В Волгоградской области прокуратурой зафиксированы многочисленные нарушения законодательства, регулирующего земельные и градостроительные правоотношения. Причем, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе прокуратуры Волгоградской области, в результате проведенных проверок выявлено, что действующее законодательство нарушается всеми участниками градостроительного процесса - заказчиками, застройщиками, подрядчиками, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими государственный контроль в данной сфере правоотношений.

В прокуратуре отметили, что в первую очередь, выявлено несоответствие федеральному законодательству ряда важнейших нормативно-правовых актов органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Например, отдельные положения принятого в 2002 году градостроительного кодекса Волгоградской области вступили в противоречие с нормами градостроительного кодекса РФ, вступившего в силу в декабре 2004 года.

Администрация Волгограда в марте 2005 года также приняла постановление "О муниципальном архитектурно-строительном контроле на территории Волгограда", несмотря на то, что градостроительный кодекс РФ не предусматривает осуществления строительного контроля органами местного самоуправления. Массовые нарушения закона допускаются органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков под строительство. Зачастую в этих случаях не проводятся аукционы. Такие факты установлены в Волгограде, Калачевском, Клетском и других районах области. Нарушаются и сроки принятия решений о предоставлении земельных участков, заключения договоров их аренды, при рассмотрении заявлений о выдаче разрешения на строительство от застройщиков местные власти зачастую требуют непредусмотренные законом документы, выдают разрешения на строительство объектов, для возведения которых подобная разрешительная процедура не предусмотрена.

Администрацией Волгограда широко практиковалось заключение с застройщиками несоответствующих законодательству инвестиционных контрактов. При этом по условиям контрактов администрация в обмен на 10-12% общей жилой площади квартир обязывалась совершить в пользу контрагента действия, которые и так входят в прямые обязанности администрации, то есть предоставить земельный участок, обеспечить подготовку и своевременное принятие распорядительных документов, заключить договор аренды. Прокуратурой области в Арбитражный суд области направлено 13 исковых заявлений о признании таких контрактов недействительными. Более того, в период существования муниципального внебюджетного фонда, который был ликвидирован после вмешательства прокуратуры области, денежные средства в счет выполнения застройщиками обязательств по аналогичным инвестиционным контрактам, все же поступали в этот фонд. В настоящее время в производстве следственного управления прокуратуры области находится уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий", в рамках которого, наряду с другими нарушениями закона, исследуются факты вымогательства денежных средств у предпринимателей сотрудниками администрации города.

Со стороны заказчиков и подрядчиков строительства жилых объектов нарушения градостроительного и земельного законодательства, как правило, связаны с самовольным занятием земельного участка, либо использованием земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, финансированием и реализацией проектов строительства, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы. Многими застройщиками игнорируются требования Федерального закона и договоры долевого участия в строительстве с гражданами заключают до получения организацией разрешения на строительство.

Деятельность государственных органов, уполномоченных на осуществление земельного контроля и строительного надзора на территории Волгоградской области (Управления Роснедвижимости, Управления Госстройнадзора) тоже подверглась критике со стороны прокуратуры. Так, прокуратура выявила что этими контролирующими органами не обеспечивается реальное устранение нарушений закона и не оказывается существенного влияния на состояние законности в сфере земельных и градостроительных правоотношений, что создаёт благоприятные условия для нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Так, Управлением Роснедвижимости в 2005 году проверками охвачено только 22% земельного фонда области, выявлено 1055 нарушений земельного законодательства (органами прокуратуры - 2335), из них устранено всего 634. Государственными инспекторами по использованию и охране земель в 2005 году проверено 729 правовых актов, из них выявлено 4 незаконных постановления (в то время, как прокурорами опротестовано 1312 незаконных правовых актов по земельным вопросам). Не налажен управлением Роснедвижимости и должный контроль за работой его территориальных отделов. В результате чего в некоторых муниципальных образованиях области государственный земельный контроль фактически отсутствует. В прошлом году низкая эффективность государственного земельного контроля наблюдалась в Алексеевском, Новоаннинском, Суровикинском, Жирновском, Даниловском, Ленинском, Руднянском районах, в городе Михайловке и ряде других муниципальных образований области.

Управлением Госстройнадзора области при явных признаках состава административного правонарушения не всегда возбуждаются соответствующие производства, вследствие чего нарушается принцип неотвратимости наказания за совершённое правонарушение, и виновные лица избегают ответственности. Управление не инициирует возможности приостановления противоправной строительной деятельности, не осуществляет исковую работу. В отдельных случаях вне поля зрения указанных контролирующих органов оставались факты грубых нарушений закона, при выявлении которых органами прокуратуры возбуждались уголовные дела. Например, прокуратурой Кировского района Волгограда в марте 2006 года возбуждено уголовное дело по статье 330 УК РФ по факту самовольного строительства ЗАО "ПСК "Саммит" многоквартирного жилого дома при отсутствии правоустанавливающих документов на землю и разрешения на строительство. Как показала проверка, деятельность этой фирмы управлением Госстройнадзора области и управлением Роснедвижимости не проверялась, либо проверялась формально, хотя противоправная деятельность осуществлялась на протяжении нескольких месяцев.

В целях устранения перечисленных, а также иных нарушений закона, прокурорами внесено в различные инстанции 115 представлений, по результатам рассмотрения которых 26 должностных лиц уже привлечены к дисциплинарной ответственности, опротестовано 239 незаконных правовых актов, должностным лицам объявлено 15 предостережений, возбуждено 216 административных производств и 14 уголовных дел. В суды направлено 37 исковых заявлений.