабахская сторона в случае согласия другой стороны конфликта готова на следующий же день поставить свою подпись под договором, по которому стороны обязуются положить конец взаимной ненависти и урегулировать конфликт мирным путем, отметил Бабурян. Собеседники отметили, что, хотя Дартмутская конференция не может заменить собой переговоры под эгидой ОБСЕ, тем не менее, она в состоянии оказать положительное воздействие на создавшуюся вокруг конфликта атмосферу и содействовать мирному урегулированию проблемы.

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что в ближайшее время в Нагорном Карабахе будут проведены парламентские слушания по карабахской проблеме. Об этом в интервью карабахской газете "Демо" сообщил председатель Национального Собрания (НС) НК Ашот Гулян. По словам спикера карабахского парламента, парламентские фракции прошли уже подготовительный этап, и в ближайшее время будут уточнены круг обсуждаемых вопросов и сроки проведения слушаний.

Депутат Национального Собрания Нагорного Карабаха, бывший заместитель министра обороны НК генерал-майор Виталий Баласанян намерен представить в парламент НК законопроекты "О признании Азербайджанской Республики в качестве агрессора" и "О статусе территорий, находящихся под контролем НКР". Карабахский депутат уверен, что парламент Нагорного Карабаха должен признать Азербайджан агрессором и стороной, развязавшей войну. По его мнению, с подобным предложением НС НК должно обратиться во все международные инстанции. Во втором законопроекте предлагается определить статус территорий, находящихся под контролем Нагорного Карабаха. Депутат считает, что в законопроекте необходимо закрепить положение, согласно которому Шаумянский район, "оккупированный" Азербайджанской Республикой в ходе военных действий, признается частью Нагорного Карабаха. ("Де-Факто").

По сообщению Национальной статистической службы НК, индекс потребительских цен в Нагорном Карабахе в марте 2006 года по сравнению с декабрем 2005 года составил 104,2%, в том числе продовольственных товаров (включая спиртные напитки и табак) - 105,4%, непродовольственных товаров - 102,8, тарифов платных услуг - 100,5%. Был зафиксирован стремительный рост цен на рыбную продукцию, фрукты, овощи и картофель, одежду, ткани и на бытовые услуги. За период январь-март 2006 года по сравнению с январем-мартом 2006 года индекс потребительских цен составил 102,4%, в том числе продовольственных товаров (включая спиртные напитки и табак) - 101,7%, непродовольственных товаров - 106,6%, тарифов платных услуг - 101,2%. Индекс потребительских цен в марте 2006 г. по сравнению с 2002 годом составил 118,9%. ("Азат Арцах").

В 2005 году в Нагорном Карабахе было зарегистрировано 538 преступлений против 518 в 2004 году. Об этом было заявлено на состоявшемся заседании коллегии прокуратуры НК, которое вел генеральный прокурор республики Армен Залинян. Как сообщает ИА "Де-Факто", разница в цифрах объясняется тем, что 16 преступлений было совершено в предыдущие годы, однако они были зарегистрированы только в 2005 году. По характеру и степени социальной опасности статистика преступлений следующая: небольшой тяжести - 238, средней тяжести - 110, тяжкие - 177 и особо тяжкие - 13. По сравнению с 2004 годом число преступлений против жизни и здоровья выросло на 21, против частной собственности - на 37. В минувшем году прокуратурой было выявлено 399 нарушений закона, связанных с причинением ущерба государству. В результате мер прокурорского воздействия реально восстановлен ущерб государству в размере 42 млн. 861,5 тыс. драмов и 1 тыс. 178 долларов США.

Благотворительный фонд "Шуши" объявляет о начале электронного референдума по вопросу признания карабахского города Шуши культурным центром всего армянства. Об этом заявил управляющий фондом "Шуши" Бакур Карапетян. По его словам, электронный референдум будет проводиться следующим образом - армяне всего мира смогут зайти на электронный сайт фонда и перечислить хотя бы $1 на счет фонда, высказавшись тем самым за то, чтобы древний город Шуши стал бы истинным центром культуры, науки и туризма не только Нагорного Карабаха или Армении, но и всего армянства. "Сегодня вся армянская культура и туризм сосредоточены в одном Ереване. Это недопустимо и уже дает свои негативные последствия", - отметил Карапетян. Он также сообщил, что фондом уже разработана программа по восстановлению и строительству города, согласно которой властям Нагорного Карабаха следует объявить сам город и близлежащую к нему территорию зоной, закрытой для продажи участков под жилье. Армянские и карабахские ученые уже провели раскопки на этой территории, на которой расположены более 500 исторических памятников. В результате раскопок были обнаружены ценнейшие находки, относящиеся как к XII веку, так и уходящие к далекому прошлому - эпохе "бронзового века", о чем свидетельствуют открытые учеными многочисленные древние мавзолеи. По словам Карапетяна, на финансирование вышеназванной программы Армянская католическая церковь столицы Ливана Бейрута уже предоставила 25 тысяч долларов, большая часть которых пошла на проведение археологических раскопок. ("Арминфо").