"Антикризисный Хлопонин".

("Бизнес-журнал", № 6 апрель 2006. Евгения Ленц)

В кулуарах его называют одним из реальных претендентов на самое высокое кресло в стране. Даже если это и не так, молодой красноярский губернатор уже вряд ли затеряется на деловом и политическом небосклоне.

Стартовой площадкой для большой карьеры Александра Хлопонина стал сначала Таймыр, а потом и Красноярский край. Темперамент антикризисного менеджера, "человека крупных изменений", позволил ему за четыре года вывести "Норникель", которому грозило чуть ли не банкротство, в число лучших компаний фондового рынка. А затем он придумал для себя новую антикризисную работу. Красноярский край в момент его прихода на пост губернатора и "Норникель" в 1997 году, по мнению самого Хлопонина, были вполне сопоставимы с точки зрения антикризисного менеджмента. И он с увлечением взялся за дело. Благо, размеры площадки, на которой представилась возможность проявить свой управленческий талант, позволяют сделать это с истинно русским размахом.

- Эпоху укрупнения российских регионов открывает предстоящее объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Но зачем все это нам, и какие еще территории могли бы получить выгоду от слияния друг с другом?

- Сложно утверждать, что Россия так уж "нуждается" в укрупнении регионов. С одной стороны, то есть с точки зрения управления 88 субъектами, это многовато, особенно если иметь в виду кадровый голод в системе государственного управления. При условии, что мы считаем региональный уровень власти работающим центром экономической политики, то 88 таких центров - слишком много. С другой стороны, я уверен, что объединение регионов - это процесс уникальный, и идти он должен только снизу. Первый критерий целесообразности укрупнения - административная эффективность. И здесь очевидно, что нужно объединить, прежде всего, сложносоставные регионы. Такого феномена, как "матрешечный" регион, когда жители одного субъекта избирают губернатора другого, который при этом не имеет в отношении них никаких полномочий, нет ни в одной стране мира. Второй критерий - эффективность экономическая. Проводимая у нас сейчас политика искусственного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, то есть перераспределения средств доноров через федеральный бюджет в адрес реципиентов - это тупиковый путь, который не в состоянии породить ничего, кроме иждивенчества. В этом смысле, если некоторые сильные регионы в состоянии выступить девелоперами экономического развития поглощаемых соседей, а те не против, - это хорошо. В сущности, этого требует логика мирового экономического развития. Общее правило заключается в том, что страны, имевшие опыт кратного увеличения ВВП в минувшем веке, развивались по принципу: "Концентрация роста + распространение импульсов роста = долгосрочный экономический рост".

Рост всегда имеет региональную прописку. И он никогда не бывает равномерным. А вопрос региональной политики страны заключается в том, насколько она нацелена на развитие, насколько помогает локомотивам с явными конкурентными преимуществами вытащить остальных на новый виток развития. У нас пока, к сожалению, региональная политика - выравнивающая, перераспределительная, то есть советская.

Доходы 10-12 доноров через федеральный бюджет ровным слоем переходят к реципиентам, что лишает стимулов к развитию и первых, и вторых. Пора переходить к другой модели: прямой экономической кооперации между регионами. Но необходимо понимать, что невозможно просто взять и на карте вместо нескольких регионов нарисовать новый - объединению должна предшествовать тщательная оценка экономической целесообразности и, что не менее важно, национальных и политических рисков. Объединение должно следовать из самой логики развития субъектов.

- Красноярский край выступает в качестве одного из регионов-доноров, а Таймыр и Эвенкия - реципиенты. Каким образом объединение столь разных по экономическому положению регионов может послужить на пользу каждому из них? И не произойдет ли здесь такое же "выравнивание"?

- Таймыр и Эвенкия - это, прежде всего, огромный экономический потенциал, связанный с уникальными ресурсными характеристиками, и лишь во вторую очередь - депрессивные малонаселенные регионы с неэффективным управлением, потребляющие на текущие нужды немало государственных денег. Проект объединения Красноярского края Таймыра и Эвенкии - качественный инвестиционный проект с обязательствами сторон. А самое главное - с прибылью. В итоге "новой индустриализации" бюджет Красноярского края должен многократно приумножиться. Если другие коллеги смогут сформулировать подобный проект и приступить к его реализации, например, так же, как мы, тогда пусть объединяются. Но это очень индивидуально. Для всех желающих рецепт простой - снижать риски инвестирования и реализовывать потенциал. Что мы видим сейчас? С момента проведения референдума прошел всего год, но на Таймыре уже запущен проект освоения Ванкорского нефтегазового месторождения, развернут инвестиционный проект на сумму 5 миллиардов долларов, промышленная добыча нефти начнется в 2008 году. Соответственно, увеличатся налоговые поступления в краевой бюджет, появятся рабочие места.

- Какие инвестиционные риски возникают в связи с объединением? Несмотря на огромные богатства округов, Красноярский край "берет под крыло" полунищих реципиентов...

- Объединение с дотационными регионами подразумевает повышенную нагрузку на бюджет объединенного края, и это может негативно отразиться на инвестиционной привлекательности региона. Но мы постарались минимизировать риск при объединении - на переходный период федеральные трансферты в бюджеты Эвенкии и Таймыра сохранятся, и за это время на их территориях уже начнут работать проекты по освоению недр. Основной принцип нашего объединения - "Донор поглощает реципиентов и развивает их экономику" - осуществляется даже с некоторым опережением графика.

- Каково ваше видение российской региональной политики - что следует скорректировать в системе приоритетов при планировании регионального развития?

- В основе региональной политики страны должны лежать два ключевых элемента - территориальная справедливость и экономическая эффективность. Сегодня в России региональная политика слишком сильно акцентирована на перераспределении бюджетных средств между регионами. Понятно, что без бюджетного выравнивания в такой большой стране не обойтись, но оно не должно сводить на нет стимулы к экономическому росту регионов. В результате имеющегося сейчас перекоса ни у сильных регионов, ни у слабых не возникает мотивации к саморазвитию. Таким образом, первое направление реформирования региональной политики - усиление ее экономической эффективности. При региональном планировании, особенно на длительные сроки, совершенно необходимо учитывать стратегии развития бизнес-структур, поддерживать не отдельные экономические проекты, но создавать территориальные производственные комплексы. Я имею в виду, в частности, энерго-металлургический промышленный комплекс в Нижнем Приангарье. Кроме того, гораздо эффективнее будет решать вопросы не каждой области или краю отдельно. Следует согласовывать федеральные и региональные программы социально-экономического развития сразу по федеральным округам. Другая проблема - высокая степень несбалансированности развития экономики Запада и Востока России, основная причина которой - очень слабо развитые инфраструктура и индустрия в восточных регионах, что легко объясняется объективными причинами - историческими и климатическими, но сейчас эти причины уже не могут служить отговоркой для неразвитых регионов. Мощный рывок экономики Китая и Юго-Восточной Азии на фоне экономического и инвестиционного кризиса Сибири и Дальнего Востока - реальная угроза экономическому развитию страны. Так что еще одна задача региональной политики - развитие восточных территорий за счет создания там регионов, обладающих богатейшей сырьевой базой, нескольких мощных очагов индустриализации.

- Каким образом в укрупненном регионе будут созданы благоприятные условия для инвесторов? И почему вы рассчитываете, что инвестиции пойдут в Красноярский край?

- Мы не рассчитываем. Они уже и так давно, реально идут к нам. Развернуты работы по Ванкорскому проекту, строится трубопровод в Тюменскую область, развернуты работы по достройке Богучанской ГЭС, идет строительство новых терминалов Красноярского аэропорта и так далее. Мы открыты для инвестиций и создаем условия для инвестирования. Основной принцип реализации в крае инвестиционных проектов - принцип государственно-частного партнерства, который заключается в том, что бизнес вкладывает в интересующие его объекты, а государство в лице краевых и федеральных властей обеспечивает необходимые административные и экономические условия и инфраструктуру для развития этих объектов. Мы отлично понимаем свою роль и стараемся использовать все предусмотренные законодательством поощрительные экономические инструменты по отношению к инвесторам и одновременно - стимулировать создание инфраструктуры государством. А взамен край получает инвестиции, примерно в пять-семь раз превышающие затраты на создание инфраструктуры. В качестве формы государственно-частного партнерства мы создаем в крае так называемую Корпорацию развития Красноярского края, публичную компанию, в которой участвуют отраслевые инвесторы и администрация.

- Вы регулярно встречаетесь с представителями крупных финансово-промышленных групп. Представляют ли для них практический интерес инвестиционные проекты в крае?

- Инвестиционный портфель крупных компаний по проектам на территории Красноярского края превышает 25 миллиардов долларов на ближайшие 7-10 лет, причем уже развернуты работы по реализации проектов на восемь с лишним миллиардов. Это Ванкор, Богучанская ГЭС, алюминиевый завод в Карабуле, Красноярский ХАБ и другие. Над условиями реализации остальных проектов мы сегодня активно работаем, в том числе с Инвестиционным фондом РФ по программе развития Нижнего Приангарья. Для осуществления своих замыслов нам не нужна финансовая помощь государства - у "частников" огромная заинтересованность в инвестировании в Красноярской области, и для того чтобы благие намерения реализовались, от власти требуется лишь принятие административных решений, позволяющих это сделать.

- Какие крупные инвестиционные проекты после объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии руководство региона собирается осуществить в первую очередь, какой размер инвестиций требуется для их реализации? Кто из крупных инвесторов уже готов вкладывать деньги в объединенный край?

- Первоочередной проект - развитие богатейшей ресурсной провинции в нижнем течении Ангары, та самая программа развития Нижнего Приангарья. Запуск в 2009 году Богучанской ГЭС позволит приступить к созданию комплекса крупных энергоемких производств в области металлургии и лесопереработки. Частные инвестиции в эти предприятия на первом этапе проекта, до 2010 года, составят около 5 миллиардов долларов, что превысит бюджетные вложения в создание инфраструктуры почти в семь раз. Отраслевые инвесторы, с которыми уже есть договоренности об участии в проектах Нижнего Приангарья, - это Гидро-ОГК, Русал, Базэл и Внешэкономбанк. Как только определится новый собственник лицензии на разработку Юрубчено-Тохомского месторождения, в крае появится еще один крупный нефтегазовый комплекс, где на 3 миллиарда долларов, потраченных государством на инфраструктуру, прогнозируется около 15 миллиардов долларов частных инвестиций в нефтедобычу.

- Вы собираетесь стимулировать приток мигрантов из СНГ в Красноярский край. Сколько потребуется людей для промышленной модернизации? По какому принципу будет осуществляться отбор? Какие технические сложности вы предвидите?

- Понадобятся значительные людские ресурсы, по предварительным расчетам, не менее 200 000 человек. Мы намерены стимулировать приток в край бывших российских граждан из стран СНГ. У них есть знание языка, культуры, традиций страны - очевидно, что они быстрее адаптируются на территории. Но для успешного привлечения специалистов необходимо наладить нормальную работу миграционных служб, пересмотреть принципы миграционной политики страны, включив в ряд ее приоритетов экономическое развитие регионов. Эти задачи требуют участия в их решении Правительства. Кроме того, для обеспечения адекватными кадровыми ресурсами намеченного индустриального роста необходимы серьезные изменения в системе профессионального и высшего образования региона. Бизнес должен стать одним из активных заказчиков содержания системы образования. Именно эта идеология лежит в основе создания в Красноярске Национального университета.

- Красноярский край находится сегодня в числе лидеров по темпам осуществления реформы исполнительной власти. Как изменится структура аппарата после объединения? Ожидаете ли вы какие-то сложности в осуществлении преобразований?

- Административная реформа идет по двум направлениям. Первое - это объединение органов власти края, Таймыра и Эвенкии, причем не только администраций регионов, но и управлений федеральных ведомств, действующих на территории. Второе - реформа самой администрации края. И здесь мы идем в русле разумного мирового опыта - разделение функций госуправления, управления имуществом и контроля, повышение зарплат, сокращение штатов.

- Каков список ваших удач на посту губернатора? Что было задумано, но пока не удалось осуществить по тем или иным причинам? И, наконец, приходилось ли вам за время работы на посту губернатора кардинально менять свои планы?

- Я считаю факт успешного проведения референдума по объединению в прошлом году несомненной удачей, но не поводом останавливаться на достигнутом. Главное - что референдум стал, по сути, плебисцитом на тему предъявленного нашим людям проекта экономического развития, который мы называем "Вторая индустриализация Сибири". Впереди край ждет намного больше дел, чем осталось позади: необходимо запустить разрабатываемые сейчас инвестиционные проекты и к 2007 году, к моменту формального объединения, представить Президенту и Правительству регион с качественно организованным управлением и созданными условиями для стабильного экономического развития.

- Насколько лично вам как человеку из бизнеса интересен этот глобальный проект? Можно ли сопоставить его с частными проектами, когда-либо осуществлявшимися отечественными предпринимателями? И как долго вы бы хотели продолжать заниматься им, то есть входит ли в ваши планы сохранить за собой губернаторский пост после объединения региона?

- Если бы мне были не интересны проекты объединения и индустриализации края, я вряд ли занимался бы ими. Нельзя сказать, что я как губернатор выдумал все эти проекты или "поднял край из руин" - здесь богатейшие природные и людские ресурсы, здесь всегда была достаточно мощная промышленность, так что и активная индустриализация, и объединение - это логичные этапы развития региона. Чего не было, так это продуманного стратегического подхода к управлению промышленным и инфраструктурным комплексами, который я как человек, долгое время занимавшийся бизнесом, мог и хотел создать. За эти несколько лет многое уже удалось сделать, положено начало очень мощным индустриальным проектам, у нас есть четкое видение их реализации, и, конечно, я хотел бы их успешно завершить. Но решать Президенту.

"Как вывести село из кризиса".

("Красноярский рабочий", 08.04.06)

Секция по аграрной политике намерена внести в резолюцию IV съезда депутатов края предложения по выводу агропромышленного комплекса из кризиса. Работой секции будет руководить председатель постоянной комиссии ЗС по аграрной политике, продовольствию и землепользованию Пётр Миков. Готовящиеся предложения, в частности, предусматривают разработку и финансовое обеспечение краевой программы по стабилизации и развитию АПК в 2006-2010 годах; минимизирование ущерба сельхозпроизводителей от диспаритета цен; разработку мер по господдержке сохранения и восстановления плодородия почв; эффективные мероприятия по массовому привлечению специалистов на село. Как отметил Миков, многие проблемы села, на которые неоднократно указывали депутаты, и сегодня остаются нерешёнными. Он подчеркнул, что на заседании секции будут предложены не только меры производственно-экономического характера, но и программа социального развития села. Речь пойдёт об улучшении всей многосторонней жизни сельских поселений - о строительстве дорог, развитии образования, медицинского обслуживания, системе закрепления кадров. "Надо чётко понимать: не будет на селе производства - окончательно погибнет социальная сфера, не будет социальной сферы - некому будет работать и поднимать сельскохозяйственное производство",- сказал Пётр Миков.

"Летать ещё вкуснее".

("Красноярский рабочий", 08.04.06)

В аэропорту Красноярск ЗАО "АэроМИЛ", предоставляющее завтраки, обеды и ужины (кейтеринг) пассажирам авиакомпании "Красэйр", провело очередную рабочую презентацию бортового питания.

Её цель - детально ознакомить руководство авиакомпании со всем спектром предоставляемых на борту блюд, обсудить и разработать комплекс мер по расширению ассортимента и совершенствованию меню "небесного питания". В этом сезоне наряду с представителями "Красэйр" в презентации также приняли участие руководители служб сервиса авиакомпаний альянса AiRUnion "Самара", "Сибавиатранс", чьи воздушные суда также "заправляются" питанием в цехе бортпитания аэропорта Красноярск. На пробу пристрастным специалистам авиакомпаний-партнёров было представлено необычно разнообразное и разноплановое меню для всех классов обслуживания на борту.

На презентационных столах разместилось более 60 видов горячих блюд, более 20 видов салатов, большой ассортимент изысканных мясных деликатесов, около 80 видов кондитерских изделий и выпечки, а также нетрадиционные для бортового питания завтраки (мюсли, хлопья, орехи, блинчики с 15 разнообразными начинками и даже омлет с вариантами наполнителей). На третье наряду с привычными чёрным чаем, кофе, соком и газированной водой были предложены какао, элитные сорта чая и кофе. В ходе презентации участники давали оценки, вносили замечания и предложения по составу и внешнему виду блюд. В результате встречи были определены основные направления работы по улучшению питания на борту. В ближайшее время ассортиментный перечень блюд, предлагаемых на бортах авиакомпаний-партнёров, значительно расширится, что позволит сделать воздушное путешествие ещё более комфортным и приятным. Авиакомпания "Красэйр" предоставляет своим пассажирам право выбора типа бортового питания. При покупке авиабилета в кассе "Красэйр" можно бесплатно заказать вегетарианское, специальное (приближённое к кошерному) или детское питание. Смена меню бортового питания происходит в авиакомпании "Красэйр" посезонно. Презентация рационов бортового питания проходит дважды в год.

"Чудо-журнал".

("Красноярский рабочий", 08.04.06)

Состоялась презентация первого номера нового издания для пассажиров "AiRUnion MAGAZINE" российского авиационного альянса AiRUnion. С 1 апреля журнал распространяется на всех рейсах авиакомпаний "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "СИБАВИАТРАНС". Выпускает его "Издательский Дом СПН". "AiRUnion MAGAZINE" - это глянцевый многостраничный иллюстрированный журнал универсальной тематики, содержащий развлекательные и просветительские авторские материалы, интересные разным категориям пассажиров. На страницах издания можно ознакомиться с правилами безопасного и комфортного полёта (в т. ч. описание комплекса специальных упражнений для авиапассажиров), узнать о новостях, услугах и специальных предложениях авиакомпаний, входящих в альянс, найти справочные телефоны, схемы аэровокзалов и т. д.

Кроме того, в постоянной рубрике "Путеводитель" будет представлена исчерпывающая информация о местах развлечения и отдыха в городах базирования авиакомпаний-партнёров AiRUnion - Москве, Красноярске, Самаре, Омске. Журнал будет выходить ежемесячно, максимальным тиражом 80 тысяч экземпляров. Распространяется "AiRUnion MAGAZINE" в салонах авиалайнеров бесплатно. Ранее из числа участников AiRUnion бортовые издания выпускали лишь авиакомпании "Красэйр" и "Самара". Теперь новый журнал "AiRUnion MAGAZINE" станет постоянным спутником пассажиров всех пяти авиакомпаний альянса, выполняющих полёты более чем в 80 направлениях по России, ближнему и дальнему зарубежью. Ведь по оценкам социологов, именно в полёте пассажиры читают журналы особенно внимательно, изучая их от корки до корки.

По мнению создателей "AiRUnion MAGAZINE", уникальность журнала заключается в том, что он предназначен для пассажиров сразу пяти авиакомпаний, входящих в объединение авиаперевозчиков. Кроме того, появление официального бортового издания альянса AiRUnion расценивается специалистами как очередной шаг во внедрении единых для всех авиакомпаний-партнёров стандартов сервиса.